Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Билет 11. Факт в журналистике, предъявление факта в различных жанрах. Жесткая и мягкая форма подачи материала.
Как известно, в основе любого журналистского произведения лежат факты. Поэтому столь важным моментом журналистской работы является не только сбор фактического материала, но и методы его обработки и изложения. Словом, в поле зрения журналистов находится многообразный мир во всех его проявлениях. Включаясь в процесс познания действительности, журналист фокусирует внимание на общественно значимых событиях. В самом акте выбора объекта познания, в специфике его восприятия, различных форм отображения, в оценке и интерпретации жизненной ситуации проявляется авторская субъективность. Поэтому, говоря о соотношении объективного и субъективного в факте, многие авторы сходятся на той мысли, что «содержание факта есть отражение объективного события, находящегося вне человеческого сознания, а форма, в которой осуществляется это отражение, субъективна». Что же в таком случае подразумевают под фактом? «Факт в журналистике можно определить как достоверное отражение фрагмента реальности, обладающее социальной репрезентативностью» Именно с помощью фактов журналисты создают модель многообразной действительности. Чтобы быть уверенными в репрезентативности фактов, журналистам нужно знать, во-первых, из каких источников они получены; во-вторых, какие цели преследовали респонденты, сообщившие о тех или иных фактах; в-третьих, четко отличать факты науки от обыденных фактов. Развертывание факта в жанровую структуру произведения всегда обусловлено задачами, стоящими перед журналистами. В одном случае необходимо сообщить о факте, в другом — дать подробности о событии, в третьем — разобраться в причинах возникновения той или иной проблемы, в четвертом — создать документальный образ современника и др. В зависимости от целей сообщения журналисты используют различные способы подачи, раскрытия, изображения и истолкования фактов. Кроме того, позиционирование фактов в различных жанрах журналистики (информационных, аналитических и художественно-публицистических) имеет свои особенности. Билет 12. Текст как основа речевой деятельности. Определение, признаки и категории текста.
Любое речевое публицистическое произведение с позиций лингвистических – это текст. Напомним общее определение понятия: текст – законченное речевое произведение, состоящее не менее чем из двух самостоятельных предложений, образованное по законам данного языка, обладающее автономным смыслом. Основные признаки текста – замкнутость, целостность, связанность. Текст представляет собой сложное семантическое и синтаксическое целое и обладает определенными категориями. «Категории текста – это абстрактные семантико-функциональные лингвистические значения, соотнесенные с отношениями явлений объективной действительности, выраженные теми или иными языковыми средствами» Из семантических категорий наиболее важными для публицистического текста представляются понятия пресуппозиции и модальности. «Пресуппозиция – это высказывание, которое нет необходимости утверждать, так как оно ранее было утверждено и потому сообщается как само собой разумеющееся»
Таким образом, пресуппозиция играет важную роль в организации текста. Это те сведения, которые не находят выражения, но имеются в виду, иначе содержание предложения или более крупной единицы не может быть понято так, как задумано автором. Это своего рода элементы общего знания говорящего (пишущего) и слушающего (читающего); если его нет, нужны дополнительные разъяснения, комментарии. Пресуппозиция складывается на основании информации, почерпнутой вне текста: 1. Из сведений, входящих в «энциклопедию» лица, воспринимающего текст, из его знаний об окружающем мире (так называемых фоновых знаний). В данном случае фоновыми знаниями читателей является то, что все они знают о существовании такого кондитерского изделия, как шоколад. На наш взгляд, в статье встретился материал, который вряд ли был известен широкому кругу читателей до этого, – о феноле, поэтому необходимо пояснение (здесь такого пояснения нет). 2. Из сведений о конкретных событиях и ситуациях, связанных с темой текста и известных читателю до начала восприятия данного текста. В анализируемой статье подобным фактом является общепринятая точка зрения, что шоколад способствует приобретению лишнего веса. Именно эта информация в тексте опровергается. 3. Из сведений, которые стали известными из предшествующего текста»
Модальность – категория, выражающая отношение высказывания к действительности (объективная модальность) и отношение говорящего к высказыванию (субъективная модальность). Очевидно, что в публицистических текстах присутствуют оба вида модальности. В зависимости от жанра будет различаться проявление субъективной модальности, а объективная останется неизменной. Хорошо известен способ выражения модальности вводными предложениями, а также наклонением глагола, модальными словами и частицами. Иногда отношение к действительности выражается ремарками автора. Журналисту следует помнить, что он в своем творчестве, прежде всего, выражает отношение предмета речи к действительности, а потом уже проявляет личное «Я».
Категории текста К грамматическим категориям, обеспечивающим формальную организацию текста, традиционно относят: линейность, выделение, локально-временну́ю отнесенность. Линейность – это наличие определенного порядка расположения описываемых событий, что передается соответственно цепочкой предложений. Эта категория присуща любому связному тексту. Предложение в тексте теряет самостоятельное значение, которое оно имеет вне контекста.
Категория выделения – это противопоставление одного элемента текста другим его элементам. Данная категория имеет свои средства, формирующие ее в речи: 1) именительный представления (темы); 2) инверсия; 3) логическое ударение; 4) обособленные члены предложения. Все они используются для того чтобы привлечь внимание читателя к определенному моменту речи. Например, именительный представления – это конструкция, состоящая из существительного в именительном падеже (одного или с зависимыми словами) и выражающая возникшее в сознании говорящего представление о предмете, явлении или его наименовании, о котором будет сообщено в соседнем предложении. Локально-временна́я отнесенность – категория, которая передает в тексте соотнесенность происходящего со временем и местом действия.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 276. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |