Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Различия между полами в интимных отношениях




В «житейском мире» широко распространено мнение о различиях в отношениях мужчин и женщин к интимной близости. Что же такое интимная близость с точки зрения научной, в восприятии мужчины и женщины? Пока нет надежных данных, характеризующих уровни или типы мотивации к интимной близости у мужчин и женщин. Поэтому лучшее, что мы можем сделать, это дать обзор современных сведений, касающихся половых различий лишь в одном из аспектов интимного поведения — откровенности с партнером.

Как показали некоторые исследования, женщины более склонны к откровенности, чем мужчины, причем девушки и женщины сообщают своим друзьям больше интимных сведений о себе, чем юноши и мужчины. Кроме того, у девушек обычно больше близких друзей, чем у юношей, а у женщин корреляция между дружбой и откровенными признаниями выше, чем у мужчин. Кроме того, женщины легче заводят «настоящую, верную, неконкурентную» дружбу с другими женщинами, чем мужчины с другими мужчинами.

Однако не все данные подтверждают мнение о разной степени откровенности мужчин и женщин. Рубин и др. (1980), изучившие 231 пару студентов колледжей, не обнаружили такого рода различий между мужчинами и женщинами: 57% мужчин и женщин совершенно откровенно рассказывали партнерам о своем прежнем сексуальном опыте, 73% мужчин и 74% женщин также откровенно говорили о тех чувствах, которые они испытывают в процессе нынешних сексуальных отношений, а 48% мужчин и 46% женщин

164


честно поведали своему партнеру о своих взглядах на будущее их связи. Несмотря на некоторые различия (например, женщины больше говорили о своих самых больших опасениях, о своих чувствах к родителям и к самым близким друзьям, тогда как мужчины — больше о вещах, которыми они гордились, о том, что им больше всего нравилось в партнершах, и о своих политических взглядах), исследователи отмечают, что в целом их выборка студентов соответствовала некой норме «полной и одинаковой откровенности». В ряде исследований также было установлено, что мужчины более откровенны со своими партнершами, чем с кем-либо другим, и что половые различия в отношении откровенности минимальны.

По мнению других исследователей, интимная близость дается женщинам несколько легче, чем мужчинам, и более свойственна им. Так, возникновение ее между лесбиянками более вероятно, чем между геями. Сексопатологи отмечают, что страх перед интимной связью относительно обычен у мужчин и более редок у женщин. Кроме того, мужчины стремятся к «немедленной интимности» чаще, чем женщины, что указывает на их глубоко неверные представления о том, как на самом деле развивается интимная близость.

Как мы можем объяснить такие различия? Во-первых, следует учитывать, что существующие исследования освещают лишь отдельные аспекты интимной близости, главным образом вербальные, такие, как раскрытие своего «я». При таком подходе с неизбежностью остается вне поля зрения анализ интимной близости как постепенно развивающегося процесса, в котором время, проводимое вместе, физический контакт и разного рода совместные действия могут оказаться важнее вербального общения. Возможно поэтому, что более разностороннее изучение вопроса выявит лишь слабые различия между мужчинами и женщинами в интимных отношениях или не обнаружит их вовсе. Однако нельзя исключить и того, что характерные для нашего общества различия в ранних стадиях социализации мужчин и женщин обусловливают последующую разницу в их способностях к интимным отношениям. Обычно в нашем обществе девочек приучают проявлять свои чувства, тогда как мальчикам внушают, что чувства следует скрывать и не выказывать признаков слабости или страха. Кроме того, девочек чаще ласкают в детстве, чем мальчиков, что может быть причиной возникающих позднее половых различий в отношении к интимной близости. Не соответствует интимности и конкурентное агрессивное поведение мальчиков, которое в целом поощряется в нашем обще-стве, тогда как благовоспитанность и чувствительность, поддерживаемые в девочках, способствуют интимному поведению.

