Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Билет 7. Профессионально-личностные качества журналиста.




Билет. Риторика как наука и учебный процесс. Общая и частная риторика. Риторика и профессиональная речь.

 

В классическом понимании риторика(греч. rhetorike), или ораторское искусство(лат. oratoria), – это наука и искусство подготовки, построения и публичного произнесения речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию.

Определение современной риторикизвучит так: это теория и мастерство эффективной (целесообразной, воздействующей, гармонизирующей) речи.

 

Гармонизирующая речь обеспечивает наилучшее взаимопонимание между людьми, конструктивное решение возникающих конфликтов, объединение участников общения. Понятие гармонизирующей речи является основным в современной риторике.

Аристотель в своем фундаментальном труде «Риторика» писал «Определим риторику, как способность найти возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета»

Предметом современной риторики является мыслеречевая деятельность человека в разных жизненных ситуациях, т. е.мысльи слово.Причём современная риторика – это прежде всего школа мысли, а затем уже школа слова. Речь интересует риторику как средство выражения мысли. В первую очередь современная риторика занимается устной речью

 

Риторика бывает общейи частной.Общая риторика как учебная дисциплина излагает основы ораторского мастерства, т. е. обучает общим правилам и приёмам построения речи. В частной риторике изучаются законы эффективной речи, действующие в таких сферах профессиональной деятельности, где роль слова особенно важна (например, в юриспруденции, в журналистике), а также конкретные роды и жанры речи.



Билет. Предмет речи в журналистике. Массовая информация как предмет речи.

 

Очевидно, что для определения содержания или предмета речи в журналистике ключевым будет понятие «информация», а для определения процесса общения журналист-читатель – «коммуникация» (направленная связь). Смыслообъединяющим воспринимается определение к этим словам – «массовая», которое в обоих сочетаниях подчеркивает категорию адресата и фактор обращенности.

 

«Массовая информация» – терминологически устоявшееся понятие, «центральное понятие в системе понятий науки о журналистике. Именно массово-информационная деятельность составляет специфику всех процессов функционирования системы «издатель», «журналист», «текст», «канал» по отношению к «аудитории» и «социальным институтам».

Массовая информация - общесоциальна, она обращается к массе, к массовому сознанию, соответствует нуждам массы в информационном обеспечении. 

Информацией можно называть всю совокупность сведений, которую несет журналистика аудитории

Массовая

  • Наиболее социально-значимая для массового адресата
  • Рассчитанная на нетребовательные вкусы большинства

 «Массовая культура»: массовая как результат поточного производства в сфере духовной жузни человека-в музыке, в живописи, в литературе.

В отношении журналистики «массовая информация» - обращение к массе, доступная, актуальная, привлекательная для массы, но не облегченно-примитивная





Билет 3. Общение. Общение и коммуникация. Функции общения.

 

Журналистика имеет дело с коммуникацией.

Коммуникация– процесс передачи речевой информации от отправителя к получателю и прием этой информации от получателя отправителю.

 

Общение – речевое взаимодействие людей.

Функции общения:

1) Информационное

2) Интерактивное

3) Перцептивное (установление взаимопонимания)

Психологи выделяют следующие функции общения:

  • Инструментальная
  • Синдикативная (объединения)
  • Самовыражения
  • Трансляционная  (передача знаний)

 





Билет 4. Виды общения. Понятие о коммуникативных неудачах и коммуникативных ошибках.

 


Виды общения:

1) По количеству

· межличностное

· один-несколько

· один-много (массовое)

2) по положению в пространстве и времени

· контактное

· дистантное

3)по наличию или отсутствию опосредующего аппарата

  • Опосредованно
  • Непосредственно

4) По форме языка

· Устное

· Письменное

5) По позиции я-ты

· Монологическое

· Диалогическое

6) По обстановке общения

· Официальное

· Неофициальное

7) По способу

· Вербальная

· Невербальная

8) По задаче

· Фактическое

· Теоретическое

9) По степени общности

· Общение манипуляторное (контакт масок)

· Ролевое

· Духовное


 

Недостатки коммуникации .

1) Потеря информации

2) Искажение сути

3) Затруднение понимания

4) Непредсказуемость


 






Билет 5. Речевая ситуация. Компоненты речевой ситуации и их взаимосвязь.

Итак, совокупность элементов речевого события, включающая его участников, отношения между ними и обстоятельства, в которых происходит общение, называют речевой ситуацией. Речевая ситуация определяется условиями или обстоятельствами общения. Для риторики понятие речевой ситуации очень важно. «Можно даже сказать, что правильное видение речевой ситуации и способность привести в соответствие с ней свои речевые действия — это и есть существо риторических знаний и умений, самое главное в риторике. Собственно говоря, риторика — это и есть наука описывать речевые ситуации, анализировать их и приспосабливать к ним речь — дискурс и другие характерные проявления речевого поведения человека (жесты, мимику, прочее)».

Вречевой ситуацииестьучастники,среди которых можно выделить главных и второстепенных.Главных участников речевой ситуации принято называть говорящим и слушающим (адресатом).Для ситуаций ораторской речиэтооправданно; для беседы, спора — условно: в диалоге роли постоянно меняются. Помимо говорящего и адресата, в речевой ситуации могут участвовать и другие — те, кто является как бы свидетелем происходящего, оценивая все со стороны. Присутствие таких свидетелей в большей или меньшей степени, но повлияет на речь общающихся.

Компоненты:

  • Адресант
  • Адресат
  • Место
  • Время
  • Мотив
  • Цель

 

Речь создается под определенную аудиторию.

 

Билет 6. Типология коммуникативного намерения.

  • Информировать
  • Убедить
  • Внушить
  • Побудить к действию

 

Убеждение – противовес – внушение

Коммуникативная стратегия – это самая общая, типовая коммуникативная задача.

Коммуникативная тактика – это конкретные приемы достижения цели.

2 универсальные стратегии

  • Кооперативная
  • Конфликтная

Человек всегда ставит задачу либо сотрудничать, либо соперничать.

Проксемика – изучает расстояние наиболее удобное для разных видов общения.

Личное пространство. (интимная, личная, социальная, публичная зоны)

 





Билет 7. Профессионально-личностные качества журналиста.

Выводы ученых базируются на данных многоаспектного социологического исследования, подтверждающих, что особенно важными личностными качествами журналисты считают: «эрудицию, компетентность, хорошее знание жизни, оперативность, принципиальность, высокие моральные качества, умение мыслить глубоко, литературные способности, знание человеческой психологии, умение общаться с людьми»

 

а) «умение общаться с людьми, коммуникативность» отметили 58% абитуриентов и 66% выпускников;

б) «литературные способности, свободное владение языком, речью» – 32% абитуриентов и 42% выпускников вуза

Журналистика – профессия творческая. По существу, успешная профессиональная реализация человека возможна в том случае, если помимо личностных качеств, востребованных профессиями типа «человек-человек», он обладает и качествами, характерными для профессии типа «человек-художественный образ». Для журналиста это конкретизируется понятием «литературные способности».

Но если образность – основная отличительная черта литературы художественной – сближает профессиональные особенности мировосприятия человека пишущего, то в конкретных произведениях журналист, в отличие от писателя, не создает новой художественной реальности.

У талантливого журналиста есть «крылья» – анализ факта в контексте действительности, мысль – живая, динамично развивающаяся. Мысль журналиста направлена на решение проблем социально-политических, общественно-значимых.

Особое качество, профессионально необходимое журналисту, можно обозначить как «чувство времени», диктующее выбор социальной проблемы, факта или события с гражданских позиций современника. Чувство времени, позволяющее журналисту раньше других увидеть, оценить увиденное, соотнести его с прошлым и будущим. Не случайно в число главных категорий журналистики входят понятия «образ прошлого» и «образ будущего».

Умение думать, анализировать и обобщать, сопрягать факты, оценивать их в контексте рассматриваемого явления – качества, характерные для труда ученого, в журналистике проявляются, естественно, с меньшей обстоятельностью, но, главное, по-другому: важна живая, яркая мысль, оперативное решение, система доказательств должна отличаться наглядностью и доступностью для адресата.


 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 288.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...