Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Билет 11. Факт в журналистике, предъявление факта в различных жанрах. Жесткая и мягкая форма подачи материала.




Как известно, в основе любого журналистского произведе­ния лежат факты. Поэтому столь важным моментом журналистской работы является не только сбор фактического материала, но и методы его обработки и изложения. Словом, в поле зрения журналистов находится много­образный мир во всех его проявлениях. Включаясь в процесс познания действительности, журналист фокусирует внимание на общественно значимых событиях. В самом акте выбора объек­та познания, в специфике его восприятия, различных форм ото­бражения, в оценке и интерпретации жизненной ситуации про­является авторская субъективность. Поэтому, говоря о соотно­шении объективного и субъективного в факте, многие авторы сходятся на той мысли, что «содержание факта есть отражение объективного события, находящегося вне человеческого созна­ния, а форма, в которой осуществляется это отражение, субъек­тивна».

Что же в таком случае подразумевают под фактом? «Факт в журналистике можно определить как достоверное отражение фрагмента реальности, обладающее социальной репрезентатив­ностью»

Именно с помощью фактов журналисты создают модель многообразной действительности. Что­бы быть уверенными в репрезентативности фактов, журналис­там нужно знать, во-первых, из каких источников они получе­ны; во-вторых, какие цели преследовали респонденты, сообщив­шие о тех или иных фактах; в-третьих, четко отличать факты науки от обыденных фактов.
Назначение фактов в журналистском произведении мно­гофункционально: они могут стать основой информационного сообщения; могут выступать в качестве аргументов и научно обоснованных доказательств.

Развертывание факта в жанровую структуру произведе­ния всегда обусловлено задачами, стоящими перед журналис­тами. В одном случае необходимо сообщить о факте, в другом — дать подробности о событии, в третьем — разобраться в при­чинах возникновения той или иной проблемы, в четвертом — создать документальный образ современника и др. В зависимо­сти от целей сообщения журналисты используют различные способы подачи, раскрытия, изображения и истолкования фак­тов. Кроме того, позиционирование фактов в различных жан­рах журналистики (информационных, аналитических и худо­жественно-публицистических) имеет свои особенности.




Билет 12. Текст как основа речевой деятельности. Определение, признаки и категории текста.

 

Любое речевое публицистическое произведение с позиций лингвистических – это текст.

Напомним общее определение понятия: текст – законченное речевое произведение, состоящее не менее чем из двух самостоятельных предложений, образованное по законам данного языка, обладающее автономным смыслом. Основные признаки текста – замкнутость, целостность, связанность. Текст представляет собой сложное семантическое и синтаксическое целое и обладает определенными категориями.

«Категории текста – это абстрактные семантико-функциональные лингвистические значения, соотнесенные с отношениями явлений объективной действительности, выраженные теми или иными языковыми средствами»

Из семантических категорий наиболее важными для публицистического текста представляются понятия пресуппозиции и модальности.

«Пресуппозиция – это высказывание, которое нет необходимости утверждать, так как оно ранее было утверждено и потому сообщается как само собой разумеющееся»

 

Таким образом, пресуппозиция играет важную роль в организации текста. Это те сведения, которые не находят выражения, но имеются в виду, иначе содержание предложения или более крупной единицы не может быть понято так, как задумано автором. Это своего рода элементы общего знания говорящего (пишущего) и слушающего (читающего); если его нет, нужны дополнительные разъяснения, комментарии.

Пресуппозиция складывается на основании информации, почерпнутой вне текста:

1. Из сведений, входящих в «энциклопедию» лица, воспринимающего текст, из его знаний об окружающем мире (так называемых фоновых знаний).

В данном случае фоновыми знаниями читателей является то, что все они знают о существовании такого кондитерского изделия, как шоколад.

На наш взгляд, в статье встретился материал, который вряд ли был известен широкому кругу читателей до этого, – о феноле, поэтому необходимо пояснение (здесь такого пояснения нет).

2. Из сведений о конкретных событиях и ситуациях, связанных с темой текста и известных читателю до начала восприятия данного текста.

В анализируемой статье подобным фактом является общепринятая точка зрения, что шоколад способствует приобретению лишнего веса. Именно эта информация в тексте опровергается.

3. Из сведений, которые стали известными из предшествующего текста»

 

Модальность – категория, выражающая отношение высказывания к действительности (объективная модальность) и отношение говорящего к высказыванию (субъективная модальность).

Очевидно, что в публицистических текстах присутствуют оба вида модальности. В зависимости от жанра будет различаться проявление субъективной модальности, а объективная останется неизменной.

Хорошо известен способ выражения модальности вводными предложениями, а также наклонением глагола, модальными словами и частицами. Иногда отношение к действительности выражается ремарками автора. Журналисту следует помнить, что он в своем творчестве, прежде всего, выражает отношение предмета речи к действительности, а потом уже проявляет личное «Я».

 

Категории текста

К грамматическим категориям, обеспечивающим формальную организацию текста, традиционно относят: линейность, выделение, локально-временну́ю отнесенность.

Линейность – это наличие определенного порядка расположения описываемых событий, что передается соответственно цепочкой предложений. Эта категория присуща любому связному тексту. Предложение в тексте теряет самостоятельное значение, которое оно имеет вне контекста.

 

Категория выделения – это противопоставление одного элемента текста другим его элементам. Данная категория имеет свои средства, формирующие ее в речи:

1) именительный представления (темы);

2) инверсия;

3) логическое ударение;

4) обособленные члены предложения.

Все они используются для того чтобы привлечь внимание читателя к определенному моменту речи.

Например, именительный представления – это конструкция, состоящая из существительного в именительном падеже (одного или с зависимыми словами) и выражающая возникшее в сознании говорящего представление о предмете, явлении или его наименовании, о котором будет сообщено в соседнем предложении.

Локально-временна́я отнесенность – категория, которая передает в тексте соотнесенность происходящего со временем и местом действия.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 276.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...