165


Какими бы ни были различия в подготовке к интимности, связанные с типом социализации в детстве, мужчины, несомненно, вполне способны к интимным отношениям: просто некоторым из них необходимо какое-то время, чтобы понять, как они достигаются. Мужчины, по-видимому, особенно стремятся к интимной близости после 40 лет, хотя многим из них удается достигнуть ее в более раннем возрасте. Быть может, самую суть половых различий в интимных отношениях сумели сформировать Рубенштейн и Шавер (1982); по их словам, «мужчинам и женщинам одинаково необходима интимная близость, но женщины, несмотря на свои способности к ней, достигают желаемого реже, чем мужчины, потому что в очень многих случаях мужчины больше «берут, чем дают».



Проблемы интимной близости

Установление интимной близости, как ни стремится большинство людей, часто оказывается малодостижимой, из-за проблем, в том числе преград к возникновению интимности, страха интимных отношений, а также псевдоинтимности.

Известно, что одни легко вступают в близкие отношения, тогда как другим очень трудно пойти дальше стадии «светского знакомства». Счастливцы, относящиеся к первой группе, явно составляют меньшинство. Большинству же приходится затратить много усилий, чтобы достигнуть близости, а нередко и столкнуться с тем, что все попытки сближения остаются незамеченными или отвергаются. Ниже перечислены обычные причины тех трудностей, которые возникают при завязывании близких отношений.

1. Застенчивость. Люди, которых застенчивость заставляет избегать общения и замыкаться в себе, непреднамеренно ограничивают свои возможности для создания интимных отношений. Парадоксальным образом застенчивые люди зачастую жаждут интимности и дружбы, но, по-видимому, они не хотят или неспособны пойти на риск, необходимый для преодоления своей застенчивости.

2. Агрессивность. Люди, ведущие себя агрессивно, часто отпуги
вают других или вынуждают их занять оборонительную позицию. В
типичном случае их беспокоит, что «этот человек возьмет верх надо
мной», а мало кого привлекают отношения, в которых им уготована
роль подчиненного. Сбавив агрессивный тон и поведение, можно
повысить свои шансы на достижение близости.

3. Самовлюбленность. Поглощенность человека самим собой
обычно отталкивает от него окружающих. Всем нам знакомы люди,
которые стремятся любой ценой постоянно оставаться в центре
внимания; игнорируют потребности других (не специально, а просто

166


потому, что не замечают их); кто говорит только сам, не давая говорить никому другому, и вообще не хочет делать того, чего хочет партнер, если только это не совпадает с его собственными желаниями. Эти люди нередко инициируют интимные отношения, рассказав другим массу всего о себе, однако им трудно поддерживать длительную связь.

4. Эгоизм. Эгоизм, вытекающий из самовлюбленности, может нанести еще больше вреда развитию настоящей интимной близости. Эгоисты часто манипулируют другими людьми и стараются извлечь из них выгоду, чтобы добиться своего. Эгоистичный человек мало заботится о том, что может принести пользу его партнеру или их взаимоотношениям и старается сохранить за собой первенство для достижения собственных целей.

5. Неспособность к сопереживанию. Человеку, не желающему или неспособному принимать и понимать взгляды, мысли или чувства другого, трудно поддерживать интимную близость. Часто он не умеет выслушать другого: либо прерывает партнера, либо не воспринимает то, что тот говорит, будучи неспособным взглянуть на ситуацию его глазами. Те же, кто способен к сопереживанию, стараются не только понять, но и чем-то помочь другим.

6. Конфликтные и нереалистичные ожидания. У многих людей складываются идеализированные представления об интимной близости. В результате они ожидают невозможного, создавая ситуацию, часто ведущую к разочарованию, фрустрации и даже к отказу от интимных отношений. В других случаях цели партнеров могут оказаться настолько разными, что отношения неизбежно распадаются. Так, если один из партнеров ищет в дружбе главным образом возможность совместного времяпрепровождения и развлечения, а другой стремится к глубоко интеллектуальному общению, им вряд ли будет хорошо вместе.

