Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основы социальной концепции русской православной церкви




Настоящий документ, принимаемый Освященным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви, излагает базовые положения ее учения по вопросам церковно-государственных отношений и по ряду современных общественно значимых проблем. Документ также отражает официальную позицию Московского Патриархата в сфере взаимоотношений с государством и светским обществом.Церковь призывает своих верных чад и к участию в общественной жизни, которое должно основываться на принципах христианской нравственности. Исполняя миссию спасения рода человеческого, Церковь делает это не только через прямую проповедь, но и через благие дела, направленные на улучшение духовно-нравственного и материального состояния окружающего мира. Для сего она вступает во взаимодействие с государством, даже если оно не носит христианского характера, а также с различными общественными ассоциациями и отдельными людьми, даже если они не идентифицируют себя с христианской верой.Церковь и нация. Церковь соединяет в себе вселенское начало с национальным. Так, Православная Церковь, будучи вселенской, состоит из множества Автокефальных Поместных Церквей. Православные христиане, сознавая себя гражданами небесного отечества, не должны забывать и о своей земной родине. Православный христианин призван любить свое отечество, имеющее территориальное измерение, и своих братьев по крови, живущих по всему миру. Такая любовь является одним из способов исполнения заповеди Божией о любви к ближнемуЦерковь и государствоОбластями соработничества Церкви и государства в нынешний исторический период являются:
а) миротворчество на международном, межэтническом и гражданском уровнях, содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами и государствами;
б) забота о сохранении нравственности в обществе;
в) духовное, культурное, нравственное и патриотическое образование и воспитание;
г) дела милосердия и благотворительности, развитие совместных социальных программ;
д) охрана, восстановление и развитие исторического и культурного наследия, включая заботу об охране памятников истории и культуры;
е) диалог с органами государственной власти любых ветвей и уровней по вопросам, значимым для Церкви и общества, в том числе в связи с выработкой соответствующих законов, подзаконных актов, распоряжений и решений;
ж) попечение о воинах и сотрудниках правоохранительных учреждений, их духовно-нравственное воспитание;
з) труды по профилактике правонарушений, попечение о лицах, находящихся в местах лишения свободы;
и) наука, включая гуманитарные исследования;
к) здравоохранение;
л) культура и творческая деятельность;
м) работа церковных и светских средств массовой информации;
н) деятельность по сохранению окружающей среды;
о) экономическая деятельность на пользу Церкви, государства и общества;
п) поддержка института семьиХристианская этика и светское правоВ современном светском правосознании одним из доминирующих принципов стало представление о неотъемлемых правах личности. Идея таких прав основана на библейском учении о человеке как образе и подобии Божием, как онтологически свободном существе.Церковь и политикаНевозможно участие церковного Священноначалия и священнослужителей, а следовательно, и церковной Полноты, в деятельности политических организаций, в предвыборных процессах, таких, как публичная поддержка участвующих в выборах политических организаций или отдельных кандидатов, агитация и так далее. Не допускается выдвижение кандидатур священнослужителей на выборах любых органов представительной власти всех уровней. В то же время ничто не должно препятствовать участию иерархов, священнослужителей и мирян, наравне с другими гражданами, в народных волеизъявлениях путем голосования.Война и мир

· войну следует объявлять ради восстановления справедливости;

· войну имеет право объявить только законная власть;

· право на использование силы должно принадлежать не отдельным лицам или группам лиц, а представителям гражданских властей, установленных свыше;

· война может быть объявлена только после того, как будут исчерпаны все мирные средства для ведения переговоров с противной стороной и восстановления исходной ситуации;

· войну следует объявлять только в том случае, если имеются вполне обоснованные надежды на достижение поставленных целей;

· планируемые военные потери и разрушения должны соответствовать ситуации и целям войны (принцип пропорциональности средств);

· во время войны необходимо обеспечить защиту гражданского населения от прямых военных акций;

· войну можно оправдать только стремлением восстановить мир и порядок.

