Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Иудаизм: Раввинатский период и современный иудаизм. Направления иудаизма.




Примечательно, что в эти годы жреческое сословие утрачивает господствующее положение, и руководство синагогами и еврейскими общинами переходит к законоучителям Торы -раввинам. Институт раввината с самого начала не имел иерархии, и приобретение звания раввина зависело от личных способностей, знания Торы и умения ее истолковывать.

       В конце II - начале III в; самым авторитетным раввином Палестины Иегудой га-Наси (вторая половина II в. - начало III в.) на основе многочисленных комментариев таннаев (законоучителей) к Торе был составлен сборник правовых норм, получивший название Мишна (Повторение). В Мишну вошли свод нормативных актов Галаха (Закон) и Агада (Предание) - собрание рассказов и притч, поясняющих фрагменты из Танаха и Галахи. В IV - V вв. аммораи (толкователи) добавили к Мишне новые законодательные положения. Этот труд был назван "Гемара" (Завершение). Гемара вместе с Мишной составили Талмуд (Учение). Различают Талмуд иерусалимский, составленный в Палестине, и Талмуд вавилонский, созданный в диаспоре. Талмуд стал основой законодательства, судопроизводства и морально-этическим кодексом для верующих евреев. Однако очень скоро большинство его предписаний перестало действовать либо по причине их архаичности (например, закон о жертвоприношениях), либо в силу того, что они были вытеснены законодательными актами тех стран, где жили евреи. Начиная со средних веков и вплоть донаших дней большинство евреев соблюдают лишь один из разделов талмудического права, касающийся религиозных праздников (Моэд). Самые значительные из них: шаббат (суббота) - время отдыха и запрета на любую деятельность; йом - киппур (день всепрощения) - суточный пост, символизирующий покаяние; песах (пасха) - праздник, знаменующий начало весны; суккот и швуот - праздники, посвященные сбору урожая; симхат Тора (радость Торы) - празднуется по случаю завершения цикла чтения Торы в синагоге. Многие евреи соблюдают также обряды инициации - обрезание мальчиков на восьмой день после рождения и церемонии бар-мицва и бат-мицва, освящающие вступление в совершеннолетие мальчиков и девочек. Все же многочисленные и обременительные ограничения, ритуалы, пищевые запреты и другие предписания Торы и Талмуда соблюдаются только немногими ортодоксально настроенными верующими евреями. Основные направления                 

        Сразу после канонизации Талмуда в иудаизме обозначились два основных направления: 1) консервативное, отвергающее институт раввината, а зачастую и сам Талмуд, и прочие комментарии к Торе (к этому направлению относятся, например, караимы), и 2) модернистское, представители которого выдвинули свои варианты приспособления иудаизма к конкретно-историческим условиям места и времени. Так, в странах Арабского Халифата в X - XIII вв. под влиянием исламской и неоплатонической философии широкое хождение получили идеи рационалистического толкования иудаизма [Саадия Гаон, (892 - 942), Моше Маймонид, Шломо ибн Габирол (1021 - ок. 1050), Иегуда га-Леви (ок. 1075 - 1141) и др.]. Наряду с рационалистической школой развивались мистические направления - Мэркава (Божья Колесница) и Сфирот (магия ивритских чисел и букв). Попытка дешифровать буквенную символику Торы в целях раскрытия истинного смысла божественного откровения нашла свое наиболее полное выражение в философии Каббалы и ашкеназийского хасидизма в средневековой Европе в эпоху крестовых походов и разгула инквизиции.

       В XII - XIII вв. среди еврейских религиозных мыслителей преобладающим мировоззрением становится система философских взглядов Каббалы, она быстро распространилась в странах Европы, особенно в Испании, а также среди евреев Палестины. Священная книга каббалистов - "Зохар" ("Сияние"). Каббалисты исходили из того, что в Торе в завуалированной форме скрыты ответы на философские вопросы о сотворении мироздания и человека; на протяжении столетий они занимались постижением взаимосвязи и взаимоотношения Бога

и человека, вели умозрительные поиски форм эманации божественного в материальном мире. Наряду с Каббалой, основанной на принципах философской логики, возникает Каббала практическая. Ее сторонники уходили от реальностей жизни и в уединении предавались мистическому созерцанию. Каббалисты этого направления после интенсивных, специально разработанных тренировок могли вводить себя в состояние экстатического транса, которое в их представлении символизировало приобщение человека к божественному откровению. Хотя сторонники традиционного толкования Торы и каббалисты всегда уживались друг с другом, мистицизм Каббалы зачастую осуждался и предавался анафеме. Так, на редкость привлекательные в XVII - XVIII вв. идеи каббалиста Саббатая Цви (1625- 1676), объявившего себя мессией, вызвали крайне неодобрительную реакцию со стороны большинства раввинов, а последователи Саббатая Цви были отлучены от общины иудаистов.

Каббала оказала влияние на возрождение хасидизма2 в XVIII - XIX вв., который в это время становится доминирующим течением • еврейской общественной мысли, особенно в Восточной Европе. Согласно хасидскому учению, каждый, кто соблюдает мицвот (заповеди Торы), при жизни способен стать цадиком - хранителем божественных тайн. Бааль Шем-Тов (рабби Бешт - ум. 1760) был первым, кто начал проповедовать среди простого еврейского люда доходчивым языком идеи хасидизма с его эсхатологическими представлениями о мире, элементами каббалистической мистики и призывами к аскетизму.

Официальный раввинат первоначально противился влиянию хасидизма и даже возглавил так называемое движение "митнагдим" ("противостоящие"), которое ставило своей целью отлучение хасидов от

иудаизма. Однако хасидские цадики приобрели столь высокий авторитет в широких народных массах, что оба течения скоро смирились друг с другом и сосуществуют вот уже около двух столетий. С середины XIX в. среди евреев Западной Европы и США на фоне социально-политических и духовных перемен, связанных с эмансипацией и усилением ассимиляционных тенденций, зарождается движение за упрощение или отмену наиболее архаичных предписаний иудаизма. Разнообразные философские и религиозно-политические ответвления этого движения получили собирательное название - реформизм. Возникает также и консервативный иудаизм, представляющий собой промежуточное звено между ортодоксальным и реформистским направлениями в иудаизме. С конца прошлого - начала нынешнего столетия приобретает влияние сионизм - явление

еврейской общественной мысли, представляющей собой политизацию иудаизма. В основе сионизма лежит идея еврейского государства. Иудаисты не имеют единого координационного центра, однако с образованием Израиля это государство становится центром притяжения для верующих-иудаистов всех направлений и течений. Своеобразие ориентации отдельных групп в иудаизме связано и с наличием различных этнических общин в еврейской среде. Начиная со средних веков евреи селились в Палестине и жили автономными

общинами в четырех городах: Иерусалиме, Хевроне, Тверии и Цфате. Еврейское население этого времени состояло в основном из сефардов - выходцев из стран Ближнего Востока, Северной Африки и Балканских стран, В позднее средневековье, новое ж особенно новейшее время наблюдается устойчивый рост ашкеназийской общины - выходцев из Европы, Америки, Австралии и ЮАР. В период османского владычества в Палестине (1517 - 1917) обе общины существовали за счет халуки (средства, собиравшиеся среди верующих диаспоры и поступавшие в Палестину для поддержания еврейских богомольцев на святой земле). Сефардская община была признана турецкими властями, в то время как ашкеназы считались иностранными подданными, однако, как и сефарды, обладали своими раввинатскими судами, религиозными школами, синагогами. С началом британского колониального управления в Палестине в 1921 г. был избран Верховный раввинатский совет, возглавляемый двумя главными раввинами- ашкеназийским и сефардским. Традиция общинного двоевластия в Вер-

ховном раввинате сохраняется до наших дней. Отправление культа у сефардов, образ их жизни, многие обычаи и традиции, в том числе и язык" несколько отличаются от ашкеназийских. Собственных общинно-религиозных традиций придерживаются йеменские и не мецкие евреи, общины самаритян и караимов. Хотя иудаизм так и не получил в Израиле законодательно оформленного статуса государственной религии, его институты финансируются из государственного бюджета. Верховный раввинат не только контролирует религиозные учреждения, но и активно вторгается в светские области. Главной религиозно-политической партией,

представляющей интересы раввината в парламенте (кнессете) и в правительстве, является Мафдал (национально-религиозная партия). В городах и поселках Израиля действуют 200 религиозных советов (моацот датиот); 450 раввинов, находящихся на государственной службе, ведают оформлением актов гражданского состояния, осуществляют контроль над кашрутом (система религиозных правил хранения, приготовления ж употребления пищи), ведут соответствующую работу в армии. В десяти городах страны: действуют 24 раввинатских суда.

Особенно сильные позиции Верховный раввинат удерживает в системе образования Израиля. Хотя религиозные школы (ешибот) составляют 17% от числа всех среднеобразовательных учебных заведений страны, четвертая часть учебного времени во всех израильских школах отводится на изучение религиозных дисциплин.

Квалифицированные кадры для религиозных институтов готовятся в основном в религиозном университете им. Бар-Илана, а также на факультетах иудаистики в Еврейском университете Иерусалима.

Направления иудаизма

В реформистский период можно выделить условно три-пять течений иудаизма:

1) по-прежнему сохранившихся ортодоксов и хасидов

2) консервативный иудаизм

3) реформированный иудаизм

4-5) и – условно – сионизм и антисинистов.

1. Сейчас хасидизм – играет ведущую роль в сохранении, трактовке и развитии религиозной философии и Предания иудаизма, при том, что хасидов всего несколько сот тысяч (10–15% от общей численности верующих иудеев – а верующих среди современных евреев, по данным статистики, – только половина), но практически большинство их детей мужского пола учится до 27 лет в религиозных талмудических школах, имея потом глубочайшее религиозное образование при том, что по-прежнему признается утверждение Бешта, что набожность важнее образованности. В быту сохраняются патриархальные нравы, особенно для женщин: им запрещено сидеть при приеме пищи с мужчинами за одним столом, сексуальность допускается исключительно в целях продолжения рода, привлекательность их ограничивается строгой одеждой, обязательным бритьем наголо и ношением парика.

2. Возникает также и консервативный иудаизм, представляющий собой промежуточное звено между ортодоксальным и реформистским направлениями в иудаизме. Консервативный иудаизм является сегодня основным течением верующих иудеев, к нему относят себя около 50% из них. Основные его отличия от ортодоксального иудаизма таковы:

- признается полное равенство женщин с мужчинами вплоть до того, что женщины участвуют в церемониях в синагоге и могут быть раввинами

- допускается использование электричества (т.е. огня) в субботу, но только в авьтомашине, если синагога слишком далекро чтобы добраться пешком

- молитвы дополнены и модифицированы, чтобы отразить страдания евреев при нацистском режиме и т.д.

Но при этом консерваторы допускают только кошерную пищу, нахождение в синагоге только с покрытой головой, и твердо настаивает на принципе передачи еврейства только по матери.

3. С середины XIX в. среди евреев Западной Европы и США на фоне социально-политических и духовных перемен, связанных с эмансипацией и усилением ассимиляционных тенденций, зарождается движение за упрощение или отмену наиболее архаичных предписаний иудаизма. Разнообразные философские и религиозно-политические ответвления этого движения получили собирательное название – реформизм. Ре-формированный иудаизм гораздо дальше консерваторов ото-шел от традиции. Реформистов среди верующих иудее прибли-зительно 35%.

В добавление изменениям консерваторов реформаты от иудаизма допускают

- замену иврита при богослужениях местным языком

- перенос религиозного праздника с субботы на воскресенье

- использование в синагоге органа и хора

- более широкое, чем консерваторы (хотя все же ограниченное) использованиет электричества (огня) в субботу

- передачу еврейства, как по матери, так и по отцу

- равенство полов.

Реформированные евреи обычно проявляют большой патриотизм по отношению к стране, где живут, слабее связа-ны с Израилем, а Мессию рассматривают скорее лишь как идеал всебщего признания бога, чем как какого-то человека или богочеловека, который якобы восстановит господство народа Израиля.

4. Сионизм не является в полной мере религиозным учением иудаизма, явдляясь скорее активной политической идеологией. До образования государства Израиль его последователи боролись всеми способами (включая, между прочим, и терроризм и терракты пртив англичан, не согласных с этой идеей) за образование государства Израиль. Сейчас сионизм выражает скорее взгляды части военной, военно-политической и военно-промышленной элиты Израиля как государства, являясь скорее геополитической идеологией.В аспекте отношения к религии сионисты считают Мессией весь народ Израиля и считают допустимым в интересах религии и народа принципиальную возможность нарушать те или иные нормы вероучения( в частности, в широко трактуемых военных целях – запрет не зажигать огня в субботу). Что вызывает их жесточайшие конфликты с ортодоксами и хасида-ми, считающими божественную праведность более важной для выживания страны, чем сиюминутные военные успехи. Религиозные сионисты, наоборот, считают, что Мессия не придет к людям, ждущим его, сложа руки. Создание государства Израиль – это чудо, и неважно, что его создавали и нерелиогиозные люди. Иерусалим должен быть «духовно отстроен», в смыле выполнения еврейским народом взятых на себя у горы Синай обязательств, и сионисты считают, что создание государства Израиль – важнейший этап «отстраивания Иерусалима».

5. К антисионистам можно отнести два течения – вопервых, т.н. «левых» евреев, часто марксистов, выступающих за раздел территории с палестинцами и смоздание религиозно более терпимого иболее светского государства в Израиле. Во-вторых, т.н. «Хранителей Города» (Нетурей-Карта) – ультраконсеорваторов, считающих, что согласно строгому религиозному канону создать государство Израиль имеет право только Мессия, и создание этого государства до прихода Мессии и без него самими евреями является страшнейшим грехом, и каждый день существования нынешнего Израиля увеличивает этот грех и отдаляет приход Мессии. Они выступают за роспуск государства, разговаривают на идиш и требуют сохранения за ивритом только статуса языка богослужений, отказываются от удостоверения личности, уплаты налогов в «грешном» нынешнем государстве Израиль и, по мнению некоторых журналистов и экспертов, даже иногда помогают арабским боевикам осуществлять теракты против сионистов, чтобы «грешное» государство Израиль не отдаляло приход Мессии и скорее исчезло.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 403.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...