Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Государственного финансового контроля




Финансовый контроль осуществляется в установленном порядке всей системой органов государства, а также специальными контрольными органами. Классификация финансового контроля возможна по нескольким основаниям: видам, формам и методам осуществления. Если рассматривать финансовый контроль в зависимости от осуществляющих его субъектов, то различается государственный, внутрихозяйственный финансовый контроль. Имеется также аудиторский (независимый) финансовый контроль. Однако, он не входит в систему государственного контроля, и как следствие, не будет рассмотрен мной в этой работе.

По мнению Э.А. Вознесенского, финансовый контроль должен быть разделен на два вида в зависимости от субъектов контроля: государственный и общественный. Различия этих двух видов обусловлены объемом властных полномочий названных субъектов, правовой регламентацией их деятельности, характером применяемых мер воздействия и т.д.[14]

Таким образом, следует классифицировать виды контроля.

1. Государственный финансовый контроль реализуется через общегосударственный вневедомственный и ведомственный финансовый контроль, осуществляемый органами государственной власти и управления:

v общегосударственный контроль имеет наивысшее значение в силу особого статуса осуществляющих его органов и осуществляется в рамках всего государства. На сегодняшний день это Федеральное Собрание РФ и Правительство РФ;

v вневедомственный финансовый контроль, осуществляемый специальными финансово-кредитными органами, такими как Министерство финансов РФ, Центральный Банк России, Министерство по налогам и сборам РФ, Федеральное Казначейство и др.;

v ведомственный финансовый контроль – это контроль министерств, ведомств, других органов государственного управления за деятельностью входящих в их систему предприятий, организаций, учреждений.

2. Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется на конкретных предприятиях, в учреждениях и организациях их руководителями и функциональными структурными подразделениями (бухгалтерией, финансовым отделом, отделом планирования и нормирования заработной платы и пр.).

Финансовый контроль осуществляется в различных формах, под которыми понимаются способы выражения его содержания, внутренняя организация, которые модифицируются с изменением содержания; отдельные стороны проявления содержания контроля в зависимости от времени совершения контрольных действий.

По мнению Ф.Ф. Бутынца, «форма контроля – это внешнее выражение конкретных действий, совершаемых субъектами контроля»[15]. Одновременно форма активно воздействует на содержание, ускоряя или тормозя его развитие в зависимости от того, насколько она соответствует изменившемуся содержанию. Таким образом, форма финансового контроля представляет собой способ конкретного выражения и организации контрольных действий, направленных на выполнение функций финансового контроля. И.А. Белобжецкий в качестве форм финансового контроля выделяет: ревизии, тематическую проверку (обследование), счетную проверку отчетности. В основу этой классификации положены объем и глубина охвата контролем различных сторон хозяйственной и финансовой деятельности предприятий, организаций.

В зависимости от времени проведения финансового контроля можно подразделить на предварительный, текущий и последующий.

v Предварительный финансовый контроль осуществляется на стадии становления, рассмотрения и утверждения финансовых планов предприятий, смет расходов и доходов учреждений и организаций, проектов бюджетов, текстов договорных соглашений, учредительных документов т.д. Таким образом, он способствует предотвращению неправильного, нерационального расходования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, а также отрицательных финансовых результатов деятельности хозяйственных органов в целом.

v Текущий финансовый контроль проводится в процессе исполнения финансовых планов в ходе осуществления хозяйственных или финансовых операций.

v Последующий финансовый контроль осуществляется после завершения отчетного периода и финансового года в целом.

Три вида контроля должны следовать один за другим, циклично приобретая качества предварительного, текущего и последующего. 

К методам контроля относятся конкретные способы (приемы), применяемые при осуществлении контрольных функций. Методами финансового контроля являются: счетная проверка балансов, анализ финансово-хозяйственной деятельности, документальная ревизия и пр.     

Основной формой финансового контроля является ревизия, которая проводится с целью установления законности финансовой дисциплины на конкретном объекте. Законодательство закрепляет обязательный и регулярный характер ревизии. Она проводится на месте и основывается на проверке первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, фактического наличия денежных средств.

В настоящее время единого нормативного акта, в котором регулировались бы все вопросы назначения и проведения ревизии, нет.

Наблюдение направлено на ознакомление с состоянием финансовой деятельности проверяемого субъекта. Возможно поведение обследования отдельных сторон финансовой деятельности с использованием таких приемов, как анкетирование и опрос. Проверка проводится на месте, в ходе ее используются балансовые, отчетные и расходные документы в целях выявления нарушений финансовой дисциплины и устранения их последствий. Анализ также направлен на выявление нарушений финансовой дисциплины с помощью различных аналитических приемов.

По содержанию ревизии делятся на документальные и фактические. Документальные ревизии включают в себя проверку различных финансовых документов. В ходе фактической ревизии проверяется наличие денег, ценных бумаг и материальных ценностей.

По времени осуществления ревизии делятся на плановые и внеплановые. В основном ревизии проводятся в соответствии с планом, который составляется в вышестоящих органах, министерствах или ведомствах. Плановые ревизии в производственной сфере проводятся не реже одного раза в год, а в непроизводственной сфере – не реже одного раза в два года.

По обследуемому периоду деятельности ревизии делятся на фронтальные и выборочные. При фронтальной (полной) ревизии проверяется вся финансовая деятельность субъекта за определенный период. Выборочная (частичная) ревизия представляет собой проверку финансовой деятельности только за кокой-то короткий период времени.

По объему реализуемой деятельности ревизии подразделяются на комплексные, при которых проверяется финансовая деятельность данного субъекта в различных областях и тематические, сводящиеся к обследованию какой-либо одной сферы финансовой деятельности.

По окончании ревизии членами комиссии составляется акт ревизии – документ, имеющий важное юридическое значение, которое подписывается лицами, производившими ревизию.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 215.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...