Излишне говорить, что это далеко не полный перечень всех возможных преград на пути к интимности. Есть и другие факторы — депрессии наркомания или тяжелое физическое заболевание, чрезвычайно затрудняющие установление близких отношений даже при наличии всех остальных условий. Однако важно подчеркнуть, что интимная близость часто бывает чрезвычайно жизнестойкой, пробивая себе путь, несмотря на непредвиденные препятствия.

Страх интимной близости встречается часто. Основные его причины — недоверие, боязнь оказаться брошенным или потерять контроль над собой. К этому часто добавляется негативное представление о самом себе. Человеку кажется, что он не может внести в интимные отношения ничего ценного и сомневается в справед-

167


ливости оценки лица, проявляющего к нему интерес, поскольку сам считает себя неинтересным и недостойным внимания.

Недоверчивые люди, опасающиеся, что их могут бросить, решительно избегают интимных отношений, предпочитая иметь многочисленные случайные связи вместо одной, требующей взятия на себя серьезных обязательств и чреватой разочарованиями; такие люди оберегают себя от огорчений, но при этом обкрадывают себя в эмоциональном плане. Другие вступают в интимные отношения, но защищают себя, ограничивая степень сближения. Как только возникает угроза, что отношения могут стать слишком близкими, они затевают ссору, становятся невнимательными или с головой погружаются в работу; короче говоря, они отгораживаются от требований, предъявляемых отношениями с партнером, и успокаивают свои страхи, удерживая интимность под контролем. X. Каплан отмечает, что в некоторых случаях интимность дается с трудом обоим партнерам. Такие пары жаждут близости друг с другом, но по достижении определенной степени контакта начинают испытывать беспокойство. Тогда один из них старается вести себя таким образом, чтобы держать другого на расстоянии. Когда же это расстояние становится значительным, в партнерах пробуждается беспокойство и стремление к близости. Они тоскуют друг без друга и вновь сближаются, но не слишком сильно. Затем все повторяется вновь (Kaplan, 1979). Нередко страх интимности сохраняется в течение всей жизни. Иногда он коренится в травмирующих отношениях с родителями в раннем детстве; в других случаях возникает после разрыва интимных отношений, принесшего не только обиду, но и глубокое разочарование.

Подлинную интимную близость как позитивный саморазвивающийся процесс следует отличать от псевдоинтимности, в которой больше притворства, чем откровенности, больше манипулирования, чем сопереживания. Для псевдоинтимности наиболее характерны следующие признаки.

/. Стремление одного партнера переложить на другого большую часть забот и ответственности вместо того, чтобы взять их на себя.

2. Огромная пропасть между тем, что говорится, и тем, что делается.

3. Отсутствие взаимного доверия между партнерами или же сознательное и многократное нарушение доверия одним из них.

4. Односторонний или иллюзорный характер обязательств, налагаемых данной связью.

5. Эгоистичное поведение одного из партнеров и его невнима

168


тельность к интересам другого.

6. Общение одностороннее (один из партнеров либо монополизирует все разговоры, либо не имеет что сказать).

7. Командный стиль общения, когда один или оба партнера дают указания и критикуют друг друга за их невыполнение.

8. Постоянные конфликты и споры, поглощающие массу времени и энергии, но практически не приводящие к решению существенных проблем.

Это не означает, что подлинная интимная близость возможна лишь при идеальном спокойствии и привязанности партнеров друг к другу. Преданность и забота о партнере вовсе не обеспечивают непрерывное счастье или согласие по всем вопросам. Например, у очень влюбленных людей возможны моменты, когда они ненавидят друг друга, а люди, испытывающие друг к другу нежность, иногда способны на жестокость. Такая изменчивость в чувствах не означает, что между людьми нет настоящей близости. Это просто показывает, что интимные отношения — нечто очень сложное. И в конечном счете именно эта сложность придает интимной близости ее главную ценность — уникальные отношения двух людей, основанные на полной взаимности.

