Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Этические постулаты гуманистической психологии




Отреагирование.

для обозначения действий, воспроизводящих ситуацию из прошлого, но не в виде воспоминаний, а в виде актов деятельности. Он связывал отреагирование с сопротивлением: чем сильнее сопротивление, тем более интенсивно отреагирование будет заменять воспоминания.

В  настоящее  время  в  понятие  отреагирование  включают  деятельность,  не связанную непосредственно с процессом анализа. тенденция к отреагированию есть свойство конкретного индивида; Greenacre предлагает считать отреагирование  особой  формой  памяти,  при  которой  воспоминания  вновь проигрываются в поведении в слегка завуалированной форме.

Суммируя вышесказанное, можно сделать вывод, что понятие отреагирование используется в психоанализе в двух основных смыслах:

1)  как  ментальное  содержание,  которое  «выталкивается»  на  поверхность сознания  как  следствие  оживления  этого  содержания  во  время  лечения;  причем объекты этого содержания не вспоминаются пациентом, а скорее, толкают его на определенные действия, проигрываются им;

2)  как  привычная  модель  поведения,  являющаяся  следствием индивидуального склада и/или личной патологии, связанная в большей степени с типом индивида.

Интерпретация.

Интерпретация занимает особое место в психоаналитической литературе. Фрейд считал, что вербальное участи аналитика должно ограничиваться помощью пациенту для облегчения процесса ассоциаций, интерпретацией этих ассоциаций и сновидений, а также передачей пациенту этой информации в нужное время. В постфрейдистском психоанализе возникла тенденция употреблять термин интерпретация для обозначения не только и не столько того, как психоаналитик понимает/толкует свободные ассоциации и сны, но, скорее, как он говорит об этом пациенту. Искусство интерпретации стало обозначать скорее искусство успешного вербального участия в анализе, нежели искусство понимания бессознательного материала, получаемого от пациента.

В настоящее время термин интерпретация используется как синоним почти всех видов словесного (а иногда – и несловесного) воздействия на пациента, с одной стороны, и как специфическое разнообразие вербального участия аналитика, с другой. Выделяют несколько видов интерпретаций в зависимости от того, что (какой материал) рассматривается аналитиком.

1. интерпретации содержания – “перевод” поверхностного материала в то, что психоаналитик понимает как раскрытие его более глубокого смысла, обычно с особым акцентом на сексуальных и агрессивных желаниях и фрагментах детства пациента;

2. интерпретации защиты имеют целью показать пациенту механизмы и маневры, которые он использует, чтобы справиться с болезненными ощущениями, связанными с тем или иным конкретным конфликтом, а если это возможно, то и показать происхождение этих механизмов.

Инсайт.

Фрейд и Брейер описали, что истерические симптомы у пациента исчезли, когда врачам удалось вызвать у нее воспоминания о том событии, которое вызвало эти симптомы и вызвать сопровождавшие это событие переживания. Воспоминания без переживаний, по мнению Фрейда, не приводят к излечению больного. Подобное “выздоровление через разрядку” (память о событии в контексте эмоционального переживания) было названо инсайтом.

Позднее последователи Фрейда предложили множество различных определений и типологий инсайта, выделяя, в частности, интеллектуальный/нейтральный и эмоциональный/динамической инсайты.

 

13. К.Г. Юнг: сознание, структура сознания. Сознанию присущи дискретность (люди периодически выходят из состояния сознания, например, засыпая) и узость (оно оперирует лишь некоторой частью воспринимаемой информации).

Сознание невозможно представить себе без связи с Эго. Эго – это единица в центре сознания, комплекс психических фактов.  Этот комплекс обладает способностью притягивать то, что содержится в бессознательном; он также притягивает впечатления извне, которые, соприкасаясь с Эго, становятся фактами сознания (если нет соприкосновения реального факта/события с Эго, то его нельзя считать сознательным).

Характеризуя Эго, Юнг выделял такое понятие, как Эго-направленность (ориентация личности или жизненная установка, фокус внимания, направленный вовне или вовнутрь, на факты окружающего мира или на события внутреннего мира. ) Эти направленности получили названия экстраверсия и интроверсия. Они сосуществуют в человеке обе одновременно, но одна становится доминирующей, а другая – вспомогательной. Доминирующая функция становится рациональной (тесно связанной с деятельностью сознания, доступной сознательному анализу), тогда как вспомогательная – иррациональной (недоступной сознанию).

В сознании Юнг выделяет несколько функций. Благодаря им сознание может быть ориентировано либо на эктопсихические, либо на эндопсихические факты. Эктопсихика –данными, поступающими извне. Эндопсихика –бессознательными процессами. К эктопсихическим функциям(ощущение, мышление, чувство и интуиция

Пару функций “мышление – чувство” - рациональной парой, “ощущение – интуиция” - иррациональной парой. В центре находится Эго с присущей ему энергией (энергия воли). Воля направлена преимущественно на какую-то одну из четырех функций сознания; такая функция легко доступна сознательному анализу и волевому контролю, более развита и дифференцирована и преимущественно используется индивидом для разработки стратегий поведения. Юнг называет такую функцию приоритетной (ведущей) функцией сознания, а противоположную ей функцию – подчиненной. Подчиненная функция, это “открытая дверь”, через которую из подсознания может проникнуть что угодно. Подчиненная функция часто представляет для человека проблему, она находится вне сферы волевого контроля и поэтому действует как бы “сама по себе”; например,  человека, чья ведущая функция – интуиция, могут регулярно вводить в заблуждение и повергать в изумление его собственные ощущения, но интеграция подчиненной функции в Эго может дать личности эмоциональный потенциал для дальнейшего роста и изменения.

Ведущая функция принадлежит к одной из пар рациональных или иррациональных функций. Но человек не бывает только рациональным или только иррациональным – каждый из нас использует вспомогательную функцию из другой пары, чем та, к которой принадлежит ведущая.

Данная структура эктопсихики дала Юнгу возможность построения оригинальной теории психологических типов. С помощью двух позиций – экстраверсии – интроверсии и высшей и дополнительной функции можно получить список из 16 основных типов, например, интуитивно-чувствующий интроверт

Эндопсихические функции – память (связывает Эго с тем, что приходит из сознания), эмоции и аффекты (состояния, при которых человеком овладевает то, что у него внутри), инвазии (“вторжения” бессознательного в сознательную деятельность). Соотношение эктопсихики, эндопсихики и Эго можно проиллюстрировать при помощи следующей схемы:

В зоне С находится “теневой мир”, эго, которое само для себя остается загадкой. Это та часть Эго/сознания, которая постоянно соприкасается с миром бессознательного. По этой причине в нем всегда остается непознанная часть себя, та часть личности, которая содержит в себе потенциал роста.

14. К.Г. Юнг: личное бессознательное. Комплексы. Эндопсихические функции позволяют личности соприкоснуться с “темной стороной души” – бессознательным. Юнг разделяет бессознательное на индивидуальное и коллективное.

