Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Структура, масштабы, динамика и факторы развития общественного сектора




Понятие и история формирования общественного сектора

Общественный сектор является совокупностью ресурсов эконо­мики, находящихся в распоряжении государства и общественных организаций (в том числе органов местного самоуправления). Он представляет собой часть экономического пространства, в которой:

во-первых, рынок не действует или действует только час­тично, а следовательно, преобладает нерыночный способ координации экономической деятельности, нерыночный тип организации обмена деятельностью;

• во-вторых, производятся, распределяются и потребляются не частные, а общественные блага;

в-третьих, экономическое равновесие между спросом и пред­ложением общественного (коллективного) блага обеспечи­вается государством, органами местного самоуправления и добровольно-общественными организациями с помощью соответствующих социальных институтов, в первую очередь с помощью бюджетно-финансовой политики.

Концепции, раскрывающие взаимоотношения общества и экономики в период, когда смешанная рыночная экономика находилась в зачаточной стадии, можно назвать предтеориями общественного сектора.

Немецкий экономист Ф. Лист в середине XIX в. выдвинул те­зис. По его мнению, страны в своем развитии проходят несколько стадий. Пока страна не дос­тигла стадии гармоничного равновесия, отсутствуют условия для функционирования свободной рыночной экономики, необходима активная роль государства в преодолении отставания.

Во второй половине XX в. возникли японская и юго-восточная теории развития. Они делали ставку на активную роль государства в проведении структурной политики и поддержке ориентированных на экспорт отраслей экономики. Важно отметить, что одним из факторов японского экономического чуда была мощная государ­ственная поддержка развития человеческого капитала и обеспече­ние социальной устойчивости нации.

Оригинальная теория обоснования экономической роли госу­дарства была предложена в середине XX в. французским эконо­мистом Ф. Перру.. Исходной предпосылкой в рассуждениях Перру является то, что экономика в целом не гармонизирована, так как каждый из полюсов действует в своих интересах, каждый тянет в свою сторону. В этой связи он делает вывод о необходимости создания общего полюса роста в масштабе всей нации, который подчинил бы себе все остальные системы. Таким единственным центром по Перру может быть только государство.

Для Дж.М. Кларка целью являлось «сбалансированное обще­ство».  Лишь разумное равновесие противоположных интересов может способствовать достижению желанных целей: максимальной занятости, обеспе­ченности, мира и чувства общности людей. Все это требует созна­тельных усилий и всей энергии общества; сам по себе рынок или само по себе государство едва ли способны это обеспечить.

Немаловажное значение для обоснования необходимости об­щественного сектора, активной экономической роли государства имеет теория общественного блага, выдвинутая в середине XX в. американским профессором П. Самуэльсоном. Данная теория ис­ходит из положения о наличии некоего экономического простран­ства, где рынок не срабатывает, проваливается, и для устранения провалов рынка необходим общественный сектор. Требуется он и для регулирования отрицательных последствий функционирова­ния рыночных механизмов. Общественный сектор в экономике реализуется через систему общественных благ.

 

 

Структура, масштабы, динамика и факторы развития общественного сектора

Общественный сектор- это составная часть и неотъемлемое звено современной смешанной экономической системы.

Общественный секторпредставляет собой совокупность ресурсов, находящихся в распоряжении общества и используемых для организации производства и поставки общественных благ в сферах экономической деятельности, где рынок полностью или частично не срабатывает, т.е. имеют место провалы рынка.

Структураобщественного сектора может быть определена с позиций плюрализма (множество) форм собственности. Собственность представляет собой многогранное общественное явление, сочетающее в себе экономическиеи правовые(юридические) стороны. Экономическая сторонасобственности отражает базисные отношения присвоенияусловий и результатов производства, что определяет место ироль людей в системе отношений распределения ипотребления благ. Правовая сторона собственностипроявляется в наборе собственнических правомочий,закрепленных за разными субъектами, в выделении объектов исубъектов прав собственности, в спецификации правсобственности, четком разграничении прав собственности и их законодательной защите.Полная характеристика структуры форм собственности возможна на основесочетания экономической и правовой трактовок собственности. Приклассификации форм собственности необходимо учитывать конкретныеисторические условия развития национальных экономик. В России в 1990-е гг. произошла смена социально-экономической системы и в результатеширокомасштабной приватизации государственной собственностиутвердилась многоукладная экономика с преобладанием частного сектора.

Современная структура собственностив Россиихарактеризуется доминирующим положением частной собственности. Частная собственностьсуществует в двух видах: собственность граждан(физических лиц) и собственность юридических лиц.

Государственная собственностьвключает два видасобственности: федеральную собственность(Российской Федерации) и собственность субъектовРоссийской Федерации.Наряду с государственным сектором существует муниципальный сектор, экономической основой которого являетсямуниципальная собственность, а управление ею осуществляюторганы местного самоуправления. Муниципальное управление как специфический вид управленияимеет двойственную природу, сочетая общественные игосударственные начала.Общественная сторона муниципального управленияпроявляется в том,что органы местного самоуправления не входят в систему органовгосударственной власти, административно независимы от них и существуютавтономно (имеют собственные органы управления.). За местным самоуправлением законодательно закрепленасобственная (исключительная) компетенция - обеспечить самостоятельно ипод свою ответственность решение населением вопросов местного значения.По сравнению с государственными органами власти местное самоуправлениенаиболее приближенная к гражданам власть.

Государственная сторона муниципального управленияхарактеризует взаимодействие государства с органами местногосамоуправления. Она акцентирует внимание на властных началахмуниципального управления, а решения органов местногосамоуправления являются обязательным для населениямуниципального образования. Государство позволяет органамместного самоуправления самостоятельно выполнять частьобщественных дел в рамках четко обозначенных в законе.Особое положение в современной экономике занимает сектор негосударственных некоммерческих организаций. Какгосударственные и муниципальные секторы, он действует всфере экономической деятельности, где существуют провалы(изъяны) рынка и подобно им выполняет роль производителя ипоставщика общественных благ. Негосударственные некоммерческие организации непосредственно не относятся к общественному сектору. Они формируют особый, специфический, так называемый третий сектор, который занимает промежуточное положение между общественным и частнопредпринимательским секторами, между государственными и рыночными институтами.

Общепризнанной становится усиливающаяся взаимосвязь и взаимодействие некоммерческих негосударственных организаций с общественным сектором. Общее, что их объединяет, - это их некоммерческая природа, ориентация их деятельности не на извлечение прибыли, а на достижение общественного блага, общественно полезных целей(миссии). Они в большинстве случаев выступают в роли союзника и партнера на экономическом пространстве, где действуют провалы (изъяны) рынка. В этой зоне негосударственные некоммерческие организации как гибкие организационно-правовые структуры создаются добровольно по инициативе граждан, без жесткой бюрократической регламентации, демократическим путем, обладают независимостью и самостоятельностью.

Существует несколько разнонаправленных факторов, влияющих на объем и структуру общественных расходов и определяющих динамику их движения. Эти факторы отражают изменяющуюся роль основных функций и задач государства в современном обществе.

Эти факторы:

1.Значение творческого потенциала человека возрастает. А следовательно расходы на развитие человека растут. Инвестиционные вложения в человеческий капитал улучшают качество трудовых ресурсов, а следовательно, способствуют повышению производительности труда, росту конкурентоспособности продукции, снижению числа безработных и преступности.

2.Государственная финансовая политика в сфере научных исследований. Научные исследования - основа будущего технического прогресса, определяющая лидирующее положение страны на мировом рынке.

3. Государственные инвестиции в инфраструктуру. Необходимо также увеличивать государственные инвестиции и инфраструктуру и охрану окружающей среды, т.к. это приведет к улучшению общих условий экономической деятельности в стране.

4.Немало важная проблема выравнивание уровней доходов разных групп населения,избегая ловушки для бедных (высокие социальные платежи малообеспеченным отбивают желание работать). Поэтому в государственные программы представления трансфертов вносятся существенные изменения, направленные на оказание помощи для самопомощи (т.е. для перехода к активной трудовой и предпринимательской деятельности).

5.Социальное обеспечение. Во многих развитых странах появилась проблема возможности государственного финансирования социального обеспечения. Это связано с особой демографической ситуацией (старение населения), а следовательно, рост расходов на содержание пенсионеров в 3 - 3,5 раза выше, чем на молодого человека.

6.Факторы, влияющие на снижение дефицита государственного бюджета. Этими факторами являются, например, сокращение военных расходов и увеличение в результате этого средств для других социальных нужд ( мирные дивиденды).

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 551.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...