Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Основные положения когнитивной психологии
Основная цель – объяснить поведение при помощи описания преимущественно познавательных процессов, характерных для человека. Главный акцент в исследованиях делается на процессы познания, “внутренние” характеристики человеческого поведения. Основные направления исследований: а) изучение процессов перцепции, в том числе, социальной; б) изучение атрибутивных процессов; в) изучение процессов памяти; г) изучение построения когнитивной картины мира; д) изучение бессознательного познания и восприятия; е) изучение познания у животных и т.д. Основным методом для данного научного направления является лабораторный эксперимент. Основные методологические установки исследователей следующие: 1. источник данных – ментальные образования; 2. познание определяет поведение; 3. поведение как молярный (целостный) феномен; Главная посылка: впечатления индивида о мире организуются в некоторые связные интерпретации, в результате чего образуются определенные связные идеи, верования, ожидания, гипотезы, которые регулируют поведение, в том числе, социальное. Таким образом, это поведение полностью находится в контексте ментальных образований. Основные понятия направления: когнитивная организация – процесс организации когнитивной структуры, осуществляющийся под воздействием внешнего стимула (или воспринятого внешнего стимула); frame of reference - “понятийная рамка”, масштаб сравнения (рассмотрения) воспринятых объектов; понятие образа (целого), понятие изоморфизма (структурного подобия между материальными и психическими процессами), идея господства “хороших” фигур (простых, уравновешенных, симметричных и т.д.), идея поля – взаимодействия организма и среды. Основная идея направления: когнитивная структура человека не может находиться в несбалансированном, дисгармоничном состоянии, а если это все же имеет место, у человека немедленно возникает стремление изменить это состояние. Человек ведет себя таким образом, чтобы максимизировать внутреннее соответствие его когнитивной структуры.
56. Когнитивная психология: теория Ф. Хайдера. Теория структурного баланса Фрица Хайдера. Основное положение этой теории гласит: люди склонны развивать упорядоченный и связный взгляд на мир; в этом процессе они строят некую “наивную психологию”, стремясь понять мотивы и установки другой личности. Наивная психология стремится к внутреннему балансу воспринимаемых человеком объектов, внутренней непротиворечивости. Дисбаланс вызывает напряжение и силы, которые ведут к восстановлению баланса. Баланс, согласно Хайдеру, это не состояние, которое характеризует реальные отношения между объектами, но только восприятие человеком этих отношений. Основная схема теории Хайдера: Р – О – Х, где Р – воспринимающий субъект, О – другой (воспринимающий субъект), Х – объект, воспринимаемый и Р и О. Взаимодействие этих трех элементов составляет некоторое когнитивное поле, и задача психолога заключается в том, чтобы выявить, какой тип отношений между этими тремя элементами является устойчивым, сбалансированным, и какой тип отношений вызывает чувство дискомфорта у субъекта (Р) и его стремление изменить ситуацию. 57. Когнитивная психология: теория Л. Фестингера. Теория когнитивного диссонанса Леона Фестингера. Основное положение этой теории следующее: люди стремятся к некоторой внутренней согласованности как к желаемому внутреннему состоянию. В случае возникновения противоречия между тем, что человек знает, или между тем, что он знает и тем, что он делает, у человека возникает состояние когнитивного диссонанса, субъективно переживаемое как дискомфорт. человек стремится вновь достичь внутреннего непротиворечия. Диссонанс может возникать: 1. из логической непоследовательности (Все люди смертны, но А будет жить вечно.); 2. из несоответствия когнитивных элементов культурным образцам (Родитель кричит на ребенка, зная, что это нехорошо.); 3. из несоответствия данного когнитивного элемента какой-то более широкой системе представлений (Коммунист на выборах президента голосует за Путина (или Жириновского); 4. из несоответствия данного когнитивного элемента прошлому опыту (всегда нарушал правила дорожного движения – и ничего; а сейчас оштрафовали!). Выход из состояния когнитивного диссонанса возможен следующим образом: 1. через изменение поведенческих элементов когнитивной структуры (Человек престает покупать продукт, который, по его мнению, слишком дорогой (некачественный, немодный и т.д.); 2. через изменение когнитивных элементов, относящихся к среде (Человек продолжает покупать некоторый продукт, убеждая окружающих, что это – то что надо.); 3. через расширение когнитивной структуры таким образом, чтобы в нее вошли ранее исключавшиеся элементы (Подбирает факты, свидетельствующие о том, что вот В, С и Д покупают такой же продукт – и все отлично!).
58. Когнитивная психология: теории Т. Ньюкомба, Ч. Осгуда и П. Танненбаума. Теория коммуникативных актов Теодора Ньюкома распространяет теоретические положения Хайдера на область межличностных отношений. Ньюком полагал, что тенденция к балансу характеризует не только интраперсональную, но и интерперсональную системы отношений. Основное положение этой теории выглядит следующим образом: если два человека позитивно воспринимают друг друга, и строят какие либо отношения к третьему (лицу или объекту), у них возникает тенденция развивать сходные ориентации относительно этого третьего. Развитие этих сходных ориентаций может быть усилено за счет развития межличностных отношений. Консонантное (сбалансированное,) состояние системы возникает, когда все три отношения позитивны, либо одно отношение позитивно и два негативны; диссонанс возникает там, где два отношения позитивны и одно негативно. Теория конгруэнтности Ч. Осгуда и П. Танненбаума описывает дополнительные возможности выхода из ситуации когнитивного диссонанса. Согласно этой теории, возможны другие варианты выхода из состояния диссонанса, например, через одновременное изменение отношения субъекта и к другому субъекту, и к воспринимаемому объекту. Делается попытка предсказания изменений отношений (аттитюдов), которые произойдут у субъекта под влиянием стремления восстановить консонанс внутри когнитивной структуры. Основные положения теории: а) дисбаланс в когнитивной структуре субъекта зависит не только от общего знака отношений, но и от их интенсивности; б) восстановление консонанса может быть достигнуто не толь за счет изменения знака отношения субъекта к одному из элементов триады “Р,О,Х”, но и путем одновременного изменения и интенсивности и знака этих отношений, причем – одновременно к обоим членам триады. 59. Развитие советской психотехники в 20-30 гг. Начал реализовывать идеи психотехники в России Шпильрейн. Под его началом в 1922 г. на базе Центрального института труда создается первая психотехническая лаборатория. В 1927 г. образуется Всероссийское общество психотехники и прикладной психофизиологии. Журнал “Советская психотехника” выходит с 1928 по 1934 гг. и освещает вопросы профориентации. Профподбора и профконсультирования, подготовки к труду, психогигиены и психотерапевтического воздействия. Основными чертами советской психотехники являлись: 1. Серьезный интерес к дифференциальной психологии. 2. Впервые рассматривались такие характеристики человека, как профессиональное мастерство, профессиональные способности. 3. Практическая ориентированность исследований, согласно которой критерием истинности знания является практика в форме научных предсказаний и конструктивных изменений изучаемого объекта. 4. Идея независимости техники, методик и феноменологии научного исследования от его философских объяснительных основ. Таким образом, в результате развития психотехнического движения был накоплен опыт взаимодействия психологической науки с практикой; оформилась прикладная психология; осуществилась попытка осмысления и использования достижений западной психотехники для решения задач Советского строительства. 60. Советская педология.Ее возникновение связано с деятельностью известных ученых С. Холла, Э. Меймана, Д. Болдуина и др. В России истоки педологического движения восходят к началу ХХ в. и представлены работами А.П. Нечаева, А.Ф. Лазурского, В.П. Кащенко и др. В центре их внимания был ребенок в его индивидуальном своеобразии. Отсюда вытекают принципы глубинного изучения ребенка, выявления его склонностей и интересов, гуманистические принципы заботы о ребенке, индивидуального подхода в выборе средств и методов воздействия. После революции педология получила благоприятную почву для развития: новому обществу требовался “новый человек”. Проблем педологии, были П.П. Блонский, М.Я. Басов, А.С. Залужный, А.Б. Залкинд, Л.С. Выготский и др. Было представлено несколько направлений: психоаналитическое, рефлексологическое, биогенетическое (П.П. Блонский) и социогенетическое (Залкинд, Залужный). Блонский утверждал, что в своем развитии ребенок воспроизводит основные этапы биологической и исторической эволюции человечества. Социогенетический подход обогатил психологию идеей обусловленности внутреннего психического мира человека внешними социальными факторами. В российской психологии в 20-е гг., наука, во-первых, накопила богатый эмпирический материал, необходимый для ее дальнейшего развития; во-вторых, обрела опыт взаимодействия с практикой. Укрепление эмпирической основы психологии вновь поставило вопрос о теоретико-методологических основах ее развития. 61. Поведенчество.В теоретическом плане основной тенденцией развития психологической науки в России в послереволюционный период стала борьба с интроспекцией и утверждение объективного пути исследования психики. Так в психологию вводилось новое понимание предмета науки – поведения. Отсюда возникло название направления – поведенчество. основных принципах: 1. Объективный способ изучения всех проявлений человеческой деятельности. 2. Антропологическая ориентация: точкой отсчета являлся человек в его взаимодействии с окружающей средой. 3. Материалистическая трактовка психики как производной от деятельности организма; умаление отражательной природы психики. 4. Игнорирование психики как предмета исследования. Главным представителем этого направления был Бехтерев. Человек, согласно Бехтереву, это полиструктурное многоуровневое образование (представитель биологического вида, продукт среды и т.д.). Бехтерев вводил в науку новые отрасли: генетическую рефлексологию, рефлексологию труда, коллективную рефлексологию. Другим видным представителем поведенчества был Корнилов. считал, что главный предмет изучения – реакции организма, поскольку в них объединяются объективные основы психики и субъективные переживания индивида. Таким образом, считал Корнилов, достигается возможность слияния эмпирической психологии сознания и объективной психологии поведения. Поведенчество не смогло стать интегрирующим основанием, которое объединило бы различные подходы в понимании природы психики.
62. Психоанализ в России 20-30х гг.после революции психоаналитическое движение в России начинает развиваться так стремительно, как нигде в мире. Издаются и переиздаются труды З.Фрейда и его коллег. Психоаналитическая проблематика разрабатывалась в Институте изучения мозга под руководством Бехтерева. Проводились сеансы психоанализа, а также использовался катарсический метод В. Франкла. Ермаков использовал метод свободных ассоциаций для исследования детей, причем особое внимание обращал на эмоциональную сферу испытуемых. Психоаналитические группы возникали в Петрограде, Москве, Киеве, Одессе и т.д. методы психоанализа использовались в психиатрической практике, при воспитании детей в детских садах и школах, проводились психоаналитические интерпретации произведений художественного творчества. В 1923 г. возникает Психоаналитический институт в Москве, который возглавил Ермаков. Среди его сотрудников был и А.Р. Лурия. Залкинд предлагает “убрать” из психоанализа теорию сексуального влечения, перевести фрейдистские термины в рефлексологические, получая, таким образом, вместо “желание”, “удовлетворение”, “вытеснение” и т.д. – “рефлекс”, “очаг оптимального возбуждения”, “торможение” и т.п. В 30-е гг. оценки психоанализа становятся однозначно негативными. Психоанализу “инкриминируется” различные “грехи” и ошибки.
63. Трагедия прикладной психологии в России в 30-е гг.К середине 30-х гг. были разгромлены также прикладные области психологии, прежде всего, психотехника и педология. В 1935 г. арестован и впоследствии расстрелян лидер направления И.А. Шпильрейн, на его учеников и коллег начинаются широкомасштабные гонения. Психотехническое движение в России сворачивает свою деятельность. Одновременно проводится кампания против педологии. Также педология не выполнила ожидавшейся от нее задачи научной поддержки советской идеологии. Многочисленные исследования давали “идеологически неправильные” результаты, например, в сравнительном исследовании коэффициента интеллектуальности советских и американских школьников последние продемонстрировали более высокие показатели, сравнительное исследование детей разного социального происхождения показало, что дети из рабочих семей отстают в умственном и физическом развитии от сверстников из семей интеллигенции и т.п. Запрещение педологии и психотехники сказалось на развитии различных отраслей психологической науки в СССР – детской и педагогической психологии, психологии труда и социальной психологии. В заключение укажем важнейшие теоретические достижения советской психологии в 20-30-е гг.: 1. Рассмотрение психики как функции, свойства человеческого мозга. (Начато в работах Сеченова, Павлова, Бехтерева, Ухтомского, продолжено трудами Корнилова.) 2. Признание эволюционно-стадиального характера развития психики (Блонский). 3. Рассмотрение человека в качестве активного деятеля в окружающей его среде (М.Я. Басов). 4. Признание культурно-исторической обусловленности процесса развития психики (Выготский). 64. Л.С. Выготский: мышление и речь.Известно, что мышление тесно связано с речью. Некоторые психологи (например, Дж. Уотсон) делали вывод, что мышление просто сводится к внутренней речи. При этом онтогенез представлял: громкая речь – шепот – внутренняя речь. Но иссл-я в начале ХХ в. показали, что мышление и речь далеко не всегда совпадают. Выготский предполагает, что речь является психическим орудием, опосредующим мышление на его ранних стадиях. Выготский: речь как система знаков становится основным средством мышления и всех высших психических функций, основным средством построения личности. речевые знаки (социальные по своей природе) лежат в основе личности, ее мышления, воли и т.д. Нечто похожее должно существовать и в онтогенезе. Выготский исследовал мышление и речь у детей. Пиаже истолковывал эгоцентрическую речь как проявление якобы изначально присущей ребенку асоциальности. В дальнейшем, по мере социализации ребенка, эгоцентрическая речь постепенно отмирает. Выготский в своих исследованиях показывал, что дело обстоит наоборот. Эгоцентрическая речь изначально социальна. Она является важнейшим средством мышления, рождающегося во внешней, предметной деятельности ребенка. Вербальное мышление складывается по мере интериоризации деятельности; эгоцентрическая речь при этом не отмирает, а становится внутренней речью. 65. Л.С. Выготский: формирование понятий. Опыты в этой области позволили ему выдвинуть ряд этапов в развитии понятия (и значения слова) у ребенка. Первый этап (младший дошкольный возраст) – этап синкретических образований. На этом этапе слово не имеет существенного значения. Фигуры объединяются по случайным признакам (пространственная близость и т.п.). Второй этап – этап комплексов. Ребенок объединяет предметы на основе непосредственного чувственного опыта, но сообразно фактическим связям. В процессе возникновения комплекса эти связи как основания группировки постоянно меняются, как бы “скользят”. На этой стадии дети еще не могут рассматривать какой-либо признак или зависимость предметов вне конкретной ситуации. Третий этап – собственно понятия. Они образуются на основе отбора группы предметов, объединенных по единому признаку, путем его абстрагирования, а затем, последующего синтеза выделенных признаков. слово как средство направления внимания на соответствующий признак, как средство абстрагирования. Выготский разводил два вида понятий – житейские и научные. Житейские понятия – общие представления, построение которых происходит от конкретного к абстрактному. Научные понятия – “обобщения мысли”, при образовании которых устанавливаются зависимости между понятиями. Путь образования научного понятия – это путь от абстрактного к конкретному, когда ребенок с самого начала лучше сознает само понятие, чем его предмет.
66. Л.С. Выготский: развитие и обучение.Развитие научных понятий происходит быстрее, чем житейских, т.к. в первом случае мышление развивается не спонтанно, а с помощью взрослых. Вывод: степень овладения ребенком житейскими понятиями показывает уровень актуального развития, а степень овладения научными понятиями – зону ближайшего развития. Зона ближайшего развития характеризует разницу между тем, на что ребенок способен самостоятельно, и тем, на что он становится способен с помощью учителя. Выготский показывает динамику психического развития ребенка. Житейские понятия формируются спонтанно. Научные понятия привносятся в сознание ребенка в ходе обучения. Таким образом, обучение способствует дальнейшему умственному развитию ребенка.Обучение, если оно идет впереди развития, вызывает к жизни целый ряд функций, находящихся в стадии созревания, лежащих в зоне ближайшего развития. Из этого следует, что каждая новая стадия умственного развития ребенка основывается на его взаимодействии со взрослыми; лишь позднее ребенок начинает самостоятельно решать новые задачи без помощи взрослых. Разв.и обучение во взаимосвязи и взаимодействии, Выг. показал реальные возможности влиять на развитие ребенка при помощи обучения. дефектология. Наблюдая за развитием и обучением детей с врожденными дефектами (глухота, слепота, врожденное слабоумие), он приходит к выводу, что понятие дефекта социальное. первоначально ребенок не знает о своей “неправильности”, о наличии у него дефекта. Ребенок узнает из общения с взрослыми или сверстниками. Вот почему дефект “социален”. вывод: все обучение детей с врожденными дефектами должно быть построено таким образом, чтобы, учитывая особенности ребенка, формировать у него те же функции, что и у его сверстников.
67. Московская психологическая школа: разработка проблемы культурно-исторического развития психики.В середине 20-х гг. ХХ в. молодые московские ученые (А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Л.И. Божович и др.) активно включаются в разработку культурно-исторической теории. Лурия проводит сравнительное исследование специфических психологических особенностей людей, живущих в различных социально-экономических и культурных условиях, чтобы подтвердить положение о социальной обусловленности содержания и внутреннего строения высших психических функций человека. Гипотеза подтвердилася и выявлены специфические особенности мышления и восприятия у людей – членов обществ, стоящих на разных ступенях социально-экономического развития. Изучая формирование сознания человека в ходе исторического развития, Лурия создавал общественно-историческую психологию, науку, которая опиралась бы на принцип единства онтогенеза и исторического развития сознания. Леонтьев. положение о том, что психическое развитие человека качественным образом отличается от развития психики животного. Наследственная организация поведения не имеет определяющего значения в развитии человека, поскольку решающую роль в нем играет присвоение отдельным индивидом исторического опыта людей. Источником психического развития ребенка является культура, а движущими силами этого процесса служат возрастные изменения его отношений с взрослыми и возрастные изменения его деятельности. Ребенок осуществляет с различными предметами материальной и духовной культуры адекватную их общественному происхождению воспроизводящую деятельность, посредством которой присваивает соответствующие способности и способы поведения. С этой точки зрения психическое развитие ребенка состоит в закономерных качественных изменениях его воспроизводящей деятельности и содержания присваиваемых им способностей. Ребенок не может самостоятельно выработать и выполнить эту адекватную предмету деятельность – она всегда должна строиться окружающими его людьми во внешней совместной деятельности. В дельнейшем самостоятельное продвижение мысли ребенка возможно лишь на основе интериоризованного опыта. Таким образом, интериоризация является необходимым звеном психического развития ребенка. Согласно А.Н. Леонтьеву, психическое развитие ребенка и присвоение им достижений культуры – это единый процесс. Присвоение, осуществляемое в совместной деятельности, можно рассматривать как обучение и воспитание, которые выступают внутренними и необходимыми формами психического развития ребенка. понятия сами по себе не вызывают у ребенка адекватного действия – он еще должен ими овладеть. Поэтому главное звено обучения – это формирование мыслительных действий у ребенка окружающими людьми в процессе общения с ним. Чтобы построить у ребенка мыслительное действие, первоначально его содержание нужно дать во внешней предметной (экстериоризированной) форме, а затем путем ее преобразования, обобщения и сокращения при помощи речи (интериоризации) превратить это действие в собственно умственное. Иными словами, знания могут быть полноценно усвоены человеком только при выполнении им определенных предметных действий, которые у него специально формируются. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 600. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |