Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Православие – общая характеристика Православие – организация церкви.




Фактически же раскол христианства на два основных направления – православие и католицизм – произошел гораздо

раньше, после распада Римской империи в начале V в. на Восточную и Западную. Православие сформировалось в Восточной части Римской империи, в Византии. Католицизм – в Западной части Римской империи. Византия в то время представляла собой сильное централизованное государство. Император Византии считал себя главой всей Римской империи. Столицей Римской империи был объявлен Константинополь. В VI в. глава Византийской церкви Константинопольский патриарх после освобождения Византией Рима от варваров стал именовать себя вселенским партиархом, то есть главой как восточной, так и западной церкви. Соперничество между главой Римской католической церкви Папой и Константинопольским патриархом за власть над христианами продолжалась в течение многих веков. Эта борьба шла с переменным успехом. После завоевания императором франков Карлом Великим Италии (конец VII – начало VIII в.) Римский Папа выходит из-под юрисдикции византийского императора и начинается процесс усиления его позиций. Византия же в это время подвергается атакам со стороны арабского халифата и теряет ряд важных терри-

торий, на которых происходит консолидация самостоятельных церковных организаций.

В настоящее время насчитывается 15 автокефальных (самостоятельных) православных церквей: Константинополь-

ская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская, Болгарская, Кипрская, Элладская (греческая), Румынская, Албанская, Польская, Чехословацкая, Американская. Автокефальные церкви имеют в различных странах экзархаты, епархии, благочиния, подворья, миссии. Например, Русская православная церковь имеет экзархаты в Средней и Западной Европе, епархию в Бельгии, благочиния в Австрии, Японии, Венгрии, подворья в Белграде, Бейруте, Софии и т. д. В свою очередь, другие автокефальные православные церкви имеют свои представительства на территории России и стран СНГ.

Многие из автокефальных церквей имеют автономные православные церкви. Пределы самостоятельности автоном-

ных церквей определяются соглашением с той автокефальной церковью, которая предоставила им автономию, Главы автономных церквей избираются поместными соборами с последующим их утверждением патриархом автокефальной церкви. За Константинопольским патриархом до сих пор сохраняется титул «Вселенского патриарха», но ему не предоставлено право вмешиваться в деятельность других православных церквей. Иначе говоря, Константинопольский патриарх по авторитету считается «первым среди равных».

Для всех православных церквей является общим вероучение, культ и каноническая деятельность. Основу православ-

ного вероучения составляет Никео-Царьградский символ веры, принятый на первых двух Вселенских соборах (325 г. – Никейском и 381 г. – Константинопольском (Константинополь в древней Руси назывался Царьград, отсюда и название НикеоЦарьградский символ веры).

Этот символ веры был утвержден в виде 12 членов (параграфов), содержащих догматические формулировки основ-

ных положений вероучения о Боге как творце, о его отношении к миру и человеку, о триединстве Бога, боговоплощении, искуплении, воскресении из мертвых, спасающей роли церкви и т. д. Православный называет себя православным потому, что провозглашает своей обязанностью сохранять в неприкосновенности «вверенный первоначальной церкви залог веры, ничего к тому догматическому наследию вселенской церкви, не прибавляя и ничего не убавляя». Реально же это означает признание в качестве истинных только тех положений вероучения, которые были утверждены первыми семью Вселенскими соборами.

Мы уже отмечали решающую роль для формирования православного вероучения первых двух соборов. Последующие

пять соборов вносили определенные уточнения и разъяснения в догматические формулировки Никео-Царьградскому символа веры.

На третьем Эфесском Вселенском соборе (431 г.) было утверждено шесть правил по защите догмата о боговоплоще-

нии в связи с попыткой сторонников патриарха Константинопольского Нестора, ослабить божественную сущность Иисуса Христа. Женщина, утверждали несториане, родила человека, а не Бога. И только по наитию Святого Духа в него вселилось божество.

На четвертом Халкидонском Вселенском соборе (451 г.) главное внимание было уделено обоснованию догмата иску-

пления и боговоплощения. На этом соборе проявился крен в истолковании богочеловеческого характера Иисуса Христа в противоположную сторону. Монофизиты (одноестественники) заявили, что в Иисусе человеческое естество воплощено божественным, а потому признавали в нем только одну божественную природу. Собор утвердил догмат боговоплощения в такой редакции, что Иисус Христос должен рассматриваться и как истинный Бог и как истинный человек, вечно рождаясь от Бога Отца по божеству, он родился от Девы Марии по человечеству, божество и человечество соединилось в нем как едином лице «несомненно и неизменно, нераздельно и неразлучно».

Пятый, шестой и седьмой Вселенские соборы были посвящены разрешению споров о том, в каком виде изображать

Иисуса Христа, и возможно ли вообще употреблять в храмах изображение священных лиц и поклонение этим изображениям. Пятый Вселенский – второй Константинопольский собор (553 г.) обязал изображать Сына Божьего в человеческом облике, а не в виде агнца. Шестой Вселенский собор (Эльвирский, 682 г.) установил правило, согласно которому на стенах храмов не должно быть никаких предметов почитания и поклонения. Седьмой Вселенский – второй Никейский (787 г.) утвердил правило в соответствии с которым считалось необходимым изображение священных лиц и событий и поклонение им.

Итак в результате первых семи Вселенских соборов сформировалось православное вероучение. Это вероучение еже-

дневно воспроизводится верующими христианами в виде молитвы – «Верую», как знак признания основных положений вероучения. Коротко содержание православного вероучения можно представить следующим образом:

Православные верят в единого Бога, сотворившего весь мир, в том числе и человека. Этот Бог, по православным по-

нятиям, представляет собой тождество трех равноправных лиц: Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого; в первородный грех, который совершили первые люди Адам и Ева; во второе пришествие Иисуса Христа – Бога Сына, который вочеловечился (т. е. принял человеческий облик, родившись путем непорочного зачатия от Девы Марии) и добровольно принес себя в жертву за грехи человечества (был распят на кресте и на третий день воскрес, а по прошествии 40 дней вознесся на небо) и придет снова во второй раз в силе и славе, чтобы судить живых и мертвых и установить свое вечное царство на земле, как и на небе, в котором праведники будут блаженствовать, а грешники

вечно мучиться. Православные верят в бессмертие души, в существование ада и рая, где пребывают души умерших до страшного суда. По православному вероисповеданию добиться спасения можно только в рамках церкви, которая является «мистическим телом Иисуса Христа», посредником между Богом и человеком.

Сущность этого учения кратко изложена в 12 пунктах («членах») Символа Веры, принятого на двух первых Вселен-

ских Соборах: Никейском (325 г.) и Константинопольском (381 г.).

Православный Символ Веры звучит следующим образом:

«1. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.

2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век, Све-

та от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.

3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с Небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.

4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.

5. И воскресшаго в третий день по Писанием.

6. И восшедшаго на Небеса, и седяща одесную Отца.

7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым,

Его же Царствию не будет конца.

8. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца Исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.

9. Во Едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.

10. Исповедую едино Крещение во оставление грехов.

11. Чаю воскресения мертвых.

12. и жизни будущаго века. Аминь».

Первые восемь членов Символа Веры обязывают христиан веровать в единого Бога, выступающего в трех лицах (ипо-

стасях): Бога-Отца, Бога-Сына, Бога-Духа Святого (Христианская Святая Троица), где: Бог-Отец – Творец мира видимого (природа и человек) и невидимого (ангелы и др.); Бог-Сын – Иисус Христос; Бог-Дух Святой – исходит от Бога-Отца. Больше всего догматических предписаний здесь связано с почитанием Бога-Сына – Иисуса Христа.

Важнейший из них – догмат Боговоплощения, согласно которому Иисус Христос, оставаясь Богом, вместе с тем стал

человеком, родившись от человека – Девы Марии.

Следующим догматом является догмат искупления. Иисус Христос своими страданиями и смертью на кресте искупил

грехи человеческие и, прежде всего, первороный грех Адама и Евы, принеся себя в жертву Богу-Отцу. Поэтому в христианстве, в православии в частности, подчеркивается роль страдания, любого ограничения человеком своих желаний и страстей: принимая свой «крест», человек может побеждать зло в себе самом и в окружающем мире. Тем самым человек не просто исполняет Божьи заповеди, но и сам преображается и совершает восхождение к Богу, становится к Нему ближе. Отсюда мученик – идеал христианской этики.

Догмат воскресенияИисуса Христа гласит, что воскресение Христа – залог грядущего всеобщего воскресения людей

из мертвых (общее с религией Древнего Египта, Месопотамии, Индии).

Догмат вознесениягласит, что после своего воскресения Христос телесно вознесся на небо – к Богу-Отцу. При этом делается акцент на личностном понимании Бога, что нашло воплощение в двух центральных догматах христианства – Троице (единстве трех лиц Бога) и Боговоплощении («вочеловечивании Бога»).

Следующие четыре члена Символа Веры предписывают: веровать в единую Святую, Соборную и Апостольскую Цер-

ковь, признавать необходимость крещения, уповать на будущее воскресение мертвых, на обретение после такого воскресения вечного блаженства для праведников и вечных мук для грешников, что воплотилось в догматах о бессмертии души, существовании загробного ада и рая, небесном воздаянии за богоугодную жизнь на земле.

Следует особо отметить, что в христианской эсхатологии(от греч. эсхатос – последний, логос – слово учение), – уче-

нии о конечных судьбах мира и человека – речь идет не просто о бессмертии души, но о воскресении преображенной плоти – по выражению ап. Павла, «тела духовного». «Сеется тело душевное, восстает тело духовное» (1 Кор. 15,44).

Христианские догматы считаются верующими абсолютными, непогрешимыми истинами, полученными от Бога и

обязательными для следования им. В православии, как и всякой другой религии, с догматическим вероучением тесно связана система культовых действий. Основы этих культовых действий составляют семь главных обрядов – таинств. Таинствами эти культовые действия называются богословами потому, что в них «под видимым образом сообщается верующим невидимая божественная благодать». Православные признают семь таинств: крещение, причащение (евхаристия), покаяния (исповедь), миропомазание, брак, елеосвящение (соборование), священство.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 329.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...