 

34Католицизм. Особенности вероучния, культа организации

Католицизм – самое многочисленное направление в христианстве (от 580 до
800 млн.приверженцев). Особенно много католиков в Италии, Испании,
Португалии, Франции, Австрии, Польше, Венгрии, странах Латинской Америки, в
США. Истоки К. в небольшой римской христианской общине, первым епископом которой, по преданию, был апостол Петр. Процесс обособления К. начался в 3-
5 веке, когда углублялись экономические, политические, культурные различия между западной и восточными частями Римской империи. Начало разделения было положено соперничеством между римскими папами и константинопольскими патриархами за главенство в христианском мире. Около 867 г. произошел разрыв между папой Николаем 1 и константинопольским патриархом Фотием. На 8
Вселенском соборе раскол принял необратимый характер после полемики между папой Львом 4 и константинопольским патриархом Михаилом Келуарием (1054 г.) и был завершен, когда крестоносцы захватили Константинополь.

Основой католического вероучения как и христианства в целом приняты
Священное писание и Священное предание, однако католическая церковь считает
Священным преданием постановления не только семи первых Вселенских соборов, но и всех последующих соборов, а кроме того папские послания и постановления. Организация католической церкви отличается строгой централизацией. Римский папа – глава. Выбирается пожизненно конклавом кардиналов. Он определяет доктрины по вопросам веры и морали. Его власть выше власти Вселенских соборов.

Католичество утверждает, что Святой Дух происходит как от Бога-Отца, так и от Бога-Сына. Основа спасения – вера и добрые дела. Церковь обладает сокровищницей «сверхдолжных» дел – «запасом» добрых дел, сотворенных
Иисусом Христом, Богоматерью, святыми, благочестивыми христианами. Церковь имеет право распоряжаться этой сокровищницей, уделять из нее часть тому, кто в этом нуждается. То есть – отпустить грехи, даровать прощение кающимся
(отсюда учение об индульгенциях – отпущении грехов за деньги или другие заслуги перед церковью). Папа имеет право сокращать срок пребывания души в чистилище.

Догмат о чистилище (местом между раем и адом) есть только в католицизме.
Души грешников горят там в очищающем огне, а потом получают доступ в рай.

Догмат о непогрешимости папы (принят на первом Ватиканском соборе в 1870 г.)(то есть устами папы говорит сам Бог), о непорочном зачатии Девы Марии
(1854 г.)Культовая часть католицизма также выражена в наличии обрядовой части.
Католицизм также признает семь таинств, но несколько разнится понимание этих таинств: причащение производится пресным хлебом (у православных – квасным); при крещении окропляют водой, а не погружают в купель; миропомазание (конфирмация) производится в возрасте 7-8 лет, а не в младенчестве (при этом подросток получает себе еще одно имя и образ святого, поступкам которого он намерен следовать); в православии обет безбрачия принимает лишь черное духовенство (монашество), у католиков же безбрачие (целибат) обязательно для всего духовенства.

Большое внимание уделяется убранству священнослужителей (священник – черная сутана, епископ – фиолетовая, кардинал – пурпурная, папа – белая сутана. Папа надевает митру и тиару как знак высшей земной власти, а также паллий – ленту с нашитыми на ней крестами из черного сукна).

Важными элементами культа являются католические праздники и посты.
Рождественский пост – адвент. Рождество – наиболее торжественный праздник
(три богослужения: в полночь, на заре и днем, что символизирует рождение
Христа в лоне отца, во чреве Богоматери и в душе верующего). Богоявление – праздник трех царей – в память о явлении Иисуса язычникам и поклонении ему трех царей. Праздник Сердца Иисуса – символа надежды на спасение. Праздник
Сердца Марии – символа особой любви к Иисусу и спасения, праздник
Непорочного Зачатия Девы Марии (8 декабря). Один из главных праздников –
Вознесение Богоматери (15 августа). Праздник Поминовения усопших (2 ноября).

За пределы Европы католицизм распространился в виде миссий к нехристианам.Резиденция Папы – Ватикан (площадь 44 га) имеет свой герб, флаг, гимн, гвардию, поддерживает дипломатические отношения с более чем 100 государствами мира.

 

 

35. Католическая церковь и проблемы экуменизмаВ светской научной мысли экуменизм обычно рассматривается как движение, возникшее в нашем столетии и направленное на воссоединение христианских церквей в некоторых аспектах их деятельности (миротворческом, социальном и т. д.), а также как акции, проводимые в этом направлении совместными усилиями различных христианских конфессий. ерковь всегда стремилась к единению всех христиан, возвращению в свое лоно заблудших. В средние века и новое время традиционной направленностью Католической Церкви была уния. "Унионизм" базировался на принципиально верном экклезиологическом постулате о полноте истины в Католической Церкви. Другое дело, что под последней понималась Римско-латинская Церковь. Это обстоятельство наложило определяющий отпечаток на исторические судьбы униатства. Оно в большей степени оказалось политико-юридическим, нежели духовно-экклезиальным единством. для католичества, где универсализм, вселенское единение является одним из духовных первоначал Церкви, включение в экуменический процесс означало в первую очередь глубокое переосмысление себя, своей природы, места в человеческой цивилизации, в отношениях с другими христианскими церквами и религиями, в эсхатологической перспективе. Условно говоря, Западная, Римско-Католическая Церковь на протяжении значительного периода своей истории была в большей степени Римской, нежели Католической

Постановление "Об экуменизме" в "Особых соображениях, касающихся Восточных Церквей" формулирует своего рода модель для взаимоотношений Католической Церкви с этими исповеданиями. Ее основные принципы следующие:

1. Упомянутое выше признание полноты Боговоплощения и таинств.

2. Активное изучение христианским Западом литургического, духовного и канонического наследия христианского Востока, ставшего одним из важнейших составляющих доктрины Вселенской Церкви.

3. Уважение богословской и экклезиальной специфики христианских Церквей Востока как имеющей апостольскую первооснову

36. Социальная доктрина в католицизме

Речь в данном случае идет именно о социальном учении,складывающемся как из церковных установлений, так и из сочинений многочисленных и не всегда единых в своих воззрениях церковных и околоцерковных авторов, а не о социальной доктрине — своде официальных документов Церкви.

Впервые понятие социального католицизма как движения, выступившего с предложением

социальных реформ в целях преодоления общественных катаклизмов, появилось во Франции

в 20–30-х гг. XIX в Теоретическая разработка социальной проблематики на основе христиан-

ских норм, конкретные попытки осуществить их на практике — вот основные критерии движения.

Наиболее видным представителем социального католицизма был Б.Э. Кеттелер.

Известный теолог, кардинал Йозеф Хеффнер определил социальное учение Католической Церкви как «совокупность социально-философских (взятых, в сущности, из социальной природы человека) и социально-теологических (взятых из христианского учения о Спасении) знаний о сущности и устройстве человеческого общества и о вытекающих отсюда и применимых к конкретным общественным отношениям нормам и задачам строя».Социальное учение Католической Церкви опиралось сначала на августинизм, а позже — на томизм и основывается на ряде принципов, среди которых выделяются персонализм и солидаризм. Католическая церковь предложила свою трактовку теории естественного права, сочетающую религиозные и гуманистические идеи. Первичный источник достоинства и прав личности — Бог, однако, сотворив человека как существо телесное и духовное, личностное и социальное, Он наделил его неотъемлемыми достоинством и правами. Это стало результатом того, что все люди стали равны, уникальны и причастны Богу, но имеют свободную волю и свободу выбора. Грехопадение повлияло на природу человека, но не лишило его естественных прав, а поскольку его природа до окончательного Спасения человечества неизменна, то даже Бог не властен отнять или ограничить свободу человека.

Большой вклад в развитие католической социальной доктрины внес II Ватиканский собор (1962–1965), принявший 16 документов в виде конституций, декретов и деклараций по социальной и нутрицерковной тематике. При этом некоторые вопросы, не нашедшие своего решения на сессиях собора, передавались на рассмотрение специальных комиссий, продолжавших свою работу и после собора. Так, в частности, произошло с проблемой брачно-семейных отношений, когда в октябре 1964 г. все вопросы, касавшиеся рождаемости и семейной нравственности, из-за возникших разногласий были сняты с повестки дня собора и переданы для изучения специальной комиссии из числа теологов, философов, демограф и врачей. Столь же обстоятельно на протяжении 110 лет, с

момента появления первой социальной энциклики, прорабатывались в католицизме и другие социаль

ные вопросы. Специальные энциклики, каждая из которых детально анализирует все аспекты той

или иной проблемы, посвящены вопросам войны и мира («Пацем ин террис», 1961), положению

развивающихся стран («Популорум прогрессио»,1967), проблеме труда («Лаборем экзерценс 1981),

ситуации в современном мире («Центезимус аннус», 1991) и др.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 261.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...