♦ ♦ ♦ ♦ ♦

Любовь как универсальное явление и источник, и материал для искусства начинает изучаться с точки зрения науки. В литературе разных времен и народов мы находим большое количество описаний любви. Не утратившей свою актуальность осталась древнегреческая классификация «стилей» любви: эрос - страстное физическое влечение; людус - легкая гедонистическая игра без определенных обязательств; сторге - нежная дружба, верная и надежная; прагма - взаимная забота, контролируемая рассудком; мания -одержимость с подозрительностью и ревностью; агапе - бескорыстная самоотдача, растворение в объекте любви.

Американский психолог Р. Стернберг (1988) разработал трех-компонентную теорию любви. По этой теории любовь слагается из трех частей: близости, страсти и компонента, названного «решение/обязательство ».

Близость слагается из оказания и получения эмоциональной поддержки друг другу, а также других видов поведения, создающих теплоту в любовных отношениях. Страсть основывается на сексуальном влечении, а также на ряде психологических феноменов Межличностного взаимодействия. Компонент решение/ обязательство состоит из двух частей: решения о том, что некий человек любит

169


другого человека, и осознание того, в какой степени человек готов продолжать любить. Модель любви по Стенбергу, имеет свое графическое воплощение в виде треугольника, основаниями которого являются компоненты триады, позволяет оценить степень вовлеченности каждого из партнеров в любовную связь

Обобщив данные американских ученых и дополнив их своими наблюдениями У. Мастерс описал «цикл романтической любви». Первая стадия цикла — готовность к любви — латентная, скрытая, слагается из нескольких элементов. Вторая - романтическая любовь - начинается с зарождения влюбленности, которая варьирует от внезапной «любви с первого взгляда» до постепенного процесса, развивающегося месяцами или годами. Третья - переходная - характеризует период, когда первоначальное возбуждение, вызываемое сближением с партнером, и страстность новых сексуальных отношений постепенно слабеют или вовсе исчезают. Возникают конфликты, которые могут привести к распаду отношений. При наличии у обоих любовников твердого желания сохранить отношения, любые конфликты могут быть разрешены, и тогда любовь становится прочнее, укрепившись благодаря пережитым испытаниям. Любовь переходит в новое качество — любовь-дружбу. Такая любовь основана на общих интересах, привязанности, доверии, заботах друг о друге и духовном единстве, а не на страсти. Любовь-дружба наиболее характерна для супружеских и других длительных и надежных связей. Она менее требовательна и не так поглощает человека, как романтическая любовь.

Любовная связь распадается по-разному, но в большинстве случаев это протекает болезненно. Всего около 15% связей прекращаются по взаимному согласию. Горе, которое может испытывать брошенный партнер, иногда вполне сравнимо с чувством человека, переживающего смерть супруга или кого-то из близких. Период рыданий и шока сменяется постоянными мучительными воспоминаниями; быстро вернуться к нормальной жизни удается в этом случае далеко не всем. Многие впадают в ярость, стремятся отомстить или решают избегать любовных отношений в будущем. Оказавшись в одиночестве, люди, как правило, довольно скоро становятся готовыми к новой любви. Однако бывает и так, что в результате пережитых страданий наступает своего рода «рефрактерный период», когда влюбиться вновь просто невозможно.

Любовь - понятие широкое и объемлющее. В ряде случаев любовь никак не связана с сексом. Тем не менее, мотив любви остается важным и при принятии решения о вступлении в интимную близость, и при создании семьи. Однако в своем решении вступить

170


в интимную близость или брак, люди могут руководствоваться и иными мотивами.

Исследования показывают, что мужчины и женщины обычно вступают в брак с людьми, сходными с ними по физической привлекательности, интеллектуальному уровню и другим качествам. Хотя в большинстве браков секс не занимает самое главное место, нелишне знать, насколько вы и ваш будущий супруг(а) сексуально совместимы и не возникнут ли у вас существенные затруднения в области секса.

В реальной жизни лишь в очень немногих браках постоянно сохраняются любовные отношения. Даже любовь-дружба время от времени несколько слабеет, когда возникают обычные стрессы или некоторая усталость от совместной жизни. Некоторые супруги вполне успешно поддерживают любовь, другие превращаются в деловых партнеров или своего рода «соседей по комнате». В тех случаях, когда с течением времени отношения между супругами становятся напряженными, они могут продолжать жить вместе ради детей или просто потому, что их установки не позволяют им разъехаться или развестись. Хотя в таких браках любовь отсутствует, их не всегда можно называть «неудачными». Даже удачные браки не гарантированы от исчезновения любви.

Слово интимность происходит от латинского intimus, что означает «самый внутренний» или «самый глубинный». Интимность можно определить как отношения, при которых два любящих человека тесно взаимодействуют и совершенно свободно делятся своими чувствами, мыслями и планами. Интимность обычно отмечена взаимным признанием, преданностью, нежностью и доверием. Многие психологи подчеркивают, что способность человека вступать в интимные отношения отчасти зависит от его уверенности в себе, основанной на реалистическом знании собственной персоны и на разумной степени удовлетворенности собой. Такое самоощущение помогает понять собственные потребности и чувства, а следовательно, и разделить их с другими. Приятие самого себя способствует установлению межличностной интимности еще и потому, что обусловливает естественность поведения: человеку нет нужды рисоваться и выставлять себя не тем, кто он есть на самом деле.

Процесс интимного сближения включает в себя такие основные компоненты как любовь, откровенность, доверие, преданность, честность, сопереживание и нежность. Эти компоненты обычно существуют не по отдельности, а слиты в единый сплав, усиливая и укрепляя друг друга. Нежность человек проявляет только к тому, кого любит. Она предполагает ласковость и отсутствие грубо-

171


сти. Под откровенностью понимается способность разделять неуверенность, тревоги и сугубо личные проблемы. Откровенность дает возможность рассказать о своих сокровенных мечтах и глубочайших опасениях. Она возникает постепенно, по мере того, как люди убеждаются, что их слова находят отклик у партнера по общению. С углублением откровенности приходит доверие. Доверять - значит верить, быть уверенным, открытым, не ожидать опасности. Обязательства друг перед другом (преданность) — требует, чтобы партнеры поддерживали друг друга и сохраняли верность, интимную близость в периоды кризисов, скуки, несчастья и усталости так же, как во времена благополучия и увлеченности. Когда в отношении между влюбленными закрадывается ложь, это обычно снижает качество общения, а тем самым наносит вред интимным отношениям. Если один из партнеров начинает прибегать к обману, даже из лучших побуждений, обнаружение обмана почти неизбежно ведет к потере доверия. Честность предполагает искренность, прямоту, правдивость. Быть честным в интимных отношениях не означает отказываться от права на закрытость в отношениях с любимым(ой). Сопереживанием называют способность понимать и разделять чувства и взгляды другого человека.

По данным исследований интимная близость дается женщинам несколько легче, чем мужчинам, и более свойственна им. Сексопатологи отмечают, что страх перед интимной связью относительно обычен у мужчин и более редок у женщин. Кроме того, мужчины стремятся к «немедленной интимности» чаще, чем женщины, что указывает на их глубоко неверные представления о том, как на самом деле развивается интимная близость. Различия между мужчинами и женщинами по такому аспекту интимной близости как откровенности показал, что женщины более склонны к откровенности, чем мужчины, причем девушки и женщины сообщают своим друзьям больше интимных сведений о себе, чем юноши и мужчины.

Некоторые сексологи склонны объяснять такие различия неправильным проведением исследований. Эмпирические данные, на основании которых делаются выводы о половых освещают лишь отдельные аспекты интимной близости, главным образом вербальные, такие, как раскрытие своего «я».

Часто причины трудностей к установлению интимной близости кроются в личностных особенностях и установках людей. Застенчивость, агрессивность, самовлюбленность, эгоизм, неспособность к сопереживанию, конфликтные и нереалистичные ожидания, идеализированные представления об интимной близости - основ-

172


ные возможные преграды на пути к достижению интимности.

