Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

И методические рекомендации по их выполнению




Тема 1. Предмет, системы и источники римского права

Цель: сформировать понятие о предмете римского права, методологии и методах его познания, а также определить место римского права в системе юридических наук.

Практическое занятие (4 ч.)

Вопросы для обсуждения

1. Назовите основные периоды развития римского права, их границы и критерии обособления. Чем классическое римское право существенно отличалось от права других периодов?

2. Как определялось понятие частного права в Древнем Риме и каковы его отличия от права публичного? Какие правовые институты включает в себя римское частное право? Если одной из сторон правоотношения является государство, нормами какой из сфер права должны регулироваться данные отношения? Почему именно институты частного права получили всестороннюю разработанность в Древнем Риме?

3. Что следует понимать под рецепцией римского права и каковы причины этого процесса (в Западной Европе)? Назовите виды и этапы рецепции римского права.

4. Что такое пандектная и институционная системы римского частного права? Как они появились и чем они различаются?

5. В чем заключаются особенности рецепции римского права в России? Какие основные признаки российской национальной правовой системы позволяют судить о рецепции римского права в России?

6. Как соотносятся между собой понятия цивильного права, права народов и естественного права? Как соотносятся между собой понятия цивильного права и преторского права (права магистратов)? Как соотносятся между собой понятия общего права, единичного права и привилегии?

7. Что понимали римские юристы под источником права в юридическом смысле? Какие четыре основных вида источников знало римское право? Чем различается видение системы римских источников права у римских юристов и в современной романистике?

8. Что представляло собой обычное право Древнего Рима, как трансформировалась роль обычая с развитием римского государства? Как соотносились между собой обычай и закон? Каково юридическое значение заветов предков? Каково юридическое значение местных обычаев?

9. Дайте определение римского закона, его основных характеристик. Почему Законы XII Таблиц определяют как первую кодификацию римского права? Чем отличались законы от плебисцитов? Как изменилась роль законов в постклассический и юстиниановский период?

10. Чем обусловлено появление преторского эдикта как источника права? Почему преторский эдикт является самой гибкой формой правообразования? Мог ли преторский эдикт корректировать положения закона и если да, то на каком основании? Чем вызвано создание «Вечного эдикта»?

11. Почему деятельность римских юристов рассматривается как источник римского права? Назовите и кратко охарактеризуйте основные направления деятельности римских юристов. Сопоставьте формы официального упорядочивания мнений юристов в Западной и Восточной Римской империи: какой из них Вам представляется более адекватным?

12. Каково юридическое значение сенатусконсультов? Как менялось значение сенатусконсультов на разных этапах истории Рима?

13. Назовите основные формы императорских конституций, опишите изменения их нормативного значения и причины такого изменения.

14. Назовите цели и основные элементы кодификации императора Юстиниана. В чем заключалась особенность первой части кодификации императора Юстиниана ‒ Институций? Выдержки из произведений каких основных древнеримских юристов вошли в юстиниановской кодификации?

15. Что такое Дигесты (Пандекты) и почему именно этот раздел представлял и представляет существенный интерес для правоведов?

Темы для докладов, сообщений

1. Значение римского права для современного юриста.

2. Роль справедливости (aequitas) и доброй совести (bona fides) в римском праве.

3. Институционная и пандектная системы построения римского права.

4. Цивильное право(ius civile) и право магистратов(ius honorarium).

5. Общее право (ius commune), единичное право (ius singulare) и привилегия(privilegium).

6. Цивильное (квиритское) право (ius civile), право народов (всемирное право) (ius gentium) и естественное право (ius naturale).

7. Строгое право(ius strictum) и право справедливости(ius aequum).

8. Закон (lex) как источник римского права: понятие, признаки, процедура принятия, место в системе источников на разных этапах развития римского права.

9.  Плебисцит(plebiscitum): понятие, соотношение с законом.

10.  Обычай как источник римского права: понятие, признаки, виды (mores maiorum, consuetudo, mos regionis), место в системе источников на разных этапах развития римского права.

11.  Эдикты магистратов (edicta magistratuum) как источник римского права.

12.  Преторский эдикт: назначение, содержание, структура.

13.  Соотношение систем преторского и цивильного права.

14.  «Голое право» (ius nudum).

15.  Вечный эдикт (edictum perpetuum).

16.  Сенатусконсульты(senatusconsultum) как источники римского права: понятия, нормативное значение, историческое развитие.

17.  Ответы знатоков права(responsa prudentium) как источники римского права: понятия, виды, нормативное значение, место в системе источников права, историческое развитие.

18. Упорядочивание мнений юристов в постклассическую эпоху: закон о цитировании и дигесты Юстиниана.

19.  Конституции принцепсов(constutiones principum) как источник римского права: понятие и виды конституций, их нормативное значение и историческое развитие.

20. Законы XII Таблиц как основный источник древнего римского права.

21. Кодификация императора Юстиниана: цели, содержание, значение для формирования права европейских государств.

22. «Институции» Гая как источник римского права.

23. Сентенции Юлия Павла и Фрагменты Домиция Ульпиана как источники римского права.

24. Сабинианская и прокулианская школы римских юристов.

25. Рецепция римского права в Западной Европе.

26. Особенности рецепции римского права в России: от крещения Руси через петровские преобразования до наших дней.

27. Место и роль юриспруденции в системе источников римского права.

Контрольные задания

1. Составьте толковый словарь по следующим терминам: римское право, частное право (jus privatum), публичное право (jus publicum), цивильное право (jus civile), преторское право (jus praetorium), право народов (jus gentium), обычное право, системы римского частного права», рецепция, пандектная система права, институционная система права, «источники римского права», закон, эдикты, магистрат, претор, деятельность римских юристов.

2. Составьте структурно-логические схемы по следующим вопросам темы:

«Этапы развития римского частного права»;

«Системы римского частного права»;

 «Источники римского права».

3. Прокомментируйте определение права Цельса: «Право – искусство добра и справедливости». Как соотносятся между собой позиции «Высшая законность есть высшее беззаконие» (Цицерон) и «Закон суров, но это закон». Какова роль справедливости и доброй совести в римском праве, его существовании и развитии?

4. Выполните тренировочные тесты по теме С. 31-32.

Методические рекомендации

 

Тема, посвященная содержанию понятия римского права, имеет важное теоретическое значение. Вопросы и задания к ней направлены на то, чтобы у курсантов сложилось ясное понимание значения и роли римского права не только для развития юридической науки того периода времени, но и для развития современной юриспруденции.

Курсанты должны иметь четкое представление об отличительных особенностях публичного и частного права, а также об их взаимодействии. В ходе рассмотрения указанных вопросов необходимо выделить признаки, на основании которых можно дифференцировать публичное и частное право.

Курсанты должны знать, какие правовые системы регулировали отношения между субъектами римского частного права и характерные признаки каждой правовой системы, а также причины, побудившие к развитию той или иной правовой системы римского частного права. Это поможет в усвоении процесса формирования и становления единой системы римского частного права.

Вопрос о рецепции римского частного права приобретает новое осмысление на современном этапе развития гражданского законодательства и формирования отечественной цивилистической науки, поскольку многие институты римского частного права сегодня переживают период реставрации.

Следует выяснить понятие источника права. При выполнении задания 1 в рабочих тетрадях по дисциплине следует записать и запомнить определения выше приводимых понятий. Определения должны строиться как научные определения юридических понятий по следующему алгоритму. Сначала даётся общая часть определения, которая объединяет данное явление с другими, обладающими теми же видовыми характеристика. Затем даётся особенная часть, в которую включаются особенности данного явления, отличающие его от других подобных явлений. Таким образом, в рабочих тетрадях по дисциплине им следует записать и запомнить определения выше приводимых понятий.

Выполняя задание 2 необходимо схематично составить классификацию источников римского права. Курсанты должны уяснить, что в Древнем Риме не существовало понятия «обычай» как некоей абстрактной категории. Выделялись обычаи римской патриархальной общины, обычаи делового и торгового оборота, местные обычаи, каждый из которых необходимо охарактеризовать и показать их значение.

Рассматривая вопрос о законах как источниках римского частного права, курсанты должны уметь анализировать законы периода Римской республики, сенатусконсульты периода принципата и конституции императоров.

Необходимо научиться комментировать эдикты магистратов – выборных, а иногда и назначаемых должностных лиц, обладавших публичными полномочиями, которые позволяли им издавать общеобязательтельные распоряжения.

Далее необходимо рассмотреть вопрос о деятельности римских юристов в контексте периодизации развития римского частного права: доклассическая, классическая и постклассическая юриспруденция. Необходимо учитывать, что в доклассический период деятельность юристов носила главным образом правоприменительный характер и сводилась к трем основным направлениям: cavere, agere, respondere.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 334.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...