Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Местное самоуправление в системе государственного управления




 

     Местное самоуправление является одной из важных форм демократии. Чем шире оно развито, тем демократичнее общество и государство.

     Под местным самоуправлением следует понимать такую деятельность, которая осуществляется на местах (в рамках административно-территориальных и территориальных единиц) непосредственно гражданами или избираемыми ими органами с целью решения вопросов местного значения исходя из интересов граждан, проживающих на данной территории, на основе законов и собственной материально-финансовой базы (ст. 2 Закона Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь»). Подобное управление есть в любом демократическом государстве. Оно предназначено для решения без вмешательства государства вопросов не только местного значения, но и государственных вопросов, по своему характеру менее значимых. В идеале местное самоуправление должно носить общественный характер, т.е. осуществляться непосредственно самим народом или избираемыми им представительными органами, не являющимися государственными органами. Важным признаком самоуправления является его децентрализация, которая проявляется в передаче управленческих функций (полномочий) общественности и осуществлении их независимо от центра. Самоуправленческая система должна быть полностью независимой от государства, администрирования и прямого вмешательства в ее деятельность. Конечно, такая независимость не может быть безграничной. Она обязана определяться пределами компетенции, сферой ведения (рамками самоуправления), установленной государством. Более детальную регламентацию следовало бы осуществлять в Уставах, принимаемых самими органами самоуправления. В то же время государству в лице своих органов необходимо иметь полномочия на осуществление надзора за соответствием самоуправления законодательству.

     Децентрализация не может выступать в качестве универсального критерия самоуправления. Она существует и в государственных системах. Без нее невозможно осуществлять подлинное управление. Каждый орган имеет строго определенную компетенцию, и в ее рамках необходима полная самостоятельность. Ни одна управленческая система не в состоянии эффективно работать без подчинения такому принципу.

     Немаловажной чертой местного самоуправления является наличие материально-финансовой базы. Реальное самоуправление невозможно при материально-финансовой зависимости его от государственного аппарата.

     В Республике Беларусь местное самоуправление неоднородно. Оно осуществляется как непосредственно народом, общественностью (прямая демократия), так и государственными органами — Советами депутатов (представительная демократия). По распространенности и количеству решаемых вопросов представительная демократия превалирует над прямой демократией. Последняя реализуется в таких формах, как местные референдумы, сходы граждан, органы территориального общественного самоуправления (советы и комитеты микрорайонов, жилищных комплексов, домовые, уличные, квартальные, поселковые, сельские комитеты и др.), не получивших еще нужного развития.

     Местные Советы депутатов являются представительными органами и основным звеном местного самоуправления. Они избираются гражданами, проживающими на соответствующей территории. Депутаты работают в Совете на общественных началах. Одновременно местные Советы депутатов являются государственными органами, призванными осуществлять государственную власть. Их деятельность регулируется Конституцией, законами и другими законодательными актами. Местные Советы уполномочены руководить в пределах своих полномочий государственным, хозяйственным и социально-культурным строительством на соответствующей территории, обеспечивать соблюдение законов, охрану государственного и общественного порядка, прав и законных интересов граждан.

     Местное самоуправление в значительной мере независимо от государственного аппарата. Местные Советы, хотя и являются государственными органами, но в административном плане не подчинены центру ни по одному вопросу. Президент Республики Беларусь имеет право лишь приостанавливать их решения, не соответствующие действующему законодательству (п. 26 ст. 84 Конституции). Они самостоятельны и независимы в решении любых вопросов, относящихся к их компетенции.

     В процессе осуществления местными Советами самоуправления решаются вопросы местного значения, исходя из интересов населения и особенностей развития административно-территориальных единиц. Таким образом, местное территориальное самоуправление, осуществляемое основным его звеном — местными Советами депутатов, обладает основными признаками государственного управления: реализуется государственными органами (местными Советами), является государственно-властным, имеет правовой характер. Оно осуществляется на основе Конституции, Закона о местном управлении и самоуправлении иных актов законодательства, содержит элементы (признаки) исполнительности и распорядительности. Решения Совета обязательны для выполнения нижестоящими Советами, исполнительными комитетами, местными администрациями, иными расположенными на соответствующей территории государственными органами, а также предприятиями, организациями, учреждениями и объединениями независимо от подчиненности и форм собственности, должностными лицами и гражданами.      Исполнительность проявляется:

     во-первых, в обеспечении выполнения законов Республики Беларусь, актов Президента Республики Беларусь, иных актов и решений вышестоящих государственных органов;

     во-вторых, в проведении контроля за выполнением названных правовых актов всеми предприятиями, организациями, учреждениями и объединениями, расположенными на соответствующей территории;

     в-третьих, в решении социальных, экономических, политических и культурных вопросов местного значения.

     Распорядительство осуществляется в регулировании отношений, возникающих по вопросам местного значения в соответствующей административно-территориальной единице.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 319.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...