Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Общественный и государственный строй Древней Индии




Исторические условия возникновения и особенности общественного строя древневосточных государств.

Понятие «Древний Восток» впервые появляется в трудах греков и римлян, под ним подразумевались все страны, расположенные восточнее Греции и Рима.

В начале 20 века в науке к древневосточным стали относитья государства на территории Азии и Африки, позже – закавказкие районы Европы, в конечном счете, государствами Древнего Востока принято считать Египет, Двуречье, страны малой Азии, Иран, Индию и Китай. Приблизительно становление государства здесь связывают с 4-3 тыс. до н.э.

Общие черты государств Древнего Востока:

- одинаковое географическое положение: все государства Древнего Востока находятся в одном поясе – тропики или субтропики

- все государства расположены вдоль берегов рек

- все страны Др Востока были сельскохозяйственными

- наличие разветвленной системы ирригационных сооружений (искусственного орошения полей)

- существование сельской общины и общинной собственности

- все гос-ва развивались как рабовладельческие

- древневосточная деспотия (в форме монархии, во главе единоличный правитель) возникает там, где экономические, культурные и политические достижения общества начинают использоваться в интересах жестко-централизованного государства с разветвленным бюрократическим аппаратом, такая система всегда носит тоталитарный характер (всеобъемлющий, всеохватывающий контроль государства над всеми проявлениями жизни общества)

- существовали три одинаковых ведомства: финансовое, военное, ведомство общественных работ

Особенности стран Древнего Востока:

- чем более экономически было развито государство, тем менее деспотичным было положение главы государства, и наоборот

- наличие кастовости:

в Древней Индии 4 касты:

· брахманы,

· кшатрии,

· вайшьи,

· шудры

отдельно шли неприкасаемые

в Древнем Вавилоне:

· авилум – «мужчина, человек», им принадлежали все гражданские и политические права;

· мушкенум - «бьющий челом» - им принадлежали все гражданские, но , высших должностей не занимают;

· тамкары - «торговые посредники» - обладают гражданскими правами, но должностей никаких не занимают; рабы – государственные, общинные, частновладельческие

- рабы дедились на гос-ых, общинных и частновладельческих

- положение женщины в обществе: наиболее высокое положение женщина занимала в Древнем Египте, наиболее низкое – в Китае и Индии).

 

Общественный и государственный строй Древней Индии

Самым крупным и сильным государством того времени была Магадха. Наивысшего могущества это государство достигло при династии Маурьев. Но Маурьям не удалось сохранить единство государства и позднее Индия распалась на множество государственных образований.

С разложением первобытно-общинного строя и развитием общественного и имущественного неравенства связано появление замкнутых сословий — варн.

Было 4 варны:

· брахманы — члены жреческих родов,

· кшатрии — военная аристократия,

· вайшья — рядовые общинники,

· шудры — неравноправные члены общества.

Брахманы занимали наиболее почетное место в обществе. Возникновение шудр связывается с участившимися войнами и усилением имущественного и общественного неравенства. В результате этого появилось большое число людей — нечленов общин — шудр. Чужаки, принятые в общину, не получали равных со свободными общинниками прав. Они не допускались к решению общественных дел, не участвовали в племенном собрании и т.д.

С окончательным оформлением рабовладельческого государства деление всех свободных на четыре варны было объявлено существующим порядком и освящено религией (богом считался Брахма, а остальные варны созданы как бы из частей его тела).Утверждаются строгая эндогамность (заключение браков между представителями одной варны). Запрещался переход из одной варны в другую. Устанавливалось разное материальное возмещение за убийство лица в зависимости от его принадлежности к определенной варне: за проступки члена высшей варны по отношению к члену низшей полагалось более мягкое наказание, чем в обратном случае.

Для каждой варны был сформулирован свой закон образа жизни — дхарма. Государственное управление оставалось в ведении двух первых варн. Вайшьям было предписано заниматься земледелием, скотоводством, ремеслом и торговлей. Шудрам предписывалось находиться в услужении у трех высших варн.

Со временем варны претерпели изменения и перешли в касты. Теперь линия раздела проходила главным образом между знатью — брахманами и кшатриями, с одной стороны, и простонародьем — вайшьями и шудрами — с другой. Особое место в обществе занимали лица, оказавшиеся вне варн. Это были палачи, мусорщики, могильщики. Будучи свободными, они являлись совершенно бесправными и составляли особую касту неприкасаемых.

