Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Политико-правовые идеи римских юристов




В Древнем Риме занятие правом первоначально было делом понтификов, одной из коллегий жрецов. Ежегодно один из понтификов сообщал частным лицам позицию коллегии по правовым вопросам. Около 300 г. до н. э. юриспруденция освобождается от понтификов. Начало светской юриспруденции согласно преданию связано с именем Гнея Флавия. Будучи вольноотпущенником и писцом видного государственного деятеля Аппия Клавдия Цека, он похитил и опубликовал составленный последним сборник юридических формул, употреблявшихся по закону в процессе. В начале II в. до н. э. Секст Элий Пет,видный государственный деятель, дополнил сборник Флавия новыми исковыми формулами. Он опубликовал и другую книгу, в которой соединил Законы XII таблиц с комментариями юристов и вековыми формулами. В середине II в. до н. э. значительный вклад в развитие юриспруденции, особенно гражданского права, внесли М. Манилий, П. Муций Сцевола и М. Юний Врут. Первый комментарий к преторскому эдикту написал Сервий Сульпиций Руф (консул 51 г. до н. э.). Из большого числа известных юристов классического периода наиболее выдающимися были Гай (II в.), Папиниан (II–III вв.), Павел вв.), Ульпиан вв.) и Модестин вв.). Специальным законом Валентиниана III (426 г.) о цитировании юристов положениям этих пяти юристов была придана законная сила. При разноречиях между их мнениями спор решался большинством, а если и это было невозможно, то предпочтение отдавалось мнению Папиниана.

Основное внимание римские юристы уделяли разработке проблем частного права, и прежде всего цивильного права. Юрист Гай трактовал цивильное право как право, установленное у того или иного народа (например, у римлян, греков и т. д.). Эта трактовка дополняется у Папиниана указанием источников цивильного права – законов, плебисцитов сенатускон-сультов, декретов принцепсов, положений ученых юристов. В качестве источника «дополнения и исправления цивильного права» характеризуется им претор-ское право. В этом же духе Марциан называл претор-ское право «живым голосом цивильного права».

В области цивильного права римские юристы обстоятельно разработали вопросы собственности, семьи, завещаний, договоров, правовых статусов личности и т. д. Особой тщательностью отличается их освещение имущественных отношений с позиций защиты интересов частного собственника. Объектом собственности наряду с животными и другими вещами являются согласно римскому праву и учению юристов также и рабы. Право народов, как его понимали римские юристы, включало в себя как правила межгосударственных отношений, так и нормы имущественных и иных договорных отношений римских граждан с неримлянами (перегринами). В своей значительной части это право народов создавалось под влиянием эдиктов магистратов, обладавших правом юрисдикции в отношении перегринов, а также императорских конституций и правотворческой деятельности юристов. Все это обеспечило взаимодействие и взаимовлияние норм цивильного права и права народов, превращение последнего в такую ветвь римского права, которая защищала политические позиции римского государства и частные интересы римлян в их отношениях с неримскими народами и отдельными лицами. Право народов содержало целый ряд норм международно-правового характера. Согласно праву народов море является «общим для всех». Понятие «враги» используется у Гая и Помпония для обозначения лишь тех, кому римлянами публично объявлена война или кто сам публично объявил войну римлянам.

Творчество римских юристов оказало большое влияние на последующее развитие правовой мысли.Это обусловлено как высокой юридической культурой римской юриспруденции, так и той ролью, которая выпала на долю римского права в дальнейшей истории права.

 

 

Политические идеи раннего христианства.

Социально-нормативное регулирование возводилось к Богу. Для раннего христианства характерно стремление сделать религиозные заповеди непосредственными правилами всего поведения человека.

Первохристиане не рассматривали право как относительно обособленную самостоятельную сферу регулирования, а брали его в составе общественно-морального религиозного правового регулирования.

В основе христианства согласно Новому Завету лежит правда, справедливость, непосредственно идущая от Бога. Правда и свобода составляют объединение божественного закона, предписанного людям.

Необходимость такого закона вызвана тем, что человек вследствиесвоего несовершенства, слабости отступает от справедливости, впадает в грех и нуждается в спасении. Новый Завет: закон положен не для праведников, а для нечестивых и грешников. В послании Павла Римлянам: где нет закона, нет и преступления.

Принцип эквивалента. Равное за равное, как универсальная норма обмена и воздаяния. Людей стоит рассматривать как формально равных субъектов общения. Эквивалент используется:

1) в обмене благами, услугами, товарами (какой мерой меряете, такой и вам мерой будет отмерено),

2) воздаяние за ущерб и зло (каким судом судите, таким судом и будете судимы).

Эквивалент используется в становлении личности, индивида, в личной ответственности человека за свои деяния.У первохристиан принцип эквивалента был подчинен гуманистическим идеалам нового человека и его свободы.

Принцип обязанности трудиться. Труд стал рассматриваться как непременное качество нового человека. Все обязаны трудиться, работать собственными руками. Трудиться должны все, никто не должен жить чужим трудом. Принцип обязательного труда приводит первохристиан к отрицанию распространения эксплуататорских норм.

Принцип осуждения богатства является приложением принципа «не трудится - не ест». У первохристианства богатство - причина порчи человека, корень всех зол. Осуждая имущих, идеологи раннего христианства защищают право простых людей на свободу.

Раннее христианство представляет новый этап в учении о государстве и свободе. Идея возводится первопреемниками к высшей сущности (Богу) и означает равенство людей перед Богом как наследников и детей божьих. Через сопричастность к Богу человек также обладает разумом и свободой. Все другие критерии равенства являются производными от него.

Раннее христианство послужило предтечей выработки правовых норм римскими юристами и оказало влияние на регулирование всех жизненных устоев человека

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 294.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...