Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Зарождение и развитие мусульманской правовой мысли в странах Арабского Востока.




Ислам– одна из самых молодых религий. Зародилась, примерно, в 7 веке на Аравийском полуострове во время перехода арабский племен от родового строя к государственному. Слово «Ислам» означает предания себя воле божьей, покорность. Его основателем считается Мухаммед из Мекки (родился, примерно, в 570 году). В 610 году Мухаммед выступил с проповедью конца света и великого и страшного суда, призывая поклоняться единому Богу – Аллаху, объявил себя его пророком. Проповедь Мохаммеда не нашла поддержки и он бежал из Мекки.
Летоисчисление ислама считается с момента бегства 622 года. В 630 году Мекка сдалась Мухаммеду и приняла Ислам. Источниками вероучения ислама являются Коран (запись проповедей, наставлений и изречений Мухаммеда) и Сунна (рассказы о высказываниях и поступках Мухаммеда). Всего 114глав и сур. Сунна – второй источник Ислама. Ислам – монотеистическая религия. Принцип единобожия. Коран очень многое взял от христианства (Ной, Авраам, Моисей, Иисус и Мухаммед). Ислам проповедует равенство в вере. Последователи Ислама рассматривались как семья, единое целое. Коран и Сунна — основа религиозных, правовых и моральных норм, регулирующих все стороны жизни мусульманина, определяющих "правильный путь к цели" (шариат). Исламу противостоит священная война – джихад. В Исламе противоречиво сочетаются понятия насилия и мира, любви к ближнему. Мухаммед был и политиком тоже. Ислам – это и религия и государство. С момента Мухаммеда отсутствует различие светской и духовной жизни. Ислам настаивает на единовластии религиозной и государственной сферах. По Исламу Власть принадлежит Аллаху, а управляет ей через земного правителя. Государство – Имамат. Халифат.
После завоевания земель в 7-8 веках в Исламе появились много сект. Мухаммед имел последователей, халифов. Первый – абу – Бекра, второй Омара, третий Осман, четвертый Али. Борьба Али и родственников Омары привели к расколу Ислама. Возникает секта Хариджитов.
Сунниты - ортодоксальное направление мусульман, к которым ныне относятся 90% населения. Муавия провозгласил себя халифом. А противниками этого течения стали называться шиитами. Раскол происходил в видении политики: Сунниты утверждают, что халиф избран общиной или ее представителями. Шииты признают законными халифами только четвертого халифа Али (родственника Мухаммеда) и его прямых потомков, считают их власть божественным установлением и отстаивают принцип передачи власти по наследству. В отличие от шиитов, хариджиты утверждали, что халифом может быть избран любой мусульманин.
Особенность ислама в том, что Коран и Сунна считаются действующим правом.

17. Политическая доктрина ислама: суннизм и шиизм. Учение о Халифате.

К XI – XII вв. в арабском мире сформировалось учение о государстве. Оно развивалось в рамках доктрины мусульманского права.

Мусульманское право выступает в качестве общественного регулятора, оно не знает норм, регулирующих властные (вертикальные) отношения, и умалчивает о формах правления. Мусульманское право утверждает верховенство шариата.

Термин «государство» в арабской литературе не употребляется. Используются термины «имамат» (руководство молитвой) и «халифат» (основан на преемстве). Со временем халифат стал рассматриваться как сущность государства и специфическая форма правления. Халифат стал пониматься в качестве функции осуществления верховной власти и поддержания веры мусульманской общины. Власть халифата – это верховная власть. В основе халифата лежит единоличная власть монарха.

К XI в. в мусульманском праве сформировались такие школы, как сунниты и шииты. По мнению суннитов, правовой характер халифату придавала иджма (мнение народа, общины). Шииты же считали, что создание государства – это право Аллаха, а не общины.

По мнению суннитов, верховным носителем суверенитета является Аллах, и мусульманское государство строится на основе поручения, данного им общине. Община осуществляет высшую власть на земле, она обладает полным суверенитетом, но он является отражением суверенитета Аллаха. Община не передает своих прав халифу (правителю), она только поручает ему руководить собой. Община вправе законодательствовать лишь по вопросам, которые не урегулированы Кораном и Сунной. Община подчиняется халифу лишь потому, что он следует предписаниям Корана.

Шииты считали по-другому. По их мнению, единственный носитель суверенитета – Аллах. От его имени государство руководит правитель, который подчиняется шариату, отражающему волю Аллаха, и не связан волей общины.

Вопрос о замещении поста главы государства у суннитов и шиитов тоже решается по-разному. Первые убеждены, что данный пост замещается в силу особого договора, заключаемого между общиной и претендентом на халифат. А шииты утверждали, что имам не избирается общиной, а является прямым представителем Аллаха и пророка. Пророк назначает преемника и передает ему власть. Можно утверждать, что в суннитской школе община является посредником между людьми и Аллахом.

Еще один вопрос, который разрешался мусульманскими школами по-разному, это вопрос о пределах власти главы государства. Сунниты считали, что власть государства не абсолютна, она не пользуется привилегиями. Правитель должен жить, как простой мусульманин. Он может вводить новые нормы лишь потому, что он является «знатоком права». Шииты, в отличие от суннитов, утверждали, что имам наделен высшей властью и стоит выше других мусульман. Личность имама – священна.





Правовые идеи Абу Юсуфа.

Согласно концепции Абу Юсуфа о халифате, классический халифат можно обеспечить путем успешного разрешения проблем, связанных с правильным установлением и сбором налогов, эффективным управлением административно-правовыми единицами, обязательностью сохранения государственной собственности на землю, обеспечением четкого государственного надзора и хранения стратегически важных материалов, поддержкой диалога цивилизаций, разрешением социальных проблем и защитой обездоленных сословий населения, эффективной борьбой с преступностью и искоренением всяких недугов в данном направлении и т.д.

Из сказанного следует, что ханафитская теория халифата Абу Юсуфа имеет целостный, комплексный характер. В таком государстве важное место отводится налогово-правовой политике государства, правилам правосудного правления, а также впервые с научных позиций рассмотрены актуальные проблемы диалога цивилизаций, на примере конкретно взятого государства с доминирующей в нем исламской религией.

Необходимо заметить, что в системе учений ханафизма о халифате именно государственно-правовые концепции Абуханифы и Абу Юсуфа выступают своего рода целостными, комплексными доктринами ханафитской правовой школы и именно через призму их сущности образуется в последуюшем вся система ханафитских представлений о халифате.

Другие классики и авторитеты ханафитской школы права, помимо Абуханифы и Абу Юсуфа, главным образом занимались исследованиями отдельных сфер классической сущности халифата. Практически все ученыеправоведы школы, начиная с Зуфара, Мухаммада Шайбани и других, были сосредоточены на объяснении роли и значения судебной власти в обеспечении справедливой сущности халифата. Многим из них в данной области принадлежат специальные доктринальные труды.1 Практически все они были профессиональными практиками и в свое время занимали государственные и судейские должности, исходя из соображений нужд общества и народа, а не из стремления к достижению какой-либо корыстной цели.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 484.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...