Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методические рекомендации по подготовке




ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

САМАРСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

О.Ю. Ельчанинова, А.В. Дашин, С.Н. Касаткин

РИМСКОЕ ПРАВО

 

методические рекомендации по организации самостоятельной работы

 

 

Самара 2017

 

УДК 340

ББК

 

Рассмотрено и одобрено на заседании методического совета Самарского юридического института ФСИН России, протокол №_____ от «_____»  декабря  2017 г.

 

 

Рецензенты:

Пономаренков В.А.,кандидат юридических наук, доцент, директор Института права ФГБОУ ВО «Самарский государственный экономический университет»;

Марченко Д. Э.,кандидат юридических наук, доцент, начальник кафедры гражданско-правовых дисциплин ФКОУ ВО «Самарский юридический институт ФСИН России», полковник внутренней службы.

Ельчанинова О. Ю., Дашин А.В., Касаткин С.Н. Римское право: методические рекомендации по организации самостоятельной работы. Самара: Самарский юридический институт ФСИН России, 2017. - 75 с.

 

 

В методических рекомендациях представлены материалы, содержание которых позволит познакомить курсантов с рациональными формами и приемами самостоятельной работы, сформировать у них навыки по систематизации информационных источников, составлению структурно-логических таблиц, решению казусов и выполнению практических заданий по дисциплине «Римское право», призвано также стать помощником при подготовке обучающихся к практическим занятиям и к прохождению текущей и промежуточной аттестации по дисциплине.

Издание адресовано курсантам, слушателям, студентам юридических вузов.

 


                       

 © Ельчанинова О. Ю., Дашин А.В., Касаткин С.Н. 2017

© Самарский юридический институт ФСИН России, 2017


ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие……………………………………………………………… 3
Раздел I. 1.1. Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям………………………………………………………………. 6
1.2. Практические задания и методические рекомендации по их выполнению………………………………………………………….. 8
1.3. Проверочные тесты…………………………………………….. 32
1.4. Примерные вопросы для подготовки к зачету……………….. 40
Раздел II. 2.1. Критерии оценивания практических заданий…………………   42
2.2. Список рекомендуемой литературы…………………………… 46
Приложение 1………………………………………………………... 47
Приложение 2………………………………………………………... 50
Приложение 3………………………………………………………... 61
Приложение 4………………………………………………………... 74

Предисловие

 

Римское право как учебная дисциплина представляет собой понятийно-гносеологическую основу современного континентального права. Целью изучения данной дисциплины является усвоение курсантами основ римской правовой догмы.

Изначально под термином «римское право» понимался правовой порядок, существовавший в римском государстве от основания Рима (753 или 754 гг. до н.э.) до смерти императора Юстиниана (565 г. н.э.). По внутреннему совершенству, последовательности и законченности теоретической мысли и практической разработки римское право выступает своеобразным введением в изучение частного права (цивилистики), введением в юриспруденцию в целом.

Необходимость изучения римского права, его институтов для будущих сотрудников уголовно-исполнительной системы не подлежит сомнению, поскольку без знания римского права трудно постичь логику юридического мышления, понять особенности отраслей современного права.

Курсанты 1 курса к началу изучения данной дисциплины уже имеют общее представление о ключевых категориях правовой действительности, формируемое в курсе «Теории права и государства» (например, понятие права, источники права, нормы, принципы права, гарантии, система права, его деление на объективное и субъективное, позитивное и естественное, материальное и процессуальное, и проч.). Особую важность здесь имеет понимание курсантами деления права на частное и публичное, уяснение специфики и значения частного права в системе правопорядка. Другим важным для изучения римского права можно считать курс «Правоохранительные органы», выступающий базой для освоения проблематики защиты права и правопорядка, его основных принципов, механизмов, процедур, и проч. Кроме того, в качестве важной предпосылки, предваряющей изучение римского частного права, следует назвать курс «Истории государства и права зарубежных стран». Освоение материала указанной дисциплины обеспечивает осознание обучающимися как ключевых характеристик римского права, его статуса в Римском государстве, этапы его эволюции, так и его места и роли в глобальном историческом процессе, значимых взаимосвязей и взаимовлияний с другими правовыми системами. Наконец, обучающимся небесполезно будет овладеть базовыми знаниями латинского языка (основной лексикой, правилами произношения, склонения и спряжениями, синтаксиса и проч.), дающего ключ к текстам римских первоисточников, их пониманию, интерпретации, комментированию и т.д.

Римское право, отличаясь четкостью определений, хорошей юридической техникой, помогает будущему юристу в приобретении навыков четко отграничивать и формулировать юридические категории. Тем самым римское право является важной составляющей юридического образования.

Предлагаемое издание должно сориентировать первокурсников в процессе изучения программного материала. Цельметодических рекомендаций по организации самостоятельной работы– дать разъяснение обучающимся относительно необходимости изучения римского права, познакомить их с наиболее рациональными формами и приемами самостоятельной работы, сформировать навыки по систематизации источников римского права. Представленное издание призвано оказать помощь при подготовке к текущим занятиям и к прохождению промежуточной аттестации по предмету.

В освоении курса значительную роль играет рабочая программа дисциплины, которая позволяет уяснить основные вопросы по каждой теме, а также определяет объем знаний, который должен усвоить каждый первокурсник. При подготовке к практическим занятиям необходимо также ориентироваться на сборник задач по дисциплине[1], с тем чтобы овладеть навыками анализа нормативно-правовых актов, специальными приемами и способами профессиональной деятельности, научной терминологией, умениями устанавливать связи между различными научными категориями, иллюстрировать теоретические положения самостоятельно подобранными примерами. Кроме того, дисциплина требует от обучающихся тщательного изучения первоисточ­ников, так как контактные формы работы проводятся с интенсивным привлечением их содержания.

При изучении римского права у курсантов могут возникать затруднения в связи со значительным объемом латинской правовой терминологии. Поэтому авторы считают вполне целесообразным включение в структуру издания глоссария, составленного из наиболее часто употребляемых латинских юридических терминов и основных правил чтения терминов латинского языка, которые, несомненно, помогут курсантам в процессе изучения первоисточников римского права.

Авторы выражают искреннюю признательность рецензентам и всем тем, кто помогал при написании и оформлении рукописи издания.

 

 

 

Раздел I.

 

Методические рекомендации по подготовке

К практическим занятиям

 

Практические занятия являются разновидностью учебных занятий и направлены на развитие самостоятельности и профессиональной компетентности курсантов, приобретение ими соответствующих навыков и умений. В указанных целях на практических занятиях обучающиеся учатся работать с научной литературой и юридическими текстами, грамотно публично высказывать и отстаивать свою позицию, разрешать юридические споры и коллизии. Основная тематика практических занятий представлена в настоящем издании.

В качестве обязательной составляющей практических занятий должна фигурировать работа с первоисточниками – сочинениями римских юристов и текстами официальных юридических актов (Законы XII таблиц, Кодекс Юстиниана, Институции Гая, Сентенции Павла, Фрагменты Ульпиана и др.), а также основной и дополнительной литературой – как основой для адекватной и «плотной» интерпретации и комментирования текстов первоисточников. Отметим, что работа с римскими текстами составляет определенную сложность и потребует, в частности, знания основ латинского языка, а также стандартной системы ссылок на источники и издательских обозначений. Рекомендации .

Наиболее адекватной формой работы с первоисточниками представляется решение задач (казусов), позволяющих сделать практическое занятие «живым», интересным и обсудить многие сложные проблемы римского права, связать его теорию и практику, сформировать у обучающихся необходимые профессиональные навыки. В ответе следует приветствовать его четкость, обоснованность, владение первоисточником и теорией римского права. Необходимо помнить, что не всегда в рамках решения казуса можно найти единственно верный ответ в силу многогранности самой римской юриспруденции, его противоречивой целостности. Поэтому многое будет зависеть от продуманности позиции преподавателя, курсанта или же тех авторов и актов, на которые они ссылаются. Интересно и продуктивно связывать решение казуса с общими вопросы по догме римского права, а равно с сегодняшними вариантами их решения, оцениваемыми как с точки зрения законодательства, так и с точки зрения справедливости, правовой логики, доктрины.

На практических занятиях предусмотрено проведение тестирования. Оно позволяют обучающимся систематизировать, закрепить имеющиеся знания и навыки, а преподавателю достаточно быстро и адекватно оценить уровень их подготовки по тому или иному вопросу, теме. Здесь нужно пояснить, что тестирование нами рассматривается лишь как дополнительная форма обучения, а не как главная. Подборку тестов применительно к занятиям, их деление на варианты осуществляет ведущий преподаватель.

В качестве задания к практическому занятию курсанты могут попробовать свои силы в составлении казусов и тестов при условии соблюдения общей методики их разработки, использования основных источников по римскому праву и литературы, возможной апробации результатов в текущем учебном процессе.

Вполне адекватной формой работы считаем представление и обсуждение докладов курсантов. Рекомендуемое время выступления – 5-10 минут с последующими ответами на вопросы аудитории и дискуссией.

В целом же отметим, что адекватным представляется сочетание различных форм в зависимости от времени, формы обучения, темы, целей и задач занятия.

 

Практические задания










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 310.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...