Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Органы государственного финансового контроля России ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Принцип разделения властей, закрепленный в конституции РФ и конституциях (уставах) субъектов Федерации, предусматривает контроль финансовой деятельности органов исполнительной власти со стороны Президента и органов представительной власти. Государственный финансовый контроль осуществляется федеральными органами государственной власти и управления и он направлен на объекты, подлежащие контролю независимо от их ведомственной подчиненности. Для осуществления финансового контроля со стороны органов представительной власти были созданы соответствующие структуры: комитеты и комиссии Совета Федерации и Государственной Думы, счетная палата РФ, контрольно-счетные палаты субъектов РФ. Начало такому контролю было положено в 1992г. созданием Контрольно-бюджетного комитета при Верховном Совете РФ как органа, не зависимого в своих действиях ни от Правительства РФ, ни от администрации Президента РФ. В настоящее время основная часть его функций передана Комитету Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам, соответствующие подкомитеты которого проводят экспертно-аналитические работы по всем финансовым вопросам. Рассмотрим некоторые из органов, осуществляющие функции контроля. 1. Контроль за финансами со стороны Президента РФ осуществляется в соответствии с Конституцией РФ путем издания указов по финансовым вопросам, подписания федеральных законов; назначения и освобождения от должности министра финансов РФ, министра о налогам и сборам, представления Государственной Думе кандидатуры для назначения на должность председателя Центрального Банка России. Определенные функции финансового контроля выполняет Главное контрольное управление Президента России, образованное в соответствии с указом Президента РФ от 24.05.1994г. №1015. Среди его функций: контроль за деятельностью органов контроля и надзора при федеральных органах исполнительной власти, подразделений Администрации Президента, органов исполнительной власти субъектов Федерации; рассмотрение жалоб и обращений граждан и юридических лиц. 2. Для усиления контроля со стороны Федерального Собрания РФ за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объему, структуре и целевому назначению ФЗ от 11.01.1995г. №4-ФЗ «О Счетной палате РФ», была создана Счетная палата Российской Федерации – постоянно действующий орган государственного финансового контроля подотчетный Федеральному Собранию РФ. Основные задачи Счетной палаты РФ: - определение целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности; - оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов; - проведение экспертизы проектов федеральных законов, иных нормативных актов, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств бюджета; - осуществление контроля за законностью и своевременностью движения средств бюджета в Центральном банке РФ, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях и т.д.
Осуществление финансового контроля возлагается на систему исполнительной власти, высшим органом которого является Правительство Российской Федерации. В соответствии с Конституцией РФ, ФКЗ от 17.12.1997г. №2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» в его функции входит разработка и представление Государственной думе проекта федерального бюджета, а также обеспечение его исполнения. Правительство РФ представляет также и отчет об исполнении федерального бюджета. 3. Министерство финансов РФ в соответствии с Положением о нем осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета и целевым использованием средств, выделяемым из федерального бюджета предприятиям, учреждениям, организациям, а также средств государственных внебюджетных фондов. Министерство финансов РФ: - проводит в пределах своей компетенции комплексные ревизии и тематические проверки поступлений и расходования средств федерального бюджета; - контролирует в установленном порядке рациональное и целевое использование средств государственных внебюджетных фондов и других федеральных средств; - проводит документальные ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности организаций по заданиям правоохранительных органов; - организует ревизии и финансовые проверки по обращениям органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. 4. Переход к рыночным отношениям в экономике, изменения в области ценообразования и планирования, возникновение таких хозяйствующих объектов, как хозяйственные товарищества и общества, приватизация объектов государственной и муниципальной собственности, превращение налогов в основной источник государственных доходов и т.д. обусловили необходимость появления новых органов, осуществляющих финансовый контроль, и новых форм его проведения. В соответствии с Законом РФ от 21.03.1991г. №943-I «О налоговых органах РФ» при Министерстве финансов РСФСР была создана единая система контроля за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, установленных законодательством – Государственная налоговая служба. Указом президента РФ от 23.12.1998г. №1635 Государственная налоговая служба РФ была преобразована в Министерство РФ по налогам и сборам. Министерство по налогам и сборам, осуществляя свою главную задачу выполняет следующие функции: - проводит непосредственно и организует работу государственных налоговых инспекций по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о налогах и других платежах в бюджет; - организует работу государственных налоговых инспекций по учету, оценке и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и вкладов; - анализирует отчетные, статистические данные и результаты проверок на местах, подготавливает на их основе предложения о разработке инструктивных методических указаний и других документов по применению законодательных актов о налогах и иных платежах в бюджет. 5. Федеральное казначейство РФ было создано Указом Президента РФ от 18.12.1992г. №1556. Единую централизованную систему органов Федерального казначейства возглавляет руководитель Федерального казначейства – начальник Главного управления Федерального казначейства Министерства финансов РФ. В соответствии с Положением о Федеральном казначействе РФ, утвержденным постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 27.08.1993г. №864, единая централизованная система органов Федерального казначейства состоит из Главного управления и подчиненных ему территориальных органов по республикам в составе РФ, краям, областям, городам, районам и районам в городах. Казначейство подчиняется Министру финансов РФ. Главные задачи органов Казначейства состоят в следующем: - организация, осуществление и контроль за исполнением федерального бюджета, управление доходами и расходами этого бюджета на открываемых в банках счетах казначейства исходя из принципов единства кассы; - регулирование финансовых отношений между федеральным бюджетом и государственными (федеральными) внебюджетными фондами, исполнение этих фондов, контроль за поступлением и использованием внебюджетных (федеральных) средств; - сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных финансов, представление высшим законодательным и исполнительным органам государственной власти отчетности о финансовых операциях Правительства РФ по федеральному бюджету, о государственных внебюджетных фондах, а также о состоянии бюджетной системы; - разработка методических и инструктивных материалов по вопросам относящимся к компетенции Казначейства, обязательных для органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций, включая организации, распоряжающиеся средствами государственных внебюджетных фондов и пр. Муниципальный контроль осуществляют местные органы самоуправления. Они не входят в систему органов государственной власти. Выборные и другие органы местного самоуправления осуществляют финансовый контроль при утверждении местного бюджета, его исполнения и при утверждении отчета о его исполнении.
Заключение Государственный контроль – феномен, имеющий глубокие исторические корни во всем мире. Во всех цивилизованных демократических странах издавна сложились и достаточно успешно функционируют системы бюджетно-финансового и административного государственного контроля, имеется разветвленная сеть контрольных органов. В зависимости от специфики форм, государственного устройства и управления, национальных традиций они строятся по-разному, тем не менее их организация и деятельность в зарубежных странах так или иначе базируется на общих принципах, выработанных многолетним международным опытом. В самой России в конце 80-х годов вместо плановой системы хозяйствования создается механизм финансово-экономического регулирования товарных и денежных потоков, проводится либерализация внешнеэкономической деятельности, формируется частная собственность. Наряду с определенными положительными результатами усиливаются негативные процессы в экономике, в социальной сфере, в отношениях центра и регионов. Существуют различные мнения о путях вывода страны из кризиса. Вместе с тем следует подчеркнуть, что усиление государственного регулирования в сфере экономических, в том числе финансовых, отношений требует наличия адекватной требованиям сегодняшнего для нормативно-правовой базы, эффективных механизмов правового регулирования, а также системы действенного контроля. В то же время нельзя произвольно отбрасывать все то, что было накоплено отечественной наукой финансового права по данному вопросу. К сожалению, на сегодняшний день у большинства российских законодателей и у работников исполнительных органов наблюдается устойчивая тенденция на преимущественное заимствование опыта зарубежных стран при решении многих вопросов. При этом зачастую игнорируются собственный опыт, накопленный десятилетиями, и свои сложившиеся традиции.
Литература 1. Государственный финансовый контроль в России и реформы В.А. Татаринова. Д.В. Никольский. Финансы, №2, 2003. 2. Государственный контроль: сущность, содержание, современное состояние. А.М. Тарасов, «Журнал российского права», №1, январь 2002. 3. Государственный финансовый контроль в России. Ю.А. Данилевский, Л.Н. Овсянников, «Бухгалтерский учет», №16, август 2002. 4. Грачева Е.Ю. Проблемы правого регулирования государственного финансового контроля. -–М.: Юриспруденция, 2000. 5. История финансового законодательства России: Учебное пособие. Серия «Экономика и управление». – Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003. 6. Мандрица В.М. Финансовое право. Серия «Учебники, учебные пособия». Издание 2-е, перераб. ростов н/д: «Феникс», 2003. 7. Правовая бухгалтерия. Отв. ред. С.Г. Чаадаев. М., 2001. 8. У истоков финансового права. М.: Статут (в серии «Золотые страницы российского финансового права»), 1998. 9. Финансовой право: Учебник/ Под ред. О.Н. Горбуновой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2000. 10. Финансовое право: Учебник/ О.Н. Горбунова, Е.Ю. Грачева, и др.; Отв. ред. Е.Ю. Грачева, Г.П. Толстопятенко. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. 11. Финансовое право в вопросах и ответах: Учеб. пособие/ Е.Ю. Грачева, М.Ф. Ивлиева, Э.Д. Соколова; Отв. ред. Е.Ю. Грачева. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. 12. Эриашвили Н.Д. Финансовое право: Учебник для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2002. [1] Грачева Е.Ю. Проблемы правового регулирования государственного финансового контроля. – М.: Юриспруденция, 2000. – С.35. [2] У истоков финансового права. М.: Статут (в серии «Золотые страницы российского финансового права»), 1998. [3] У истоков финансового права. М.: Статут (в серии «Золотые страницы российского финансового права»), 1998, - С.30. [4] Грачева Е.Ю. Проблемы правового регулирования государственного финансового контроля. – М.: Юриспруденция, 2000. – С.40. [5] Государственный финансовый контроль в России. Ю.А. Данилевский, Л.Н. Овсянников. Бухгалтерский учет, №16, август 2002. [6] Государственный финансовый контроль в России и реформы В.А. Татаринова. Д.В. Никольский. Финансы, №2, 2003. [7] Грачева Е.Ю. Проблемы правового регулирования государственного финансового контроля. – М.: Юриспруденция, 2000. – С.51. [8] Грачева Е.Ю. Проблемы правового регулирования государственного финансового контроля. – М.: Юриспруденция, 2000. – С.57. [9] Государственный контроль: сущность, содержание, современное состояние. А.М. Тарасов, «Журнал российского права», №1, январь 2002. [10] Мандрица В.М. Финансовое право. Серия «Учебники, учеьные пособия». Изд-е 2-, перераб. Ростов н/Д: «Феникс», 2003. - С.37. [11] Эриашвили Н.Д. Финансовое право: Учебник для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2002. – С.42-43. [12] Грачева Е.Ю. Проблемы правового регулирования государственного финансового контроля. – М.: Юриспруденция, 2000. – С.11. [13] Правовая бухгалтерия. Отв. ред. С.Г. Чаадаев. М., 2001. – С.127. [14] Грачева Е.Ю. Проблемы правового регулирования государственного финансового контроля. – М.: Юриспруденция, 2000. С. – 117. [15] Грачева Е.Ю. Проблемы правового регулирования государственного финансового контроля. – М.: Юриспруденция, 2000. С. – 125.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 191. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |