Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Административное право как учебная дисциплина




     Административное право следует рассматривать и как учебную дисциплину. В последнем качестве она выступает в учебниках, учебных пособиях, в лекциях, учебных комплексах, программах. Учебная дисциплина базируется на науке административного права, ее содержание зависит от достижений науки, от того, насколько полно исследованы учеными административно-правовые нормы и отношения. В науке могут быть пробелы, упущения или недостаточная исследованность определенных вопросов, административно-правовых явлений. В учебном же курсе они должны быть изложены и освещены, охвачены все вопросы, предусмотренные программой, чтобы учащийся мог получить весь комплекс знаний. Ведь учебник, лекция могут оказаться для него единственным источником необходимых сведений. В связи с этим нередко авторам учебников приходится восполнять пробелы науки, пополнять знания об административно-правовых проблемах или излагать материал в виде комментариев тех или иных норм, актов. Поэтому учебник как книга, в которой материал излагается положительно, становится монографией-учебником.

     В учебнике освещаются не все вопросы, получившие научное исследование. Во-первых, это не позволяет объем учебника. Ведь нередко одна монография, по объему равная целому учебнику, посвящена лишь одному вопросу административного права, например, «Служебное право» Ю.Н. Старилова, «Коллегии министерств» И.Л. Давитнидзе или «Структура и штаты органов советского государственного управления» В.Г. Вишнякова. Во-вторых, студент не имеет возможности изучить все вопросы административного права так досконально, как это сделано в научно-исследовательских работах, а в большинстве случаев в этом нет необходимости.

     В учебнике должны найти отражение в первую очередь вопросы, которые представляют наибольшую значимость для студентов, учащихся, т.е. самые важные сведения, выводы, рекомендации, полученные в научных исследованиях. Конечно, фактически в каждом учебнике, у каждого преподавателя, обогащенного определенным опытом, научными знаниями и имеющим свою позицию, присутствует субъективное мнение. Такое разнообразие мнений логично и положительно, свидетельствует о научном уровне автора, преподавателя.

     Административное право — не только фундаментальная отрасль, но и одна из самых больших по объему отраслей. Административное право, как метко заметил Д.Н. Бахрах, «имеет своего рода материнскую роль» для всех курсов публичного права». Между тем в учебном плане не предусмотрено достаточного количества часов для его преподавания. Многие важнейшие вопросы или вообще не изучаются, или преподносятся фрагментарно (например, административно-правовой статус гражданина, значительная часть норм Особенной части КоАП, управление конкретной отраслью, лицензирование). Нет возможности изучить в полном объеме и вопросы государственного управления, являющегося объектом административного права. Между тем в некоторых странах государственное управление изучается как самостоятельная учебная дисциплина «Административная наука», «Наука управления», «Наука государственного управления». Перекосы в учебном плане, перевод основной учебной дисциплины в разряд второстепенной, малозначимой наносят значительный ущерб знаниям студентов по вопросам, с которыми им придется встречаться на практике постоянно, где бы и кем бы они не работали. Очень метко замечено Ю.М.Козловым и Л.Л. Поповым, что «невозможно найти участок нашей жизни, где так или иначе мы не вступали бы в соответствующие контакты с исполнительной властью, а, следовательно, с административным правом». Вместе с тем, не только «мы» - граждане, но и студенты-юристы меньше всего знают его нормы по сравнению с другими отраслями права.

                  

                                                     Глава III

                        ОБЪЕКТ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

     § 1. Государственное управление как объект административного права        

 

     Административное право и государственное управление — тесно связанные явления. Административное право регулирует отношения, складывающиеся в процессе государственного управления, определяет принципы управления и его функции, т.е. содержание управления. Иначе говоря, государственное управление является объектом административного права. Именно регулирующее воздействие норм административного права направлено на государственное управление, на функционирование системы государственного управления в целях выполнения поставленных перед нею исполнительных задач.

     Государственное управление — один из видов социального управления. Слово «управление» употребляется в нашей жизни, действительности довольно часто. Например, управление автомобилем, управление лошадью, столовой, парикмахерской, государством, определенной сферой, отраслью. Таким образом, термин «управление» довольно широкий и употребляется в различных значениях. Слово одно, смысл, вкладывается в него разный. Поэтому в науке различают несколько видов управления:

     1) техническое управление — управление автотранспортными средствами, технологическими процессами;

     2) биологическое управление — управление развитием растений, животных;

     3) социальное управление — управление поведением людей.

     Изучением управления занимаются различные науки. Кибернетика — одна из них, она изучает наиболее общие закономерности всякого управления, независимо от того, где оно происходит — в атомах, организмах или в обществе, понимает под управлением перевод любой системы в новое заданное для нее состояние, или всякое целенаправленное воздействие на что-либо.

     Объектом социального управления является поведение людей. Оно наличествует в первую очередь там, где существует совместная деятельность людей, и направлено на регулирование, согласование этой деятельности и направление ее по желаемому руслу.

     Необходимость в управлении возникла с появлением совместного труда. В процессе управления упорядочивается совместная жизнь людей, организуется их деятельность, устанавливается гармония между индивидуальными работами.

     Социальное управление осуществляют только люди, их группы, коллективы. Управление — не застывшее понятие. Управлять — прежде всего действовать, приводить в действие, направлять чьи-либо поступки. Управленческая деятельность — это организующая деятельность.

     Управление тесно связано с властью. Власть (авторитет) необходима для того, чтобы управляемые слушались управляющего, подчинялись его воле. Следовательно, социальное управление — это целенаправленное воздействие «властвующих» на «подвластных» с целью подчинения и организации их деятельности, получения от этой деятельности наибольшего эффекта.

     Административное право в целом регулирует не социальное управление, а только государственное.

     Государственное управление — часть, один из видов социального управления. Субъектом государственного управления являются не просто люди (народ), а государственные организации, государственный аппарат. Объект по существу тот же — люди, их действия, поведение, совместный труд.

     Для государственного управления характерны все признаки социального. Вместе с тем государственное управление имеет и свои особые признаки.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 397.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...