Существовала сельская община. В общины объединялась значительная часть населения — свободные земледельцы. В определенном отношении она была самостоятельна в своих внутренних делах. Свободные жители на собраниях решали различные вопросы управления, хотя все большее значение приобретали главы деревни. Вначале глава общины выбирался на собрании общинников, затем утверждался государственной властью, превращаясь постепенно в ее представителя.

Древнеиндийское государство возникло как рабовладельческое, тем не менее в его праве отсутствует отчетливое противопоставление свободных и рабов. Существенной особенностью древнеиндийского рабства было наличие государственного законодательства, направленного на ограничение произвола хозяина по отношению к рабам. Например, запрещалось продавать детей-рабов без родителей; хозяин при использовании труда раба был обязан учитывать его кастовое положение, индийские рабы могли иметь семьи, собственность, право на наследование, право собственности на получаемые дары. Но при этом у раба не было права на свою личность: он был вещью в образе человека, полностью находящейся во власти другого.

Основой государства считался царь. Принцип наследования соблюдался очень строго. Еще при жизни царь назначал одного из своих сыновей наследником престола.

Маурийский царь стоял во главе государственного аппарата и обладал законодательной властью. Эдикты издавались от имени и по повелению царя. Он сам назначал крупных государственных чиновников, являлся главой фискальной администрации, верховным судьей. Он же считался командующим армией, численность которой была огромна.

Большую роль при дворе играл царский жрец, принадлежавший к влиятельному брахманскому роду.

Совет царских сановников — паришад существовал и ранее, но именно в эпоху Маурьев приобрел функции политического совета. Он занимался проверкой всей системы управления и выполнением приказов царя. Кроме паришада, действовал тайный совет, состоящий из нескольких особо доверенных лиц. Паришад как политический орган состоял из знати — военной и жреческой, которая стремилась сохранить свои привилегии и ограничить абсолютную власть правителя.

Сабха — широкое по составу собрание знати и представителей городского и сельского населения, выполнявшее очень важные политические функции.

Территория государства в эпоху Маурьев делилась на провинции. Во главе четырех главных провинций находились царевичи. Помимо деления на главные провинции существовало деление на обычные провинции, области, округа. Низшей единицей провинциального управления являлась деревня.

 

4. ЗАКОНЫ МАНУ - ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА.

В Древней Индии понятие “право” было неизвестно. Жизнь индийцев подчинялась скорее этическим, чем правовым нормам. При этом эти нормы носили явный отпечаток религии. Нормы, определяющие поведение людей в их повседневной жизни (дхармы) содержались в сборниках - дхармашастрах. Наиболее известная дхармашастра - законы Ману (Ману - мифический Бог). Эти законы появились в период 2 в. До н.э. и 2 в. Н.э. Законы Ману состоят из 2685 статей , написанных в форме 2-стиший (шлок). Немногие статьи имеют непосредственное правовое содержание (8-9 главы). Всего 12 глав. Главное в законах Ману - закрепление существующего варнового строя. Здесь подробно описывается происхождение , согласно религиозному учению варн, указывается на наследственно-профессиональный характер варн, определяется назначение каждой варны , привилегии высших варн. Особенностью законов Ману является религиозная окраска всех его положений.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ КАСТОВОГО СТРОЯ В ЗАКОНАХ МАНУ.

Кастовый характер права усматривается в системе преступлений и наказаний. Лица высших варн (2-рожденные) несли меньшую ответственность за преступления, чаще всего - покаяние, штраф. Тяжесть уголовной репрессии падала на шудр , людей из низших каст, обездоленных. Брахман за убийство нес покаяние - ему брили голову, вор из низшей касты умерщвлялся. Брахман за убийство шудры платил штраф, равный стоимости вороны, собаки.

В период создания законов Ману в Индии хорошо понимали разницу между собственностью и владением и охране частной собственности уделялось большое внимание. Было 7 способов возникновения права собственности - наследование, получение в виде дара или находки, покупка, завоевание, ростовщичество, зарплата, милостынь. Также был способ “давность владения” - 10 лет, только при законном подтверждении человек из владельца превращался в собственника. Если у добросовестного приобретателя обнаруживалась украденная вещь, то она возвращалась законному владельцу. Основной вид собственности - земля (земли - царские, общинные и частные). Царь не был собственником всей земли, но он охранял землевладельцев и получал за это налоги. Наиболее важное движимое имущество - рабы, скот, инвентарь (наверное сельскохозяйственный). Община стремилась ограничить частное землевладение.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 572.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...