Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Уэуэтлатолли на соблюдение сексуального целомудрия. Для мальчиков




Ты мой сын, мой юноша, услышь эти слова, помести в свое сердце то, что оставили нам, уходя, отцы, старые мужчины, старые женщины, почтенные, любимые наши, мудрые. Вот то, что дали они нам, слова, которые сказали, уходя. Они сказали, что чистая жизнь подобна драгоценной бирюзе, круглому, как тростник, дра гоценному зеленому камню. Нет на нем ни пятен, ни крапинок. Те, кто совершенен сердцем, те, кто чист по жизни, подобны они драгоценным зеленым камням, драгоценной бирюзе, которая бле стит, сияет перед богом правителем жизни, ибо бог-правитель сказал: «Одна женщина для одного мужчины. Вы не должны раз рушать себя, пожирать, заглатывать плотскую жизнь, как если бы вы были собакой». Для девочек

Моя девочка, мое драгоценное ожерелье, мой человек, рожденный мною. Ты моя кровь, мой цвет, мой образ...

Слушай. Больше всего я хочу, чтобы ты поняла, что ты благородная. Помни, что ты драгоценность, хотя ивсе еще маленькая женщина. Ты - драгоценный камень, ты - бирюза.

Третья волна полового воспитания поднялась в конце 80-х годов. Некоторые консервативно настроенные религиозные и политические организации придерживались мнения, что сексуальные темы стали чрезмерно открытыми, и предложили разработать программы, основанные на пропаганде сексуального воздержания до брака. Таким образом, преподаватель мог избежать открытого разговора о безопасной сексуальной активности. Считалось, что подобные дискуссии нередко служат оправданием сексуального поведения. Половое воспитание проходило под девизом: «Просто откажись от этого». Но не было получено никаких достоверных свидетельств того, что студенты стали воздерживаться от полово-

134


го акта или заниматься сексом хоть сколько-нибудь реже.

Четвертая волна полового воспитания возникла как реакция на кризис, связанный с ВИЧ/СПИДом. Эти программы настойчиво стремились повысить бдительность молодых людей, проинформировать их о риске, которому они себя подвергают, занимаясь сексом без предохранения и вступая в случайные половые связи. Подобно прежним программам сексуального воспитания, эти программы основывались на предположении, что знания о последствиях сексуального поведения непосредственным образом вызывают изменения в поведении. В 90-е гг. эксперты Центра контроля и профилактики венерических заболеваний пришли к выводу о необходимости тщательного исследования на предмет того, какой подход к сексуальному воспитанию действительно способствовал изменениям в поведении молодых людей. Был также сделан вывод о необходимости долговременного обучения молодежи социальным нормам, поскольку «экспресс-метод» себя не оправдал.

Существенным представляется вопрос о том, на кого в первую очередь ложится ответственность за половое просвещение ребенка или подростка - на его родителей или же на учебное заведение, в котором он проходит обучение. По данным Global Sex Surver Re-sultaten, 2004 почти половина опрошенных респондентов (47%) считает, что это дело родителей и опекунов, и лишь 27% считают, что это обязанность школ. После этого были упомянуты мировая пресса, книги или вебсайты, профессионалы в здравоохранении и правительстве (все 6%). Родители и опекуны наиболее задействованы в Южной Африке (77%), Швейцарии (75%), Австрии и Голландии (по 74%). В Норвегии и Швеции (по 60%), Дании (50%) и Франции (46%) школы играют важную роль в сексуальном просвещении.

Существует точка зрения, что половое воспитание должно проводиться в семье. Однако многие родители не справляются с этой задачей в силу целого ряда причин. Некоторые родители стесняются обсуждать сексуальные темы или делают это негативными способами. Многие представители старшего поколения воспитаны таким образом, что считают все связанное с сексом недостойным, грязным и испытывают сильный дискомфорт при упоминании этой сферы. Некоторые испытывают перед сексом иррациональный страх, сформировавшийся за годы подавления и негативного обучения. Часть родителей опасается, что наличие знаний приведет к сексуальным экспериментам. Они ничего не рассказывают детям, потому что хотят сохранить их невинность. Нет объективных данных, указывающих на то, что сексуальные знания сами

135


по себе способствуют сексуальному экспериментированию. Зато существует масса доказательств того, что невежество приводит к беде. Другие родители говорят слишком мало и делают это слишком поздно. Их шокирует, что объяснять основные физиологические факты, касающиеся вопросов репродукции, надо еще до наступления пубертатного периода.

Очевидно, что родители являются важным источником передачи моральных ценностей и установок. Однако, ситуация в этом отношении складывается не лучшим образом из-за непонимания в отношениях между подростками и их родителями. В ходе опроса, проведенного в 2000 г. среди 509 родителей 13-19-летних подростков и 306 их сыновей и дочерей, выяснилось, что 21 % опрошенных подростков, считают, что родители не понимают их, а почти три четверти заявили, что родители проводят с ними слишком мало времени (По данным газеты «Ньюсуик», 29.04.2000 г.).

Важную роль в части полового воспитания и просвещения могли бы сыграть общественные организации, такие как церкви или молодежные и подростковые сообщества, поскольку просвещение молодежи по вопросам пола и семейной жизни является обязанностью общества. Тем не менее, ни одна из этих организаций не охватывает такого количества молодежи, в особенности имеющей низкий экономический статус, как школа. Школа как профессиональная образовательная организация имеет все возможности, чтобы справиться с задачей полового просвещения молодежи. Конечно, на практике дела с реализацией программ по половому воспитанию обстоят не лучшим образом. Общенациональное обследование старших классов средних школ показало, что только в одной трети из них учащимся предлагали отдельные курсы полового просвещения. Исследование выявило разрыв между тем, что учителя считают необходимым преподавать учащимся различных классов, и тем, что преподается в действительности. Практически все учителя считают, что половое просвещение должно охватывать темы принятия сексуальных решений, воздержания, методы предохранения от беременности, ВИЧ/СПИДа и других болезней, передающихся половым путем. Примерно в половине школ учащимся предоставлялась информация об источниках контроля над рождаемостью. Главная проблема, с которой сталкивались учителя при проведении таких занятий, состояли в негативном давлении со стороны родителей, общественности или администрации школ.

Одна из немногих признанных безоговорочно эффективными программ полового воспитания в средней школе была реализована в Балтиморе. В соответствии с этой программой обычные уроки и

136


индивидуальные занятия для учащихся начальной и средней школы объединили с курсом полового воспитания и основам медицинской помощи, проводимым в клинике, расположенной рядом со зданием школы. Подобный эксперимент позволил за два года снизить частоту незапланированной беременности у подростков на 30%. Еще одна оригинальная программа для восьмых классов была внедрена в школах Атланты. Она ставит целью научить подростков противостоять влиянию сверстников и среды, направленному на вовлечение их в сексуальную активность. С помощью практических занятий под руководством психологов они приобретают навык давать отпор сексуальным домогательствам, щадя при этом чувства партнера. Участники программы, не имевшие опыта половых контактов до восьмого класса, продолжали воздерживаться от сексуальной активности до девятого класса, в отличие от школьников, не вовлеченных в эти занятия.

Идея воздержания может быть успешной среди подростков младшего возраста, которые не имели сексуального опыта. Учитывая нравы современного общества, применять только такой подход для подростков более старшего возраста представляется нецелесообразным. Кроме того, он несет в себе элемент подавления — попытку с помощью запугивания принудить подростков к воздержанию, что часто вызывает обратную реакцию. И в связи с тем, что нет оснований надеяться на то, что большинство сексуально активных подростков вдруг прекратят половые контакты, необходимо дать им, по крайней мере, положительные модели полового поведения, заостряя внимание на применении противозачаточных средств. Более эффективным может оказаться компромиссный подход, подчеркивающий важность воздержания, но оставляющий подростку альтернативные варианты поведения. Для его реализации на практике необходимо поощрять принятие подростками самостоятельных здравых решений, предоставлять им наглядную информацию, иллюстрирующую отрицательные последствия для здоровья ранней беременности и заболеваний, передаваемых половым путем, способствовать укреплению взаимоотношений между подростками и их родителями, предоставлять высококвалифицированные консультации и медицинскую помощь всем нуждающимся. Важно, чтобы сведения, которые получают подростки, имели практическую направленность, помогая узнать, где и как можно приобрести противозачаточные средства, почему необходимо согласовать их применение с партнером, зачем нужно их регулярно использовать.

На сегодняшний день воздержание является ключевой идеей

137


большинства программ по половому воспитанию в США. По данным последних исследований эта идея пропагандируется 86% школ, имеющих в своих учебных программах занятия по половому воспитанию. 94% программ просто рекомендуют подросткам воздерживаться от начала половой жизни до брака и до того, как они будут эмоционально готовы к ней. В течение трех лет развитие таких программ получает финансовую поддержку федеральных властей. В России и Украине общественные и церковные организации успешно конкурируют с Министерством Образования, а половая культура подростков и молодежи оставляет желать лучшего.

По данным Европейского Бюро ВОЗ показатель подростковой беременности (число абортов + число рождений) на 1000 девушек возраста 15-19 лет в отдельных странах Европы: до 20 - Нидер ланды, Италия, Испания, Словения; от 21 до 40 - Чехия, Словакия, Югославия, Албания, Узбекистан, Франция, Финляндия, Германия, Швеция; от 41 до 60 - Англия, Венгрия, Грузия, Казахстан, Кыр гызстан; свыше 60 - Болгария, Румыния, Эстония, Беларусь, Молдова, Россия.

Во всех странах прослеживается тенденция к проявлению сексу альной активности у подростков в более раннем возрасте, но соответствующие услуги в области охраны сексуального здоровья для них в большинстве своем недоступны.

В 1999 году в Луганской области юным девам до 14 лет было сделано более 20 абортов, а шестеро девочек стали мамами. Медики считают этот показатель довольно высоким. Согласно итогам проведенного в Украине анкетирования молодых людей от 14 до 19 лет, 42% подростков живет половой жизнью. По итогам того же опроса, лишь 57% юношей и 41% девушек пользуются презервати вами. А каждый 10-й подросток имеет опыт сексуального насилия (Яна Осадчая, Новости региона, интернет-издание).

Контрацептивная пропаганда, ведущаяся в Украине последние 5 лет в рамках национальной программы «Планирование семьи», не выдержала испытания — увеличились показатели подростковой беременности, аборты стали прерогативой теневого медицинского предпринимательства, так как официальная статистика потребовала снижения их числа. Невзирая на это, новая программа «Репродуктивное здоровье», которую должны были утвердить в 2004/2005 на правительственном уровне на предстоящие 5 лет, предлагает ту же концепцию — контрацепция и половое просвещение.

В Украине в настоящее время действуют программы, альтернативные государственной, например программа «Фарватер»-Написанная американской монахиней Анной Клаус программа

138


полового воспитания, в отличие от программ полового образования, уже дала положительные результаты в Польше и США (там они соответственно называются «Пион» и «Тинстар»), где резко снизилась сексуальная активность подростков.

«Это не призыв к девственности, не запугивание, а психологическая помощь школьникам, которым нужно разобраться, что с ними происходит, говорит Людмила Будлянская, куратор программы в Украине. Естественно, подростков интересует их тело: вокруг только и говорят, что о сексе и контрацепции. И как поступать 14-летнему мальчику, которому подарили презерватив на дискотеке? Даже если он не озабочен «этими» проблемами, контрацептив в кармане, выданный взрослыми, просто провоцирует».

Работой «Фарватера» в школах занимается организация «Натуральное планирование семьи», которая учит, как жить без абортов и контрацепции, и приглашает к дискуссии нынешнюю государственную программу, основой которой незыблемо остается контрацепция и секс-ликбез.

Люди, внедряющие «Фарватер» в украинскую школу, называют себя «девиантами» (девиация — отклонение от нормы). А если норма перестала быть человечной, ее надо менять. Ведь если наши девочки с 12—13 лет слышат о предохранении беременности, как о предохранении от ВИЧ/СПИДа; если современную женщину уже почти убедили, что беременность — это болезнь; если на первом же занятии вышеописанного секс-ликбеза сообщается, что не все люди, ведущие половую жизнь, хотят иметь детей, то бесполезно потом сокрушаться о старении нации и падении рождаемости.

Могут ли государственные программы конкурировать с альтернативными? Судите. Приводим содержание представленной для обсуждения программы Н. Федосеевой по половому воспитанию в общеобразовательных школах.

В программу следует включить, по крайней мере, следующие вопросы и проблемы:

Понятие сексуально-репродуктивной сферы. Биологическое различие социально-репродуктивных функций полов и его закрепление в культуре отчуждение мужчин от последствий сексуальной жизни ■ беременности, родов, уходом за детьми. Связь разрушения института отцовства и аномалиями мужского поведения: алкоголизмом, преступностью, наркоманией и т.д.

Сексуальное поведение. Стереотипы «мужественности» и «женственности», их жесткое разделение в патриархатно-авторитарной культуре и закрепление за людьми на основе биологических призна-

139


ков. Дихотомичный характер социализации мальчиков и девочек и его последствия: мужская агрессивность, индивидуализм и авторитаризм; женская неуверенность в себе, отсутствие ощущения самоценности, неспособность отстаивать свои права и противосто ять насилию. Двойной контроль женского сексуального поведения: культурное нормирование и ведущая роль мужчины. Проблема свободы выбора сексуального поведения в патриархатно-аеторитарном обществе. Планирование начала сексуальной жизни:

а) Культурные, психологические и физиологические условия, необхо
димые и достаточные для начала сексуальной жизни. Возможные
последствия ранней половой жизни и их предупреждение. Должна ли
физическая близость наступать сразу вслед за духовной?

б) Маскулинная модель сближения (стремительность) и феминная
(постепенность). Что такое любовь • стремление к близости «лю
бой ценой» или забота друг о друге, уважение планов и интересов
другого, вплоть до ее/его несогласия на ранний секс? Проблема рав
ного права партнеров на выбор модели сближения (когда? как?) и
сексуального поведения вообще. Обсуждение конфликта позиций и
совместное планирование начала сексуальных отношений.

в) Проблема и обсуждение скрытых интерпретаций. Означает ли
согласие девушки пойти вместе на дискотеку, в ресторан, прийти в
гости, когда нет родителей, переночевать, что она согласна на по
ловой акт?

г) Побочные факторы, способствующие началу половой жизни:
влияние алкоголя, наркотиков, порнографии; стремление к самоут
верждению; любопытство и т.д.

