Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Политико-правовое учение М. Падуанского.




Яркое и своеобразное теоретическое выражение протеста против притязаний католической церкви на светскую власть было выражено в учении Марсилия Падуанского(ок. 1280-1343 гг.). Он изучал философию, медицину, богословие, теологию права в Орлеане, в Париже. Был избран ректором парижского университета. Произведение “Защитник мира” – ответ на отлучение Людовика 4 от церкви.

Наиболее желательным в государстве является спокойствие, а не раздоры. Самая главная причина раздоров – ложное понятие о церковной власти и непомерные притязания папства. «Хорошая жизнь определяется хорошим состоянием всех частей жизни». Причины происхождения государства ( сходно с Аристотелем) – конечная цель людей, объединяющихся в государство, - хорошо жить, то есть физического, духовного блага людей. Но так как нужд у людей много, необходимо разделение занятий и должностей.

6 групп:

1. земледельцы

2. ремесленники

3. торговцы

4. воинство

5. священство

6. суд (администрация)

Первые три группы – это простой народ. Следующие 3 – почетные граждане. Суд –главная часть государства. Правительство. Назначение этой власти – устанавливать в обществе праведное и полезное.

Василий Падуанский отличает законодателя от исполнительной власти. Устройство ее может быть различно – различные формы правления.

Верховная власть всегда принадлежит законодателю, которые всегда один – народ.:

1. Только народ может дать наилучшие законы, ибо законы издаются для общего блага, а оно лучше усматривается всеми.

2. Законодателем должен быть тот, чьи законы лучше всего исполняются, то есть народ.

Причем большинство имеет и больше силы, что бы заставить непокорных исполнять закон. Санкционировать законы тоже должен народ.

Кому принадлежит право устанавливать правителя?

Ответ: опять же народу. Кто издает законы, тот и должен назначать того, кто будет приводить их в действие. Народ имеет право назначать правителя и лишать его власти в случае превышения полномочий для общего блага. Обязанности правителя – толковать закон. Правитель обязан судить и повелевать на основании закона.

Устройство исполнительной власти:

Исполнительная власть должна иметь единоличный характер. Власть должна быть выборной – выборной монархией. Народ должен выбирать лучшего правителя, тогда как случайная наследственность этого не может обеспечить. Выборный монарх больше заботиться о населении, чем наследственный. Наследственному монарху народ подчиняется по привычке. А выборный вместо привычки опирается на уважение. Также добродетель родителей не является гарантией наличия таких же качеств у детей. Итак, наилучшая форма правления по Падуанскому – выборная монархия с разделением законодательной и исполнительной властей.

Принадлежит ли церковной власти право принудительного суда?

Ответ: В Писании Христос дал своим ученикам лишь власть учить, но не принуждать. Светской власти подчинены все граждане без исключения, а духовенству принудительной власти не дано.

Слово закон имеет разнообразное значение:

1. Суждение о том, что правомерно, а что нет.

2. Предписание, сопровождаемое принуждением посредством награды \ наказания.

Главная цель закона – правда и общее благо. Второстепенная цель – твердость и прочность власти.

Распределение наград и наказаний может иметь место как в настоящей жизни так и в будущей. Закон в настоящей жизни – закон человеческий. Суд в будущем – закон Божий.

Всякий закон требует судью. Судья человеческого закона – государь. Судья Божественного – Христос.

Поскольку еретики должны быть судимы по закону Божьему, то и наказаны они могут быть Христом в будущей жизни. Священник может действовать только посредством увещевания.

Падуанский отстаивает на отделение политики от церковного авторитета и разграничивает церковную и государственную власть. Государственная власть у правителя. И духовные лица подвержены светскому суду. Церковное имущество не должно быть освобождено от податей. Право назначать служителей культа принадлежит собранию верующих, церкви. Но так как невозможно собрать всех верующих, представителей избирал Вселенский Собор.

Его компетенция:

1. Обсуждение только религиозных вопросов.

2.Издание церковных законов.

3.Наложеие наказания за неисполнение христианских обязанностей, отлучение от церкви в качестве нравственного наказания.

Церковь должна действовать только нравственными методами, но не как ни принуждением. - Эта мысль шла в разрез с той эпохой, поэтому не была принята.

Учение В. Падуанского было объявлено еретическим и в 1327 году он был отлучен от церкви и приговорен к смертной казни. Но Людовик Баварский не допустил смертной казни.

В. Падуанский во многом предварил мысли Руссо.

Учение Жана Кальвина.

Наиболее радикальным из идей Реформации былкальвинизм, основателем которого является Жан Кальвин (1509-1564). Под его руководством в Женеве была осуществлена реформа церкви в соответствии с идеями, изложенными им в труде ≪Наставления в христианскойвере≫ (1536). Идейной основой сочинения являетсяположение о божественном предопределении, согласно которому жизнь и деятельность людей складывается в соответствии с волей Бога. Изменитьсвою судьбу, предначертанную Всевышним, человекне может, но Божье отношение к себе он способенуяснить по тому, какова его жизнь. Если человек проявляет деловую активность, является бережливым ирачительным хозяином, добивается успехов в работе, то он выполняет свое жизненное предназначение. Кальвин призывает всех, независимо от своего социального положения, принять деятельное участие в общественно полезном труде и на основе полученных результатов уяснить свое место в соответствии с божественной предопределенностью.

Таким образом, Кальвин использовал религию в интересах генезиса капитализма путем активизации деятельности людей, своим трудом объективно содействующих становлению буржуазного общества. Кальвин создал новую церковь, опиравшуюся на пробуржуазные демократические принципы. Церковная община стала управляться выборной консисторией, в состав которой входили просвитеры (старосты) и проповедники, не имевшие специального священнического сана. Выборность церковных деятелейоказала свое влияние на дела светские, проявившиеся на практике в утверждении выборных начал вовластных структурах (например, в парламенте).

Идеи кальвинизма сыграли заметную роль в истории. Они получили широкое распространение в целом ряде стран Западной Европы, а также в Северной Америке; оказали воздействие на революционные процессы в Старом Свете, вместе с другими течениями общественной мысли содействовали формированию буржуазной политико-правовой мысли. Приверженцев новых церквей и религиозных учений (лютеран, кальвинистов, баптистов, адвентистов, представителей англиканской церкви и др.) стали называть протестантами. В связи с идеями преобразования церкви католическая церковь на реформаторскую деятельность ответила реакцией. Усилились гонения на еретиков. Именно тогда утверждается составленный папской цензурой ≪Список запрещенных книг≫. Возникает католический монашеский орден иезуитов, основанный в Париже И. Лойолой и ставший для папы главным орудием контрреформации.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 326.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...