Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Системы органов финансового контроля в России




Московская государственная юридическая академия

Кафедра Финансового права и бухгалтерского учёта

                               

                              

 

Сущность государственного финансового контроля

В России

 

Выполнила  аспирантка

2-о года обучения

                                                             Арзуманова Лана Львовна

 

                                                               Научный руководитель:

доктор юридических наук,

                                                                 профессор Грачева Е.Ю.

 

 

Москва, 2004г.

Содержание

стр.

Введение   3 - 4
1. Формирование системы органов финансового контроля в России. Ø предпосылки возникновения системы финансового контроля. Ø государственный финансовый контроль в период с XVII до конца XIX в. Ø «план счетов» М.М. Сперанского Ø реформа В.А. Татаринова. Ø государственный финансовый контроль в России на рубеже XIX – XX вв. Ø государственный финансовый контроль в советский период.   4 – 12   4 – 5   5 – 7   7 – 8 8 – 10 10 – 11   11 - 12
2. Понятие, сущность и принципы государственного финансового контроля.   12 - 17
3. Виды, формы и методы государственного финансового контроля.   17 - 20
4. Органы государственного финансового контроля России. 20 - 24
Заключение 24 - 25
Литература 25

 

                                                                  

 

Введение

     Введение рыночных отношений заставляет по-новому взглянуть на функцию контроля как одного из важнейших элементов хозяйственного управления.

     Изучение теории финансового контроля в условиях нестабильности российской экономики, роста цен, инфляции, дефицита государственного бюджета, ежегодной утечки огромных денежных средств за рубеж и многих других негативных факторов имеет сегодня огромное значение. Заполняя пробелы в праве, законодатели при разработке того или иного правового акта в области финансового контроля должны руководствоваться выводами, основанными на глубоком анализе состояния российской экономики, и анализом лучших достижений правовых наук зарубежных стран.

     Контроль за состоянием экономики, развитием социально-экономических процессов в обществе является важной сферой деятельности по управлению. Одним из звеньев системы контроля выступает финансовый контроль. Его назначение заключается в содействии реализации финансовой политики государства, обеспечении процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов. Существует мнение, что при переходе к рынку роль финансового контроля ослабевает, т.к. в условиях рынка автоматически повышается контроль рублем. Изучение опыта государственного финансового контроля зарубежных стран показывает ошибочность представлений о том, что в условиях рынка должны ослабевать контрольные функции государства. Идея ослабления государственного финансового контроля, основанная на том, что сам рынок, сами потребители продукции и услуг станут главными контролерами, является спорной. Об этом свидетельствует как отечественный опыт первых лет перехода к рыночным отношениям, так и опыт зарубежных стран с уже сложившейся рыночной экономикой.

     Государство не может реализовать свою внешнюю и внутреннюю политику, обеспечить выполнение социально-экономических программ, не располагая финансовыми ресурсами, а также не осуществляя соответствующий контроль за законным их формированием и расходованием.

     Существование финансового контроля объективно обусловлено наличием контрольной функции, присущей финансам. Будучи инструментом формирования и использования денежных доходов и фондов, они объективно отражают ход распределительного процесса.

     Финансовый контроль – это контроль за финансовой и хозяйственной деятельностью хозяйствующих субъектов, что не исключает, а предполагает необходимость осуществления других видов контроля. Он охватывает комплекс тех хозяйственных отношений, от которых зависят размеры фондов денежных средств и эффективность их использования. Финансовый контроль – это регламентированная нормами права деятельность государственных, муниципальных, общественных органов и организаций, иных хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования.  

     Финансовый контроль является важнейшим средством обеспечения законности в финансовой и хозяйственной деятельности. Он призван предупреждать бесхозяйственность и расточительность, выявлять факты злоупотреблений и хищений товарно-материальных ценностей и денежных средств.

     Значение финансового контроля особенно повышается в условиях рыночной экономики. 

