Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Статья 199. Представление об устранении нарушений закона, причин и условий, способствовавших совершению преступления




Установив при производстве по уголовному делу нарушения закона, причины и условия, способствовавшие совершению преступления, орган уголовного преследования вправе внести в соответствующие организации или должностному лицу представление о принятии мер по устранению нарушений закона, причин и условий, способствовавших совершению преступления, которое подлежит рассмотрению с обязательным уведомлением о принятых мерах в месячный срок со дня получения представления.

Получив от следователя уголовное дело с постановлением о передаче дела прокурору для направления в суд, прокурор или его заместитель обязаны проверить:

9) выявлены ли причины и условия, способствовавшие совершению преступления, и приняты ли меры к их устранению;

 

Предупреждение преступлений – система государственных и общественных мероприятий, направленных на устранение и нейтрализацию причин и условий преступности.

Следственная профилактика преступлений – специальная деятельность органов предварительного следствия, непосредственно направленная на предупреждение подготавливаемых и немедленное пресечение совершаемых преступлений.

Следователь, применительно к конкретным задачам, направляет усилия на:

- предупреждение подготавливаемых и пресечение уже начатых преступлений;

- выявление причин и условий преступлений;

- принятие необходимых мер к устранению этих причин и условий;

- предупреждение рецидива преступлений.

Прокурор, осуществляя надзор, следит за соблюдением следователем (при выполнении им вышеназванных действий) норм УПК РБ и иных актов законодательства, а так же за правильным применением этих актов. В случае нарушений, прокурор отменяет незаконный акт следователя либо указывает следователю на необходимость устранения нарушений.

Предупредительная деятельность следователя – одно из важных направлений специально-криминологического предупреждения преступности. Задачи предупредительной деятельности следователя определены уголовно-процессуальным законодательством, которое, в частности, устанавливает право и обязанность органов следствия выявлять причины и условия, способствующие совершению преступления, и устранять их.
Профилактическое направление в деятельности прокурора и следователя включает: предотвращение и пресечение преступной деятельности; выявление причин и условий, способствующих совершению преступления; принятие мер к их устранению.
Обстоятельства, способствующие совершению преступления, входят в предмет доказывания по каждому уголовному делу. В законе нет перечня обстоятельств, .которые необходимо установить для выявления причин и условий, способствовавших совершению преступления. Они конкретны для каждого уголовного дела.
В криминологии причины конкретного преступления принято рассматривать как совокупность или комплекс взаимодействующих обстоятельств, способствующих совершению преступлений. Под условиями, способствующими совершению преступлений, понимаются обстоятельства, которые облегчили возникновение преступного намерения, совершение преступного действия и достижение преступного результата.
По каждому уголовному делу следователем должны быть установлены (в числе других) обстоятельства, характеризующие причины преступления и условия, способствующие его совершению. К обстоятельствам, обусловившим совершение преступления и подлежащих установлению следователем, относятся:
обстоятельства, которые характеризуют антиобщественные взгляды, привычки в сознании лица, совершившего преступление;
внешние обстоятельства, сформировавшие эти антиобщественные взгляды, привычки в сознании лица;
обстоятельства, характеризующие жизненные ситуации, которые во взаимодействии с позицией личности вызвали преступные действия;
обстоятельства, облегчившие возникновение преступного действия и достижение преступного результата.
Поскольку обстоятельства, способствующие совершению преступления, входят в предмет доказывания, меры, направленные на устранение причин и условий, способствовавших совершению преступления, следует принимать тогда, когда обстоятельства, по поводу которых эти меры будут осуществлены, установлены достоверно. После установления всей совокупности этих обстоятельств следователь решает вопрос о внесении представления.
Решение следователя об устранении обстоятельств, способствовавших совершению преступления, является по своему характеру властным и означает, что соответствующие лица обязаны выполнить предписание следователя об их устранении.
Как и любой процессуальный акт, представление об устранении обстоятельств, способствовавших совершению преступления, должно быть четко оформлено, содержать необходимые реквизиты и отвечать требованиям, предъявляемым к его форме.
Следователь должен адресовать свое представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению преступления, тем учреждениям и должностным лицам, которые могут принять реальные меры для устранения указанных обстоятельств. .
Следователь обязан не только реагировать на причины и условия, способствовавшие совершению преступления, путем внесения представления, но и осуществлять контроль за их реализацией.
Следователи проводят профилактическую работу и за пределами уголовного процесса. Сюда относятся выступления по материалам конкретных уголовных дел, а также по результатам обобщений по уголовным делам в печати, по радио, телевидению и в коллективах; чтение лекций по правовой тематике. Правильное сочетание процессуальных и непроцессуальных мер позитивно влияет на уровень преступности.
В соответствии с уголовно-процессуальным законодательством прокурор обязан проверять, все ли обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, были выявлены следователем и достаточны ли меры, принятые им к устранению этих обстоятельств.
Задачи предупреждения преступления и повышения уровня профилактической работы прокурор решает при осуществлении своей деятельности и по другим направлениям.
Первоочередные задачи прокурора в борьбе с преступностью и ее предупреждением определены приказом Генерального прокурора РФ от 26 июня 1997 г. № 34 «Об организации работы органов прокуратуры по борьбе с преступностью». Пресечение и предупреждение организованной преступности являются основными направлениями деятельности органов прокуратуры в борьбе с преступностью. Особое внимание прокурорам предписано обращать на безусловное выполнение законов, направленных на предупреждение преступности среди несовершеннолетних и прежде всего ее организованных форм.
Место прокурора в системе субъектов предупреждения преступности определяется возложенной на него законом о прокуратуре функцией надзора за исполнением действующих на терр


 




















Надзор за законностью приостановления и окончания предварительного расследования органами дознания и предварительного следствия. Действия прокурора по делу, поступившему к нему с постановлением следователя о направлении дела прокурору для направления в суд.

Не позднее чем в месячный срок после вынесения постановлений о приостановлении производства по уголовному делу или прекращении расследования прокурорам приказано (приказ Генерального прокурора № 33) проверять законность и обоснованность принятых решений.

В соответствии с УПК предварительное расследование приостанавливается при наличии одного из следующих оснований, препятствующих его продолжению и окончанию:

    1) неустановления лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого;

    2) когда обвиняемый скрылся от органа уголовного преследования либо когда по иным причинам не установлено его местонахождение;

    3) когда местонахождение обвиняемого известно, однако отсутствует реальная возможность его участия в производстве по уголовному делу в связи с рассмотрением вопроса о выдаче иностранным государством, а также в связи с невозможностью по объективным причинам прибыть к месту производства предварительного расследования;

    4) временного психического или иного заболевания обвиняемого, препятствующего его участию в производстве процессуальных действий и удостоверенного врачом, работающим в государственном медицинском учреждении;

    5) невозможности производства следственных действий, без которых не может быть принято решение об окончании предварительного расследования;

    6) необнаружения безвестно исчезнувшего лица.

 

Причём  в случаях 1, 2 и 6, предварительное расследование приостанавливается лишь по истечении срока его производства; в случаях 3, 4 и 5, оно может быть приостановлено и до окончания срока предварительного расследования.

О приостановлении предварительного расследования следователь, дознаватель выносят мотивированное постановление, копию которого направляют прокурору.

Если по уголовному делу привлечены два или несколько обвиняемых, а основания для приостановления предварительного расследования относятся не ко всем обвиняемым, следователь, дознаватель вправе выделить в отдельное производство и приостановить предварительное расследование в отношении отдельных обвиняемых или приостановить производство по всему делу, если по нему не может быть продолжено предварительное расследование без участия всех обвиняемых.

До приостановления предварительного расследования следователь, дознаватель обязаны выполнить все следственные действия, проведение которых возможно в отсутствие обвиняемого, принять все меры по его розыску, а равно по установлению лица, совершившего преступление, либо по обнаружению безвестно исчезнувшего лица.

При надзоре за действиями следователя по приостановлению предварительного расследования прокурор должен проверить:

-   имеются ли основания для приостановления;

-   все ли выполнены следственные действия, проведение которых возможно;

-   уведомлены ли в письменном виде потерпевший, гражданский ответчик о приостановлении уголовного дела;

-   разъяснено ли потерпевшему, гражданскому ответчику право обжалования приостановления уголовного дела;

-   принимаются ли после приостановления уголовного дела меры к розыску обвиняемого.

После подписания следователем или дознавателем постановления о передаче дела прокурору для направления в суд, оно (постановление) в течение суток направляется прокурору. Прокурор здесь должен проверить:

    1) имело ли место деяние, вмененное обвиняемому, и имеется ли в этом деянии состав преступления;

    2) нет ли в деле обстоятельств, влекущих его прекращение;

    3) обосновано ли предъявленное обвинение имеющимися в уголовном деле доказательствами;

    4) предъявлено ли обвинение по всем установленным и указанным в уголовном деле общественно опасным деяниям обвиняемого;

    5) привлечены ли в качестве обвиняемых все лица, изобличенные в совершении преступления;

    6) правильно ли квалифицированы общественно опасные деяния обвиняемого;

    7) правильно ли применена мера пресечения и нет ли в деле оснований для ее изменения либо отмены;

    8) приняты ли меры обеспечения гражданского иска и возможной конфискации имущества;

    9) выявлены ли причины и условия, способствовавшие совершению преступления, и приняты ли меры к их устранению;

10) произведено ли исследование обстоятельств уголовного дела всесторонне, полно и объективно;

11) составлено ли постановление о передаче уголовного дела прокурору для направления в суд в соответствии с требованиями настоящего Кодекса;

12) не допущены ли при производстве предварительного расследования нарушения уголовно-процессуального закона.

Прокурор или его заместитель обязаны в срок не более 5 суток принять по поступившему к ним уголовному делу одно из следующих решений:

    1) направить уголовное дело в суд, согласившись с постановлением следователя, органа дознания. При этом прокурор или его заместитель вправе исключить своим постановлением отдельные пункты обвинения, изменить квалификацию деяний обвиняемого с применением закона о менее тяжком преступлении, прекратить уголовное преследование в отношении отдельных обвиняемых;

    2) прекратить предварительное расследование уголовного дела в отношении всех обвиняемых и в полном объеме;

    3) возвратить уголовное дело следователю или органу дознания со своими письменными указаниями для производства дополнительно предварительного расследования, а также для предъявления нового обвинения в случае необходимости его дополнения, изменения на более тяжкое или на существенно отличающееся по фактическим обстоятельствам от первоначального обвинения либо для составления нового постановления, если составленное по делу не соответствует требованиям УПК.     

По уголовному делу, поступившему с постановлением о передаче уголовного дела прокурору для направления в суд, прокурор или его заместитель вправе своим постановлением отменить или изменить ранее примененную меру пресечения либо применить меру пресечения, если она не была применена ранее.

Прокурор или его заместитель вправе также изменить список лиц, подлежащих вызову в судебное заседание.


 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 597.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...