Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Билет 14. Говорение как продуктивный вид речевой деятельности. Устная речь и ее специфика. Основные функции говорения. Роль говорения в профессиональной деятельности журналиста.




 

Результатом, или «продуктом», говорения становится высказывание, порождаемое в процессе речевой деятельности. Содержание этого понятия раскрывается через его соотношение с синонимичным понятием «текст» – высказывание, завершенное по смыслу, вне зависимости от объема: от реплики в диалоге до ораторской речи.

Устная речь отличается богатством и разнообразием форм высказывания. Ситуация общения предполагает наличие как минимум двух коммуникантов и преимущественное использование диалогических форм речи, когда участники попеременно выступают то в роли говорящего, то в роли слушающего. Вместе с тем реплика в диалоге, достигшая определенного размера, по существу становится монологом. Естественно, что монолог как текст представляет собою более замкнутую структуру, менее зависит от речевой реакции собеседника, но и в монологе возможны обращения к собеседнику (чаще – риторического характера). С позиций говорения как процесса речевой деятельности различия между монологом и репликой в диалоге имеют скорее количественный характер.

Монологичность – в большей степени качество письменной речи, характерное для дистантного общения. Поскольку ответ может быть получен только через некоторое время, то адресат-отправитель, рассчитывающий на адекватное понимание своей информации и на исчерпывающий ответ, делает свое сообщение достаточно обстоятельным.

 

Существует понятие «внутреннее программирование высказывания». На этапе планирования высказывания происходит его внутреннее программирование, иногда непосредственно, автоматически реализующееся во внешней (звучащей) речи, иногда – через стадию внутреннего проговаривания (прежде всего у людей, недостаточно свободно владеющих языком общения).

Главное условие достижения нужного коммуникативного эффекта речи – заинтересованное внимание слушателя. Таков критерий, которым руководствуется говорящий, – произносит ли он развернутую речь или организует диалогическое общение. Умение удержать внимание слушателей приобретает особую значимость в тех ситуациях, когда решение коммуникативной задачи требует монологического высказывания, относительно развернутого во времени. Умение привлечь внимание обеспечивает и помогает сохранить нужный контакт в любой ситуации.

 

Выделяют следующие основные функции говорения:
средство существования, передачи и усвоения общественно-исторического опыта
средство общения (коммуникации)
орудие интеллектуальной деятельности (восприятия, памяти, мышления, воображения)


 







Речь-импровизация: понятие, особенности, специфика в профессиональной деятельности журналиста.

Речь-импровизация: понятие, особенности.специфика в профессиональной деятельности журналиста.

Импровизация - создание художественного произведения непосредственно в процессе его исполнения.

3 задачи речи (что, о чем и как говорить) решаются на ходу.

 

Важное место занимает умение журналиста импровизировать, т.к. ход дискуссии не всегда может быть предсказуем, (особенно, если работа ведется в режиме прямого эфира).

Особенности импровизации:

- Реактивность (реактивное поведение на изменение ситуации, скорость принятия решения)

- Раскрепощенность (Импровизация - это мотивированная, направленная деятельность, которая стимулирует использование всего объема сознания, включая и все несознаваемые процессы., т.е доверие себе и своему подсознанию)

- Внимательность (выявление проблемной ситуации, как следствие непрерывности восприятия информации из складывающийсяситуации)

- Адекватность (готовность к многовариантности при решении любой задачи, на основе актуальной на сегодняшний день, реалистичной модели мира)

Лингвистические признаки:

Фонетические:

• стабильный темп речи;

• уменьшение количества семантически и синтаксически не обусловленных пауз;

• высокая частотность дословных повторов и дублирования реплик;

• соответствие логических пауз пунктуационным паузам;

• диапазон мелодики на выделенных акцентах не так велик;

• отсутствие пауз

Лексико-грамматические:

• легкость деления на отдельные синтагмы и предложения;

• стилистическая точность;

• сокращение числа вводных и незнаменательных слов

 





Билет 16. Письмо как продуктивный вид речевой деятельности. Письменная речь и ее особенности. Письмо в профессиональной деятельности журналиста.


Письменная коммуникация — весьма распространенный вид речевой деятельности. Правда, больше исследований посвящено ее рецептивной форме — чтению, поскольку чтение как форма извлечения информации из различных источников всегда актуально. Однако необходимость продуктивного письма в разных сферах деятельности также неоспорима.
Письмо - продуктивный вид коммуникации, осложненный (по сравнению с говорением) целым рядом обстоятельств, связанных с условиями письменной формы общения. Специфические условия протекания формируют качества письменной речи:
• отсутствие непосредственного реципиента и промежуточной обратной связи с ним;
• невозможность для пишущего интонировать свою речь и, следовательно, необходимость более тщательно строить фразы, подбирая более адекватные языковые средства;
• отсутствие ограничений во времени общения и в связи с этим более качественная шлифовка формы речи;
• отсутствие возможности использования «немого» языка и др.
Чтобы более точно понять сказанное, уточним понятия «письмо» и «письменная речь». Понятие письмо в обиходном употреблении обозначает саму технику написания текстов, включающую навыки каллиграфии и орфографии. Письменной речью называют умение сочетать слова и фразы, контролировать эту сочетаемость с лексической, грамматической, стилистической точки зрения, что позволяет создать связные тексты.
Еще один взгляд на приведенные понятия таков: письмо — способ общения, а письменная речь — процесс общения. Есть иди гие определения, но наиболее приемлемой для целей изучения' рии коммуникации нам представляется точка зрения Е.И. Пассоа который утверждает, что существует лишь одна деятельность передаче мыслей в письменной форме — письмо, но оно осуще вляется в целях коммуникации на двух уровнях: 1) уровень ее венного письма — грамотная орфографически и графически офе мленная фиксация собственной устной речи при сохранении вс ее особенностей (за исключением интонации); 2) уровень письме ной речи — продуцирование письменной речи со всеми присущи* ей особенностями (полнота, синтаксическая сложность, лог ность, лексическое разнообразие, грамматическая нормативное и т.п.).
Запись несобственной речи также осуществляется на двух урс нях: 1) запись-репродукция (писание), которая не преследует опрделенную речевую цель и выражается в записи букв, слов, фраз, без обязательного использования их в непосредственной коммункации (например, списывание или запись чужой речи под дикто ку); 2) запись-продукция — действие, предполагающее владение 1 другими видами речевой деятельности.
Запись чужой речи реализуется в определенной форме — кой спект, реферат, резюме, цитата, тезисы и т.д.
Главная цель овладения навыками и умениями письменно речи — развитие умений фиксировать устную (собственную ил чужую) и письменную (чужую) речь для последующего использовй ния в коммуникативных актах.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 470.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...