Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Факторы формирования и использования воспроизводственного потенциала




На основе методики, описанной в работе А.Н. Дырдоновой[1], нами проведена классификация факторов, влияющих на формирование и использование воспроизводственного потенциала региона.

По направлению воздействия на воспроизводственный потенциал можно выделить внешние и внутренние факторы. Внешние факторы определяются политикой федерального центра, налоговой системой, экономической и политической ситуацией в стране и в мире. Внутренние факторы включают в себя результаты хозяйственной деятельности на территории, уровень экономического развития региона, состояние инфраструктуры, внутреннюю экономическую политику.

Одно из важных проявлений и результатов действия как внешних, так и внутренних факторов — это инвестиции. На наш взгляд, инвестиции вообще являются одним из главных условий функционирования и расширенного воспроизводства потенциала региона. Более того, инвестиции могут формировать и развивать новые виды, элементы воспроизводственного потенциала.

По характеру воздействия и устойчивости на воспроизводственный потенциал можно выделить объективные и субъективные факторы.

Объективные факторы в основном формируются под влиянием историко-генетических и внешних конъюнктурных предпосылок. Историко-генетические предпосылки определяют место региона в общей системе территориальной организации страны, тип освоения региона, его экономико-географическое положение, возможность доступа к основным рынкам, транспортным путям, ресурсам, природные условия, население и расселение, особенности развития производственной и непроизводственной сферы. Например, чем выше плотность населения, тем (при прочих равных условиях) выше стоимость земли. По закону А.С. Пигу при строительстве железной дороги цена земли вокруг нее возрастает, но возрастают и сопровождающие издержки. Внешние конъюнктурные предпосылки складываются из условий экономической ситуации вокруг региона на национальных и мировых рынках. В частности, это динамика мировых цен на нефть и другие минерально-сырьевые ресурсы, конъюнктура на фондовых биржах, состояние валютного рынка. Объективные факторы слабо поддаются воздействию со стороны региона.

Субъективные факторы представляют собой целенаправленную деятельность различных структур: экономических субъектов, общественных организаций, государственных и муниципальных органов власти. Степень влияния региона на субъективные факторы значительно выше. По скорости изменения можно выделить медленно изменяемые и быстро изменяемые субъективные факторы.

Медленно изменяемые факторы характеризуются значительным периодом формирования и преобразования. Это такие факторы, как транспортная и техническая инфраструктура территории, внутренняя социальная, политическая и экологическая ситуация.

Быстро изменяемые факторы включают в себя региональное и местное законодательство — это система нормативных правовых актов, регулирующих экономическую деятельность на территории региона, а также экономическая политика региональных государственных органов власти, которая проявляется, прежде всего, в направлениях расходования государственного бюджета.

Как видно из приведенной классификации, один из существенных факторов, воздействующих на воспроизводственный потенциал региона, — это государственная политика в целом, проводимая на разных уровнях власти, и политика, проводимая федеральным центром в отношении регионов в частности. Государственная политика обеспечивает диалектическую взаимосвязь внешних и внутренних, объективных и субъективных факторов.

Рассмотрим эту взаимосвязь на примере бюджетно-налоговой политики Республики Башкортостан и федерального центра. Это фактор, оказывающий решающее воздействие на воспроизводственный потенциал региона в целом и на финансовый потенциал в частности. В результате взаимодействия внешних и внутренних факторов может происходить производство (формирование), распределение, обмен и потребление отдельных элементов воспроизводственного потенциала в регионе. Вплоть до 2000 г. большая часть финансового потенциала в части доходов государственного бюджета оставалась на территории республики, и при этом Башкортостан являлся одним из основных доноров федерального бюджета, т. е. фактически делился своим мощным воспроизводственным потенциалом со значительным количеством слабых и депрессивных регионов России.

Кстати, в данном контексте можно по-иному осмыслить понятие «отсталый регион»: такой регион будет характеризоваться низким фактическим воспроизводственным потенциалом, нуждающимся в дополнительном вливании извне, прежде всего в виде инвестиций. Хотя на территории отсталого региона могут присутствовать отдельные неиспользуемые компоненты воспроизводственного потенциала, для их вовлечения в оборот опять-таки требуются инвестиции. Таким образом, инвестиции представляют собой особый элемент воспроизводственного потенциала, который может заставить работать или позволяет поддерживать в рабочем состоянии остальные элементы и компоненты воспроизводственного потенциала.

В 2001 г. межбюджетные отношения Республики Башкортостан с Российской Федерацией были приведены в соответствие с федеральным законодательством. В итоге практически половина финансового потенциала Республики Башкортостан в части поступлений в государственный бюджет в настоящее время изымается федеральным центром, что не может не наложить отпечаток на дальнейшее экономическое развитие республики.

В связи с проблемой донорства и реципиентства необходимо отметить, что для федерального центра была бы крайне полезна информация о воспроизводственном потенциале субъекта в поэлементном разрезе. Для сравнения с достигнутыми регионом результатами эту информацию следует оценивать без учета принимаемых на региональном уровне решений и эффективности использования потенциала. И только затем нужно принимать решение о выравнивании экономического развития данного региона. Между тем в настоящее время основным критерием для помощи со стороны федерального центра служит уровень бюджетной обеспеченности населения региона, что отражает только фактическое состояние региона и стимулирует иждивенческие настроения органов управления субъектом Российской Федерации.

Федеральный центр воздействует на воспроизводственный потенциал регионов также и с помощью расходной части федерального бюджета, включающей в себя следующие инструменты:

межбюджетные трансферты;

субвенции, дотации и субсидии субъектам РФ;

федеральные программы регионального развития.

На долю межбюджетных трансфертов приходится большая часть расходов федерального бюджета в рамках экономического выравнивания регионов. Значительную роль в бюджетных отношениях играют субвенции, дотации и субсидии субъектам РФ, которые используются для финансирования регионов, не имеющих возможности покрыть своими доходами выплаты социального и иного характера. Хотя многими авторами данные инструменты рассматриваются как основные в проведении региональной политики, тем не менее известно, что при их использовании подрывается заинтересованность регионов в результативности проведения своей хозяйственной деятельности. Федеральные программы призваны, прежде всего, решать структурные экономические проблемы в отдельном регионе[2].

Например, в 2002 г. Правительством РФ была принята Федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Республики Башкортостан до 2006 г.» (реализуется с 2003 г.). Главной ее целью являлось обеспечение перехода экономики и социальной сферы республики на качественно новый уровень развития. Федеральная целевая программа включала в себя 79 инвестиционных проектов и 53 комплексных социальных мероприятия. Общий объем финансирования программы составлял 172 млрд. руб. Очевидно, что подобные программы — важный дополнительный источник финансирования мероприятий по комплексному решению социальных, экономических и научно-технических проблем республики, оказывающий непосредственное влияние на воспроизводственный потенциал региона.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 219.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...