Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Темы для докладов, сообщений




1. Лицо (persona) в римском праве: понятие, юридическое значение, виды.

2. Возникновение и прекращение существования лица по римскому праву.

3. Основания ограничения правоспособности самостоятельных (sui iuris) физических лиц в частном праве.

4. Значение возраста в дееспособности физического лица по римскому праву.

5. Особенности правового положения вольноотпущенников.

6. Колонат в Древнем Риме.

7. Понятие, виды и особенности правового статуса корпораций в римском праве.

8. Понятие, виды и особенности правового статуса фондов как юридических лиц по римскому праву.

9. Ничтожность, недействительность, обратимость и оспоримость юридической сделки как степени ее неэффективности: соотношение понятий.

10. Формы выражения воли по римскому праву. Юридическое значение молчания и конклюдентных действий.

11. Соотношение условия и срока как акцидентных элементов сделки.

Контрольные задания

1. Составьте толковый словарь по следующим терминам: римские граждане, субъект римского права, лицо (persona), физические лица, юридические лица, казна (fiscus), правоспособность (caput), состояние свободы (status libertatis), состояние римского гражданства (status civitatis), семейное состояние (status familia), дееспособность, совершеннолетние, несовершеннолетние, ограниченные в дееспособности.

2. Составьте структурно-логические схемы по следующим вопросам темы:

«Элементы и содержание правоспособности римских граждан»;

«Элементы и содержание правоспособности латинов»;

«Элементы и содержание правоспособности перегринов»;

«Элементы и содержание правоспособности вольноотпущенников».

3. Выполните практические задания[3].

4. Выполните тренировочные тесты по теме С. 33-34.

Методические рекомендации

Задание 1 направлено на формирование четкого понимания правового положения субъектов римского частного права. Поскольку правоспособность субъекта римского частного права зависела от его правового состояния, необходимо определить понятие и содержание правоспособности с позиции правовых учений римских юристов, основания ее возникновения, изменения и прекращения, а также рассмотреть понятие и содержание каждого правового состояния по отдельности. Следует также подчеркнуть, что объем правоспособности зависит и от социальной принадлежности субъекта римского права. С этой целью курсантам в рабочих тетрадях по дисциплине следует записать и запомнить определения выше приводимых понятий.

При выполнении задания 2 курсанты должны провести сравнительно-правовой анализ правоспособности римских граждан, латинов, перегринов, вольноотпущенников по элементам содержания правоспособности, по итогам сравнения составить схемы. При раскрытии избранной проблематики нужно помнить, что объем правоспособности в области частного права зависит от правового положения субъекта в семье, поэтому особое внимание следует уделить исследованию status familia.

Несмотря на то, что учение о юридических лицах в римском частном праве было развито недостаточно, отдельные их виды участвовали в хозяйственном обороте. В этой связи задание 3 направлено на формирование у курсантов первичных знаний о юридических лицах как участниках гражданского оборота. Необходимо внимательно прочитать условие задач, определить правовой источник (конкретная норма права, содержащаяся в законодательных памятниках (Законы XII таблиц, Дигесты, Институции Юстиниана и др.)), сформулировать решение. Письменно курсант должен уметь определять виды юридических лиц, давая им правовую характеристику и выделяя их отличительные особенности.

Тема 4. Семейно-правовые отношения

Цель занятия: сформировать понятие римской семьи; выявить особенности агнатического и когнатического родства, правового положения домовладыки; раскрыть содержание, характер, формы брака, личные и имущественные отношения между супругами.

Практическое занятие (6 ч.)

Вопросы для обсуждения

1. Опишите состав древнеримской семьи. Чем был обусловлен моногамный, патриархально-административный характер раннеримской семьи? В чем проявляется связь брачно-семейных отношений с имущественными отношениями?

2. Как различались между собой лица исходя из своего семейного статуса. Раскройте понятие «отцовской власти», опишите основания ее приобретения и прекращения. Что такое эманципация и каково ее значение для правового статуса лица?

3. Что такое агнатское и когнатское родство, каково их соотношение и юридическое значение? Почему агнатское родство с течением времени заменяется родством когнатским?

4. Дайте определения брака по римскому праву, назовите его формы и отличие от конкубината. Каковы условия вступления в брак?

5. Как различались браки cum manu mariti и sine manu mariti по порядку их заключения и расторжения? По статусу приданного? По правовому положению супругов? По правовому положению детей?

6. Чем опека отличается от попечительства?

 

Темы для докладов, сообщений

1. Понятие и юридическое значение «отцовской власти» (patria potestas), ее осуществление и прекращение.

2. Агнатическое и когнатическое родство в римском семейном праве: понятие, соотношение.

3. Понятие и соотношение брака и конкубината по римскому праву.

4. Брак с полной властью мужа (сит тапи mariti) и брак с ограниченной властью мужа (sine manu mariti): сравнительная характеристика.

5. Понятие, юридическое значение и соотношение опеки (tutela) и попечительства (cura) по римскому праву.

6. Особенности правового статуса приданного (dos) по римскому праву.

Контрольные задания

1. Составьте толковый словарь по следующим терминам: агнатское родство, когнатское родство, брак, cum manu (брак с мужней властью), sine manu (брак без мужней власти), конкубинат, контуберниум.

2.   Составьте структурно-логические схемы по следующим вопросам темы:

«Агнатическое  родство»;

«Когнатическое родство»;

«Виды законного брака»;

«Способы установления власти мужа над женой»;

«Условия вступления в брак»;

«Основания прекращения брака».

3. Составьте таблицу «Правовое положение супругов в браках cum manu и sine manu», сравнивая их:

а) по способу заключения браков;

б) по объему имущественных прав и обязанностей супругов;

в) по объему личных прав и обязанностей супругов;

г) по правам и обязанностям между родителями и детьми.

4. Выполните практические задания[4].

5. Выполните тренировочные тесты по теме С. 34-35.

 

Методические рекомендации

 

Задание 1 направлено на формирование четкого понимания семьи, брака, личных и имущественных отношений супругов по римскому праву. Обучающиеся должны запомнить, что институт брака занимает важное место в системе римского частного права. До сих пор при анализе современных брачно-семейных отношений, понятия брака мы возвращаемся к понятию брака и брачно-семейных отношений Древнего Рима. В этой связи курсанты должны не только знать виды брачного союза римских граждан, но и понимать их отличия друг от друга, а также причины, послужившие смене одного вида брака на другой. В рамках данного вопроса курсанты также должны иметь представление о том, чем законный брак отличается от иных социальных связей мужчины и женщины Древнего Рима.

Обучающиеся должны иметь четкое представление о различном объеме прав и обязанностей супругов в различных видах брака, признанных римским правом.

Вопрос об общем понятии древнеримской семьи отрабатывается с помощью задания 2, которое позволяет показать, что современное понятие семьи значительно отличается от древнеримской семьи и родственных связей древнеримских граждан. Курсанты должны уяснить, почему агнатическое родство долгое время являлось законным в римском обществе и что способствовало смене данного вида родства на когнатическое.

Выполнение задания 3 способствует формированию четкого представления обучающихся об отличительных особенностях правового положения супругов в браках cum manu и sine manu. Данное задание должно быть выполнено в виде составления таблицы, в которой в верхних графах указываются виды законных браков, а в левых графах таблицы отличительные признаки:

а) способы заключения брака;

б) объем имущественных прав и обязанностей супругов;

в) объем личных прав и обязанностей супругов;

г) права и обязанности между родителями и детьми.

Поскольку помимо законного брачного союза римское общество признавало и иные социальные связи между мужчиной и женщиной, задание 4 направлено на проведение анализа именно таких связей. Кроме того, целый ряд задач посвящен вопросам опеки, порядку заключения и прекращения брака и т.д. Необходимо внимательно прочитать условие задач, определить правовой источник (конкретная норма права, содержащаяся в законодательных памятниках (Законы XII таблиц, Дигесты, Институции Юстиниана и др.)), сформулировать решение. Письменно курсант должен уметь дать правовую характеристику и определить отличительные особенности конкубината и контуберниума.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 361.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...