 

 

Формирование возникновения

системы органов финансового контроля в России

     Сущность, содержание, функции финансового контроля определяются общественно-экономическим строем, конкретными задачами, стоящими перед государством на определенном этапе его развития.

     Государственный финансовый контроль в России прошел в своем развитии несколько этапов: эпоха феодализма, капитализма, советский этап.

 

Ø предпосылки возникновения системы финансового контроля

Появление государственного финансового контроля относится к периоду образования Русского централизованного государства, которое завершилось к концу XV в. В середине XVII в. в условиях активного развития товарно-денежных отношений, усложнения финансовой деятельности государства и укрепления централизованного аппарата власти финансовый контроль превращается в самостоятельную функцию государственного управления.

В Древней Руси специализированные финансовые учреждения отсутствовали, и все функции управления финансами осуществлялись Боярской Думой – постоянным Советом князя, стоящего во главе государства.

Образование Русского централизованного государства потребовало создания к середине XVI в. приказной системы государственных учреждений. По мере возрастания налоговых преступлений взимание кормового оброка в 60-70 гг. XVI в. обособляется в приходные кассы, называемые четвертями («четями»). К 90-м г. чети превращаются в самостоятельные финансовые приказы с подведомственной им территорией, которая подчинялась им в финансовом и административно-судебном отношении.

Усложнение финансовой деятельности государства, необходимость укрепления финансового хозяйства во время войны с Польшей побудили правительство «превратить контроль за расходованием казенных средств в обособленную, самостоятельную функцию специального правительственного учреждения» - Счетного приказа. В документах его функции определялись как «государевы счетные и сыскные и описные дела».

Последние документы, свидетельствующие о деятельности Счетного приказа, относятся к 1678 г. Финансовый контроль существовал и в местном управлении. В XVII в. основным звеном местного управления становится воевода, управляющий вверенной ему территорией – уездом. В финансовые полномочия воеводы входило ведение писцовых книг, заключавших описание земель по количеству и качеству, урожайность земель, повинности в пользу землевладельца-феодала.

 

Ø государственный финансовый контроль

в период с XVII до конца XIX в.

     В соответствии с губернской реформой 1708-1710 гг. финансовое управление было передано в руки губернаторов, что привело к его децентрализации и отрицательно сказалось на осуществление финансового контроля. Стало ясно, что приказная система управления не справляется с возникающими новыми задачами и функциями государства и она заменяется коллегиальной. Последующие реформы системы управления привели к необходимости создания такого органа как Сенат, который был учрежден в 1711. Он был призван осуществлять различные функции, в том числе в области управления финансами. В Сенат входило 9 различных коллегий, три из которых были собственно «финансовыми», осуществляющими управление финансами. К ним относились: Камер-коллегия, Штатс-контор-коллегия, Ревизион-коллегия.

     Вскоре Петр I признал, что образование Ревизион-коллегии было ошибкой: «Сие не осмотря тогда учинено было», - т.к. функция финансового контроля отделялась от функции общего управления и надзора, сосредоточенных в Сенате.[1]

     В 30-е г. XVIII столетия Правительство проявляет повышенный интерес к усилению финансового контроля. Это было вызвано фискальными соображениями, поскольку финансовый контроль рассматривался как орудие увеличения доходов, взыскания начетов. Важнейшие коллегии были изъяты из ведения Сената и подчинены Кабинету ее величества (Анны Иоановны). Особенности осуществления финансового контроля на данном этапе состояли в следующем. Ревизионное дело было чрезвычайно централизованно, поскольку финансовая отчетность всех учреждений страны стекалась для ревизии в Ревизион-коллегию в Москве и в ее контору в Петербурге.

     К 60-м г. XVIII в., период правления Елизаветы Петровны, Сенат вновь становится высшим органом по всем делам внутреннего управления. Финансовые коллегии утрачивают свою самостоятельность. Эпоха формирования капитализма (вторая половина XVIII в.) объективно требовала преобразований в сфере государственного управления, в том числе в сфере финансов. В работах политических деятелей того времени говорилось о необходимости разделения властей и соответственно делении всех государственных учреждений на законодательные, «судительные и наказательные». Одновременно ставится вопрос о переустройстве государственных финансов, о реорганизации системы налогового обложения: Надлежит все отрасли финансов подвергнуть единому начальству». Относительно совершенствования финансового контроля говорилось, что необходим орган, который «сохраняет порядок финансов, открывает злоупотребления в их источниках и принуждает всех отменно наблюдать речение и точность в сборах и издержках казенных». Как результат, Ревизион-коллегия окончательно была упразднена в 1786 г.

     Изменились методы финансового контроля: отказались от документального финансового контроля, заменив его «свидетельством счетов». В центре создается Экспедиция для свидетельства счетов.

     Новым этапом в организации управления финансами и финансового контроля стало начало XIX в. Для заведования финансами в 1802 г. создается Министерство финансов. Согласно Манифесту от 8 сентября 1802 г. все министерства обязывались ежегодно в начале октября представлять Министерству финансов свои сметы на будущий год. Оно, в свою очередь, должно было в ноябре свести расходные сметы всех министерств и вместе с «генеральной ведомостью о доходах следующего года» представить на рассмотрение и утверждение императору. После этого министр финансов отсылал роспись государственному казначею для ее исполнения.

 

Ø «план счетов» М.М. Сперанского

     Неоценимо значение работ и государственной деятельности М.М. Сперанского по преобразованию управления государственными финансами и государственного финансового контроля.

     От задач охраны «государственной казны» от лихоимства и злоупотреблений, в чем видели смысл существования финансового контроля деятели XVII-XVIII вв., М.М. Сперанский пришел к мысли о контроле исполнения государственного бюджета, как главной функции финансового контроля. Он ставил задачу совершенствования методов контроля, в частности ревизии, и считал необходимым распространить ревизионную деятельность контроля на все виды государственных и местных доходов и расходов, на все звенья государственного аппарата и на всех должностных лиц, вплоть до министров.

     М.М. Сперанский впервые отмечал такую задачу финансового контроля, как обобщение опыта, практики управления государственными средствами, что позволяет предположения по совершенствованию управления финансами. Ряд предложений были реализованы. Был учрежден Государственный совет и реорганизованы министерства.

     28 января 1811 г. было организовано Главное управление ревизии государственных счетов, приравненное к министерству. В его компетенцию входила ревизия доходов и расходов всех казенных средств и надзор за их движение.

     Будучи сторонником теории разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, М.М. Сперанский полагал, что управление финансами должно делить на три следующие части: 1) источники доходов, их управление и распределение по доходам; 2) движение капиталов, в казначейство входящих, их отпуск и верный счет; 3) отчеты в их употреблении.[2]

     В «Плане финансов» М.М. Сперанский четко выделил наиболее острые финансово-правовые проблемы и представил план их решения, а именно:

· обеспечить гласность в утверждении и исполнении бюджета;

· предоставить бюджету силу закона;

· установить принцип рационального расходования государственных средств и учреждать расходы «по расходам»;

· увеличить доходы путем упорядочения существовавших и установления новых налогов;

· провести реформу денежной системы государства, изъяв ассигнации из обращения с одновременной ликвидацией ассигнационных банков, взамен создав банки, выпускавшие бы только кредитные деньги.[3] 

     Состояние финансов в то время образно охарактеризовал А.И. Герцен, который писал: «Финансы плохи, да ведь это обыкновенное русское хозяйство, вид пышный и ни гроша за душой».[4]

 

Ø реформы В.А. Татаринова

К середине 50-х годов XIX в. бюджет России постоянно находился в состоянии хронического дефицита. В сложившейся ситуации правительство Александра II сделало некоторые шаги в преобразовании финансово-контрольной системы. С этой целью в 1855 г. для изучения постановки контрольного дела в Западной Европе и возможности использования опыта европейских контрольных систем в России за границу был направлен сотрудник Государственного контроля В.А. Татаринов.

