Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Билет 20. Чтение как рецептивный вид речевой деятельности. Сущность чтения как вида речевой деятельности. Механизмы чтения.




 

Чтение – рецептивный вид речевой деятельности, в основе которого лежит восприятие и декодирование письменного (графически зафиксированного) текста. Цель чтения – восприятие текста и постижение его смысла: понимание и есть раскрытие смысловых связей текста.

Говоря о чтении как о речемыслительной деятельности, прежде всего, необходимо разграничить две группы умений:

1) навыки и умения, обеспечивающие техническую сторону чтения (восприятие графических знаков);

2) навыки и умения, позволяющие воспринять смысл текста (установление смысловых связей в тексте, восприятие его содержания»

Выделяются такие виды чтения:

а) просмотровое или ознакомительное, цель которого – самое общее представление о содержании текста;

б) изучающее или аналитическое чтение, цель которого – полное и по возможности адекватное понимание содержащейся в тексте информации.

Самостоятельным подвидом аналитического чтения можно считать чтение поисковое – «чтение с нахождением конкретной, нужной в данный момент информации».

 

Из функций речевой деятельности в этом случае определяющими следует назвать познавательно-поисковую функцию чтения (поиски, получение и освоение необходимой информации) и ценностно-ориентационную (определение степени достоверности и воздействующего потенциала информации), которую по праву считают основной, конечной функцией всей деятельности журналиста.

 

Сама же «модель» речевого действия предопределяется видом чтения.

Ознакомительное чтение. По существу, это обязательный вид чтения на этапе сбора информации. Журналист может ограничиться этим видом чтения, а (чаще) может использовать его для ориентировочно-мотивационного ознакомления с текстом перед чтением изучающим.

 

В процессе аналитического чтения необходимых для работы текстов реализация функции познавательной органично сочетается с функцией ценностно-ориентирующей. Здесь требуется максимальная глубина осмысления читаемого.

 

Проверенная практическая рекомендация – постановка вопросов по ходу чтения – вопросов, контролирующих выделение главного, ведущих к осознанию смысловой структуры текста. Задача состоит в том, чтобы научиться ставить такие вопросы самостоятельно, выработать умение «самопостановки вопросов»


 




Билет 21. Виды и функции чтения. Чтение в профессиональной деятельности журналиста.

Чтение – рецептивный вид речевой деятельности, в основе которого лежит восприятие и декодирование письменного (графически зафиксированного) текста. Цель чтения – восприятие текста и постижение его смысла: понимание и есть раскрытие смысловых связей текста.

Говоря о чтении как о речемыслительной деятельности, прежде всего, необходимо разграничить две группы умений:

1) навыки и умения, обеспечивающие техническую сторону чтения (восприятие графических знаков);

2) навыки и умения, позволяющие воспринять смысл текста (установление смысловых связей в тексте, восприятие его содержания»)[11].

С профессиональной точки зрения более обстоятельного рассмотрения заслуживает определение вида чтения по его цели, когда учитывается характер предполагаемого использования извлеченной из текста информации. Отсюда –установка читающего на степень полноты и точности понимания читаемого.

Выделяются такие виды чтения:

а) просмотровое или ознакомительное, цель которого – самое общее представление о содержании текста;

б) изучающее или аналитическое чтение, цель которого – полное и по возможности адекватное понимание содержащейся в тексте информации.

Самостоятельным подвидом аналитического чтения можно считать чтение поисковое – «чтение с нахождением . Чтение нельзя рассматривать как простое действие; оно является сложной деятельностью, включающей такие высшие психические функции, как смысловое восприятие и внимание, память и мышление.

В сложном процессе чтения можно различить три основных момента:

1) восприятие данных слов,

2) понимание содержания, связанного с этими словами,

3) оценку прочитанного.

 

 



Заголовочный комплекс на газетной полосе. Типы и функции заголовка.

 

Заголовок помогает объединить весь текст, являясь как бы введением в композицию репортажа, в которой традиционно выделяются три части: зачин, собственно репортажное описание основная часть, концовка. Причем и зачин, и концовка имеют не менее важное значение, чем основная часть.

По заголовкам можно оценить важность публикации и быстро выбрать необходимую. Основное требование к заголовкам – композиция, шрифтография, стилистика оформления в целом.

Заголовочный комплекс – самый сложный в газете. Он обладает важным для каждого содержательного соединения элементов признаком: мягкостью перехода с одного уровня объединения на другой, размытостью границ между ними. По степеням сложности все заголовочные комплексы можно разделить на три разновидности:

Простые комплексы (собственно заголовок, состоящий из одной, двух строк и более).

Сложные заголовки (объединение на плоскости заголовков нескольких видов).

Составные комплексы (заголовок плюс иллюстрация, врезка и т. д.).

Отличительным признаком газетного или журнального заголовочного комплекса могут служить варианты расположения заглавия относительно текста. Скажем, «утопленный» заголовочный комплекс – газетный прием, «боковик» больше присущ оформлению журналов, хотя встречается и в газетных изданиях. Также заголовочный комплекс может быть размещен над текстом (открытая верстка).

Общее правило построения комплекса: одна часть (строка) должна иметь двойной контраст (по размеру и начертанию) с последующим.

Функция – привлечь читателя. Для этого заголвок пишут большими буквами, жирным шрифтом, если внимание читателей привлечь при помощи заголовка не удалось, статья скорее всего окажется непрочитанной.

Функция заголовка: информативная и контактная.

Предикативный (полное предложение) заголовок и номинативный (неполное предложение) заголовок.

Заголовочный комплекс – это комбинация заголовка, подзаголовка и названия рубрики.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 453.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...