Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Протестантизм: возникновение, эволюция. Лютеранство, кальвинизм, англиканство.




Протестантизм — одно из основных, наряду с православием и католицизмом, направлений в христианстве. Откололся от католицизма в ходе Реформации XVI в. Объединяет множество самостоятельных течений церквей и сект. Для протестантизма характерны отсутствие принципиального противопоставления духовенства мирянам, отказ от сложной церковной иерархии, упрошенный культ, отсутствие монашества, целибата; в протестантизме нет культа Богородицы, святых, ангелов, икон, число таинств сведено к двум (крещению и причащению). Основной источник вероучения — Священное писание. В XIX—XX вв. для некоторых направлений протестантизма характерно стремление дать рационалистическое толкование Библии, проповедь религии без Бога (т.е. только как нравственного учения). Протестантские церкви играют главную роль в экуменическом движении. Протестантизм распространен главным образом в США, Великобритании, Германии, скандинавских странах и Финляндии, Нидерландах, Швейцарии, Австралии, Канаде, Латвия, Эстонии.

В XVI в. усилилось стремление государей поставить под свой контроль церковное управление. В городах муниципалитеты стали влиять на церковные институты. Этому способствовали и те глубокие изменения, которые произвела в духовном климате Европы Эпоха Возрождения. Торговля индульгенциями, основанная на католическом учении о праве Римского папы давать отпущения грехов, послужила поводом к выступлению немецкого богослова Мартина Лютера (1483-1546). 31 октября 1517 г. он прибил на двери собора 95 тезисов о покаянии и отпущении грехов, в которых обличал торговлю «небесными сокровищами» как противоречащую учению Священного Писания. В 32-ом тезисе Лютер писал: «Тот, кто верит, что индульгенции обеспечивают его спасение, будет навеки осужден вместе со своими учителями». В последующем Лютер отверг папскую власть, особую благодать священства и его посредничество в спасении, выдвинул требование упростить обрядность, подчинить церковь государям.

В реформаторское движение в Германии включились и крестьянскоплебейские слои, возглавляемые Томасом Мюнцером. В реформе были заинтересованы и некоторые государи, недовольные сосредоточением в руках церкви земельных владений и богатств, выплатой крупных денежных средств римским папам и их вмешательством в политику.

Таким образом, в результате Реформации от католицизма отделилась группа протестантских церквей: лютеранская (в Германии), кальвинистская (в Швейцарии) и англиканская (в Англии).

Церкви, названные впоследствии «лютеранскими», или «евангелическими», оформились в северных немецких княжествах и скандинавских странах. Их появление связано с именем монаха ордена августинцев, профессора библеистики Виттенбергского университета Мартина Лютера. Основные принципы вероучения лютеранства изложены в составленном М. Лютером и его соратником Ф. Meланхтоном «Аугсбургском исповедании». Именно здесь нашли свое воплощение основные принципы протестантизма: достижение спасения не при посредничестве церкви, не молитвами монахов, незаслугами святых и даже не добрыми делами в пользу церкви, аличной верой, источник вероучения - только Библия; упразднение монашества и поклонения святым и их мощам и т.д. В вопросах о таинствах лютеранство еще делает ряд уступок католицизму. Здесь, в частности, был сохранен институт епископов. Оставив из семи христианских таинств лишь два - крещение (младенцев) и причащение, лютеранство не выработало единой позиции относительно исповеди. Брак, рукоположение в духовный сан, соборование, конфирмация рассматриваются как простые обряды

Кальвинизм, или реформаторство, возник в XVI в. Его учение разработано теологом и проповедником Жаном Кальвином, который воплотил его на практике в городегосударстве Женеве, Кальвинизм воспринял основные лютеранские принципы вероучения, придал им гораздобольшую жёсткость. Кальвин более решительно, чем Лютер, отверг христианское «предание», институт папства. Из всех христианских таинств кальвинизм оставил лишь крещение и причащение, которые рассматриваются как символические обряды. В отличие от лютеранства кальвинизм отрицает представление о «присутствии» тела и крови Христа во время причащения. Кальвинизм радикально упростил культ, отвергнув священнические облачения, алтарь, свечи, иконы, крест.

Англиканство. Реформации в Германии известия о деятельности Лютера и протестантские сочинения быстро достигли Англии и нашли там благоприятную почву. Парламентским актом 1534 г. король Генрих VIII был объявлен главой церкви. С этого времени начали закрываться монастыри, стала проводиться секуляризация церковных владений, прекратился культ святых и реликвий. Был издан обновленный и одобренный архиепископом Кентерберийским перевод Библии на английский язык («Большая Библия»). В 1571 г. был утвержден Символ веры, состоящий из 39 пунктов. Этот документ признает Священное Писание основным источником Откровения, но не отвергает и Священное Предание. Сохранился католический догмат о спасении с помощью церкви, одновременно был принят лютеранский постулат спасения личной верой. Характерной чертой англиканской церкви является ее епископальное устройство, напоминающее католическое.

 

 

39. Поздний протестантизм: методизм, баптизм, пятидесятничество. Причины возникновения.

Первые баптистские общины возникли в начале XVIII в. Название этой конфессии происходит от греческого слова «баптизо» - погружать в воду, крестить. Основателями баптизма были англичане-конгрегационалисты, т.е. представители радикальных общин (конгрегации), наиболее активно боровшихся за очищение англиканской церкви от епископата и элементов католической обрядности, а также за полную вероисповедную и организационную автономию каждой общины. Вынужденные бежать в Голландию, они создали там первые баптистские общины и сформировали свое обновленное учение.
С самого начала в баптизме возникли две ветви, получившие название «частного» и «общего» баптизма. Их главное отличие - в истолковании идеи искупления. «Общие баптисты» признавали участие воли человека в спасении и придерживались доктрины о спасении всех уверовавших во Христа «Частные баптисты» верили в то, что Христос искупил грехи лишь избранных, предопределенных к спасению. Это течение в баптизме стало преобладающим.
Крещение рассматривается баптистами как акт сознательного обращения к вере, духовного возрождения. Кандидаты в члены общины допускаются к нему лишь после испытательного срока и покаяния на молитвенном собрании. Только принявшие водное крещение считаются полноправными членами общины. Крещение и хлебопреломление понимаются как обряды, символизирующие веру в духовное единение с Христом. Баптизм требует от своих последователей активной миссионерской деятельности.

В первой половине XVII в. баптизм появляется в Северной Америке. Развитие протестантизма в Новом Свете, где не было господствующих религиозно-церковных традиций, стало важным фактором укрепления баптизма в этой стране. В начале XIX в. баптисты США занялись активной миссионерской деятельностью и стали учреждать свои региональные и общенациональные организации для координации деятельности. Баптизм стал одной из самым многочисленных конфессий протестантизма. Членами баптистских общин являются около 35 млн. человек, а с детьми, молодежью последователи баптизма насчитывают свыше 75 млн. человек. С 1905г. численность баптистов в мире увеличилась в пять раз. Баптистские церкви существуют более чем в 120 странах. Наиболее крупные организации созданы в США.

Протестантское движение, получившее название «пятидесятники», возникло в США в конце XIX в. и оттуда распространилось в другие страны. В основе этой конфессии лежит изложенный в новозаветной книге «Деяния апостолов» рассказ о сошествии на апостолов Святого Духа на 50-й день после воскресения Иисуса Христа. В итоге апостолы обрели девять даров Святого Духа: мудрость, знания, веру, дар исцеления, способность творить чудеса, пророчествовать, различать духов, говорить на разных языках и истолковывать их. Пятидесятники верят в возможность сошествия Святого Духа на каждого из них при достижении ими религиозного транса, свидетельством чего является обретение ими дара «говорения на иных языках» (глоссолалии). Во всем другом вероучение ничем не отличается от баптистского движения. Как и баптисты, они крестят только взрослых людей, совершают обряд хлебопреломления, подобно адвентистам, совершают обряд «омовения ног», но не раз в три месяца, а ежемесячно, а также верят в скорое второе пришествие Христа.
Пятидесятники разделены на несколько направлений. Наиболее крупные из них - «Церковь Бога», «Ассамблея Бога», «Объединенная пятидесятническая церковь» - распространены в США и Латинской Америке.

Методизм.                                                                                                                                             Одно из крупных церковных образований в рамках протестантизма — методизм, сложившийся в первой половине XVIII в. на почве англиканства и связанный с ним по происхождению. По вероучению и культу методизм очень близок англиканству. Для этого течения характерно принятие ар-минианской доктрины. Культ методистов предельно упрощен. Из обрядов сохраняются крещение и причащение. Рассматривая причащение как таинство, методисты отрицают присутствие тела и крови Христа в элементах причастия. Полностью отвергается католическое учение о чистилище, отрицается необходимость исповеди. Отличительной чертой методистских организаций является строгий централизм. Методистская община делится на "классы" - группы по 12 человек. Общины объединяются в округа, возглавляемые суперинтендантами (в некоторых методистских Церквах США - епископами). Ежегодно проводятся окружные конференции, являющиеся высшим органом для верующих данного округа. Во Всемирный методистский совет входит большинство методистских организаций многих стран; крупнейшей из них является Американская епископальная методистская церковь.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 618.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...