Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Развитие психологии в Беларуси в 20 – 30-е гг. XX в. 




В 20 – 30-е гг. XX в. Развитие белорусской психологической науки было связано с возникновением и развитием БГУ.

Одним из первых психологов БГУ был Ивановский. интересовался вопросами педагогики и образования, философскими проблемами и историей средних веков. В 1921 профессор психологии БГУ. Закладывал основы философско-психологического образования в нашей стране и создавал учебно-методологическую базу Белорусского университета.

Развитие педагогики и психологии в нашей стране Панкевич. в 1925 г. был назначен методистом в БГУ (как он тогда назывался – Коммунистический университет Белоруссии). исследования образа жизни и нравственного сознания студентов БГУ (1927).

П.Я. Панкевич принимал большое участие в создании научно-исследовательского института педагогики и педологии (ныне – Национальный институт образования). был назначен его директором. проводил работу в области развития политехнического образования в республике.

Василейский -  основателем белорусской психотехники. В БГУ преподавал психологию и заведовал психотехнической лабораторией. В 1925 г. возглавил Минскую психотехническую лабораторию.: психотехнические исследования представителей различных профессий с целью составления профессиограмм, исследование ральных представлений и знаний у различных групп населения , профклнсультации и профориентационная работа среди молодежи и т.д.

Кроме того, в Минской психотехнической лаборатории был сконструирован ряд психотехнических тестов (на наблюдательность, картографическую память и т.д.), адаптированы зарубежные методики (тест Бурдона, тест Эббингауза и др.).

78. Развитие белорусской психологии в период 1947 – 1955 гг.

В 1947 г. – на филологическом факультете БГУ открылось отделение логики, психологии и русского языка, просуществовавшее до 1955 г.

его заведующей была Елена Павловна Ересь . – автор трудов по проблемам общей, возрастной и педагогической психологии. создание в Белоруссии республиканского общества (тогда – товарищества) психологов в 1960 г. Она являлась почетным членом общества психологов СССР.

Рэм Иосифович Водейко– один из учеников Е.П. Ересь. Он закончил БГУ, в 1976 г. в университете была открыта самостоятельная общеуниверситетская кафедра психологии, Рэм Иосифович становится ее первым заведующим. Его научные интересы: общая, возрастная, социальная психология, психология развития. Им организована первая в БГУ психологическая лаборатория.

 Исаак Моисеевич Розет – проблемы эвристической, продуктивной умственной деятельности. Результаты исследований были обобщены в монографии «Психология фантазии» , которая была переведена на ряд иностранных языков. Другие научные работы Исаака Моисеевича: «»Отражение психической реальности в особенности лексики», «К вопросу о возможности обучения решать математические задачи»,

79. Развитие психологии в БГУ.

Кафедра психологии БГУ как самостоятельное учебно-методическое и научное подразделение выделилась 10 января 1976 г. из объединенной кафедры педагогики и психологии с 1993 г. является кафедрой философско-экономического факультета (сейчас – ффсн).

первым заведующим кафедрой психологии был Р.И. Водейко. Также у истоков кафедры стояли И.А. Кулак, Л.Н. Дичковская.

Иосиф Антонович Кулак работал в БГУ с 1967 г., в, с 1993 г. работал на должности профессора кафедры. опубликовано более 100 научных работ, из них – 4 монографии:», «Физиология утомления при умственной и физической работе человека» и др. 

Дичковская, кандидат психологических наук, доцент, работала на кафедре с 1976 по 2000 г. Научные интересы связаны с проблемами обучения студентов, и вопросами психологии цвета.

С 1992 по 2000 г. кафедру возглавлял Геннадий Михайлович Кучинский. – выпускник Ленинградского государственного университета. В сферу его научных интересов входят вопросы психологии мышления и творчества, проблемы речи и речевого общения.

В 1993/94 учебном году при содействии Г.М. Кучинского было открыто отделение психологии БГУ на философско-экономическом факультете. принимал деятельное участие в создании отделения психологии ЕГУ,при активном участии был открыт факультет психологии ЕГУ.

Елена Самойловна Слепович – профессор кафедры психологии БГУ, доктор психологических наук. авторо курса «Психология аномального ребенка». Является ведущим специалистом в Беларуси по вопросам работы с детьми, имеющими задержки психического развития. Член – корреспондент Белорусской академии образования.

Фурманов (чел.поведение, агрессия), Ксенда (психологии манипуляции, изучения социальных стереотипов), Кулак (механизмы влияния медиаторов мозга на протекание психических процессов), Поликарпов (понимание, любовь, время, искусственный интеллект), Фролова (клиническая психология, психология здоровья, социальные репрезентации здоровья и болезни), Смрнова (психология конфликта, псих.предубеждений и стигматизации), Трухан (диф.псих, проф.выгорание).

80. Развитие психологии в Белорусском государственном педагогическом университете им. М. Танка. В 1931 г. выделен из БГУ в Белорусский высший педагогический институт. В 1993 г. институт переименован в университет.

С момента создания института на кафедре педагогики читался небольшой курс общей, а затем и педагогической психологии. В 1950 г. в БГПИ создается кафедра психологии. Первым заведующим кафедрой был Мышко , затем  кафедру возглавлял  Ковалгин: интересы методологические проблемы психологии, вопросы материалистической диалектики.

Затем зав каф Иващенко. научных интересов : вопросы трудового обучения и профессионального самоопределения учащихся. Им был установлен новый вид самооценки – частный, связанный с конкретными видами деятельности. кафедру возглавила Рожина. вопросы психологии искусства, его роли в развитии личности.. Впервые в научном плане ввела понятия, художественная перцепци, художественное познание мира человеком и др. Л.Н. Рожина разработала формирующий эксперимент, в котором развивалось умение литературно-психологического анализа художественного текста., Разработала авторскую методику развития эмоциональной сферы и нравственного сознания личности.

1988 г. начинается подготовка практических психологов, В 1997 г. заведующей кафедры психологии БГПУ становится Цыркун. вопросам одаренности, воли. Является одним из разработчиков стандартов для психолога. Являлась депутатом палаты представителей Национального собрания РБ. В настоящее время – доцент Центра перспективного детства БГУ.

создается кафедра общей и детской психологии. Зав каф. - Коломинский ,Который доктором психологических наук, профессором, академиком академии образования рб, \ работает в области социальной психологии и психологии личности. развитие и формировании личности в группах и коллективах на основных стадиях онтогенеза в процессе общения и совместной деятельности.

Факультет психологии: Кафедра общей и педагогической психологии, Кафедра методологии и методов психологических исследований, кафедра прикладной психологии, кафедра соц.псих, кафедра клинической психологии,

Факультет спец.образования: кафедра основ спец.педагогии и психологии

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 494.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...