Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Ислам. Общественно-исторические условия возникновения и эволюции. Направления в исламе




Возникновение ислама (в переводе это слово означает «покорность», или еще точнее «обретение целостности»), непосредственно связано с личностью Мухаммада, уроженца г. Мекки, где находилось святилище под названием Кааба («куб»), представлявшее собой квадратное строение, в которое был вмурован черный камень метеоритного происхождения. Вокруг Каабы располагались идолы главных аравийских божеств, что делало мекканскую Каабу общеарабским святилищем, но заметим, меккканская Кааба была не единственным святилищем арабов, так как из древних источников известны красный камень Каабы из города Гаймаи и белый камень Каабы из аль-Абалата к югу от Мекки.
К началу VI века Мекка приобрела статус объединительного центра арабских племен, нередко враждовавших и воевавших между собой. Раз в году среди арабских племен объявлялось перемирие, и совершался «хадж» (от арабского «отправляться в святые места») к мекканской Каабе, вокруг которой устраивались ярмарка, спортивные и поэтические состязания. детство Мухаммада сопровождали многочисленные знамения, якобы указывавшие на его будущее пророческое избранничество и служение. В возрасте 25-ти лет Мухаммад удачно женился на богатой вдове Хадидже и стал водить ее караваны, посещая самые отдаленные места Аравийского полуострова и Палестины. Несомненно, что именно в этот период Мухаммад познакомился с представителями христиан-монофизитов и несториан, а также с иудеями, которых особенно было много в Йемене. Где-то в возрасте 40 лет Мухаммад, как считают некоторые современные исследователи, по примеру сирийских монахов стал уединяться. Во время одного из таких уединений, по утверждению Мухаммада, во сне ему явился ангел Джибрил (арабская форма имени архангела Гавриила), с книгой, завернутой в покрывало. Он несколько раз потребовал у Мухаммада прочесть эту книгу, но Мухаммад, будучи неграмотным, отказывался сделать это, тогда Джибрил начал душить его (!), и только после этого Мухаммад покорился воле явившегося ему. После пробуждения Мухаммад вспомнил все, что прочитал, и с этого момента осознал себя призванным на пророческое служение Единому Богу – Аллаху

Суть ислама была сформулирована Мухаммадом в виде пяти столпов, а именно:
- исповедание веры, «шахада», содержащая в себе исповедание единобожия и признание пророческой миссии Мухаммада;
- обязательная молитва, совершаемая пять раз в день, а по пятницам в молитвенном доме мусульман - мечети;
- обязательная милостыня, взимаемая с каждого дееспособного мусульманина в пользу обездоленных и сирот в мусульманской общине;
- пост, совершаемый в течение всего месяца Рамадан (по лунному календарю), во время которого от рассвета до заката мусульманину предписывалось строжайшее воздержание, которое отменялось с наступлением темноты

Интересно, что на фоне становления исламской государственности произошла письменная фиксация проповедей Мухаммада, ставших Кораном - священной книгой мусульман.

группировки образовались сразу же после смерти Мухаммада, и в мусульманской общине произошел глубокий раскол, приведший к возникновению двух основных направлений в исламе - суннитского и шиитского. В основе этого раскола лежала различная точка зрения на право наследования верховной власти в мусульманской общине.

Так возникли шииты, в представлениях которых верховная власть в мусульманской общине может принадлежать только потомкам Али, т. е. к тем, кто находится в кровном родстве с Мухаммедом (все его сыновья умерли в детском возрасте)

Большинство мусульман, называвших себя суннитами (от арабского слова «сунна» - «пример», «обычай»), придерживалось иной точки зрения, считая, что верховная власть, по решению общины, может принадлежать любому достойному человеку, и по решению общины верховный правитель может быть лишен этой власти. Помимо этого, у суннитов и шиитов разный взгляд на мусульманское предание, содержащееся в «хадисах» (т. е. письменных свидетельствах о жизни и деяниях Мухаммада, а так же его сподвижников, халифов), которые после Корана являются вторым источником мусульманского права - «шариата».

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 297.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...