Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Структура, масштабы, динамика и факторы развития общественного сектораСтр 1 из 52Следующая ⇒
Понятие и история формирования общественного сектора Общественный сектор является совокупностью ресурсов экономики, находящихся в распоряжении государства и общественных организаций (в том числе органов местного самоуправления). Он представляет собой часть экономического пространства, в которой: • во-первых, рынок не действует или действует только частично, а следовательно, преобладает нерыночный способ координации экономической деятельности, нерыночный тип организации обмена деятельностью; • во-вторых, производятся, распределяются и потребляются не частные, а общественные блага; • в-третьих, экономическое равновесие между спросом и предложением общественного (коллективного) блага обеспечивается государством, органами местного самоуправления и добровольно-общественными организациями с помощью соответствующих социальных институтов, в первую очередь с помощью бюджетно-финансовой политики. Концепции, раскрывающие взаимоотношения общества и экономики в период, когда смешанная рыночная экономика находилась в зачаточной стадии, можно назвать предтеориями общественного сектора. Немецкий экономист Ф. Лист в середине XIX в. выдвинул тезис. По его мнению, страны в своем развитии проходят несколько стадий. Пока страна не достигла стадии гармоничного равновесия, отсутствуют условия для функционирования свободной рыночной экономики, необходима активная роль государства в преодолении отставания. Во второй половине XX в. возникли японская и юго-восточная теории развития. Они делали ставку на активную роль государства в проведении структурной политики и поддержке ориентированных на экспорт отраслей экономики. Важно отметить, что одним из факторов японского экономического чуда была мощная государственная поддержка развития человеческого капитала и обеспечение социальной устойчивости нации. Оригинальная теория обоснования экономической роли государства была предложена в середине XX в. французским экономистом Ф. Перру.. Исходной предпосылкой в рассуждениях Перру является то, что экономика в целом не гармонизирована, так как каждый из полюсов действует в своих интересах, каждый тянет в свою сторону. В этой связи он делает вывод о необходимости создания общего полюса роста в масштабе всей нации, который подчинил бы себе все остальные системы. Таким единственным центром по Перру может быть только государство. Для Дж.М. Кларка целью являлось «сбалансированное общество». Лишь разумное равновесие противоположных интересов может способствовать достижению желанных целей: максимальной занятости, обеспеченности, мира и чувства общности людей. Все это требует сознательных усилий и всей энергии общества; сам по себе рынок или само по себе государство едва ли способны это обеспечить. Немаловажное значение для обоснования необходимости общественного сектора, активной экономической роли государства имеет теория общественного блага, выдвинутая в середине XX в. американским профессором П. Самуэльсоном. Данная теория исходит из положения о наличии некоего экономического пространства, где рынок не срабатывает, проваливается, и для устранения провалов рынка необходим общественный сектор. Требуется он и для регулирования отрицательных последствий функционирования рыночных механизмов. Общественный сектор в экономике реализуется через систему общественных благ.
Структура, масштабы, динамика и факторы развития общественного сектора Общественный сектор- это составная часть и неотъемлемое звено современной смешанной экономической системы. Общественный секторпредставляет собой совокупность ресурсов, находящихся в распоряжении общества и используемых для организации производства и поставки общественных благ в сферах экономической деятельности, где рынок полностью или частично не срабатывает, т.е. имеют место провалы рынка. Структураобщественного сектора может быть определена с позиций плюрализма (множество) форм собственности. Собственность представляет собой многогранное общественное явление, сочетающее в себе экономическиеи правовые(юридические) стороны. Экономическая сторонасобственности отражает базисные отношения присвоенияусловий и результатов производства, что определяет место ироль людей в системе отношений распределения ипотребления благ. Правовая сторона собственностипроявляется в наборе собственнических правомочий,закрепленных за разными субъектами, в выделении объектов исубъектов прав собственности, в спецификации правсобственности, четком разграничении прав собственности и их законодательной защите.Полная характеристика структуры форм собственности возможна на основесочетания экономической и правовой трактовок собственности. Приклассификации форм собственности необходимо учитывать конкретныеисторические условия развития национальных экономик. В России в 1990-е гг. произошла смена социально-экономической системы и в результатеширокомасштабной приватизации государственной собственностиутвердилась многоукладная экономика с преобладанием частного сектора. Современная структура собственностив Россиихарактеризуется доминирующим положением частной собственности. Частная собственностьсуществует в двух видах: собственность граждан(физических лиц) и собственность юридических лиц. Государственная собственностьвключает два видасобственности: федеральную собственность(Российской Федерации) и собственность субъектовРоссийской Федерации.Наряду с государственным сектором существует муниципальный сектор, экономической основой которого являетсямуниципальная собственность, а управление ею осуществляюторганы местного самоуправления. Муниципальное управление как специфический вид управленияимеет двойственную природу, сочетая общественные игосударственные начала.Общественная сторона муниципального управленияпроявляется в том,что органы местного самоуправления не входят в систему органовгосударственной власти, административно независимы от них и существуютавтономно (имеют собственные органы управления.). За местным самоуправлением законодательно закрепленасобственная (исключительная) компетенция - обеспечить самостоятельно ипод свою ответственность решение населением вопросов местного значения.По сравнению с государственными органами власти местное самоуправлениенаиболее приближенная к гражданам власть. Государственная сторона муниципального управленияхарактеризует взаимодействие государства с органами местногосамоуправления. Она акцентирует внимание на властных началахмуниципального управления, а решения органов местногосамоуправления являются обязательным для населениямуниципального образования. Государство позволяет органамместного самоуправления самостоятельно выполнять частьобщественных дел в рамках четко обозначенных в законе.Особое положение в современной экономике занимает сектор негосударственных некоммерческих организаций. Какгосударственные и муниципальные секторы, он действует всфере экономической деятельности, где существуют провалы(изъяны) рынка и подобно им выполняет роль производителя ипоставщика общественных благ. Негосударственные некоммерческие организации непосредственно не относятся к общественному сектору. Они формируют особый, специфический, так называемый третий сектор, который занимает промежуточное положение между общественным и частнопредпринимательским секторами, между государственными и рыночными институтами. Общепризнанной становится усиливающаяся взаимосвязь и взаимодействие некоммерческих негосударственных организаций с общественным сектором. Общее, что их объединяет, - это их некоммерческая природа, ориентация их деятельности не на извлечение прибыли, а на достижение общественного блага, общественно полезных целей(миссии). Они в большинстве случаев выступают в роли союзника и партнера на экономическом пространстве, где действуют провалы (изъяны) рынка. В этой зоне негосударственные некоммерческие организации как гибкие организационно-правовые структуры создаются добровольно по инициативе граждан, без жесткой бюрократической регламентации, демократическим путем, обладают независимостью и самостоятельностью. Существует несколько разнонаправленных факторов, влияющих на объем и структуру общественных расходов и определяющих динамику их движения. Эти факторы отражают изменяющуюся роль основных функций и задач государства в современном обществе. Эти факторы: 1.Значение творческого потенциала человека возрастает. А следовательно расходы на развитие человека растут. Инвестиционные вложения в человеческий капитал улучшают качество трудовых ресурсов, а следовательно, способствуют повышению производительности труда, росту конкурентоспособности продукции, снижению числа безработных и преступности. 2.Государственная финансовая политика в сфере научных исследований. Научные исследования - основа будущего технического прогресса, определяющая лидирующее положение страны на мировом рынке. 3. Государственные инвестиции в инфраструктуру. Необходимо также увеличивать государственные инвестиции и инфраструктуру и охрану окружающей среды, т.к. это приведет к улучшению общих условий экономической деятельности в стране. 4.Немало важная проблема выравнивание уровней доходов разных групп населения,избегая ловушки для бедных (высокие социальные платежи малообеспеченным отбивают желание работать). Поэтому в государственные программы представления трансфертов вносятся существенные изменения, направленные на оказание помощи для самопомощи (т.е. для перехода к активной трудовой и предпринимательской деятельности). 5.Социальное обеспечение. Во многих развитых странах появилась проблема возможности государственного финансирования социального обеспечения. Это связано с особой демографической ситуацией (старение населения), а следовательно, рост расходов на содержание пенсионеров в 3 - 3,5 раза выше, чем на молодого человека. 6.Факторы, влияющие на снижение дефицита государственного бюджета. Этими факторами являются, например, сокращение военных расходов и увеличение в результате этого средств для других социальных нужд ( мирные дивиденды).
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 617. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |