Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Московская психологическая школа: личность и деятельность
Эльконин положил в основу своей теории такие основные положения,: 1. все виды детской деятельности общественные по своему содержанию и форме, поэтому ребенок с рождения – общественное существо; 2. присвоение ребенком достижений человеческой культуры всегда активно, он выступает как субъект преобразований, создающий в себе человеческие способности. Эльконин описывает человеческое развитие следующим образом: а) условия развития – рост и созревание организма; б) источники развития – среда, то есть то, к чему должно прийти развитие; в) форма развития – усвоение; г) движущие силы развития – противоречие между усвоенными предметными и общественными сторонами действия; д) среда развития – отношения “ребенок – предмет – взрослый” и “ребенок – взрослый – предмет”. Д.Б. Эльконин опирался на понятие ведущей деятельности, сформулированной А.Н. Леонтьевым. Согласно А.Н. Леонтьеву, на каждом этапе жизни человека среди многих других выполняемых им видов деятельности существует некоторая главная деятельность, определяющая возникновение и становление основные психологических новообразований данного этапа. Носителем и исполнителем каждого вида деятельности является человек, который и развивается в процессе возникновения в его деятельности различных психических новообразований. В развитии детей Эльконин выделил ряд возрастных периодов, связав их с определенными типами ведущей деятельности и соответствующими новообразованиями. В основу целостного психического развития ребенка он поставил развитие его деятельности. суть теории деятельности: - В основе этой теории лежит понятие действия, т.е. процесса, предмет и мотив которого не совпадают между собой. Далее вводится понятие операции, в котором отдельные частые действия “сливаются” в единое действие. Наконец, вводится понятие деятельности, как действия, получившего самостоятельный мотив. Осознание мотива не изначально, а требует некоторого специального акта. мыслительная деятельность имеет то же строение, что и деятельность практическая. И в мышлении различают деятельность, действия, операции и реализующие их функции мозга. вместе с рождением действий, возникает и основная “единица” человеческой психики – разумный смысл для человека того, на что направлена его активность. Вместе с тем, появляется и возможность обозначения, презентации самого предметного мира, реализуемая при помощи языка, в результате чего возникает сознание в собственном смысле слова, как отражение действительности при помощи языковых значений.
69. Московская психологическая школа: сознание и речь.Сознаниеимеет свое собственное строение, свою логику. Согласно теории Леонтьева, в сознании следует различать три относительно самостоятельные составляющие: чувственную ткань, значение, личностный смысл. Чувственная ткань – это чувственная составляющая конкретных образов реальности. Личностный смысл обозначает субъективность, пристрастность человеческого сознания. Источники личностного смысла – мотивы, которые как бы “оценивают” жизненное значение для субъекта объективных обстоятельств и его действий в этих обстоятельствах. Значение. Носителемзначений является язык. В значениях представлена преобразованная в материи языка идеальная форма существования предметного мира. Сознание есть отражение действительности сквозь призму языковых значений. Язык как форма человеческого сознания и мышления. Вместе с происходящим впоследствии отделением языка и речи от непосредственной практической деятельности происходит также и абстрагирование словесных значений от реальных предметов, делая возможным их (значений) существование только в качестве мысли, идеально. Лурия: овладение словесной системой перестраивает все основные психические процессы у ребенка, слово формирует психическую деятельность. Идеи о тесной связи речи (устной и письменной) и мышления проводил в своих работах Эльконин: письменная речь в своем развитии все более дистанцируется от устной речи, Письменная речь, дисциплинирует и развивает мышление, приучает ребенка “работать” со своим “потоком мыслей”. Лурия: исследования людей с нарушениями высших психических функций. ,проблемы мозговой организации различных психических процессов. Два направления работ: 1)“синдромология”, то есть изучение различных нейропсихических синдромов, возникающих при локальных поражениях мозга. 2) (работы по нейропсихологии познавательных процессов). втором направлении его интересовали проблемы особенностей кодирования информации при различных нейропсихических нарушениях, проблемы лингвистического анализа речевых нарушений в клинике поражений головного мозга и т.д. им были выявлены общие принципы мозговой организации высших психических функций человека, позволяющие предвидеть различные формы их нарушений в зависимости от локализации поражения.
70. Ленинградская психологическая школа: развитие личности.Ананьев, Ломов, Бодалев. традиции научной школы Ананьева оказали существенное влияние на современные психологические исследования в различных сферах, прежде всего – в сфере изучения личности. Подход к изучению личности, реализовывавшийся в работах Ананьева, получил название “онтопсихологический” Этот подход предполагал системное изучение всех возрастных стадий психического развития с их многоуровневой организацией и сложной детерминацией, закономерный характер проявления которой определяется гетерохронной сменой фаз созревания и старения различных функциональных составляющих и структурных блоков индивидных и личностных качеств человека. Индивидуальное развитие Ананьев рассматривает как внутренне противоречивый процесс, зависящий от действия множества факторов: наследственности, среды, воспитания и т.д. Сложность структуры и многофакторность развития объясняют неравномерность изменений и гетерохронность фаз развития человека на всех его стадиях. Изменчивость является основной характеристикой личностных свойств человека и проявляется она на протяжении всего жизненного цикла человека. Ананьев и его коллеги в своих исследованиях рассматривали характеристики человека в их взаимосвязи и с учетом становления человека в различные возрастные периоды.
71. Ленинградская психологическая школа: сенсорно-перцептивная организация личности.Основной принцип – принцип комплексности исследований человека – в наиболее полной форме был реализован Ананьевым при изучении сенсорно-перцептивных процессов. Целостный подход в изучении сенсорно-перцептивных процессов предусматривает выделение структурно-функциональных связей сенсорно-перцептивных процессов и индивидной и личностной характеристик человека. Ананьев сформулировал тезис о сенсорной организации человека как единой системе анализаторов всех без исключения модальностей, включенных в общую структуру человеческого развития. Генетическим началом этой организации являются тактильные функции, которые образуют сенсорные цепи. Эти цепи представляют собой информационные потоки, сходящиеся внутри сенсорной организации индивида. В процессе исторического развития и на его основе внутри этой организации образуются межанализаторные интермодальные сенсорные системы. Изучение сензитивности и сензитивных периодов развития человека позволило изменить подходы к обучению и воспитанию. Исследования данной школы позволили описать явление сенсибилизации сенсорных функций и показали ее значение для практической деятельности человека. Многочисленные исследования Ананьева и его сотрудников позволили показать сложную, многоуровневую взаимосвязь сенсорно-перцептивной, индивидной и личностной характеристик человека, выявить закономерности возрастно-половых различий чувствительности, установить зависимости между сенсорными, интеллектуальными мнемическими и другими процессами. 72. Ленинградская психологическая школа: восприятие и понимание человека человеком.Восприятие человека человеком характеризуется предметностью объективированностью и субъективностью, а также целостностью и структурностью. Исследования Б.Ф. Ломова, А.А. Бодалева и др. показали роль условий в становлении образа другого человека (расстояния, ракурса, освещенности), а также роль активности субъекта восприятия и фактора установки. Доказана связь между полнотой, правильностью и яркостью восприятия и таким фактором, как отношение к объекту восприятия. Также рассматривалось влияние фактора возраста при восприятии человека. Описаны индивидуальные и профессиональные различия в восприятии другого человека. Выявлены индивидуальные различия в фиксировании различных этапов внешности, в точности восприятия и фиксирования особенностей выразительного поведения. Проблема понимания человека человеком сводится к несовпадению отношения и внешних форм поведения. Здесь были проведены исследования процесса формирования понятий о личности другого человека. Выявлено, что на этот процесс оказывают влияние следующие факторы: 1. теснота и длительность знакомства; 2. сформированность как личности субъекта восприятия; 3. личностный опыт предыдущего общения. Показана важность в процессе понимания таких явлений, как “житейское общение”, социальных и индивидуальных образцов – эталонов, с которыми сопоставляется воспринимаемое лицо, а также стереотипов. Описаны возрастные и профессиональные особенности понимания человеком других людей. Показано, что характер понимания ребенком других людей связан с развитием ребенка как субъекта познания (с возрастом происходит увеличение числа отражаемых сторон личности, изменяется значение, придаваемое тому или иному личностному качеству).
73. С.Л. Рубинштейн: концепция субъекта и деятельности. Во всем творчестве Рубинштейна идея субъекта (личности, творца) является центральной. Не случайно, что свои первые серьезные работы он посвящает исследованию категории субъекта. В них Рубинштейн формирует принцип субъекта деятельности – в деятельности субъект и проявляется, и формируется. Субъективное (возникающее в деятельности человека) является отражением реально существующего бытия, объективного. Поэтому объективное и субъективное не противоположны друг другу. Основой этой системы является общее понимание деятельности. Рубинштейн и ее соотносил с личностью и окружающим бытием. Образование субъектов в системе бытия означает возникновение «центров перестройки бытия», в чем их особая онтологическая роль. Качественно новым здесь является введение отражения и сознания как способностей субъекта и введение (помимо сознания и деятельности) третьего оси – отношения субъекта к другому субъекту. Итак, субъект и в своем познании, и в своем действии, и в своем отношении к другому субъекту уничтожает «внешность», внеположенность объекта и другого субъекта, то есть, преодолевает его обособленность, обнаруживает, преобразует, усиливает сущность субъекта или объекта. Субъект, таким образом, неразрывно связан со своей деятельностью. Но субъект никогда не сводим к своей деятельности, он всегда богаче, чем конкретные формы, в которых он объективируется. 74. С.Л. Рубинштейн: единство деятельности, сознания и личности. принцип единства сознания и деятельности: сознание человека формируется и проявляется в человеческой деятельности. Индивидуальное сознание детерминирован общественным сознанием и общественным бытием, теми отношениями, в которые индивид вступает. Рубинштейн указывает на три основные зависимости: 1) все психические процессы не только универсальны, но и индивидуальны; 2) психические процессы не имеют самостоятельной линии развития; 3) психические процессы не остаются только процессам, совершающимися “самотеком”, а превращаются в сознательно регулируемое действие, которое личностью овладевается. Описывая структуру личности, Рубинштейн приходит к триединой формуле: 1. чего хочет человек, что для него имеет привлекательности (направленность, потребности, установки, идеалы); 2. что может человек (способности, дарования); 3. что есть он сам (что из его тенденций и установок закрепилось в характере). Личность и ее психические свойства одновременно и предпосылка и результат ее деятельности. Жизненный путь – это процесс, в котором происходит формирование и изменение личности. В связи с этим Рубинштейн дифференцировал: 1. психический склад личности (в том числе индивидуальные особенности всех психических процессов); 2. личностный склад (в том числе – качества характера, способности и т.д.); 3. жизненный склад (нравственность, ум, мировоззрение, активность, жизненный опыт и т.д.). Одной из важнейших категорий, которую Рубинштейн связывал с жизненным путем и рассматривал как интегральную характеристику личности, является направленность. Направленность соединяет неосознаваемые установки, тенденции личности и ее сознательные структуры, отражательный аспект и поведенческий. Направленность – это активность личности. Осуществляющая Направленность – это интегральная способность действующего субъекта, самоосознание – интегральная способность осознающего субъекта. Самосознание личности опосредованно всей жизнедеятельностью субъекта, всеми его жизненными проявлениями. Самосознание возникает в ходе развития личности и ее сознания как особенное новообразование.
75. С.Л. Рубинштейн: психический процесс и психическая деятельность. В ходе взаимодействия человека с миром непрерывно изменяется и окружающая действительность и человек как субъект деятельности и общения. Процесс есть основная форма существования психического. изучать психику в единстве этих двух ее сторон – деятельностной и процессуальной. Исследование мышления как процесса, например, должно включать в себя изучение процессов анализ и синтеза, посредством которых решаются мыслительные задачи. Мышление как деятельность рассматривается тогда, когда учитываются мотивы человека, его отношение к решаемым задачам. Деятельность – такой процесс, посредством которого реализуются то или иное отношение человека к окружающему его миру и людям. Теория психического процесса разработана, главным образом, на материале психологии мышления. В поздних работах Рубинштейна мышление рассматривается как деятельность субъекта (со стороны целей, мотивов, операций и т.д.), и как ее (деятельности) регулятор – психический познавательно-аффективный процесс (анализа, синтеза и обобщения познаваемого объекта). Под мыслительным процессом понимается не просто последовательность во времени определенных этапов (стадий, операций), но и иной, качественно новый уровень, который является формой взаимодействия человека с миром.
76. С.Л. Рубинштейн: человек и мир. Мир – преобразованное человеком бытие, преобразованное его деятельностью. Мир – это совокупность вещей и людей, в которых вкладывается то, что относится к человеку и к чему он относится в силу своей сущности. Качество природы, не связанное с человеком, Рубинштейн определял как материю. Категория субъекта определялась Рубинштейном через совокупность отношений к миру, в число которых вводится познание, действие, созерцание и этическое отношение. Рубинштейн рассматривает субъекта в двух взаимосвязанных, но качественно различных отношениях: отношении к бытию и отношении к другому человеку. Отношение человека к человеку составляет общественную характеристику и познания, и деятельности, опосредует отношение человека к бытию и выделяется как социальная область жизни.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 1278. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |