Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Государственного финансового контроля




Известно, что сущность всегда составляет основу любого объекта познания, потому что отражает внутренние содержательные характеристики и отношения, проявления, стороны. Чтобы определить сущность государственного контроля, необходимо выделить характерные признаки составляющих его элементов, которые позволяли бы установить его индивидуальность и определить роль и место среди иных близких понятий.

В словаре-справочнике по социальному управлению контроль определяется как проверка; наблюдение с целью проверки исполнения законов, постановлений, управленческих решений и т.п. Таким образом, можно констатировать, что контроль в целом – не что иное, как осуществление функции управления, суть которой заключается в том, чтобы проверять, наблюдать, отслеживать то или иное явление.

Контроль сам по себе не представляет первичной деятельности, он касается действий, осуществляемых независимо от контроля. Вместе с тем контроль является и самостоятельным видом работы. Его сущность состоит в наблюдении за соответствием деятельности подконтрольного объекта тем предписаниям, которые объект получил от управляющего органа или должностного лица.

Из буквального смысла такого определения следует, что контроль осуществляется в целях наблюдения и охватывает сбор данных и передачу информации в компетентные органы о результатах контрольных мероприятий, которые направлены на то, чтобы выявить причины обнаруженных отклонений и определить пути их устранения для эффективного функционирования государственных органов власти. Такая формула определяется понятием «контрольная деятельность».[9]

Таким образом, функция контроля зачастую понимается как деятельность по контролю, поскольку включает выявление и анализ фактического положения дел, сопоставление этого положения с намеченными целями и задачами, оценку контролируемой деятельности, принятие мер по устранению вскрытых недостатков и недопущению их в будущем.

Контролю, в первую очередь, присуща информационная составляющая. Особенностью информационного контроля является то, что он в своем непосредственном содержании пассивен. В связи с тем, что контроль является неотъемлемым элементом государственной власти, ему присущ и управленческий аспект. В этой связи контроль как таковой является организующим элементом. Организующей (организаторский) контроль, в отличие от информационного, - активен.      

Финансовый контроль можно рассматривать как одну из разновидностей финансовой деятельности государства. Так, государство мобилизует, распределяет и расходует денежные средства для выполнения своих функций. И эффективность выполнения тех или иных задач государством во многом зависит от правильного, четко спланированного финансового контроля за финансовой деятельностью его органов. Поэтому использование государством финансов для решения своих задач обязательно предполагает проведение с их помощью контроля за ходом выполнения указанных задач.

Сферой финансового контроля являются практически все операции, совершаемые с использованием денег, а в некоторых случаях и без них. Но даже при совпадении конкретного предмета проверки и анализа финансовому контролю присуща особая направленность в оценке состояния этих объектов, соответствующих его назначению.

К основным задачам финансового контроля можно отнести следующие:

- содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных доходов бюджетов государства;

- обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом;

- выявление внутрипроизводственных резервов роста финансовых ресурсов;

- содействие рациональному расходованию материальных ценностей и денежных ресурсов на предприятиях, в организациях и бюджетных учреждениях, а также правильному ведению бухгалтерского учета и отчетности;

- обеспечение соблюдения действующего законодательства и нормативных актов, в том числе в области налогообложения предприятий, относящихся к различным организационно-правовым формам;

- содействие высокой отдаче внешнеэкономической деятельности предприятий, в том числе по валютным операциям и т.д.          

На сегодняшний день, мы имеем несколько определений понятия «финансовый контроль». Вот лишь некоторые из них:

Ø совокупность действий и операций за законностью финансовых и с ними связанных вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и субъектов местного самоуправления с применением специфических форм и методов его организации[10];

Ø это контроль за финансовой деятельностью всех экономических субъектов, осуществляемый законодательными и исполнительными органами власти всех уровней, а также специально созданными учреждениями при помощи особых методов, включающих набор специальных приемов и способов действий контролеров, позволяющий им решить поставленные задачи. Государственный финансовый контроль – это способ реализации финансовой политики государства, он способствует созданию условий для финансовой стабилизации[11];

Ø Д.А. Алахвердян определяет финансовый контроль как составляющую часть государственного контроля, элемент всей системы экономического управления и планирования[12]; 

Ø финансовый контроль может рассматриваться и как деятельность специальных контрольных органов или должностных лиц, обладающих контрольными полномочиями, и как совокупность общественных отношений, возникающих в связи с осуществлением финансового контроля. Сферой финансового контроля является контроль за правильностью и эффективностью совершения операций по распределению, обращению и расходованию денежных средств[13].

Финансовому контролю как неотъемлемой части финансовой деятельности присущи те же принципы, на которых строится ее осуществление и которые законодательно закреплены в Конституции РФ и иных нормативно-правовых актах.

1. Принцип законностив финансовой деятельности выражается в том, что весь процесс создания, распределения и использования фондов денежных средств детально регламентируется нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения.

2. Принцип гласностипри осуществлении финансовой деятельности проявляется в процедуре доведения до сведений граждан, в том числе и с помощью средств массовой информации, содержания проектов различных финансово-правовых актов, приятых отчетов об их выполнении, результатов проверок и ревизий финансовой деятельности и т.д.

3. Принцип федерализмав финансовой деятельности проявляется в установлении Конституцией РФ разграничения компетенции РФ и субъектов РФ в области финансов.

4. Принцип плановостив осуществлении финансовой деятельности означает, что вся финансовая деятельность государства базируется на основе целой системы финансово-правовых актов, структура которых, порядок составления, утверждения, исполнения закрепляются в соответствующих нормативных актах.

Нарядус названными общими принципами осуществления финансовой деятельности финансовый контроль строится и на соответствующих специфических принципах. Эти принципы изложены в Лимской декларации ИНТОСАИ (международная организация контрольных органов).  

1. Независимость контролядолжна быть обеспечена: - финансовой самостоятельностью контрольного органа; - более длительными по сравнению с парламентскими сроками полномочий руководителей органов контроля; - закреплением в конституции их статуса.

2. Объективность и компетентностьподразумевают неукоснительное соблюдение контролерами действующего законодательства, высокий профессиональный уровень работы контролеров на основе строго установленных стандартов проведения ревизионной работы.

3. Гласностьпредусматривает постоянную связь государственных контролеров с общественностью и средствами массовой информации.

Из этих базовых принципов вытекают и другие, носящие более прикладной характер, в том числе: результативность, четкость и логичность предъявляемых контролерами требований, неподкупность субъектов контроля, обоснованность и доказательность информации, приведенной в актах проверок и ревизий, превентивность, презумпция невиновности (до суда) подозреваемых в финансовых преступлениях лиц, согласованность действий различных контролирующих органов и др.   

Подводя итог вышеизложенному, более полно финансовый контроль можно определить как разновидность финансовой деятельности государства, осуществляемой всей системой органов государственной власти и управления, а также специальными контрольными органами, и состоящей в проверке законности и целесообразности действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства, а также субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации и воздействия.

Целью государственного финансового контроля является обеспечение соблюдения принципов законности, целесообразности и эффективности распорядительных и исполнительных действий по управлению финансовыми ресурсами и потоками, валютными, материальными ценностями и нематериальными объектами, а также обеспечению их сохранности и приумножения для выполнения функций государства.

 

Виды, формы и методы










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 224.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...