Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 2. Система римских магистратов.




Меры антикоррупционной направленности.

Цель занятия: сформировать представление курсантов об особенностях царского и республиканского периодов римского государства; дать характеристику начал публично-правового порядка; выявить характерные черты принципата и домината; проанализировать меры антикоррупционной направленности римских магистратов.

Практическое занятие (4 ч.)

Вопросы для обсуждения

1. Выделите особенности царского и республиканского периода развития римского государства.

2. Назовите общие начала публично-правового порядка. Охарактеризуйте народные собрания (comitia) по видам: куриатные, центуриатные, трибутные.

3. Опишите порядок комплектования и компетенцию Сената.

4. Опишите порядок избрания и принципы деятельности магистратов.

5. Охарактеризуйте состав высших магистратур: консулы, преторы, диктаторы, цензоры.

6. Охарактеризуйте состав низших магистратур: курульные эдилы, квесторы.

7. Назовите и прокомментируйте характерные черты принципата.

8. Выделите и опишите особенности домината.

Темы для докладов, сообщений

1. Реформы Сервия Туллия и их роль в образовании Римского государства.

2. Система органов государственной власти в Риме периода республики.

3. Система органов государственной власти в Риме периода империи.

4. Основные этапы ограничения власти должностных лиц в Риме периода республики.

5. Институт народных трибунов и его значение.

Контрольные задания

1. Составьте толковый словарь по следующим терминам: сенат,магистрат, народные собрания (comitia) куриатные, народные собрания (comitia) центуриатные, народные собрания (comitia) трибутные, консулы, преторы, диктаторы, цензоры, курульные эдилы, квесторы, доминат, принципат.

2. Составьте структурно-логические схемы по следующим вопросам темы:

«Особенности царского периода развития римского государства»;

«Особенности республиканского периода развития римского государства»;

«Принципы деятельности магистратов»;

«Особенности домината»;

«Особенности принципата»;

 «Состав и порядок формирования Сената».

3. Составьте таблицу «Сравнительный анализ консульской власти в период республики и в период империи».

4. Составьте таблицу «Сравнительный анализ преторской власти в период республики и в период принципата».

5. Выполните практические задания[2].

6. Выполните тренировочные тесты по теме С. 32-33.

Методические рекомендации

При выполнении задания 1 курсанты должны помнить, что каждая изучаемая тема предполагает наличие собственного терминологического основания, то есть набора терминов и словесных конструкций, посредством которых она описывается. Именно эти термины должны включаться в словарь. Определения должны строиться как научные определения юридических понятий по следующему алгоритму. Сначала даётся общая часть определения, которая объединяет данное явление с другими, обладающими теми же видовыми характеристика. Затем даётся особенная часть, в которую включаются особенности данного явления, отличающие его от других подобных явлений. Таким образом, в рабочих тетрадях по дисциплине им следует записать и запомнить определения выше приводимых понятий.

При выполнении задания 2 необходимо структурировать полученные по теме знания и представить в виде схемы особенности царского и республиканского периодов развития римского государства, принципы деятельности магистратов, особенности домината, особенности принципат и др. При этом курсантам необходимо вспомнить особенности формирования магистратов, срок действия полномочий, функции, ограничения и т.п.

Выполняя задания 3, 4 обучающимся необходимо провести сравнительный анализ консульской власти в период республики и в период империи и преторской власти в период республики и в период принципата,  который обязательно должен завершаться выводом с отражением общих и особенных черт, выявленных в процессе сравнения.

При подготовке к заданию 5 необходимо внимательно прочитать условие задач, определить правовой источник (конкретная норма права, содержащаяся в законодательных памятниках (Законы XII таблиц, Дигесты, Институции Юстиниана и др.)), сформулировать решение. Необходимо помнить, что в римском праве не всегда решение задачи имеет прямое соответствие норме закона. В этом случае для правильного решения следует ознакомиться с комментариями римских юристов и современных исследователей.

 

Тема 3. Лица.

Цель занятия: сформировать понятие лица как субъекта римского права, раскрыть понятие и выявить элементы правоспособности физического лица, основания утраты и ограничения им правоспособности; раскрыть понятие дееспособности физического лица и рассмотреть процесс формирования в римском праве конструкции юридического лица.

Практическое занятие (4 ч.)

Вопросы для обсуждения

1. Какие основные характеристики субъекта права выделялись древнеримской юридической наукой? Признавался ли субъектом права еще не родившийся плод? Всегда ли родившейся ребенок считался субъектом права?

2. Из каких элементов (состояний) складывался правовой статус физических лиц в Древнем Риме? Что такое «capitis deminutio» и в каких формах выражался данный институт римского права?

3. Назовите основания ограничения правоспособности полноправного физического лица. Назовите основания ограничения дееспособности полноправного физического лица. Что такое умаление чести лица и к каким юридическим последствиям оно приводило?

4. Охарактеризуйте правовой статус раба. Является ли он объектов или субъектом права? Охарактеризуйте основания приобретения рабского статуса, его ограничения. Кем становился ребенок, рожденный от рабыни? Все ли системы римского права признавали рабство? Возможно ли было рабство среди римских граждан? Охарактеризуйте основания прекращения рабского состояния. Что такое манумиссия? Кем становился раб после освобождения?

5. Раскройте специфику правового статуса вольноотпущенников. Какой основной институт определял его правовое положение?

6. Можно ли признать колонов свободными людьми? Назовите основные причины возникновения колоната. Какому институту права родственен колонат?

7. В чем отличия правового статуса латинов и перегринов от римских граждан? Перечислите основания и способы приобретения гражданства негражданскими категориями населения Древнего Рима. В чем заключалось значение Эдикта императора Каракаллы от 212 года, чем он был обусловлен?

8. Перечислите основания приобретения латинского статуса и назовите категории латинов в древнеримском государстве. В чем заключалась особенность правового положения категории «latini luniani»?

9. Можно ли говорить о том, что понятие «юридическое лицо» есть достояние древнеримской юриспруденции? Что под юридическим лицом понимает современная юридическая наука и как это знание соотносится с положениями римского права?

10. Назовите виды юридических лиц в Древнем Риме. Чем различаются между собой по правовому статусу корпорация и фонд. В чем заключалась специфичность правового статуса государственной казны (фиска) как особого юридического лица?










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 401.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...