Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Учения о законности и роль прокурорского надзора в ее обеспечении.




Надзор за точным и единообразным исполнением законов и задачи прокуратуры в его осуществлении.

Конституция РБ (ст.125) закрепляет, что надзор за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных актов министерствами и другими подведомственными Совету Министров органами, местными представительными и исполнительными органами, предприятиями, организациями и учреждениями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами возлагается на Генерального прокурора Республики Беларусь и подчиненных ему прокуроров.

Ст.1 Закона о прокуратуре Республики Беларусь от 8 мая 2007 г. (далее ЗоП): прокуратура Республики Беларусь— единая и централизованная система органов, осуществляющих от имени государства надзор за точным и единообразным исполнением нормативных правовых актов на территории Республики Беларусь, а также выполняющих иные функции, установленные законодательными актами. (В Законе 1993 г была более узкая трактовка, т.к. прокуратура определялась как орган, осуществляющий от имени государства надзор за исполнением только законов – т.е. не включались иные НПА)

Точность исполнения нормативных правовых актов (далее –НПА) здесь – неукоснительное следование всех субъектов общественных отношений предписаниям правовых норм.

Единообразное исполнение НПА – соблюдение правовых норм всеми субъектами общественных и правовых отношений, не допуская своевольное их толкование.

То есть законы – это своего рода письменные инструкции, обеспечивающие одинаковое их выполнение всеми субъектами, на которых они распространяются.

Следует отличать надзор от контроля.Контроль – система отношений между органами государственной власти и подконтрольным ему органом, при которой контролирующий орган может отменять акты подконтрольного органа.

Надзор – система отношений, при которой надзорный орган может лишь обратить внимание на допущенные нарушения и установить срок для устранения этих нарушений.

Задачи прокуратуры: (ст. 4 ЗоП)

1) обеспечение верховенства права, законности и правопорядка;

2) защита прав и законных интересов граждан и организаций;

3) защита общественных и государственных интересов

 


 


Основные направления деятельности прокуратуры в соответствии с Законом о прокуратуре РБ. Классификация основных направлений.

Основные направления деятельности прокуратуры – те пути, по которым Генеральный прокурор РБ и подчинённые ему прокуроры осуществляют надзор за исполнением законов и тем самым достигают возложенных на них задач, т.е. проводят мероприятия по борьбе с нарушением законодательства.

Прокуратура РБ в соответствии с возложенными на неё задачами осуществляет деятельность по ряду направлений: (ст. 4 З-на)

1. Собственно прокурорский надзор, который включает в себя 4 отрасли:

А) надзор за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных НПА РОГУ и др гос организ-ми, подчиненными СМ, местными представит, исполнит, распорядит органами, обществен объединениями, религ организациями и др организ, ДЛ и др гр-ми, в т.ч. ИП (надзор за исполнением законодательства); - общий надзор (!!Исчерпыв перечень актов и S!!)

Б) надзор за исполнением законодательствапри осущ-нии ОРД

В) надзор за исполнением закона в ходе досудебного пр-ва, при пр-ве ПС и дознания

Г) надзор за соответствием законусудебных постановлений, а также за соблюдением законодательства при их исполнении

Д) надзор за соблюдением законодательства при исполнении наказания и иных мер УО, а также мер принудительного х-ра

2. Уголовное преследование. Борьба с преступностью и с правонарушениями; расследование преступлений; привлечение к уголовной ответственности лиц, совершивших преступление; обеспечение неотвратимости ответственности.

3. Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, а также разработка с другими государственными органами мер по предупреждению преступлений.+ м/нар сотр-во (координация пр/охранит д-ти гос органов, осущ-х б-бу с прест-тью и коррупцией (т.е. это их основная ф-ция) + координ д-ти по борьбе с прест-тью иных организаций, уч-х в б-бе с прест-тью (т.е. это только одно из их направлений, не главное))

4. Процессуальная деятельность прокурора – участие в рассмотрении дел общими и хоз судами = гражд дела; споры, вытекающие из предприним и иной хоз д-ти; поддержание гос обвинения в УПр; участие в администр процессе (4 вида процесса = 4 кодекса: ГПК, ХПК, УПК, ПИКоАП = процессуальное зак-во)

5. Непроцессуальная деятельность прокурора - участие в правотворческой деятельности и пропаганде законности, повышение уровня правовой культуры граждан

В теории также выделяют след направления д-ти: + ЗоП

- защ прав и свобод (в РФ – сущ-ет отдельная отрасль ПН: за соблюд-ем прав чела и гр-на);

- нормотворческ д-ть и совершенствов практики примен зак-ва – ст. 13

- рассмотрение заявлений и обращений гр-н – ст. 14

- м/нар сотр-во – ст. 15

- участки надзора (н/л, вооруж силы)

- участие в профилакт-предупредит работе

- участие в засед-х гос орг и др ограниз – ст. 11

Таким образом, отрасль прокурорского надзора и направление деятельности прокуратуры понятия не тождественные. «Направление деятельности» шире по своему значению, чем отрасль. Поэтому такое направление деятельности как «прокурорский надзор» включает себя 5 отраслей.

Исходя из изложенного можно дать определение отрасли прокурорского надзора. Отрасль прокурорского надзора – это специализированное, организационно-правовое направление в деятельности органов прокуратуры, которое характеризуется:

- родовым объектом;

- предметом отрасли надзора;

- специфическими задачами;

- особыми полномочиями прокурора.

 


 


Учения о законности и роль прокурорского надзора в ее обеспечении.

Законность м рассм-ся как:ё

- п-п д-ти орг гос-ва/ организ/ общ объед/ ДЛ/ гр-н

- метод гос руков-ва общ-вом, предусм издание НПА и строгий контроль за их исп-нием и обеспеч их неукоснит осущ-ния всеми

- режим обществ-полит жизни, где все сферы общ отнош в достат степени урегулир н пр и они неукоснительно соблюд-ся всеми уч-ками этих отношений

Законность – основной принцип права, который закрепляется в Конституции РБ, в законе о прокуратуре, УПК и других нормативных правовых актах.

П-п законности закреплен в ст. 7 Конст – «гос-во, все его орг и ДЛ д-ют в пределах К и принятых в соотв с нею актов зак-ва » + «гос-во гарантирует пр и св гр-н, закреплен в К, з-нах и м/нар обяз-вах».

Отдельные правоведы сводят понятие законности лишь к законам и подзаконным актам, не учитывая того, что это лишь один из элементов, составляющих понятие законности.

Содержание понятия законности включает в себя как минимум 4 элемента:

- существование законов и иных НПА;

- исполнение законов и иных НПА, т.е. проведение их в жизнь;

- надзор за точным и единообразным исполнением законов и иных НПА;

- установление ответственности за нарушения законов и иных НПА.

Учение о законности активно разрабатывалось ещё В.И. Лениным, который сформулировал принципы законности:

а) требование соблюдения законности, единой для всего государства (не может быть законности минской, витебской, т.к. она едина для всех);

б) общеобязательность законов для всех и каждого;

в) недопустимость противопоставления законности и целесообразности;

г) за нарушение закона должна устанавливаться ответственность.

Таким образом законность – это организующий и дисциплинирующий фактор, требующий строгого соблюдения и выполнения законов и иных НПА, а также своих обязанностей.

Специфика прокурорского надзора состоит в охране законности, т.е. это обеспечение законности в сфере законности.

Роль ПН в обеспечении законности закреплена в ЗоП таким образом, что:

А) вся д-ть прокуратуры имеет своей целью обеспечение законности

Б) законность явл-ся основополаг-м п-пом в д-ти прокуратуры, согласно ст. 5 З-на – ст. 6 ЗоП: в св д-ти прокурор руков-ся К и соотв-ми ей актами зак-ва и в пределах предост-х ему полномочий осущ-т ф-ции, возложенные на него ЗоП и др з-дат актами.

В рамках данного п-па прокурор принимает предусмотрен ЗоП и др з-дат актами:

- меры по пресечению нарушений зак-ва, от кого бы они ни исходили

- меры по привлечению к отв-ти лиц, их совершивших

- меры по восстановлению наруш-х пр и з-ных интересов гр-н и организ

 

 


 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 343.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...