Определение сексуального насилия, его виды:

а) Методы принуждения к сексуальным отношениям: физические,
экономические, психологические. Развратные действия со стороны
взрослых, в том числе, родственников. Сексуальные домогательства
со стороны сверстников. Принуждение к сексу и изнасилование на
свидании.

б) Личность и поведение потенциального насильника. Опасные си
туации, признаки, говорящие о возможности домогательств и изна
силования. Как избежать, остановить сексуальное насилие, ока
зать физическое и психологическое сопротивление.

в) Что делать, если оно произошло: меры защиты от физиологиче
ских и психологических последствий. Нужно ли обращаться вы ми
лицию: проблема вторичной психологической травмы и доведения до
самоубийства в ходе следствия.

г) Социокультурные причины сексуального насилия: стереотип
«мужественности», двойной стандарт в оценке сексуального пове
дения полов. Предупреждение насилия: развитие у мальчиков
чувств сопереживания, самоконтроля, заботы, ответственности
за сексуальное поведение.

Факторы полноценной сексуальной жизни: уважение друг друга, взаимопонимание, умение обсуждать сексуальные проблемы.

140


Осознанное родительство:

а) Физиологические, экономические, психологические, культурные
условия, необходимые для рождения и воспитания ребенка.

б) Что такое роды для ребенка, матери, отца. Родовые травмы и
их последствия. Как помочь ребенку максимально мягко появиться
на свет: роль матери и отца в традиционных и домашних родах.

в J Материнство и отцовство. Сближение ролей матери и отца и смягчение патриархатных стереотипов в западной культуре. Предоставление отпуска по уходу за ребенком любому из родителей в России. Проблемы культуры:

а) Сведение роли женщины в порнографии к объекту «сексуального
потребления» и извращение мужской сексуальности (склонность к
садизму, насилию).

б) Символическое сексуальное насилие: мат как извращенный спо
соб самоутверждения.

в) Культурные «механизмы» контроля женского сексуального по
ведения: предписывание ведущей роли мужчине, «презумпция ви
новности» женщины, установка на самоотречение. Контроль
женской сексуальности
компенсация мужской безответствен
ности. Двойной стандарт как фактор дисгармонизации сексуаль
ных отношений.

Культура партнерства, ее ценности и принципы:ненасилие, равное право выбора сексуального поведения и равная ответственность за него, взаимопонимание, доверие, сближение моделей поведения полов.

Изучение культуры сексуального поведения лучше начинать в подростковом возрасте, а такие темы, как «роды», «материнство и отцовство», предполагают уровень самосознания учащихся выпускного класса. Однако сформировать у ребенка ощущение своего тела как личного, неприкосновенного (без его разрешения) пространства и научить замечать в поведении других людей признаки опасности нужно уже в младших классах школы.

По мере того, как растут познания подростков в сексуальной сфере, независимо от того, хотят ли этого родители, педагоги, церковь, первостепенным становится вопрос, как помочь подростку использовать полученную информацию и усвоенные им общие принципы в ситуации, касающейся его лично. Этот аспект проблемы был и остается весьма актуальным. Он непременно должен находить свое отражение в программах по половому воспитанию при их создании и реализации.

********** Сексуальность как свойство личности формируется в непрерывном единстве с психическим развитием. С начала XX в. в научном

141


сознании укореняется положение о развитии сексуальности с момента рождения, которое впоследствии получило эмпирическое подтверждение. Первой основополагающей теорией психосексуального развития ребенка является психоаналитическая теория 3. Фрейда. Им описаны 5 фаз психосексуального развития: оральная, анальная, фаллическая, латентная и генитальная. Взгляды Фрейда на детскую сексуальность развиты и реформированы в работах А. Фрейд, М. Кляйн. Д. Мани и др. сексологии и психиатры склонны считать, что процесс психосексуального развития начинается с момента зачатия. Онтогенезу предшествует пренатальний период развития сексуальности, в процессе которого происходит формирование пола на генетическом, гонадном и морфологическом уровнях и структур мозга, ответственных за сексуальное поведение. Основоположник транспервональной психологии С. Гроф считает, что сексуальность развивается с момента зачатия и различает 4 стадии (4 базовых перинатальных матрицы) в динамике бессознательного на пренатальном уровне, включая момент рождения.

Согласно современным медицинским, биологическим, психологическим и социальным представлениям психосексуальное развитие многомерно и формируется в три этапа. До 12-летнего возраста, т.е. до возраста полового созревания, психосексуальное развитие охватывает первые два возрастных периода. В возрасте до 7 лет (первый этап психосексуального развития) формируется половое самосознание — способность осознавать себя представителем определенного пола, осознание принадлежности к полу, половая идентификация — идентификация индивидом самого себя с представителем своего пола. В возрасте с 7 до 12 лет (второй этап психосексуального развития) формируется полоролевое поведение — специфический набор требований и ожиданий, предъявляемых обществом к индивидууму мужского и женского пола, а также определенные паттерны поведения, характерные для фе-мининности и маскулинности. С 12 лет формируется сексуальная ориентация (третий этап психосексуального развития).

В процессе индивидуального развития человека выделяю шесть основных периодов развития сексуальности: парапубертат-ный период (от рождения до 7 лет) — формируется половое самосознание и начальный этап стереотипа полоролевого поведения (1-ый этап психосексуального развития); препубертатный период (7—12 лет), характеризующийся выбором и стереотипом полоролевого поведения (2-ой этап психосексуального развития); пубертатный период (12—16 лет) — самый бурный в сексуальном развитии организма, во время которого происходит половое созрева-

142


ние и формирование платонического, эротического и начальной фазы сексуального влечения — либидо (первые 2 стадии 3-го этапа психосексуального развития); переходный период становления сексуальности (16—26 лет), характеризующийся началом половой жизни, мастурбацией, сочетанием сексуальных эксцессов с периодами воздержания (последняя стадия 3-го этапа психосексуального развития с завершением формирования сексуального влечения); период зрелой сексуальности (26—55 лет), характеризующийся регулярной половой жизнью с постоянным партнером; инволюционный период (55—75 лет) — снижение половой активности и ослабление интереса к сексуальной сфере, снижение сексуального влечения до уровня эротической, а затем платонической стадий. Критическими периодами для развития сексуальности и возникновения половых расстройств психиатры и сексопатологи считают следующие возрастные периоды: 2—4 года, 7—8 лет, 12—15 лет, 16—24 года.

Важный компонент детской сексуальности заложен в чувственной близости ребенка и родителей. К концу первого года жизни ребенок начинает рассматривать свои гениталии при купании или раздевании. Первоначально интерес ребенка направлен на собственное тело; трогая свои половые органы, он играет с ними точно так же, как с другими частями тела. Если он вдобавок получает от этого приятные ощущения, интерес к ним усиливается, игра превращается в мастурбацию, которая дает ребенку эмоциональное удовольствие.

Интерес ребенка к собственному телу связан с феноменом осознания различия полов, половой идентификацией и самоидентификацией — важным компонентом полового самосознания. Между двумя и пятью годами дети начинают настойчиво интересоваться не только анатомическими различиями между полами, но и задают бесчисленные вопросы о том, откуда берутся дети, усиленно подглядывают за тем, что происходит в туалетах, ванных комнатах и т.д.

Шести- и семилетние дети обычно уже очень хорошо знают о главных анатомических отличиях людей разного пола. Для этого возраста характерно сексуальное экспериментирование. Оно может проходить в форме взаимного осмотра наружных половых органов прикосновения к ним, поцелуев или введения посторонних предметов во влагалище или прямую кишку. Цель такого поведения — и приобретение знаний «Как я отличаюсь от других, похожих на меня людей?» или «Чем представители противоположного пола отличаются от меня?», и — испытать запрет-

143


ное и посмотреть, что из этого выйдет, кто обнаружит проступок, как прореагирует, как я выйду из этого положения и т.д. Обе цели взаимно дополняют одна другую, поскольку запретное знание обычно кажется более привлекательным, чем легко доступное.

Многие родители не знают, что гетеросексуальные игры детей так же как гомосексуальные служат нормальным элементом их развития. Гомосексуальные игры отнюдь не всегда приводят к гомосексуальности после взросления, что не мешает многим родителям беспокоиться, наблюдая их. Проявления детского сексуального экспериментирования имеет важные последствия для развития способности к психосексуальной адаптации в зрелом возрасте.

В возрасте с 7 до 12 лет происходит выбор мужской или женской половой роли, которая соответствует психическим и физическим особенностям ребенка, его идеалам и представлениям о мужественности (маскулинности — то есть черт поведения, присущих мужскому полу) и женственности (фемининности — то есть черт поведения, присущих женскому полу). В играх и общении со сверстниками апробируется выбранная ребенком половая роль.

Возраст 9—12 лет - возраст полового созревания. Индикаторами интенсивности работы половых желез считается появление менструаций и поллюций, вторичных половых признаков. Половое созревание оказывают существенное влияние на эмоции, психику и социальное поведение детей, включая появление у них сексуально-эротических интересов.

С 12-ти лет начинается становление полового влечения (либидо), которое совпадает с этапом формирования сексуальной ориентации. Становление полового влечения проходит три стадии: формирование платонического, эротического и сексуального либидо. Для платонической стадии характерно эротическое фантазирование, высокий накал чувств с элементами сладостного трагизма, самоотречения и жертвенности, убежденность в уникальности переживаемого.

По мере формирования эротического компонента либидо в тематике фантазий начинает отражаться потребность в ласке, в прикосновениях, в телесном контакте. Платоническое либидо считается завершенным только в том случае, если подросток стремится его как-то реализовать и привлечь внимание объекта влюбленности — пишет записки, объясняется в любви, старается проводить свободное время вместе с той, в кого влюблен.

При переходе либидо из платонической в эротическую стадию у подростка возникает интерес к интимной стороне взаимоотношения полов, эротической литературе, фотографиям эротическо-

144


го содержания. При наличии яркого эротического фантазирования и интереса эротическая стадия формирования либидо считается наступившей только при реализации в паре. Только стабильная реализация завершает формирование эротической стадии. Распространенными формами сексуального поведения на этой стадии являются петтинг, мастурбация, суррогатные формы половой активности с аутоэротической направленностью. Опыт петтинга знаменует собой вступление в эротическую стадию психосексуального развития.

На эротической стадии реализация либидо чаще всего бывает без оргазма. Однако могут быть и формы эротической реализации, подкрепленные оргазмом. Если мастурбация и суррогатные формы половой активности, сопровождающиеся оргазмом, практикуются длительное время, то может быть задержка формирования либидо.

Важно отметить две особенности подростковой и юношеской сексуальности: первая — это экспериментальный характер их сексуального поведения; вторая - то, что эротические потребности и интересы опережают развитие эмоциональной сферы и навыков общения, от которых во многом зависит возможность сочетания физической близости с психологической (духовной) близостью и взаимопониманием. Сексуальная активность подростка (юноши) может быть диссоциирована — он может обожать свою избранницу, но при этом возможны эротические и сексуальные контакты с менее привлекательной, совсем не обожаемой, но доступной девушкой. Такая раздвоенность чувств, обусловленная, с одной стороны, противоречивостью культурных норм («чистая любовь» в противоположность «грязному сексу»), а с другой — трудностями психосексуального развития, характерна и для современных подростков и юношей. Бурное пубертатное развитие у девушек сопровождается более ранним и интенсивным проявлением эротического либидо, но без регулярной половой жизни или мастурбации сексуальное либидо возникает редко. Появление влечения к интимной близости и способности к переживанию оргазма у девушек наступает, как правило, после начала регулярной половой жизни.

С периодом становления сексуального либидо петтинг и мастурбация, если таковая имела место, постепенно вытесняются половой жизнью. Около половины подростков к 16 годам имеют опыт половых отношений. Для становления зрелой сексуальности актуальным является проблема сексуальной совместимости, которая во многом определяется половой конституцией.

Термином «ранняя половая жизнь» обозначают те сексуаль-

145


ные отношения, в которые вступает подросток при отсутствии достижения им физической и гражданской зрелости. В современной подростковой культуре не редок промискуитет.

В современных программах полового воспитания, как и в культурах инициаций многих этносов, ставка делается на сексуальное целомудрие. Существенным представляется вопрос о том, на кого в первую очередь ложится ответственность за половое просвещение ребенка или подростка — на его родителей или же на учебное заведение, в котором он проходит обучение, а также возраст, с которого необходимо проводить половое просвещение. Наиболее эффективными показали себя программы, проводимые общественными организациями.

В Украине в настоящее время действуют государственные и альтернативные программы полового образования, например программа «Фарватер». Работой «Фарватера» в школах занимается организация «Натуральное планирование семьи», которая учит, как жить без абортов и контрацепции, и приглашает к дискуссии нынешнюю государственную программу, основой которой незыблемо остается контрацепция и секс-ликбез. Целью программ полового воспитания является снижение количества подростковых беременностей, профилактика заболеваний, передающихся половым путем (ЗППП), пропаганда гуманистических ценностей в отношениях между мужчиной и женщиной.




















































Контрольные вопросы

1. Раскройте основные положения теорий психосексуального развития 3. Фрейда, С. Грофа, С. Фанти.

2. Проведите дифференциацию понятий психосексуального развития и полового созревания.

3. На основании каких научных данных группа исследователей считает, что психосексуальное развитие начинается в прена-талъный период?

4. В чем проявляются особенности детской сексуальности?

5. Какие этапы и периоды выделяют в психосексуальном развитии? Какова их возрастная соотнесенность?

6. Какие психологические и социальные факторы обуславливают полоролевую идентификацию и выбор половой роли?

7. Охарактеризуйте отклонения в психосексуальном развитии.

8. Каковы, особенности протекания эротической, платонической и сексуальной фаз становления либидо?

9. Какими переживаниями и формами сексуального поведения характеризуется подростковая сексуальность?

 

10. Каковы цели и задачи полового воспитания?

11. Кем, как и когда должно проводиться половое образование?

146



Темы дискурса

1. Проблемы детской, подростковой, юношеской сексуальности.

2. Формирование половой идентичности и половой роли и их нарушения у детей и подростков.

3. Психологически особенности проявлений сексуальности в зрелом возрасте и в инволюционный период.

4. Влияние травматических переживаний детства на сексуальность в зрелом возрасте.

5. Половое образование: состояние и перспективы.

6. Социально-психологические аспекты безопасного секса и незапланированная беременность.

7. Психоэмоциональные реакции на заражения заболеваниями,
передающимися половым путем (ЗППП): психологическая по
мощь и сопровождение.



Цитированная литература

1. Васильченко Г.С. Общая сексопатология. - М.: Медицина, 1977.

2. Исаев Д.Н. Каган В.Е. Половое воспитание детей. - Л.: Медицина, 1988.

3. Кон И.С. Введение в сексологию. - М.: Медицина, 1989.

4. Кон И.С. Сексология. - М.: Академия, 2004.

5. Мастерс У., Джонсон В., Колонди Р. Основы сексологии. - М.: Мир, 1998.

6. Руководство по сексологии / Под. ред. С.С. Либиха. - СПб.:
Питер, 2001.

7. Сексология / Под ред. Д.Н. Исаева. - СПб.: Питер, 2001.

8. Фанти С. Микропсихоанализ. - М., 1995.

9. Фрейд 3. Три очерка по теории сексуальности // Фрейд 3. Психология бессознательного: Сб. произведений. - М., 1989.


Рекомендованная литература

1. Екимов М.В. Формы мастурбации, психосексуальное развитие и сексуальные дисфункции // Сексология и сексопатология. -2003. - № 6.

2. Каган В. Е. Семейные и полоролевые установки у подростков II Вопросы психологии. - 1987. - № 2.

3. Каган В.Е. Стереотипы мужественности - женственности и образ «Я» у подростков // Вопросы психологии. - 1989. - № 3.

 

5. Сексуальное насилие у подростков / Под ред. ЮА. Гуркина. -СПб., 1997.

6. Фрейд А., Фрейд 3. Детская сексуальность и психоанализ детских неврозов. - СПб., 1997.

8. Эриксон Э. Идентичность, юность и кризис. - М., 1996.

147


VI

Любовь и интимная близость

В основе всякой любви стремление как
можно ближе узнать человека и сексуаль
ное желание.                            
Р. Стернберг

6.1. Любовь — какою ты бываешь?!

Для характеристики интимных отношений не утратила актуальность древнегреческая классификация «стилей» любви:

эрос - страстное физическое влечение;

людус - легкая гедонистическая игра без определенных обязательств;

сторге - нежная дружба, верная и надежная;

прагма - взаимная забота, контролируемая рассудком;

мания - одержимость с подозрительностью и ревностью;

агапе - бескорыстная самоотдача, растворение в объекте любви.

Между этими «стилями» могут быть переходы: «Князь Андрей держал ее за руку, смотрел ей в глаза и не находил в своей душе прежней любви к ней. В душе его вдруг повернулось что-то: не было прежней поэтической и таинственной прелести желания, а была жалость к ее женской и детской слабости, был страх перед ее преданностью и доверчивостью, тяжелое и вместе радостное сознание долга, навеки связавшее его с нею. Настоящее чувство, хотя и не было так светло и поэтично, как прежде, было серьезнее и сильнее» (Л. Толстой, «Война и мир» ).

Поражает сходство в понимании любви людей, живущих в разных странах, например в Японии и Америке, в разные исторические эпохи — во времена шумеров и в XX в. Можно сказать, что любовь между мужчиной и женщиной распространена повсеместно и занимает определенное место в духовной жизни человека. Если мы обратимся к антологиям любовной поэзии, то убедимся, что в понимании любви у людей больше общего, чем того, что их разделяет. В этом нет ничего удивительного, ведь потребность любить принадлежит к фундаментальным душевным потребностям и проявляется в психике уже с момента рождения. Повсеместная распространенность семейной жизни в культурах мира связана также с определенными механизмами психики, и в частности с тем, что узы с матерью, родителями составляют «матрицу» позднейших чувственных уз. Таким образом, можно утверждать, что любовь —

148


это универсальный феномен.

Трудно сказать, в какой культуре о любви сложены лучшие гимны. «Гимн о любви» св. Павла, «Песнь песней», поэмы о любви Древней Кореи, Индии, любовные песни Египта или шумеров имеют одинаковую ценность.

А. Дуканович приводит прекрасные высказывания о любви в евро пейской культуре.

Любовь как жестко-сладкое пламя (Овидий: горю — уже в вольной груди воцарился Амур);

любовь как сумасшествие (Данте: пребываю постоянно в любовном сумасшествии );

любовь как пытка (Шекспир: это пытка — не любовь); любовь как тихая безнадежность (госпожа де Леспинасс: дорогой мой, люблю тебя, как следует любить,без границ, до безумия, до сумасшествия и безнадежности);

любовь трагическая, близкая к смерти (Гёте: Лотта/ Мне конец/ Мои чувства помутились. Лучше, чтобы я ушел); любовь чувственная (Дафнис и Хлоя: И Хлоя легко могла бы женщиной стать, когда бы не смущала Дафниса мысль о крови. Однако, боясь, чтоб решенье разумное страсти порывом как-нибудь сломлено не было, не позволял он Хлое сильно себя обнажать; этому Хлоя дивилась, но спросить о причине стыдилась).

Гегель описал диалектику любви следующим образом: «Первым моментом любви следует считать мое нежелание оставаться независимой личностью и ощущение того, что если я таковой останусь, то буду чувствовать себя обделенным и неполноценным. Вторым следует считать тот момент, когда я влюблюсь в другую личность, находя в ней ровно столько же, сколько она получает от меня. Поэтому любовь - это чудовищное противоречие, не подвластное рассудку, в котором самая сложная проблема - отрицание чувства собственного достоинства, воспринимаемое как самоутверждение. Таким образом, любовь одновременно производит противоречие и устраняет его».

Проанализировав, каким образом соединяются любовь и секс в культурах мира, 3. Лев-Старович выделил пять моделей:

а) платоническая модель. В ней мы сталкиваемся с асексуаль
ной, одухотворенной, деэротизированной любовью. Секс в такой
модели трактуется как нечто низменное, а цель человека — дос
тигнуть высшей, асексуальной любви. Эта модель характерна как
для христианства, так и для некоторых направлений буддизма.

б) чувственная модель. В ней любовь отождествляется с жела
нием, чувственностью. Секс является ее осью, основным моментом
(ислам, культура муру, сексуальная любовь в культуре Запада).

в) интегральная, психофизическая модель. В ней любовь и секс

149


неразделимы, они образуют единство (такое понимание свойственно некоторым так называемым примитивным культурам, большинству великих культур, некоторым направлениям христианства).

г) модель противопоставления любви и секса. В ней любовь и
секс трактуются как противоположные сферы. Секс может быть
без любви, сексуальные контакты между партнерами могут проис
ходить без чувственной основы (оргиастические культуры, так на
зываемый стиль кул-секс, некоторые примитивные культуры).

д) модель секса без любви, в которой мужчину и женщину объ
единяет только секс, между ними возможна лишь определенная
симпатия, привязанность и не более. Эта модель чаще всего встре
чается в примитивных культурах.

Н. Пезешкиан (2001) проанализировал широкий спектр мотиваций, лежащих в основе любви. Любовь как расслабление, сексуальная разрядка накопившегося напряжения. Половая близость как обязательное завершение нежных отношений. Любовь как удовлетворение любопытства, как дань традиции, как достижение, как соперничество с реальным или потенциальным соперником (соперницей). Любовь как самоутверждение - я не хуже других; мой партнер во всем слабее меня. Любовь как стремление к собственности - женщина с такой мотивацией обычно обещает партнеру предохраняться, но не делает этого и беременеет, чтобы женить его на себе. Любовь как обязанность поколений - такой брак организуют родители и устраивают многолюдную свадьбу. Любовь из вежливости, из благодарности. Любовь из деловых соображений. Любовь как освобождение от родителей. Любовь как защита - находят себе подобного, чтобы избежать тревоги конфронтации и укрепиться в собственных позициях. Любовь как компенсация - выбирают партнера, обладающего дополняющими качествами.

Т. Кемпер (1979) разграничивает любовные отношения в паре с учетом двух факторов: власти - возможности управлять поведением партнера, и статуса - добровольного желания партнера идти навстречу. Исходя из этого, он выделил 7 типов любовных отношений:

1) романтическая любовь - партнеры обладают и властью, и статусом;

2) братская любовь - партнеры обладают высоким статусом и низкой властью, готовы идти навстречу друг другу без принуждения;

3) харизматическая любовь - один, как учитель, обладает и властью, и статусом, другой, как ученик - имеет только статус;

4) измена - обманутый обладает и властью, и статусом, из-

150


менивший - только властью, без желания идти навстречу;

5) влюбленность - один обладает властью и статусом, другой не имеет ничего;

6) поклонение - один партнер имеет статус, но не имеет власти, другой не имеет ничего;

7) родительская любовь - один, как ребенок, имеет высокий статус и низкую власть другой, как родитель, имеет низкий статус и высокую власть.

Пик и Бродский (Peek, Brodsky, 1976) предлагают ряд критериев, позволяющих отличить любовь как здоровые взаимоотношения с перспективой дальнейшего развития от любви, как одной из форм зависимости (любовной аддикции):

1. Есть ли у каждого из любовников твердая уверенность в своей собственной ценности?

2. Оказывает ли на любовников благотворное влияние связь между ними? Становятся ли они и в отношениях с другими людьми лучше, сильнее, привлекательнее, совершеннее или чувствительнее? Дорожат ли они этой связью именно по этой причине?

3. Сохраняют ли любовники какие-либо важные для них близкие отношения с другими людьми?

 

4. Вписываются ли отношения между любовниками в их жизнь в целом или же они обособлены от нее?

5. Способны ли любовники преодолеть собственнические инстинкты или ревность к успехам партнера?

6. Связывает ли любовников не только любовь, но и дружба? Останутся ли они близкими людьми, если сексуальные отноше ния потеряют свою остроту?

У. Мастерс, давая оценку сформулированным вопросам как диагностическому методу распознавания «здоровой» любви от любви как формы зависимости, высказывается в пользу того, что они в большей степени направлены на момент осознания уже существующих и будущих отношений.

Американский психолог Р. Стернберг (1988) разработал трех-компонентную теорию любви. По этой теории любовь слагается из трех частей: близости, страсти и компонента, названного «решение/обязательство». Близость слагается из оказания и получения эмоциональной поддержки друг другу, а также других видов поведения, создающих теплоту в любовных отношениях. К ним относятся откровенное и честное общение, способность делиться горем И радостью, счастье, испытываемое от общения друг с другом, и Умение дорожить любимым человеком.

Страсть включает не только сексуальный компонент отноше-

151


ний. Она может быть вызвана и иными обстоятельствами. Например, для некоторых людей потребность в самоуважении, установление отношений с другими людьми, доминирование над другими людьми или, напротив, подчиненность могут быть более важным источником страсти, чем добрый старый секс. Компонент решение/обязательство состоит из двух частей. Кратковременная часть — это решение о том, что некий человек любит другого человека, а долговременная — осознание того, в какой степени человек готов выполнять это обязательство, т.е. продолжать любить.

Модель любви по Стенбергу, имеющее свое графическое воплощение в виде треугольника, основаниями которого являются компоненты триады, позволяет оценить степень вовлеченности каждого из партнеров в любовную связь. Если партнеры хорошо соответствуют друг другу, то их треугольники почти перекрываются. В неудачных связях, когда один из партнеров ожидает от другого гораздо большего, чем тот может ему дать, или когда интересы партнеров лежат в совершенно разных плоскостях, их треугольники совсем не совмещаются. Эти два измерения любви можно назвать интенсивностью и равновесием во взаимоотношениях.

В искусстве и литературе воспета романтическая любовь, с вихрем эмоций — от страсти к ревности и страданиям. В психологии же, немного исследований на эту тему, чем возможно и объясняется отсутствие обоснованной теории романтической любви. По мнению Брандена романтическая любовь — это «страстная духовно-эмоционально-сексуальная привязанность, возникающая между мужчиной и женщиной и отражающая их высокую взаимную оценку».

Обобщив данные американских ученых и дополнив их своими наблюдениями, У. Мастере описал «цикл романтической любви».

Первая стадия цикла — готовность к любви — латентная, скрытая и слагается из нескольких элементов. Во-первых, любовь воспринимается как нечто желанное, как награда, а не неприятность или осложнение. Люди, считающие романтическую любовь признаком слабости или опасающиеся, что она может повредить их карьере, вряд ли позволят себе влюбиться. Однако те, кто считают, что любовь облагораживает и способствует проявлению лучших качеств человека, могут активно искать подходящий объект любви. Во-вторых, человеку свойственно стремиться к близости с другим человеком. Это стремление может быть мотивировано одиночеством, завистью к любовным отношениям других людей или желанием вновь испытать любовь, которая была утрачена. В-третьих, возникновению готовности к любви часто способствует сексуальная

152


фрустрация. Случайный секс, несмотря на его доступность, не дает полного удовлетворения. Наконец, готовность к любви отражает надежду любого человека встретить ответную любовь.

Романтическая любовь начинается со стадии зарождения влюбленности, которая варьирует от внезапной «любви с первого взгляда» до постепенного процесса, развивающегося месяцами или годами. Внезапная вспышка любви вряд ли возможна, если человек не находится в состоянии готовности к любви. В реальной жизни любовь с первого взгляда не правило, а исключение, и человек влюбляется постепенно, причем процесс этот начинается по-разному. Встречи и свидания дают возможность выяснить, действительно ли между двумя людьми существует взаимная симпатия и насколько они совместимы психологически. Физическая близость позволяет прийти к каким-то предварительным заключениям о сексуальной желанности данного человека. Иногда любовь вырастает из дружбы, хотя порой бывает трудно точно определить, когда это произошло. В атмосфере доверия, создающейся между друзьями, страсть может показаться неуместной, так что любовь, если она возникает в этом случае, чаще протекает спокойно, без бурных эмоций.

Состояние влюбленности может возникнуть независимо от того, отвечает ли ее объект взаимностью или нет. В отсутствие признаков ответной любви вероятность сохранения влюбленности быстро слабеет. Однако человек, достигший этой стадии романтической любви, обычно изобретателен, полон надежд и готов довольствоваться даже самыми незначительными признаками взаимности.

На этой стадии влюбленный может оказаться в когтях лиме-рентности (состояние для которого характерны поглощенность мыслями о любимом человеке и полная уверенность в том, что только он один может сделать тебя счастливым) или оставаться спокойным, довольным собой, чувствуя себя в безопасности и сохраняя объективность. Сексуальное влечение почти по всех случаях сильно выражено, хотя оно не всегда переходит в действие из-за застенчивости или существования моральных барьеров. Какую бы формулу ни принимала влюбленность, это обычно преходящая стадия, продолжающаяся в среднем один-два года. В большинстве случаев романтическая любовь либо переходит в другое качество, так называемую любовь-дружбу, либо постепенно сходит на нет в результате ссор, скуки или утраты интереса.

Переходная стадия романтической любви играет решающую роль. В этот период первоначальное возбуждение, вызываемое сближением с партнером, и страстность новых сексуальных отношений постепенно слабеют или вовсе исчезают. Влюбленные начи-

153


нают обнаруживать друг у друга недостатки, которых прежде не замечали или которыми пренебрегали, в их отношения закрадываются скука и раздражение. Фрустрация возникает в тех случаях, когда любовь не дотягивает до наших фантазий, когда мы начинаем понимать, что не все наши проблемы «излечиваются», или обнаруживаем, что состояние экстаза не может продолжаться бесконечно.

Как правило, на этой переходной стадии любовники начинают различными способами испытывать свою любовь на прочность. Они пытаются друг друга перевоспитывать и бороться за лидерство в их отношениях. Если при этом еще появляется ревность — конфликт почти неизбежен. В процессе всей этой борьбы и конфликтов решается самый важный вопрос: «Хочу ли я оставаться с этим человеком или мне следует уйти сейчас, пока я могу?»

Переходная стадия любви — это пора проверки реального положения вещей. В некотором смысле любовь спускается с облаков на землю. Возникающие конфликты могут привести к распаду отношений. При наличии у обоих любовников твердого желания сохранить отношения, любые конфликты могут быть разрешены, и тогда любовь становится прочнее, укрепившись благодаря пережитым испытаниям. Любовь переходит в новое качество — любовь-дружбу. Такая любовь основана на общих интересах, привязанности, доверии, заботах друг о друге и духовном единстве, а не на страсти.

Любовь-дружба наиболее характерна для супружеских и других длительных и надежных связей. Она менее требовательна и не так поглощает человека, как романтическая любовь; она дает возможность двум людям без помех продолжать свою жизнь — работать, воспитывать детей, иметь разного рода увлечения, отдыхать с друзьями. Это — прочная любовь, основанная на реальных ценностях, в отличие от романтической любви, слишком часто строящейся лишь на идеалах и фантазиях.

Когда люди влюбляются, они испытывают счастье от ощущения близости с другим человеком оттого, что каждый день они открывают что-то новое и в самих себе и в тех, кого они любят. Но когда любовь проходит, все это перестает доставлять такую радость, чувство уходит на второй план, и, в конце концов, о нем начинают вспоминать как о чем-то уже пережитом. Взаимоотношения могут стать напряженными, потому что партнеры уже не настроены «на одну волну», возникающие неприятности кажутся теперь не заслуживающими усилий по их преодолению.

Любовная связь распадается по-разному, но в большинстве случаев это протекает болезненно. Всего около 15% связей прекращаются по взаимному согласию (Hill, Rubin, Peplau, 1976). Во многих

154


случаях один из партнеров уходит, когда другой все еще «влюблен», т.е. стадия приближения к концу наступает у двух любовников неодновременно. Горе, которое может испытывать брошенный партнер, иногда вполне сравнимо с чувством человека, переживающего смерть супруга или кого-то из близких. Период рыданий и шока сменяется постоянными мучительными воспоминаниями; быстро вернуться к нормальной жизни удается в этом случае далеко не всем. Многие впадают в ярость, стремятся отомстить или решают избегать любовных отношений в будущем.

Оказавшись в одиночестве, люди, как правило, довольно скоро тановятся готовыми к новой любви. Однако бывает и так, что в результате пережитых страданий наступает своего рода «рефрактерный период», когда влюбиться вновь просто невозможно.























Секс и любовь

В современном обществе связь между любовью и сексом достаточно сложна. В прежнее время девушкам внушали, что секс недопустим без любви. Постепенно, в 1960—1970-е годы, добрачный секс стал допустимым.

Хотелось бы назвать секс между людьми, не влюбленными друг в друга, случайным сексом в отличие от секса при наличии любовных отношений. Однако между людьми, не любящими друг друга, может существовать прочная связь, тогда как влюбленные иногда предаются случайному сексу, не придавая значения ни самому половому акту, ни сопровождающей его межличностной коммуникации. «Моралисты, — пишет Мастере, — были бы счастливы, если бы можно было доказать, что секс без любви обязательно неполноценен. Однако нет никаких данных о том, что секс всегда бывает лучше при взаимной любви. Перед нами прошли сотни любящих, преданных друг другу пар, сексуальные отношения которых совершенно не ладились, и сотни людей, наслаждавшихся сексом без всякой любви».

В бесстрастном сексе в принципе нет ничего дурного, если оба партнера сознательно идут на это, но есть люди, которых сама мысль о таком «механическом» половом акте оскорбляет, они никогда не решатся на секс с незнакомцем или проституткой.

Бывает так, что люди вступают в половую связь в надежде, что она перерастет в любовь. Однако нет никаких гарантий, что это произойдет, а поэтому в тех случаях, когда люди идут на такие отношения только по названной причине, они могут почувствовать себя разочарованными и обманутыми.

Вероятно, легче тем, кто решается на случайную связь только

155


для того, чтобы испытать, что такое секс без любви. При таком отношении разочарование менее вероятно.

В ряде случаев любовь никак не связана с сексом. Очевидными примерами служат любовь родителей к детям, любовь между братьями и сестрами и так называемая платоническая любовь. Существуют также формы романтической любви, в которых сексуальная компонента отсутствует. При любви без секса в самом чистом виде оба партнера решают воздерживаться от физической близости. Причиной такого решения могут быть религиозные убеждения, отсутствие интереса к сексу или желание подождать до свадьбы. Существуют также обстоятельства, которые делают сексуальные отношения невозможными или ограничивают их, например болезнь или разлука. Если решение отказаться от секса принимает один из партнеров, другой может оказаться в очень неприятном положении.

Многие люди задумываются над тем, что «хорошо» и что «плохо» в сексуальной сфере. Подростки пытаются оценить справедливость доводов, приводимых за и против добрачного секса. Более взрослых беспокоит вопрос о моральности и допустимости внебрачного секса. А когда в решение этих проблем вмешивается любовь, все запутывается еще больше. Если вы испытываете сексуальное влечение к кому-то, помимо вашего возлюбленного, означает ли это, что любовь умирает? Может ли сексуальная измена ослабить любовь или доверие? Должно ли наличие или отсутствие любви быть главным фактором, определяющим наши решения в области секса?

Простой формулы для ответа на подобные вопросы не существует. Каждый человек принимает решения в сексуальной области, исходя из своих личных убеждений и опыта. Иногда любовь увядает и умирает, если секс находится «под запретом».

В других случаях преждевременный «прыжок в постель» может поставить под угрозу самый фундамент любви. Для одного человека воздержание от добрачного секса определяется глубокими моральными принципами, и пренебрежение этими принципами может привести к негативным последствиям. Другим это воздержание совсем не на пользу, поскольку не позволяет выявить сексуальную несовместимость с будущим супругом, что создает трудную проблему в браке.

Всю важность принятия решений в сексуальной сфере легче оценить, имея представление о некоторых источниках возможных конфликтов. Одним из таких источников является попытка совместить несовместимое: желание быть кому-то необходимым и

156


в то же время свободным, стремление не открываться до конца и иметь душевную близость, стремление к новым сексуальным ощущениям и желание хранить верность. Нередко решения в сексуальной сфере бывают основаны на чувстве вины, на невежестве или импульсе. В этом случае мы можем оказаться перед необходимостью их впоследствии пересматривать. Поскольку нам предстоит жить с нашими решениями, следует хорошо думать, когда их принимаешь, а не пускать все «на самотек».

Обсуждать любовь, не коснувшись брака, это все равно, что говорить о предпринимательстве, не упоминая о деньгах. Любовь и брак, конечно, не синонимы, но связанные понятия. Хотя брак в отличие от любви можно определить в юридических терминах, его психосоциальные аспекты самым тесным образом связаны с любовью. Как это не парадоксально, но социальная статистика показывает — там, где люди выбирают себе спутника жизни абсолютно свободно, руководствуясь только собственными чувствами, необычайно высок процент разводов. Это должно заставить нас задуматься над проблемами воспитания детей; ведь мы должны суметь распознать любовь, выбрать себе супруга и прожить с ним жизнь.

Когда человек влюблен, брак представляется ему как бесконечный роман. Однако иррациональность романтической любви часто приводит к тому, что мы не замечаем потенциальные проблемы и не думаем о том, что может произойти, когда (или если) страсть угаснет. Это не означает, что к выбору супруга следует подходить с расчетливых научных позиций. И еще никому не удавалось создать безупречный метод, гарантирующий счастливый брак. Подобно многому другому в жизни, выбор партнера в значительной мере зависит от здравого смысла в сочетании с некоторой долей удачи.

Исследования показывают, что мужчины и женщины обычно вступают в брак с людьми, сходными с ними по физической привлекательности, интеллектуальному уровню и другим качествам. Брак с человеком, заметно отличающимся от вас по социально-экономическому статусу, образованию или культуре, имеет больше шансов оказаться несчастливым, чем брак с человеком вашего круга, однако здесь в игру вступает интуиция. Статистика отнюдь не непогрешима и иногда лучше следовать зову сердца, чем действовать по уму, ведь люди с течением времени меняются.

Последнее замечание по проблеме выбора супруга. Хотя в больщинстве браков секс не занимает самое главное место, нелишне знать, насколько вы и ваш будущий супруг(а) сексуально совместимы и не возникнут ли у вас существенные затруднения в

157


области секса.

Лишь в редких случаях брак в точности соответствует волшебной формуле «Они жили счастливо и умерли в один день».

В реальной жизни лишь в очень немногих браках постоянно сохраняются любовные отношения. Даже любовь-дружба время от времени несколько слабеет, когда возникают обычные стрессы или некоторая усталость от совместной жизни. Бывают моменты, когда муж и жена не любят или даже ненавидят друг друга, но тем не менее их отношения восстанавливаются. В ряде исследований было обнаружено, что взаимное недовольство супругов возрастает по мере увеличения продолжительности их брака. Хотя причины тут могут быть самые разные — ослабление сексуального интереса, родительские и профессиональные заботы, неумение проводить время вместе, слабое общение, утрата привлекательности как личности и ряд других, — многие браки страдают просто от невнимания супругов друг к другу.

Некоторые супруги вполне успешно поддерживают любовь, другие превращаются в деловых партнеров или своего рода «соседей по комнате», что приводит к полному увяданию чувства. В тех случаях, когда с течением времени отношения между супругами становятся напряженными, они могут продолжать жить вместе ради детей или просто потому, что их установки не позволяют им разъехаться или развестись. Хотя в таких браках любовь отсутствует, их не всегда можно называть «неудачными». Даже удачные браки не гарантированы от исчезновения любви.




Интимная близость

Поиски близости — часть жизни каждого человека, однако обрести близкие отношения и особенно сохранить их бывает трудно. Четко определенного пути к их установлению или развитию не существует, и это одна из важных проблем нашего времени — высокая статистика разводов. Однако, понимая природу близких отношений, их суть, можно создать и сохранить их каковы бы не были проблемы и подводные камни. Большую роль в таких отношениях играет характер общения.

Слово интимность происходит от латинского Intimus, что означает «самый внутренний» или «самый глубинный». Интимность можно определить как отношения, при которых два любящих человека тесно взаимодействуют и совершенно свободно делятся своими чувствами, мыслями и планами. Интимность обычно отмечена взаимным признанием, преданностью, нежностью и доверием.

Подчеркнем, что интимность — это не то же самое, что романти-

158


ческие отношения или даже любовь. Интимность предполагает обмен между влюбленными своими сокровенными мыслями и чувствами. С другой стороны интимность как временное состояние (в отличие от развивающегося процесса) иногда бывает ситуационной, т.е. определяется особым стечением обстоятельств, ведущих к открытости и не всегда налагающих какие-либо обязательства или побуждающих к нежности. Например, два человека, сидя рядом во время длительного перелета, могут разговориться на сугубо личные темы, однако, встретившись случайно впоследствии, нередко чувствуют себя очень неловко из-за своих откровений. Точно так же случайная сексуальная связь при всей ее сексуальной «интимности» обычно не затрагивает чувства и не дает ощутить заботу и участие, присущие настоящей интимности. Интимность без романтики или сексуальных отношений (когда такое положение вещей приятно обоим партнерам) сильно отличаться от интимности, сопровождающей любовь, роман или страстное сексуальное влечение.

Итак, мы видим, что интимные отношения весьма разнообразны и сложны. Многие психологи подчеркивают, что способность человека вступать в интимные отношения отчасти зависит от его уверенности в себе, основанной на реалистическом знании собственной персоны и на разумной степени удовлетворенности собой. Такое самоощущение помогает понять собственные потребности и чувства, а следовательно, и разделить их с другими. Приятие самого себя способствует установлению межличностной интимности еще и потому, что обусловливает естественность поведения: человеку нет нужды рисоваться и выставлять себя не тем, кто он есть на самом деле.

Людям, которые не слишком нравятся самим себе или стыдятся себя, бывает трудно установить и поддерживать интимные отношения, они целиком поглощены желанием выставить себя перед другими в наилучшем свете, и прилагают все усилия, чтобы завоевать признание и уважение. Даже в случае, когда эти усилия увенчались успехом, исходная самооценка, если и изменяется, то обычно ненадолго. Некоторые стремятся подавить чувство неуверенности в себе и связанную с этим депрессию тем или иным способом: используют психоактивные препараты или алкоголь, пассивно сидят перед телевизором, чтобы отвлечься от самих себя, или погружаются в работу. Наконец, есть категория людей, которые стараются найти удовлетворение в том, чтобы кто-то другой заботился о них, защищал, обеспечивал и развлекал их, но такое решение проблемы обычно бывает лишь временным.

Важно сохранять чувство собственного «я», даже находясь в

159


интимных отношениях с кем-то другим, и не отдаваться этим отношениям до такой степени, чтобы утратить его. Интимные отношения, способствующие принятию самого себя и самопознанию, становятся позитивным элементом жизни. Напротив, интимные отношения, поглощающие большую часть вашего времени и эмоциональной энергии, могут быть очень радостными, но при этом всепоглощающими. И вместо того, чтобы приносить удовлетворение, могут оказаться истощающими или ущербными.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 236.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...