В.А. Татаринов обосновал устройство в государстве одной, независимой от исполнительной власти ревизионной инстанции. Проект Татаринова требовал введения новых начал как в финансовой, так и в ревизионной системе:

Ø в финансовой системе:

- введение единообразного составления финансовых смет по государственным расходам для всех органов управления, а также обеспечивать их точное исполнение в соответствии с ежегодным бюджетным законом;

- введение единства кассы, т.е. сосредоточения всех денежных бюджетных средств, исключительно в кассах Министерства финансов;

Ø в ревизионной системе:

- учреждения самостоятельного независимого от исполнительной власти ревизионного учреждения с правом производить по подлинным документам всестороннее наблюдение за движением капиталов, принадлежащих казне;

- введение предварительного контроля, т.е. проверки правильности расходных предписаний, распорядителей кредитов, предшествующие самому расходу.

18 февраля 1859 г. Александр II утвердил разработанные Татариновым и представленные Высшей контрольной комиссией «коренные начала» преобразования государственной отчетности, в том числе и введение предварительного контроля. 22 мая 1862 г. были введены в действие «Правила составления, исполнения и заключения финансовых смет министерств и главных управлений».

Свое развитие получил документальный контроль, с введением которого Государственный контроль получил возможность входить во все детали, связанные с движением государственных средств, и изучить все стороны хозяйственной жизни государства. В эти же годы под руководством В.А. Татаринова началась разработка правил ревизии важнейших отраслей государственных доходов. Татаринов полагал, что ревизия одних денежных средств, как бы хорошо поставлена она ни была, всегда будет односторонней, если она не связана с документальной ревизией имущественных ценностей.

В целом проведение реформ сделало реальными начинания Татаринова, которые в конечном итоге состояли в том, чтобы при правильном развитии ревизионной работы Государственный контроль, сосредотачивая у себя данные о государственном хозяйстве, представлял правительству свои соображения о необходимости тех или иных изменений и дополнений к действующим законоположениям. Результаты ревизии должны были выражаться не в количестве сделанных замечаний и начетов, а в предупреждении неправильных действий.

Так, по словам известного российского реформатора С.Ю. Витте, контрольное дело стало у нас прочно на ноги помогая всем ведомствам в искоренении злоупотреблений и хищений казенных сумм и содействуя Министерству финансов в осторожном и равномерном удовлетворении сметных требований остальных ведомств.[5] 

В конечном итоге к началу XX в. отечественный Государственный контроль, стремясь достигнуть наиболее совершенных методов ревизии и счетоводства, выработал следующие системы национального контроля:

1. Систему наблюдательного контроля, состоящую в проверке ежемесячных, годовых и «генеральных» книг и отчетов.

2. Систему последующего и документального контроля, заключающуюся в ревизии оборотов по подлинным документам, в проверке финансовых смет, в сопоставлении отчетов по исполнению смет и, наконец, в составлении отчетов о ревизии.

3. Систему предварительного контроля, заключающуюся в рассмотрении смет, проектов, правил, инструкций и пр.

4. Систему фактического контроля, заключающуюся в присутствии представителей контроля при приеме и освидетельствовании материалов и имуществ.[6]

     В период деятельности IV Государственной Думы (1912-1917гг.) в руководящих кругах Государственного контроля появилась тенденция к постепенному ограничению участия его представителей в различных ведомственных органах с правом решающего голоса. В целом Государственный контроль был звеном аппарата управления Российской империи.

 

Ø государственный финансовый контроль в России

на рубеже XIX-XX вв.

     Россия на рубеже XIX-XX вв. вступила в новую историческую стадию своего развития. Промышленный подъем был связан с общим ростом производства и его концентрацией. Капиталистические монополии сложились почти во всех отраслях промышленности. Одновременно растут крупные акционерные банки.

     Государственный контроль составлял обстоятельные обзоры о развитии всех отраслей государственного хозяйства. Они держались в строжайшей тайне и представлялись только верховной власти.

     В 1896 г. вся денежная наличность казначейства была предоставлена в ведение Государственного банка, который должен был снабжать казначейства суммами, необходимыми для их операций. По решению министра финансов был установлен порядок, по которому проверка отчетов Государственного банка производилась Государственным контролером и особой комиссией, состоящей из членов Совета банка.

     Обострение внутриполитической ситуации, революция 1905 г., поражение России в русско-японской войне обусловили появление актов 18 марта 1905 г. о совершенствовании верховной власти. Одновременно на секретном заседании министров подчеркивалось, что опаснее всего допускать народное представительство до государственных финансов, участие Думы предполагалось ограничить «выражением общих пожеланий избранных от населения лиц о тех или иных изменениях сметных назначений и доходных статей на будущее время».[7] 

     С образованием Совета Министров Государственный контроль оказался включенным в его состав. В положениях о Совете Министров и Государственном контроле было лишь отмечено, что «ревизионная деятельность Государственного контроля ни в каком отношении не подлежит компетенции Совета Министров, но по существу сама контрольная деятельность определялась правительством.

 

Ø государственный финансовый контроль в советский период

Становление государственного финансового контроля началось после революции 1917 г. и проходило в первые годы Советской власти под непосредственным руководством В.И. Ленина. Опираясь ни идеи марксизма о необходимости демократического контроля при социализме во всех сферах общественной жизни, им были разработаны принципы его организации и деятельности.

В.И. Ленин подчеркивал, что контроль не является чрезвычайной мерой, осуществляемой лишь в первые годы после пролетарской революции, а постоянный фактор развития социалистического общества. «Учет и контроль – вот главное, что требуется для «наложения», для правильного функционирования первой фазы коммунистического общества.[8]

Первым из декретов Советского государства в декабре 1917 г. был декрет об образовании Народного Комиссариата Государственного Контроля. В декабре 1918 г. правительство утвердило правила предварительной и фактической ревизии хозяйственно-финансовой деятельности. Эти меры были направлены на борьбу с бесхозяйственностью и злоупотреблениями, за организацию бесперебойной работы предприятий. Была предпринята попытка превратить государственный контроль в реальной контроль путем создания «летучих групп» контролеров во всех областях жизни. Определенную роль в этот период сыграл Рабочий контроль, положение о котором было принято в конце ноября 1917 г. На эти группы возлагались наблюдение и контроль практически за всеми сторонами деятельности предприятий.

В конце 1923 г. правительство образовало в составе Наркомфина СССР Финансово-Контрольное управление. На него, в частности, возлагалась документальная проверка доходов и расходов бюджета, оборотов денежных средств, а в необходимых случаях и материальных ценностей в подотчетных кассах и учреждениях. С середины 60-х г., финансовый контроль по органам, его осуществляющим подразделялся на: а) контроль органов власти и органов управления общей компетенции; б) контроль комитетов народного контроля; в) контроль финансовых и кредитных органов; г) ведомственный и внутриведомственный контроль.

Обширные контрольные полномочия в соответствии с Конституцией СССР 1977 г. принадлежали Советам народных депутатов, которые осуществляли контроль за проведением в жизнь принимаемых ими решений по руководству всеми отраслями государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства, заслушивали отчеты исполнительных, распорядительных и иных органов по вопросам финансово-хозяйственной деятельности.

Функции финансового контроля осуществляли также Министерство финансов СССР, в рамках которого непосредственную контрольную деятельность осуществляли Контрольно-ревизионные управления. На Минфин был возложен контроль за точным исполнением государственного бюджета всеми министерствами и ведомствами СССР.

Существовавшая в Советской России система государственного финансового контроля отвечала требованиям административно-командной экономики и демонстрировала пример достаточно действенного и эффективного звена финансового механизма страны.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 267.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...