Основные причины страха перед интимной близостью - это недоверие, боязнь оказаться брошенным или потерять контроль над собой. К этому часто добавляется негативное представление о самом себе. Человеку кажется, что он не может внести в интимные отношения ничего ценного и сомневается в справедливости оценки лица, проявляющего к нему интерес, поскольку сам считает себя неинтересным и недостойным внимания.

Подлинную интимную близость как позитивный саморазвивающийся процесс следует отличать от псевдоинтимности. Для псевдоинтимности наиболее характерны следующие признаки: стремление одного партнера переложить на другого большую часть забот и ответственности вместо того, чтобы взять их на себя; огромная пропасть между тем, что говорится, и тем, что делается; отсутствие взаимного доверия между партнерами или же сознательное и многократное нарушение доверия одним из них; односторонний или иллюзорный характер обязательств, налагаемых данной связью; эгоистичное поведение одного из партнеров и его невнимательность к интересам другого; одностороннее общение; командный стиль общения, когда один или оба партнера дают указания и критикуют друг друга за их невыполнение; постоянные конфликты и споры, поглощающие массу времени и энергии, но практически не приводящие к решению существенных проблем.
















Контрольные вопросы

1. В чем состоит различие в художественно-литературном и позитивистском описании любви?

2. Дайте характеристику модели любви по Р. Стенбергу.

 

3. Насколько близки к условиям реальных жизненных ситуаций «мифы» о «сексе без любви» и «любви без секса»?

4. Дайте развернутое представление об интимности, интимной близости.

5. Компоненты интимной близости.

6. Различно ли отношение к интимной близости у мужчин и у женщин?

7. Какие факторы являются причинами возникновения трудно стей в установлении интимных отношений?

8. Каковы психологические корни страха перед интимной близостью?

9. По каким признакам интимность отличается от псевдоинтимности?

173



Темы дискурса

1. Смысл и значение любви: отечественная и зарубежная философско-психологическя мысль.

2. Коллективное и индивидуальное сознание о любви: историче ский аспект.

3. Представления о любви в культурах Запада и Востока.

4. Любовь в юношеском возрасте: динамика становления партнерских отношений.

5. Психологические особенности взаимоотношения полов.

Цитированная литература

1. Келли Г. Основы современной сексологии. - СПб.: Питер, 2000.

2. Кон И.С. Введение в сексологию. М.: Медицина, 1989.

3. Кон И.С. Сексология. - М.: Академия, 2004.

4. Лев-Старович 36. Секс в культурах мира. Пер. с польск. - М.: Мысль, 1991.

 

5- Мастере У., Джонсон В., Колонди Р. Основы сексологии. Пер. с англ. - М.: Мир, 1998.

6- Сексология / Под ред. Д.Н. Исаева. - СПб.: Питер, 2001.

Рекомендованная литература

1. Бердяев НА. Эрос и личность: Философия пола и любви. - М., 1989.

2. Васильченко Г. С, Решетняк ЮА. Любовь, брак, сексуальное партнерство. - М., 1990.

3. Діденко СЛ. Психологія сексуальності та сексуальних стосунків.

- Київ: Арістей, 2003. - 312.

4. Клейн Л. С. Другая любовь: Природа человека и гомосексуальность.

- СПб., 2000.

5. Зимбардо Ф. Застенчивость - что это такое и как с ней справляться. - СПб.: Питер-Пресс, 1996.

6. Лев-Старович 36. Партнерский секс. - М. 1990.

7. Лоуэн А Любовь и оргазм. - М.: Прогресс, 1998.

8. Лоуэн А Язык тела. - Ростов н/Д: «Феникс», 1998.

9. Райгородский ДЯ. Психология и психоанализ беременности. -
Самара; Бахрах, 2003.

10. Райрогодский ДЯ. Психология и психоанализ любви. - Самара: Бахрах, 2002.

11. Фромм Э. Искусство любви. - М.: Педагогика, 1990.

12. Фуко М. Історія сексуальності. Т.З. Плекання себе. Пер. з франц.