Индивидуальное бессознательное, (состоит из продуктов инстинктивных процессов, конституирующих личность, забытых или вытесненных фактов, а также информации творческого характера (аналогично понятию бессознательного у Фрейда)). Но! Юнг предположил, что материал, находящийся в личном бессознательном не является однородной “смесью” забытых или вытесненных фактов душевной жизни личности; он организован определенным образом. Психические факты, составляющие личное бессознательное, организованы в комплексы, или скопления эмоционально заряженных мыслей, чувств, воспоминаний. Эти комплексы, скомпонованные вокруг различных значимых тем, могут оказать значительное влияние на поведение личности.

Так называемая “планетарная” структура личности включает в себя Эго как центральное личностное образование, находящееся одновременно и в центре сознания, и целый ряд комплексов, находящихся в отдалении от Эго и вне сознания. комплексы и Эго – одной природы, и Эго можно назвать “центральным комплексом” личности. В нас много “Я”, и Эго – лишь одно из них.

Юнг считает, что нет принципиальной разницы между фрагментарной личностью и комплексом: “комплексы – это отколовшиеся души”.: “комплексы ведут себя как независимые существа”, иногда они даже принимают личностный характер Эго. Личность также может бессознательно идентифицироваться с комплексом (например, с комплексом “хорошей матери”); Комплекс может занять место Эго. При определенных условиях комплексы могут “оттягивать” на себя сознание – тогда возникает явление “потери души”, “множественной личности, человек попадает во власть собственного доселе неосознаваемого комплекса, который вытесняет привычное “Я” и становится на его место. Познание собственных комплексов может обогатить потенциал личности и способствовать ее дальнейшему росту и развитию.

Для изучения содержания бессознательного Юнг предложил воспользоваться, ассоциативным тестом, Оказалось, что некоторые (“ключевые”) слова они либо не хотят, либо не могут дать на них обычную ассоциацию. ключевые слова отражают “профиль проблем” человека, проблем, которые он сам не может осознать и которые, таким образом, находятся в области его личного бессознательного. Иными словами, ассоциативный тест дает исследователю возможность узнать комплексы пациента.

15. К.Г. Юнг: коллективное бессознательное. Архетипы

особенность – мифологический характер. Они как бы принадлежат слою души, свойственному не какой-либо отдельной личности, а человечеству вообще. Юнг называл данный уровень душевной жизни коллективным бессознательным и указывал, что содержание коллективного бессознательного наследуется и одинаково для всего человечества, независимо от нации, расы.

Содержанием коллективного бессознательного являются архаические психические образы, содержащие, по форме и по смыслу мифологические мотивы. Это предрасполагающие факторы, под влиянием которых люди реализуют универсальные модели в своем мышлении, восприятии, поведении.

Архетипы присутствуют в сказках,– неотъемлемая часть каждой культуры. Вот некоторые из таких распространенных архетипов – мотивов: Герой, Дракон, Юнг связывает происхождение архетипов с многомиллионолетней историей эволюции человеческого мозга.

промежуточное звено между инстинктом и образом. Между ними существует взаимозависимость и ни архетип, ни инстинкт не имеют отдельного или первичного существования по отношению друг к другу.

Архетипы биполярны, то есть выражают врожденную двойственность предметов и явлений. Существует несколько возможностей представить архетипы в виде ряда или иерархии.

В начале системы архетипов мы видим Персону. Персона – это социальная маска или личина, которую мы надевает, чтобы обратиться к миру.

Следующий архетип, Тень, включает в себя все то, что каждый человек боится, презирает и не может принять в себе, “темную сторону личности”. Эго может осознавать некоторые части того, что находится в Тени. Темная сторона это не плохо, это просто сторона личности. Тень как источник жизненной силы, спонтанности и творческого начала в жизни личности. Признание Тени позволяет человеку увидеть, что корень его жизненных проблем – в нем самом.

Далее два противоположных архетипа Anima и Animus, которые, по Юнгу, выражают врожденную андрогинную природу людей. Animа представляет внутренний образ женщины в мужчине, его бессознательную женскую сторону; Animus - внутренний образ мужчины в женщине, ее бессознательная мужская сторона.

Помимо мужского и женского архетипов он говорит о двух различных архетипических принципах психологического функционирования. Маскулинный принцип он называет Логосом; феминный принцип он называет Эросом. Логос и Эрос не зависят от анатомического пола и существуют в каждом мужчине и женщине.

Во сне встреча с Anim’ой или Animus’ом может интерпретироваться как представление альтернативных способов восприятия, поведения и иной системы ценностей. Animus и Animа часто проявляются в проекции на реального мужчину или женщину, тогда они могут вызвать влечение между людьми, так как они несут зародыши понимания и коммуникации с представителем противоположного пола. Через проекцию женщина и мужчина познают друг друга, влекут друг друга. Будучи архетипическими структурами, Animus и Animа предшествуют переживаниям и обуславливают их. Женщина может впервые увидеть или ощутить свои мужские стороны, которые она не осознает, но которые ей необходимы. Мужчина здесь “вынимает” из нее и “показывает” ей ее собственную душу.

Проекция Anim’ы/Animus’а на партнера – норма, а не патология. Патологическое состояние возникает тогда, когда проецирует свою Тень на Animus/ Anim’у, либо чрезмерно идентифицируется с ним/ней

Самость –центральный архетип. сердцевина личности, вокруг которой организованы и объединены другие элементы. Самость – это бессознательный прообраз Эго, Эго вначале сливается, затем – дифференцируется от Самости. “потенциал для интеграции личности”. Архетип Самости не реализуется до тех пор, пока не наступит полная гармония всех аспектов души, сознания и бессознательного.

Св-ва самости: 1) она функционирует как посредник между противоположностями в психике; 2) Самость – основной агент производства глубинных, внушающих трепет символов, которые по своей природе являются регулирующими (психику) и излечивающими (душевные болезни).

16. Архетип и символ. Символ обозначает нечто неизвестное, “необозначаемое” напрямую, то, что невозможно выразить словами. символ “указывает на значение, которое не поддается описанию”, то есть, на архетип.

Юнг оставляет за символами целительную функцию. Символы способствуют интеграции противоположностей в психике; их работа направлена на регуляцию психики в интересах естественного развития личности. Используя символы, наше бессознательное может пытаться “сказать” нам во сне, прежде всего, что нарушена гармония между частями души. Символы могут выражать назревающее физическое расстройство (болезнь), которое еще не осознанно субъектом, но уже “замечено” бессознательным.

Но чаще всего символы, возникающие в сновидениях или фантазиях (“снах наяву”), представляют собой попытки Самости интегрировать душу, привести ее в “более продвинутое” состояние. символы, связанные с Самостью бывают таинственными, внушающими трепет, обогащающими, непередаваемыми на словах. Одно только созерцание и “переживание” этих символов, способно гармонизировать психику. Юнг предостерегал последователей от однозначно-упрощенного толкования символов. анализировать следует индивида в его целостности, а не символ.

 

К.Г. Юнг: индивидуация.

Согласно Юнгу, конечная жизненная цель человека – это полная реализация своего “Я”, то есть становление единого, неповторимого и целостного индивида. Развитие каждого человека в этом направлении уникально, оно продолжается на протяжении всей его жизни. Сущность индивидуации состоит в достижении личностного слияния коллективного и универсального, с одной стороны, и, с другой стороны, уникального и индивидуального. Индивидуация не равна индивидуальности. Здоровое функционирование Эго может быть необходимо для индивидуации, но оно не заменяет ее. Согласно Юнгу, в первой половине жизни Эго борется за освобождение от образа матери и становление своей независимости и стабильности; это приводит к неубедительной односторонности. Во второй половине жизни человек стремится сосредотачивается на смысле жизни и сверхличных ценностях; для этого и понадобилась стабильность и независимость Эго.

Индивидуация предполагает распознание и принятие тех сторон самого себя, которые вначале отталкивают и кажутся отрицательными. Эта интеграция приводит не только к большей самореализации, но также к осознанию человеком того, что у него есть Самость.

индивидуация доступна лишь тем, у кого “сильное Эго”, хорошая социальная адаптация и тех, кто “функционирует генитально”.

18. А.Адлер: чувство неполноценности и комплекс неполноценности. У каждого человека существуют органы, от рождения менее развитые, чем другие, “неполноценные”. Люди с выраженной органической слабостью или дефектом часто стараются компенсировать эти дефекты тренировками и упражненими, это приводит к развитию навыков и умений в различных сферах деятельности. Каждый человек стремится компенсировать присущий ему комплекс неполноценности и зачастую достигает на этом пути выдающихся успехов.

Комплекс неполноценности возникает в детстве. Каждый ребенок появляется на свет слабым и беспомощным, Этот опыт вызывает у ребенка глубокое переживание неполноценности по сравнению с другими членами семьи, более взрослыми и сильными. он должен быть окружен заботой и опекой родителей. Взрослея, ребенок пытается компенсировать свое чувство неполноценности, добиваясь успехов в игре, учебе, в работе. Все, что делают люди, направлено на преодоление ощущения собственной неполноценности.

Ощущение неполноценности может стать чрезмерным. возникает комплекс неполноценности – преувеличенное чувство собственной слабости и несостоятельности. Три вида источников, могущих привести к возникновению комплекса неполноценности: неполноценность органов, чрезмерная опека и отвержение родителями. Может сформироваться гиперкомпенсация – стремление достичь превосходства над другими любой ценой, зачастую преувеличивая свои способности и возможности.

19. А.Адлер: стремление к превосходству. Личность непрерывно движется в направлении роста и развития. Основной мотивационной силой этого движения является стремление к превосходству.

В качестве основания данного стремления человеческую агрессивность. Позднее “стремление к власти”. Со временем Адлер отказался от концепции, выдвинув взамен идею врожденного стремления к превосходству.

Адлер считает стремление к превосходству врожденным потенциалом, который надо реализовать в течение жизни, если человек хочет самореализоваться. Стремление“пробуждается” на пятом году жизни, когда формируется жизненная цель.

Особенности, присущие стремлению к превосходству: 

1. это единый фундаментальный мотив, а не комбинация отдельных побуждений;

2. этот мотив универсален: он присущ всем, независимо от пола, расы, образования и т.д.;

3. стремление к превосходству может приводить к положительным и отрицательным результатам в зависимости от способности человека к адаптации;

4. оно связано с определенными усилиями и энергетическими тратами;

5. оно проявляется как на уровне индивида, так и на уровне общества.

 

20. А.Адлер: стиль жизни. Поведение определяется уникальными жизненными целями и способами их достижения. Уникальные жизненные цели и способы их достижения, черты поведения и привычки личности образуют стиль жизни личности. Стиль жизни формируется в 4-5 лет. В это время происходит осознание своих физических ограничений и постановка жизненных целей; стиль практически не поддается тотальным изменениям. Сформированный стиль жизни становится главным стержнем поведения в будущем;

Адлер считает, что стиль жизни может быть распознан только на основе знания путей и способов решения человеком его жизненных проблем. Каждый человек с неизбежностью сталкивается с тремя проблемами: работа, дружба и любовь. С точки зрения Адлера, ни одна из этих задач не стоит особняком – они всегда взаимосвязаны, и их решение зависит от нашего стиля жизни.

 

21. А.Адлер: порядок рождения. Основная детерминанта установок, складывающих стиль жизни связана с порядком рождения ребенка. Влияние порядка рождения ребенка на стиль жизни связано с восприятием ребенком ситуации в семье.

Старший ребенок – “монарх, лишенный трона”. Он помнит свое завидное положение в семье, существовавшее до рождения младших детей и всегда стремится вернуть его себе. стремление всегда обречено на неудачу. первенец “приучает себя к изоляции” и осваивает стратегию выживания в одиночку, не нуждаясь в привязанности или одобрении. став взрослым стремятся к власти и предрасположены к лидерству.

Единственный ребенок – “центр семьи”. Долгий контроль и опека матери приводят к эгоцентризму. Отсутствие конкурентной борьбы за внимание и любовь - сложности во взаимоотношениях со сверстниками.

Второй (средний) ребенок – “догоняющий”, вынужден следовать за старшими и соревноваться с ними. темп развития может оказаться выше, чем у старшего ребенка. Средний ребенок вырастает ориентированным на достижения, соперничающим и честолюбивым. стиль жизни -стремлением доказать, что он лучше, чем старший.

 Младший ребенок – “баловень”, окруженный вниманием со стороны родителей и старших детей. вынужден пользоваться одеждой и вещами старших детей, “играть по чужим правилам”. возникает сильное чувство неполноценности, отсутствием чувства независимости. возникает высокая мотивация превзойти старших. может выйти выдающаяся личность.

 

22. А.Адлер: социальный интерес. невозможно “отрывать” человека от общества и рассматривать его вне социума. суть человеческой природы раскрывается только через социальные отношения.

люди подчиняют свои потребности общественно-полезному делу и способны отказаться от собственных эгоистических целей во имя достижения целей социума. Данный феномен Адлер назвал “социальным интересом”. (это врожденное стремление вступать во взаимные отношения сотрудничества, а также чувство идентификации с человечеством и сходства с другими людьми.)

Предпосылки социального интереса являются врожденными, поэтому каждый человек – социальное существо.

Источники социального интереса: мать, отец, отношения между ними. Несчастный брак не способствует развитию у детей стремления к людям; они видят деформированную модель отношений, любви и конфликтов.

Социальный интерес критерий оценки психического здоровья индивида. Нормальные, здоровые люди по-настоящему беспокоятся о других, их стремление к превосходству социально позитивно и включает в себя стремление к благополучию окружающих. У плохо адаптированных людей социальный интерес выражен недостаточно. Они эгоцентричны, борются за личное превосходство и главенство над другими.

Недостаточно выраженный социальный интерес может стать причиной формирования т.наз. “ошибочного стиля жизни” - ориентации на достижение превосходства без учета интересов окружающих людей..

 

23. А.Адлер: типология личности. Адлер считал стиль жизни неповторимым и очень неохотно предложил типологию установок.

Управляющий тип – самоуверен и напорист, с незначительным социальным интересом. Активен, но не в социальном плане; не заботится о благополучии других.

Берущий тип – удовлетворяет свои потребности за счет других. Не интересуется жизнью социума вообще, и окружающих в частности. Малоактивен.

Избегающий тип – не имеет ни интереса к обществу, ни достаточной активности, чтобы решать свои проблемы. Он больше опасается неудач, чем стремится к успеху; он избегает решения жизненных задач.

Социально-полезный тип – воплощение личностной зрелости. Высокий уровень активности соединяется здесь с высоким социальным интересом. Социально ориентирован, проявляет заботу о других и заинтересован в общении с ними. Воспринимает три жизненные задачи – работу, дружбу и любовь – как социальные проблемы.

                               

24. Телесно-ориентированный психоанализ В. Райха. Свободно текущая естественная жизненная энергия (“оргонная энергия”) - основа функционирования здоровой личности. Избыток энергии, рассматривается как сексуальное напряжение, для снятия которого необходим оргазм.

Хронические блокировки энергии на физическом уровне получили у Райха название “мышечная броня”. ( хроническое мышечное напряжение, изолирующее человека от неприятных эмоций.) “Мышечная броня” мешает свободной циркуляции оргонной энергии вверх и вниз по телу.

“Броня” является физической формой проявления структуры характера. Если изменить, “сломать” “броню”, изменится структура невротического характера. Мышечное напряжение тесно связано с различного рода травмирующими ситуациями из прошлого опыта индивида.

Напряжение, накопившееся в скелетных мышцах тела, можно обнаружить в семи кругах “мышечной брони”, которые пересекают тело. Они  расположены на уровне глаз, рта, шеи, груди, диафрагмы, живота и таза. методики Райха - прямое манипулирование этими кругами мышц с целью освобождения их от “брони”. Разрушение кругов “мышечной брони” происходит сверху вниз, “зажимы” на уровне таза являются последним “барьером” на пути личной свободы, и только сняв этот барьер, человек может ощутить полноценное сексуальное удовлетворение.

25. В. Райх: структура характера. Рассматривая структуру невротического характера, Райх выделил три уровня: глубинный (естественный), средний (извращенный) и верхний (маска воспитания). глубинный слой-искренность, трудолюбие, склонность к сотрудничеству и стремление к любви. Из этого слоя исходят первичные биологические влечения: к труду, сотрудничеству, и, самое главное, сексуальное влечение. В результате морально-религиозноого подавления первичных влечений формируются “вторичные влечения”, извращенные. Совокупность “вторичных влечений” –промежуточный слой характера-импульсов жестокости, садизма, сладострастия, жадности и зависти.

Для поверхностного слоя характера личности среднего гражданина характерны сдержанность, вежливость, сострадание, ответственности, добросовестность и т.д. Это результат социализации человека. Естественный энергетический импульс вынужден проходить через слой вторичных извращенных влечений, подвергаться искажению, препятствует любому подлинному проявлению жизни.

26. В. Райх: психология масс и фашизм. Первые признаки общественного подавления сексуальности стали появляться при возникновении авторитарного патриархата и при разделении общества на классы. Общество начинает принуждать граждан жить в семьях. Авторитарное общество нуждается в патриархальной семье Семья выполняет функции: 1) экономическую: семья как малое предприятие позволяет организовывать и управлять экономической жизнью; 2) социальную: в авторитарном обществе институт семьи защищает “статус-кво” – бесправное положение женщин и детей в обществе; 3) политическую: патриархальная семья является фабрикой, воспроизводящей авторитарные идеологии. Подавление сексуальности ведет к возникновению качеств верной приверженности и детского послушания, снижению уверенности в себе и способности критического восприятия действительности. Семейное воспитание, основанное на подавлении сексуальности, порождает “психическую структуру подданного”.

С возникновением принудительной семьи связано, возникновение религии как общественного института. Церковь подавление сексуальных влечений человека.

Фашизм является организованным политическим выражением характерологической структуры среднего человека, существование которой носит всеобщий характер. В качестве носителей фашистской идеологии всегда выступают народные массы. Эмоциональную основу фашизма составляет отношение “маленькой личности” к авторитарному лидеру.

Оргастичская импотентность (неспособность достичь оргазма) порождает стремление к мистицизму и иррациональность. Фашизм невозможно победить с помощью политических интриг или военных кампаний. Фашизм необходимо искоренять в головах (точнее, в характерах) людей; его можно искоренить, лишь дав человеку возможность свободной реализации в сферах труда, познания и любви.

27. В. Райх: сексуальность и развитие личности.Райх предложил структуру личности, состоящую из трех автономно функционирующих уровней. "Поверхностный уровень" - это "притворно-социальный уровень", образуют под воздействием социальных ценностей общества социально одобряемые формы межличностных коммуникаций. "Промежуточный уровень" представляет собой разнообразные "вторичные импульсы", включающие агрессивно-садистические и либидонозные влечения; его называют "антисоциальным уровнем". Третий уровень - "глубинный уровень", состоит из "природно-социальных импульсов", имеющих подлинно человеческий характер. На этом уровне человек является эмоционально здоровым, гармоничным, способным на искреннюю любовь. Причина возникновения невротического характера в социокультурных условиях существования индивида в обществе. Невроз и невротический характер являются патологией существования человека в социальных условиях.

Райх считал необходимой "сексуальную революцию", обществен.прогноз .общество подавляет естественное проявление сексуальности у людей, искажая тем самым понимание человеческой любви. "Сексуальная революция" ведет к саморегулированию, ориентированному на естественные проявления человеческой любви.

28. К. Хорни: развитие личности. Решающим фактором в развитии личности являются социальные отношения между ребенком и его родителями. Ребенку присущи две основные потребности: потребность в удовлетворении и потребность в безопасности. Ведущую роль в формировании личности играет другая основная потребность – в безопасности-стремление быть любимым, желанным и защищенным от опасностей окружающего мира.

Неудовлетворение потребности в безопасности приводит к возникновению у ребенка чувства обиды и гнева по отношению к родителям (базальной враждебности). Это чувство вступает в конфликт с детской зависимостью о родителей. В результате этого конфликта негативные чувства вытесняются. Но и будучи вытесненной, базальная враждебность оказывает влияние на психику ребенка, наполняя ее ощущениями беспомощности, страха, любви и вины. Данный комплекс чувств получил название базальной тревоги (ощущение одиночества и беспомощности перед лицом потенциально опасного мира).

 

29. К. Хорни: этиология невроза. Тревога возникает в результате отсутствия чувства безопасности в межличностных отношениях. Выраженная базальная тревога у ребенка ведет к формированию невроза у взрослого человека. Хорни описала 10 таких стратегий/невротических потребностей.

1. Потребность в любви и одобрении желании быть любимым. повышенная чувствительностью.

2. Потребность в руководстве зависимости от других людей и боязни отказа,одиночества.

3. Потребность в ограничениях четкие указания и ограничения, стремлением подчиняться.

4. Потребность во власти доминирование и стремление контролировать действия окружающих.

5. Потребность в эксплуатировании других боязни быть используемым.

6. Потребность в общественном признании быть объектом восхищения других людей.

7. Потребность в восхищении собой стремлении создать приукрашенный образ себя.

8. Потребность в честолюбии стремлении быть самым лучшим, невзирая на последствия

9. Потребность в самодостаточности и независимости избегании любых отношений.

10. Потребность в безупречности и неопровержимости постоянных попытках быть морально непогрешимым и безупречным во всех отношениях.

эти стратегии присутствуют у всех людей. здоровый человек легко заменяет одну стратегию на другую в изменившейся ситуации, то невротик стремится реализовать лишь одну из имеющихся стратегий, причем во всех возникающих социальных ситуациях.

ориентация в отношениях с людьми.

1. Ориентация на людей (уступчивый тип) предполагает зависимость, нерешительность и беспомощность как стиль взаимоотношений. человеку необходимо, чтобы в нем нуждались, любили, защищали и руководили им.

2. Ориентация от людей (обособленный тип) характеризуется отсутствием заинтересованности в людях, отстраненностью, избеганием тесных межличностных отношений. характерны стремление к уединенности.

3. Ориентация против людей (враждебный тип) характерны доминирование, враждебность к другим людям и стремление их эксплуатировать. Жизнь при этом рассматривается как борьба всех против всех.

 

30. Э.Фромм: представления о природе человека.

Поведение человека может быть понято только в свете влияния культуры, а личность является продуктом взаимодействия между врождёнными потребностями и социальными нормами культуры. Личность может быть постигнута через изучение своих отношений- к миру, природе, к другим людям, к самому себе.

Представления о природе человека:

1. Личность – принципиально “открытая система”.Она открыта для воздействий со стороны окружающего мира, и она изменяется в результате этих воздействий.

2. Человек – изначально социальное существо. Невозможно изучать человека вне социального окружения и вне конкретных социально-исторических условий.

3. Человек открыт для самосозидания. Его можно соразмерять лишь с самим собой, с собственным еще не реализованным потенциалом.

человек – это единственное животное, обладающее интеллектом и самосознанием. Он находится одновременно внутри природы (как живое существо) и вне ее (так как может осознать себя отдельно от природы). Человек, по Фромму, это единственное животное, для которого его существование является проблемой; он должен ее решить и от этого ему никуда не уйти.

Человек может реализовать в своей жизни два варианта разрешения этого противоречия: Иметь или Быть.

Иметь – значит обратиться к собственным инстинктивным стремлениям и биологическим потребностям. Удовлетворение примитивных потребностей осуществляется преимущественно в форме накопления материальных благ, что доставляет человеку чувство иллюзорного благополучия и самодостаточности.

Быть – значит отдавать, жертвовать собой ради других.

Общество может содействовать раскрытию данного потенциала, но может и препятствовать развитию этих внутренних побуждений. В результате такого воздействия личность либо развивается (синдром роста), либо деформируется (синдром распада).

 

31. Э. Фромм: развитие личности. Развитие личности характеризуется наличием у человека следующих основных тенденций: любовь к жизни, любовь к людям и свобода.

Любовь к жизни (биофилия) представляет собой тотальную ориентацию, полностью определяющую жизнь человека. в стремлении жить. Она присутствует у всех живых организмов. Стремиться расти, развивая свою структуру. Человеку приятно созидать, а не разрушать, он хочет творить и развиваться. Любовь к жизни развивается, если в обществе существуют основные предпосылки: безопасность, справедливость и свобода.

Любовь к людям. Любовь к человеку (непатологическая) – это такое отношение между двумя людьми, которые переживают себя как самостоятельные величины и которые, открыты по отношению друг к другу. Человек достигает полной зрелости, когда он полностью освободится от “слепой” любви к самому себе.

Свобода связана с ясным осознанием ситуации, в которой находится человек.

 

32. Э. Фромм: деформации личностного развития. Деформации личностного развития-тенденций: некрофилии, нарциссизма и инцестуозной привязанности.

Некрофилия - любовь к мертвому, стремлении сексуально обладать мертвым телом. влечение ко всему неживому (трупы, смерть, болезнь, распад). испытывают удовольствие, разрушая, а не созидая. ориентация на прошлое. любит все, что не является живым, неорганическое (техника, машины и механизмы). привлекают ночь и темнота, все, что направлено против жизни, против роста притягивает некрофила.

Нарциссизм-направленность либидо на самого субъекта. сконцентрированность человека на самом себе, любовь к самому себе, отсутствие интереса к внешнему миру. Биологическая функция нарциссизма – самосохранение, поэтому нарциссизм – это всегда деформация личности. Патологический нарциссизм ведет к самоизоляции индивида.

Фромм выделял доброкачественный, злокачественный и общественный его виды. Доброкачественный нарциссизм направлен на результат собственных усилий (свои знания, умения, достижения и т.п.). Злокачественный нарциссизм направлен на то, что человек имеет, не затрачивая особых трудов со своей стороны. Общественный нарциссизм направлен на результат общественного труда, общественного развития (государство, национальная культура) и может быть полезен обществу, сплачивая его.

Инцестуозные привязанности выражаются в привязанности к матери, ее заботе и опеке.

Доброкачественная форма инцестуозных привязанностей ведет к тому, что человек будет искать жену, напоминающую свою мать. Злокачественная форма инцестуозной привязанности ведет к т. наз. “инцестуальному симбиозу”, стремлению слиться, стать частью матери.

 

33. Методологические основания бихевиоризма. Согласно Конту, единственно истинным является знание, социальное по своей природе и объективно наблюдаемое. Эти критерии исключали из научной сферы интроспекцию как метод и данные самонаблюдения.

Зоопсихология во многом явилась предшественницей бихевиоризма. она породила многочисленные попытки продемонстрировать наличие разума у животных и показать непрерывность перехода от разума низших организмов к разуму человека.

Торндайк первым утверждал, что психология должна исследовать поведение, а не психические элементы или опыт сознания. первым ввел понятие связи между ситуацией (стимулом) и реакцией организма, настаивал на том, что для изучения поведения его необходимо разбить на пары стимул - реакция (S-R).

Торндайк начал с изучения процессов научения. Он попытался количественно измерить научение, подсчитывая проявления “неправильного” поведения и регистрируя время, необходимое животным для достижения цели. Метод научения, применявшийся в экспериментах Торндайка, получил название “метод проб и ошибок”. Торндайк вывел два закона научения: закон эффекта и закон упражнения.

Закон эффекта: каждое действие, вызывающее в данной ситуации удовлетворение, ассоциируется с данной ситуацией, так что, когда она появляется вновь, появление этого действия становится более вероятным, чем прежде.

Закон упражнения: чем чаще действие или реакция используется в данной ситуации, тем сильнее ассоциативная связь между действием и ситуацией. поощрение способствует закреплению действия (реакции) эффективнее, чем простое многократное повторение.

И.П. Павлова и В.М. Бехтерева заложили основы о поведении. разрабатывали понятия, как рефлекс (условный и безусловный), стимул, ассоциативная связь между стимулом и реакцией, подкрепление. Павлов и Бехтерев занимались изучением процесса образования условных рефлексов; оба ученых считали, что сложное поведение человека, можно рассматривать как результат накопления значительного количества условных рефлексов.

Мак-Даугалл говорили о том, что психология должна стремиться быть более объективной, и поэтому изучать поведение, а не сознание, душу или разум.

 

 

34. Ортодоксальный бихевиоризм Дж. Уотсона. Основная задача бихевиоральной психологии-изучать формирование поведенческих реакций и на этой основе изучать человеческое поведение как результат научения. Цель бихевиоризма - предсказывать поведение человека в каждой конкретной ситуации, и, в последующем, управлять этим поведением. Бихевиоризм, по мнению Уотсона, должен был стать “лабораторией общества”, в которой отрабатывались бы методы формирования и изменения поведенческих моделей отдельных личностей и групп людей. Поведение предлагалось изучать в парах “S - R”.

все, что кажется инстинктивным, на самом деле социально обусловлено. Уотсона отрицал существование врожденных способностей. “Доверьте мне десяток здоровых нормальных детей и дайте возможность воспитывать их так, как я считаю нужным; гарантирую, что, выбрав каждого из них наугад, я сделаю его тем, кем задумаю: врачом, юристом, художником, коммерсантом и даже нищим или вором, независимо от его данных, способностей, призвания или расы его предков”.

Эмоции: рассматривались Уотсоном как главная реакция организма на специфический раздражитель.

Мышление: сводится Уотсоном к неявному моторному поведению. По мере взросления человека это “мышечное поведение” становится невидимым и неслышимым. мышление превращается в способ беззвучной внутренней беседы.

Методы бихевиоризм. наблюдения, тестирования, дословной записи речи испытуемого и метода формирования условных рефлексов.

Тестирование предполагало оценивание не какого-либо психического качества испытуемого, а его поведения.

Метод дословной записи речевого поведения предполагал фиксирование речи испытуемого в определенных ситуациях и при воздействии определенных раздражителей.

Метод условных рефлексов, как это явствует из названия, предполагал изучение процесса формирования условных рефлексов. Метод предполагалось использовать в лабораторных условиях для изучения сложного поведения, для чего это поведение разбивалось на отдельные компоненты.

 

35. Бихевиоризм Э. Ч. Толмена.По мнению Толмена, схема Торндайка - Уотсона S-R является наивной и недостаточной для описания поведения живых существ. Толмен предложил свое понимание поведения, которое он считал молярным или связанным процессом.

Единицей поведения, по Толмену, являлся целенаправленный акт. Каждый такой акт строится из мускульных движений, организованных вокруг цели и направляемых когнитивными элементами. Толмен предположил наличие внутренних когнитивных процессов, которые “вклиниваются” между классическими S и R и детерминируют поведение. Формула S-R таким образом, превратилась в формулу S-О-R , где О – организм.

Толмен отвергает законы Торндайка, утверждая, что поощрение слабо влияет на научение. организм учится устанавливать смысловые связи между ситуациями (стимулами) и реакциями. Результатом научения оказываются смысловые связи, которые сам Толмен называл “гештальт-знаками”; они вырабатываются в результате многократного повторения какого-либо действия в определенной ситуации. Толмен называл такую сеть когнитивной картой. крыса обретает всеобъемлющее знание своего лабиринта или иной окружающей среды.

Другие эксперименты Толмена показали наличие латентного научения - то есть такого научения, которое нельзя наблюдать, когда оно фактически происходит, но которое сказывается на последующем поведении. 

 

36. Необихевиоризм Б.Ф. Скиннера. Скиннер считал, что наука о поведении человека не отличается принципиально от других естественных наук, построенных на фактах. Принципы поведения организмов, стоящих на более низких ступенях развития, аналогичны таковым принципам поведения организмов, стоящих на более высоких ступенях развития.

Основным законом, лежащим в основе бихевиоральной теории поведения, считал Скиннер, является закон причинно-следственных отношений между условиями окружающей среды (стимулами) и открытым поведением (реакцией) организма. Практической целью этой науки является возможность манипулирования переменными окружающей среды с целью изменения поведенческой реакции организма.

концепция оперантного поведения. основные положения.

Люди (да и животные) в реальной жизни редко действуют согласно классической схеме S – R . Подобное поведение Скиннер называет респондентным, или обусловливанием типа С (стимульным). Скиннер считал, что гораздо чаще организм активно воздействует на свое окружение, с целью добиться желаемого положения вещей. Такой тип поведения Скиннер называл оперантным.

Оперантное поведение определяется событиями, которые следуют за реакцией организма. То есть, последствия поведения изменяют тенденцию организма повторять данное поведение в будущем. Если последствия благоприятны для организма, то вероятность повторения данного поведения в будущем увеличивается. Если последствия реакции неблагоприятны для организма, тогда вероятность появления данного поведения в будущем уменьшается.

Режим подкрепления – это правило, устанавливающее вероятность, с которой будет происходить подкрепление. Скиннер выделял несколько режимов подкрепления.

1) непрерывное подкрепление предполагает появление подкрепления каждый раз, когда организм демонстрирует желаемую реакцию.

2) режим прерывистого подкрепления может представлять более реальную альтернативу режиму непрерывного подкрепления. виды.

· Режим подкрепления с постоянным соотношением. определенного числа желаемых реакций.

· Режим подкрепления с постоянным интервалом. установленные временные интервалы.

· Режим подкрепления с вариативным соотношением. определенного среднего числа реакций.

· Режим подкрепления с вариативным интервалом. неопределенный временной интервал.

выделял два вида подкрепления – первичное и вторичное. Первичное подкрепление – это любое событие или объект, само по себе способное удовлетворять потребности организма. Вторичное (условное) подкрепление – это событие или объект, которые приобрели способность подкреплять поведение организма в результате тесной ассоциации с первичным подкреплением.

Скиннер попытался определить сравнительную эффективность подкрепления и наказания. Цель наказания – побудить организм не повторять данную реакцию. Позднее Скиннер расширил свою концепцию наказания, включив в нее позитивное и негативное наказание. Позитивное наказание происходит тогда, когда поведение приводит к появлению аверсивного стимула. Негативное наказание имеет место тогда, когда поведение приводит к устранению (возможного) позитивного стимула. По аналогии с наказанием, подкрепление также может быть позитивным (предъявление положительно стимула) и негативным (удаление аверсивного стимула).

Особенно неэффективным средством контроля он считал наказание.

37. Социально-когнитивный бихевиоризм А. Бандуры. многое в поведении человека приобретается посредством примера. Он утверждает, что практически все сложные формы поведения, приобретаемые в результате прямого опыта, могут формироваться косвенно, путем наблюдения за поведением окружающих людей и его последствиями.

хотя подкрепление способствует научению, оно совсем не является обязательным для него. Косвенное подкрепление осуществляется тогда, когда человек наблюдает реализацию поведенческой модели с последующим результатом, который (результат) оценивается как связанный с предшествующими действиями.. Самоподкрепление осуществляется тогда, когда люди сами устанавливают для себя планку достижений и поощряют или наказывают себя за ее достижение, превышение или неудачу.

Процесс регулирования человеком своего поведения, понятие саморегулирование. Наблюдая, оценивая и поощряя свои действия, человек может выстраивать сложные линии своего поведения. Оценивая результаты своих действий, человек приходит к определенному выводу относительно своих способностей справляться с различными ситуациями-самоэффективностью. Высокая самоэффективность, связанная с ожиданием успеха, обычно ведет к хорошему результату и повышает самооценку. Низкая самоэффективность, связанная с ожиданием неудачи, обычно приводит к плохому результату, и, как следствие, снижает самооценку.

 

38. Социально-когнитивный бихевиоризм Дж. Роттера. Поведение людей определяется их способностью думать, предвидеть и стремиться к ожидаемым целям. Наше поведение зависит от четырех переменных: потенциала поведения, ожиданий, ценности подкрепления и психологической ситуации.

Потенциал поведения это вероятность данного поведения в данной определенной ситуации в связи с каким-то подкреплением или подкреплениями. Ожидания основаны на прошлом опыте. Выделяют: специфические ожидания (основаны на опыте конкретной ситуации) и генерализованные ожидания (отражают опыт различных ситуаций).

Для того чтобы предсказать потенциал определенного поведения в определенной же ситуации, Роттер предлагает следующую формулу:

Потенциал поведения = ожидание + ценность подкрепления.

явилось понятие локуса контроля. Локус контроля представляет собой обобщенные представления людей относительно того, в какой степени они могут контролировать результаты собственной деятельности. Люди с экстернальным локусом контроля считают, что их успехи и неудачи зависят от влияния внешних сил (везения, случая, помощи окружающих и т.п.). Люди с интернальным локусом контроля считают, что их успехи и неудачи зависят от их собственных усилий и способностей.

 

39. Научные предпосылки возникновения гештальт-психологии. Отражение ее главного принципа, основанного на целостности восприятия, у  философа И. Канта восприятие – это не пассивное впечатление, а активная организация элементов в связный и согласованный опыт. Именно разум придает определенную форму результатам восприятия.

Венский психолог Эрнст Мах рассматривал проблемы восприятия пространственных объектов и временных процессов. Восприятие этих объектов и процессов оказалось совершенно независимым от их отдельных элементов, таких как цвет, пространственное протяжение и временная форма.

Эренфельс предполагал, что в восприятии существуют качества, которые не могут быть объяснены простым комбинированием элементарных ощущений. Он назвал их качествами формы (gestalt). форма сама по себе воспринималась как новый элемент, создаваемый нашим разумом. Он считал, что разум придает форму нашим элементарным ощущениям.

Джеймс (мы воспринимаем объекты как единое целое, а не как набор ощущений.)

Формально гештальт-психология возникла, когда Вертхеймер опубликовал результаты своих исследований восприятия. В его экспериментах изучалось восприятие кажущегося движения (фи-феномен – иллюзия движения, возникающая при поочередном включении двух источников света). восприятие движения не может быть разбито на более простые составляющие;

40. Гештальт-психология: принципы восприятия. Вертхеймер изложил принципы восприятия (законы и правила, согласно которым мы организуем, классифицируем воспринимаемый нами мир.)

Идея: организация восприятия происходит мгновенно, в тот же момент, когда мы видим или слышим различные формы или образы. Части перцептивного поля становятся связанными, создавая структуру, которая будет выделяться на общем фоне. Организация восприятия происходит самопроизвольно и ее возникновение неизбежно каждый раз, когда мы смотрим вокруг себя.

1. Близость: элементы, близкие друг другу в пространстве или во времени, кажутся нам объединенными в группы, и мы стремимся воспринимать их совместно.

2. Непрерывность: в нашем восприятии мы связываем наблюдаемые элементы в непрерывную последовательность.

3. Сходство: подобные элементы воспринимаются нами совместно, образуя группы.

4. Замыкание: тенденция завершения незаконченных предметов и заполнения промежутков.

5. Простота: мы стремимся видеть фигуры настолько завершенными, насколько это возможно; фигура должна быть симметричной, простой и

6. Фигура-фон: мы стремимся организовывать наше восприятие таким образом, чтобы видеть объект (фигуру) и задний план (фон), на котором она представлена. При этом фигура представляется нам более заметной и яснее выделяется на общем фоне изображения.

Эти принципы восприятия не зависят от высших мыслительных способностей или прошлого опыта; они присутствуют в наблюдаемых объектах “сами по себе”.

41. Гештальт-психология: исследования интеллекта.

Келер исследовал интеллект обезьян в течение семи лет. клетки с редкими прутьями, палки, с помощью которых можно было достать удаленные фрукты, ящики, на которые обезьянам можно было взбираться.

Келер считал, что обезьяна способна решить проблему через достижение инсайта – внезапного осознания или постижения неизвестных ранее взаимосвязей. животное или человек должны увидеть взаимосвязи между разными частями проблемы, прежде чем может произойти инсайт. Эти исследования подтвердили более раннее предположение о том, что научение включает в себя реорганизацию или реструктуризацию психологической среды.

Вертхеймер утверждал, что для успешного решения поставленной задачи ситуацию в целом должны хорошо представлять себе и ученики, и учитель.

Вертхеймер утверждал, основываясь при этом на различных примерах, что понимание проблемы в целом должно преобладать над пониманием ее отдельных составляющих; решение проблемы должно двигаться от общего к частному, а не наоборот. Вертхеймер критиковал традиционную практику образования, основанную на натаскивании и зубрежке. Он считал, что учитель должен организовать материал в целостную систему, что будет способствовать возникновению у учеников инсайта и творческому решению проблемы.

 

42. Теория поля К. Левина.. В основе взглядов Левина лежит концепция гештальта, но он развил свои идеи и вышел за границы классической гештальт-психологии, обратившись к проблемам личности, ее потребностей и влиянию социальных связей на ее поведение.

психическая деятельность человека происходит в условиях психического поля. Это поле получило у него название годологического пространства. Годологическое пространство заключает в себе все события прошлого, настоящего и будущего, которые могут повлиять на нашу жизнь. Каждое из этих событий предопределяет поведение человека в конкретной ситуации. Годологическое пространство формируется личностными потребностями человека во взаимодействии с его психологическим окружением.

Для того чтобы описать направление движения человека к цели, Левин использовал на своих схемах векторы. Для характеристики привлекательности каждой цели для индивида он ввел понятия положительной и отрицательной валентностей. все формы поведения человека могут быть описаны при помощи таких схем, включающих в себя обозначения годологического пространства, индивида, цели, а также намерений индивида и влияния окружающих.

Левин высказал предположение о существовании состояния баланса между индивидом и его психологическим окружением. Когда это равновесие нарушается, возникает напряжение в отношениях, которое вызывает определенные изменения, ведущие к восстановлению баланса. Согласно Левину, поведение представляет собой чередование циклов возникновения напряжения и последующих действий по его устранению. Поэтому каждый раз, когда у индивида возникает какая-либо потребность (т.е. состояние напряжения), он своими действиями старается снять это напряжение и установить внутреннее равновесие. На основании этого положения Левин теоретически предсказал эффект Зейгарник (сохранение напряженности повышает вероятность запоминания незавершенной задачи).

 Главной особенностью социальной психологии Левина является введение понятия групповой динамики, применимое как к индивидуальному, так и к групповому поведению. Согласно его взглядам, так же как индивид и его окружение формируют психологическое пол, так и группа и ее окружение формирует социальное поле. Социальное поведения проявляется внутри группы и определяется конкурирующими подгруппами, отдельными членами, ограничениями и каналами общения. Таким образом, групповое поведение в каждый момент времени является функцией общего состояния социального поля.

 

43. Предпосылки возникновения гуманистической психологии. В 60-е гг. XX в. в американской психологии возникло новое направление, получившее название “гуманистическая психология”. Гуманистическая психология возникла как “третья сила”, противопоставлявшая себя двум существовавшим направлениям – психоанализу и бихевиоризму.

Предпосылки возникновения. Среди ранних предшественников гуманистической психологии можно назвать Франца Брентано (критика механицизма и стремление рассматривать сознание как молярный феномен), О. Кюльпе и В. Джемса. В рамках гештальтпсихологии также существовала тенденция рассматривать сознание как “законную” и плодотворную для психологии сферу исследования.

Идеи, легшие в основу гуманистической психологии, возникали также в рамках психоанализа. Адлер, Хорни, Эриксон, Фромм в противоположность взглядам Фрейда также настаивали на том, что человек – существо, прежде всего сознательное и наделенное свободой воли. Эти психоаналитики видели сущность человека в его свободе, спонтанности и способности самому быть причиной своего поведения. Человека характеризуют не только события прошлых лет, но и его цели и надежды на будущее. Эти теоретики отмечали у человека способность создавать собственное “Я” и самому стоить свою жизнь.

В целом все эти идеи отражали своеобразный дух того времени – растущую неудовлетворенность механистическим и материалистическим характером западной культуры, идеи добра, свободы мира и ненасилия, тесно связанные с контр культурой хиппи.

 

 

44. Основные принципы гуманистической психологии:

1. человек всегда обладает свободой и необходимой для нее независимостью.

2. Наиболее важным источником информации является экзистенциальное состояние человека, его субъективный психический опыт, доступный ему через его осознание ситуации “здесь и теперь”.

3. Человеческая природа определяется не тем, что делает человек, а тем, как он осознает свое бытие;

4. Человек един и целостен. Эта цельность “Я” создает уникальный характер переживаний каждого человека. В человеке невозможно разделить органическое и психическое, осознаваемое и неосознаваемое, чувство и мысль.

5. Сознание человека не может быть сведено ни к его основным потребностям и защитам (как в психоанализе), ни к поведенческим феноменам (как в бихевиоризме).

 

Этические постулаты гуманистической психологии

1. человек несет ответственность за свои поступки.

2. каждый человек – творец своей жизни.

3. Каждый человек живет только в настоящий момент “здесь и сейчас”.

основная тема гуманистической психологии – использование внутреннего опыта организма для изучения и изменения его личности.

Исследовательская парадигма вытекает из противопоставления научного и основанного на опыте подходов к изучению человека. Гуманистическая психология опирается на второй подход.

Согласно подходу, наука существует только в человеке, это то, что субъективно принимается членами научного сообщества. Наука сама по себе никогда не манипулирует, не контролирует и не деперсонализирует. Это делают только люди.

 

 

46. Гуманистическая психология: способ существования человека как личности. понятия, определяющие способ существования человека как личности.

Личность как открытая система наличие у человека способности к изменению и развитию во взаимодействии с окружающей средой. Это изменение есть способ адаптации открытой личности к окружающей ее среде.

Личность – это проект, некоторая возможность, которая не всегда бывает реализована. Степень реализации данного “проекта” - мера ответственности человека за свою собственную судьбу.

Личность – это одновременно и активное, и потенциальное. Существует разрыв между тем, чем человек является, и тем, чем он хочет и может стать. Выявление потенциалов личности гуманистическая психология считает одной из важнейших своих задач, стремясь не только описать способ приобретения человеком опыта, но и решить вопросы его расширения, обогащения и осмысления.

Гуманистическая психология выделяет три потенциала

а) Творческий потенциал человека. Креативность присуща каждому человеку и проявляется не только в том, что принято считать творчеством, но во всех формах самовыражения личности.

б) Способность к аутентичному существованию. Аутентичное существование – это существование, в котором человек достигает идентичности своей собственной природе. В основе аутентичного существования лежат три момента: 1) осознание ситуации, в которой совершатся выбор; 2) осуществление выбора, ведущего к росту личности; 3) принятие ответственности за сделанный выбор.

в) Способность к росту личности. стремление личности к аутентичному существованию и поиск путей его достижения. Роль среды состоит в том, чтобы помочь человеку актуализировать свой собственный потенциал.

Мотивация как структурное и иерархическое образование составляет самую значительную сторону способа существования человека как личности. Согласно Маслоу, человеческие мотивы являются врожденными и могут быть систематизированы в виде восходящей иерархии: 1) основные физиологические потребности; 2) потребность в безопасности; 3) потребность в любви и принадлежности; 4) потребность в самоуважении; 5) потребность в самоактуализации личности. Доминирующие потребности более низкого уровня должны быть удовлетворены прежде, чем индивид сможет осознать свои потребности более высокого порядка: когда одна потребность удовлетворяется, другая, более высокого порядка, возникает, осознается и становится реальной. Иерархия потребностей достаточно широка, и чем выше личность способна подняться в этой иерархии, тем больше в ней индивидуальности, тем ближе она к собственно человеческом способу существования и психологическому здоровью.

Потребность никогда не бывает удовлетворена полностью. Потребности частично совпадают, и человек может быть одновременно мотивирован на нескольких уровнях потребностей. средний человек удовлетворяет свои потребности примерно в следующей степени: 85% - физиологические, 70% - безопасность и защита, 50% - любовь и принадлежность, 40% - уважение и самоуважение, 10% - самоактуализация.

Согласно Роджерсу, все поведение человека побуждается и регулируется объединяющим мотивом, который он назвал тенденцией к актуализации. Тенденция актуализации, согласно Роджерсу, является универсальной для всех форм жизни – она присуща всему живому. На низших уровнях она выражается в стремлении сохранения своего организма, а также в его (организма) росте, развитии и постоянном обновлении. На уровне личности тенденция актуализации выражается в стремлении человека реализовать свой потенциал и стать полноценно функционирующей личностью.

Cогласно Маслоу, человечество страдает от отсутствия ценностей. в настоящее время потерпели крах все внешне заданные ценностные системы (политические, экономические, религиозные и т.д.), “нет того, за что стоит умереть”. Крах соц ценностей порождает стремление к принятию любых убеждений и любых систем ценностей.

Основная задача гуманистической психотерапии и состоит, согласно А.Маслоу, Ш.Бюллер и др., в том, чтобы помочь человеку в поисках ценносте, в том, чтобы побуждать его к этому поиску.

47. Гуманистическая психология: цели существования человека как личности Одной из основных целей и ценностей личностного способа существования является самоактуализация. Cамоактуализация - это не только конечное состояние, но и процесс реализации человеком своих возможностей, причем всегда - выбор из множества возможностей роста личности.

Маслоу описывает следующие восемь путей самоактуализации:

1. Полное, живое переживание с полной сосредоточенностью и погруженностью.

2. Выбор м










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 547.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...