- Харків: Око, 2000.

13. Хорни К. Женская психология. - СПб., 1993

14. Штарке К., Фридрих В. Любовь и сексуальность до 30 лет. - М., 1991.

15. Остен Дж. Любовь и дружба. - М.: Изд-во «Текст», 2004.

174




Программа курса

«Психология сексуальности»

Психология сексуальности как дисциплина в системе психологических наук делает первые шаги. Она сформировалась, объединивши в себе психологические, медицинские, в первую очередь сексологические, социальные, исторические, культурологические, филологические аспекты. Программа предполагает овладение студентами базовых знаний по проблемам сексуальности человека и сексуальных отношений между людьми, методами исследования мужской и женской сексуальности. Вопросы пола и сексуальности сложны и многоплановы. В этих вопросах знания должны занять место идеологии, мифов, догадок и домыслов. Сексуальная массовая культура диктует свои нормы морали в сексуальных отношениях. За последний период увеличилось количество сексуальных проблем и сексуальных расстройств, остается актуальной демографическая проблема и проблема ВИЧ/СПИДА, инфицирования болезнями, передающимися половым путем.

Сексуальная культура, основанная на социально-исторических и личностных ценностях, психологических и физиологических закономерностях сексуальной жизни и психосексуального развития, психогигиене полового и репродуктивного здоровья может дать возможность строить полноценную сексуальную и личную жизнь. Мотивы и поведение студентов, круг их представлений могут стать более осознанным, а отношение к другим более толерантным. Формирование новых представлений помогут и в профессиональном росте, так как сексуальная сфера проникает практически во все сферы человеческой деятельности.

Программа предполагает методы активного обучения: тематические лекции, проблемные дискуссии, анализ ситуаций, индивидуальную реферативную работу.

Цель курса:Сформировать сексуальную культуру, установки и ценности на основе современных научных знаний по психологии сексуальности, которые дадут возможность сохранить свое сексуальное и репродуктивное здоровье, понимать сексуально обусловленные особенности поведения людей, распознавать сексуальные дисфункции и девиации.

Объектом изучения курса «Психология сексуальности» является сексуальность человека, которая понимается как способность человека к сексуально-эротической реакции и как личностное свойство, описываемое сексуально-эротическими переживаниями и чувствами, типами межличностных отношений, сценариями, установками, ценностями. Как феномен присущий мужчинам и женщинам, сексуальность имеет ряд закономерностей, присущих каждому полу, а также индивидуальные и возрастные особенности проявления.

175


Главными задачами изучения дисциплины являются: освоение понятийного аппарата дисциплины, основ сексуального и репродуктивного здоровья; рассмотрения исторических и культурных представлений о сексуальности и сексуальном поведении человека, эротики и любви, сексуально-эротических установок и ценностей в социальных группах; рассмотрение знаковой системы, которая моделирует представление о мужском и женском, взаимоотношениях между мужчиной и женщиной; овладение методиками и техниками исследований мужской и женской сексуальности, сексуального поведения, взаимоотношений в партнерской паре; изучение детерминант сексуально-эротического возбуждения и цикла сексуальной реакции и его нарушений, этапов психосексуального развития и его нарушений, представлений о любви, семье и браке; понимание психологических трудностей вступления в интимные отношения, сущности психоэмоциональных реакций на измену, инфицирование болезнями, передающимися половым путем, конрацепцию и бесплодие; понимание психологической и психопатологической сущности сексуальных дисфункций и девиаций.

Основываясь на полученных знаниях, студенты обязаны усвоить закономерности и детерминанты возникновения и протекания сексуально-эротического возбуждения, сексуальной реакции, любовного переживания; приобрести навыки в понимании личностных и социальных факторов как трудностей вступления в интимную близость; приобрести навыки в понимании психологических причин возникновения сексуальных дисфункций и девиаций, а также навыки в использовании методик для исследования женской и мужской сексуальности; умение разрабатывать программу полового воспитания и образования.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 339.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...