Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания




Результаты (освоение компетенции) Контролируемые разделы (этапы) практики Основные показатели оценки результата Критерии оценивания компетенции
ОПК-5 Основной этап Выполнение заданий, оформление отчетной документации Зачет с оценкой
ОПК-7 Основной этап Выполнение заданий, оформление отчетной документации Зачет с оценкой
ОПК-8 Основной этап Выполнение заданий, оформление отчетной документации Зачет с оценкой
ОПК-11 Основной этап Выполнение заданий, оформление отчетной документации Зачет с оценкой
ПК-1 Основной этап Выполнение заданий, оформление отчетной документации Зачет с оценкой
ПК-2 Основной этап Выполнение заданий, оформление отчетной документации Зачет с оценкой
ПК-3 Основной этап Выполнение заданий, оформление отчетной документации Зачет с оценкой
ПК-4 Основной этап Выполнение заданий, оформление отчетной документации Зачет с оценкой
ПК-5 Основной этап Выполнение заданий, оформление отчетной документации Зачет с оценкой
ПК-6 Основной этап Выполнение заданий, оформление отчетной документации Зачет с оценкой

Описание шкалы оценивания:

«Зачтено (с оценкой «отлично»)» - обучающийся своевременно выполнил весь объем работы, требуемый программой практики, показал глубокую теоретическую, методическую, профессионально-прикладную подготовку; умело применил полученные знания во время прохождения практики, показал владение традиционными и альтернативными методами, современными приемами в рамках своей профессиональной деятельности, точно использовал профессиональную терминологию; ответственно и с интересом относился к своей работе, грамотно, в соответствии с требованиями сделал анализ проведенной работы; отчет о практике выполнил в полном объеме, результативность практики представлена в количественной и качественной обработке, продуктах деятельности, обучающийся показал сформированность общепрофессиональных и профессиональных компетенций.

«Зачтено (с оценкой «хорошо»)» - обучающийся демонстрирует достаточно полные знания всех профессионально-прикладных и методических вопросов в объеме программы практики; полностью выполнил программу, но допустил незначительные ошибки при выполнении задания, владеет инструментарием методики в рамках своей профессиональной подготовки, умением использовать его; грамотно использует профессиональную терминологию при оформлении отчетной документации по практике. 

«Зачтено (с оценкой «удовлетворительно»)» - обучающийся выполнил программу практики, однако в процессе работы не проявил достаточной самостоятельности, инициативы и заинтересованности, допустил существенные ошибки при выполнении заданий практики, демонстрирует недостаточный объем знаний и низкий уровень их применения на практике; неосознанное владение инструментарием, низкий уровень владения методической терминологией; низкий уровень владения профессиональным стилем речи; низкий уровень оформления документации по практике.

«Не зачтено» - обучающийся владеет фрагментарными знаниями и не умеет применить их на практике, обучающийся не выполнил программу практики, не проявил инициативу, не представил рабочие материалы, не проявил склонностей и желания к работе, не представил необходимую отчетную документацию.

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Задание № 1. Предметно-пространственная среда дошкольной организации

Методические рекомендации

При характеристике материальных условий дошкольной организации необходимо обратить внимание на предметную среду детского сада в целом и отдельных групп для детей дошкольного возраста.

В процессе экскурсии по детскому саду, обратите внимание на наличие физкультурного и музыкального залов; участков детского сада, методического кабинета. Опишите оснащение этих помещений.

Оцените оборудование групп детского сада:

- наличие зон для разных видов деятельности (игровой, трудовой, учебной и др.), уголка природы, книжного уголка;

- условия хранения оборудования группы, дидактических материалов, игрушек, доступность их детям.

- соответствие оборудования гигиеническим и эстетическим требованиям.

Анализируя пространственно-предметную среду, сделайте вывод о том, подчинена ли она ребенку, его психологическому здоровью, носит ли она развивающий характер.  

Задание № 2. Специфика труда воспитателя детского сада.

Методические рекомендации

1. В процессе беседы познакомьтесь с воспитателем группы и установите «доверительно-деловой контакт».

2. Проанализируйте содержание работы воспитателя в первую и вторую половину дня, проделав хронометраж его деятельности. Запись в дневнике можно оформить в виде таблицы:

Время Режимный процесс Деятельность воспитателя Деятельность помощника воспитателя Деятельность детей

 

3. Проанализируйте, как проявляется сотрудничество между воспитателем и помощником воспитателя.

4. Дайте заключение о том, какая из функций педагогической деятельности воспитателя реализуется наиболее успешно.

5. Проанализируйте особенности речевого общения воспитателя с детьми по следующим позициям:

а) содержание общения;

б) культура речи воспитателя в общении.

С этой целью проведите запись слов воспитателя на протяжении 0,5 часа в утренний и вечерний отрезок времени.

Помните, что опыт профессионала в организации детей, решении конфликтных ситуаций, использовании определенных средств и методов работы с детьми – неоценимая помощь при формировании индивидуального стиля педагогической деятельности студента-практиканта.

Задание № 3. Особенности взаимодействия воспитателя с детьми дошкольного возраста в группе ДОО.

Методические рекомендации

С первого дня пребывания студента-практиканта в группе детского сада рекомендуется расположить к себе детей, попытаться сделать общение с ними личностно-ориентированным.   Придумайте, что можно провести с детьми, чтобы заинтересовать их своей личностью:

- заранее посмотрите сборники игр и выберите из них самые занимательные;

- подберите веселые забавы, которые можно провести с детьми на прогулке;

- посмотрите альбом с поделками и выберите те, какие вы сделаете с детьми;

- подберите интересные книги, которые вы могли бы почитать детям;

- запомните имя ребенка и обращайтесь к нему только по имени.

- подключайтесь к деятельности детей в каждый удобный момент.

3. В процессе общения с детьми изучайте их поведение, особенности взаимоотношений.

Выберите одного ребенка для изучения его проявлений в различных видах деятельности и составления характеристики. Проведите наблюдения за ним на протяжении всей практики.

4. Обратите внимание, как воспитатель взаимодействует с детьми в разных видах деятельности:

- организован ли каждый режимный момент;

- не создается ли напряженная эмоциональная обстановка в группе при организации жизни детей и соблюдении распорядка дня;

- помогает ли воспитатель детям в выполнении сложных бытовых процедур, трудных поручений;

- обратите внимание на особенности организации педагогом игровой, трудовой, познавательной деятельностей.

В беседе с педагогом выясните, как налаживает воспитатель отношения с детьми, что особенного в организации различных режимных моментов и видов деятельности.

Проанализируйте собранные материалы в дневнике.

Задание № 4. Особенности воспитательной работы с дошкольниками.

Методические рекомендации

1. Проанализируйте программные требования к воспитательной работе с детьми в данной группе.

2. Побеседуйте с воспитателем о направлениях воспитательной работы в данной группе, о тех задачах, которые стоят перед воспитателем.

3. Познакомьтесь с перспективным планом воспитательно-образовательной работы с детьми данной группы и выпишите из него необходимую информацию для оформления своего перспективного календарного плана. Ознакомьтесь с календарным планом воспитательно-образовательной работы с детьми на протяжении недели.

Подробно фиксируйте в дневнике, какие воспитательные задачи ставятся и как реализуются воспитателем вашей возрастной группы.

4. В процессе наблюдений и беседы с воспитателем выясните особенности организации воспитательной работы с детьми данной группы.

 

Задание № 5. Особенности организации образовательной деятельности дошкольников.

Методические рекомендации

1.Проанализируйте программные требования к организации и содержанию образовательной деятельности с дошкольниками данной возрастной группы.

2. Выясните содержание знаний, которое осваивают дети в ОД и в повседневной жизни в данный период времени. Познакомьтесь с перспективным планом по разделу «организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста в ДОО», с календарным планом воспитателя по данному разделу и на протяжении недели подробно фиксируйте в дневнике, какие задачи ставятся и как реализуются воспитателем при организации образовательной деятельности дошкольников.

Побеседуйте с воспитателем о формах образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста, особенностях организации образовательной деятельности в дошкольниками в повседневной жизни и в ОД.

3. Проведите наблюдение за организацией воспитателем ОД с детьми данной группы (предварительно познакомьтесь с их программным содержанием). В процессе наблюдения обратите внимание на:

- способы организации детей;

- структуру ОД, его логику (последовательность, виды развивающих заданий детям, их содержание);

- методы и приемы образовательной деятельности дошкольников, использованные педагогом (особо выделите приемы активизации умственной деятельности детей; способы закрепления и использования имеющихся знаний);

- виды наглядности, способы ее использования;

- деятельность детей на ОД (выполнение заданий, решение поставленных задач, проявление самостоятельности и активности, проявление интереса и внимания);

- сочетание фронтальной и индивидуальной работы на занятии;

- форма педагогической оценки деятельности детей.

Студенту важно оценить, степень трудности заданий, действенность используемых методов и приемов, реализацию программных задач, степень умственной и речевой активности.

 

Задание № 6. Особенности организации и руководства игровой и трудовой деятельностью дошкольников.

Методические рекомендации

I. 1. а) Пронаблюдайте за организацией и руководством сюжетно-ролевыми играми дошкольников. Проанализируйте результаты своих наблюдений:

- какие взаимоотношения взрослых отражают дети в своих сюжетно-ролевых играх;

- какова структура сюжетов (однотемные, многотемные, одноперсонажные, многоперсонажные);

- какие роли исполняют дети в своих играх;

- какие виды игр встречаются чаще у детей группы;

- верна ли стратегия и тактика игрового взаимодействия воспитателя с детьми.

б) Чтобы включиться в детскую игру и установить соответствующую «тактику взаимодействия» выясните следующие вопросы:

- какие методы руководства игрой необходимо использовать, чтобы обогатить содержание игры?

- как можно преобразовать предметно-пространственную среду, чтобы повлиять на сюжет и содержание игры?

- можно ли повлиять на ролевое поведение детей в игре?

- как развивать творчество детей в игре?

в) Попытайтесь подключиться к игре детей, взяв на себя определенную роль. Ответьте на следующие вопросы:

- удалось ли подключиться к игре детей, не нарушив ее развития?

- какие чувства проявляли дети по отношению к вам?

- насколько получилось у вас обыграть взятую на себя роль?

Помните, что инициатива в игре всегда принадлежит детям!

2. а) Пронаблюдайте за организацией и руководством дидактическими играми детей. Ответьте на вопросы:

- Какие виды дидактических игр используются в педагогическом процессе?

-  Какова степень освоения детьми содержания и правил игры?

-  В чем занимательность и новизна содержания, увлеченность детей игрой?

- Каков стиль и тон общения воспитателя с дошкольниками в процессе игры, эмоциональное состояние детей?

- Приемы ознакомления с игрой и руководство ею.

б) Составьте конспект дидактической игры и подготовьте наглядный материал к ней. Самостоятельно организуйте дидактическую игру.

II. 1. Пронаблюдайте организацию и руководство трудом дошкольников. В процессе наблюдения ответьте на вопросы:

5) Какие задачи трудового воспитания решает педагог вашей возрастной группы?

6) Какие виды труда используются в данной возрастной группе, соответствуют ли они возрастным и индивидуальным особенностям детей?

7) Какова степень овладения детьми данной возрастной группы разными видами труда, соответствуют ли трудовые умения и навыки требованиям, сформулированным в программах?

8) Какие методы и приемы использует воспитатель для установления личностно-ориентированного взаимодействия в труде.

2. Самостоятельно организуйте какой-либо вид труда детей:

- составьте план-конспект по организации труда дошкольников, продумайте свое участие в нем;

- организуйте труд по подгруппам, распределив детей с учетом интересов.

 

 4.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций

Оценка знаний, умений, навыков, характеризующая этапы формирования компетенций по производственной практике «Педагогической практике», проводится в форме текущей и промежуточной аттестации.

  К контролю текущей успеваемости относится проверка знаний, умений и сформированных компетенций обучающихся при собеседовании по результатам выполнения заданий отчета обучающихся в ходе индивидуальной консультации с методистом от образовательной организации.

Промежуточная аттестация по производственной практике «Педагогической практике» осуществляется в форме зачета с оценкой. Для получения зачета обучающийся представляет отчет, который выполняется по результатам прохождения практики с учетом (анализом) результатов проведенных работ и отзыва руководителя практики (см.: Раздел III «Положения о порядке проведения практики», п.2.6).

Зачет проводится после завершения прохождения практики в объеме рабочей программы. Результаты аттестации практики фиксируются в экзаменационных ведомостях.

Получение обучающимся неудовлетворительной оценки за аттестацию является академической задолженностью. Ликвидация академической задолженности по практике осуществляется путем ее повторной отработки по специально разработанному графику.

V. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИКИ

5.1. Этапы практики:

Первый этап – установочная конференция, проводится в университете, где обучающихся знакомят с целями, задачами, содержанием и сроками производственной педагогической практики, перечнем необходимой отчетной документацией и требованиями к ее оформлению. Зачитывается приказ о направлении обучающихся на практику. 

Второй этап – основной этап, включает в себя:

 - Начальный этап практики

На этом этапе осуществляется ознакомление студентов с дошкольным учреждением, детьми и педагогическим коллективом; осуществляется распределение студентов по возрастным группам, выбор старосты. Обычно этот этап длится 5 дней, когда студенты знакомятся с условиями воспитания и развития детей в дошкольном учреждении, содержанием и методами работы воспитателей, изучают уровень развития детей, их психологические особенности.

Знакомство с группой, детьми и особенностями организации педагогического процесса. Изучение педагогической документации педагогов конкретной группы. Наблюдение за работой педагога в одной из возрастных групп. Изучение предметно-пространственной среды дошкольного учреждения, особенностей организации и руководства игровой и трудовой деятельностью дошкольников.

- Этап активной педагогической деятельности студента-практиканта

На 2-й и последующих неделях практики студенты-практиканты работают в качестве воспитателя в соответствии с планом работы (составленным практикантом и утвержденным групповым руководителем), выполняют все профессиональные функции воспитателя.

Этап активной педагогической деятельности включает выполнение всех профессиональных функции воспитателя (организация педагогического процесса в группе: проведение режимных моментов, непосредственно-образовательной деятельности, утренней гимнастики, прогулок, экскурсий, игр, сюжетно-ролевых, строительных, дидактических, музыкально-дидактических, театрализованных, досуговых мероприятий и т.д.. Изучение и осуществление работы с родителями. 

 

В процессе выполнения заданий студент-практикант знакомится с дошкольным учреждением, детьми, содержанием работы воспитателя в данной группе детского сада.

Постепенно практиканты подключаются к руководству детской деятельностью: от проведения отдельных ее видов до организации всего дня.

К концу первой, началу второй недели практики студент-практикант переходит к самостоятельной работе с детьми (сначала по плану воспитателя, а затем по плану студента-практиканта, который составлен на основе перспективного плана воспитательно-образовательной работы данной группы).

В конце первой недели практики студент совместно с групповым руководителем составляет индивидуальный план практики по форме.

Со второй недели практиканты, обобщая результаты наблюдений деятельности воспитателя и детей, проектируют свою будущую педагогическую деятельность на последующие недели практики путем составления перспективного и календарного планов воспитательно-образовательной работы.

Перспективный план воспитательно-образовательной работы может иметь следующую форму:

Задачи_________________________________________________

_______________________________________________________

 

  1-я неделя 2-я неделя 3-я неделя 4-я неделя 5-я неделя 6-я неделя
Понедельник            
Вторник            
Среда            
Четверг            
Пятница            

 

Затем студенты составляют календарный план на каждую неделю отдельно, в котором конкретизируют позиции перспективного плана. Важно, чтобы студент-практикант научился планировать свою работу подробно, с указанием цели планируемых мероприятий, методов и приемов педагогической деятельности.

Советуйтесь с воспитателем своей группы при составлении плана работы с детьми!

Выполнение функций деятельности воспитателя требует от студента-практиканта проявления интереса к детям, к совместной деятельности с ними. На этом этапе студенту-практиканту важно вести поиск оптимальных методов, особенностей взаимодействия с детьми и членами педагогического коллектива, это позволит вам формировать индивидуальный стиль педагогической деятельности.

Каждый день студент ведет учет-самоанализ своей педагогической деятельности, это позволит ему выявить достоинства и недостатки своей педагогической деятельности и вовремя устранить их.

1. В течение практики студенты участвуют в методической работе детского сада:

- обсуждении открытых мероприятий воспитателей;

- подготовке педсоветов;

- изучении литературы по отдельным темам.

2. Каждый практикант помогает воспитателям группы в оснащении педагогического процесса: изготавливает дидактические материалы, атрибуты к играм, игрушки, костюмы к праздникам и т.д.

3. Особое значение в работе воспитателя имеет организация взаимодействия студента-практиканта с родителями: беседы, консультации, открытые занятия, изготовление выставок, стендов. Родители – помощники воспитателя в работе с детьми. У них вы можете уточнить и выяснить, что-то важное о вашем воспитаннике. Рассказывайте им о том, чем занимался ребенок, чему научился, советуйте как вести воспитательную работу с детьми дома. Но никогда не жалуйтесь на ребенка, это свидетельствует о вашем педагогическом бессилии!

Практиканту важно принять участие в организации и проведении родительского собрания;

- подготовить доклад по актуальной проблеме воспитания дошкольника в семье;

- подобрать литературу для выставки или стенда к родительскому собранию.

4. Особое значение для практикантов имеет выполнение экспериментальной части курсовой работы. Ее задачи должны быть внесены в план работы студента-практиканта. На педагогическом или методическом совете детского сада можно сообщить воспитателям о результатах экспериментальной работы с детьми.

Организация каждодневной работы студента с детьми позволит ему подготовиться к успешному проведению зачетных видов деятельности.

I. На последних неделях практики студенты проводят зачетные виды деятельности, анализируют результаты практики, составляют отчетную документацию. На последних неделях практики каждый студент проводит на оценку:

- открытый вариант ОД;

- организует виды деятельности детей (игровая, трудовая, художественная, деятельность общения);

- проводит развлекательное или физкультурно-оздоровительное мероприятие (вечер досуга, физкультурный досуг и т.п.);

- участвует в конкурсе на лучшее оформление уголка для родителей, групповой комнаты;

- готовит родительское собрание, беседу, консультацию для родителей и т.д.;

- изготавливает пособия для группы;

- участвует в итоговом педагогическом совещании при дошкольном учреждении: выступает с сообщением о результатах работы; состоянии воспитательно-образовательного процесса в группе.

В процессе практики (начиная со второй недели) студент-практикант осуществляет каждодневную, заранее спланированную, работу, что позволяет ему подготовиться к проведению открытых мероприятий.

При выборе темы открытого мероприятия рекомендуется проконсультироваться с воспитателем группы, заместителем заведующей по воспитательной работе и групповым руководителем, так как ваш успех зависит от интересов и возможностей детей, ваших способностей и опыта воспитателя детского сада.

При проведении открытых мероприятий вы должны показать свои способности к педагогической деятельности, поэтому:

Начинайте подготовку открытых мероприятий с самого начала практики.

Продумайте тему, определите задачи, знания и умения, которые необходимо передать детям.

Спланируйте подготовительную работу.

Посоветуйтесь с воспитателем, заместителем заведующей по воспитательной работе о тех методах и приемах, которые вы будете использовать; о методической литературе, которую следует почитать в процессе подготовки к проведению зачетных видов деятельности.

  Составьте конспект открытого мероприятия, покажите его воспитателю, преподавателю-методисту вуза. Отработайте конспект с учетом советов.

   Важно продумать оформление помещения, размещение оборудования, наглядных пособий, технических средств. Заранее подготовить все необходимое, чтобы не терять времени на поиск в день проведения открытого мероприятия.

  При проведении открытого мероприятия сосредоточьтесь на детях. Вы проводите занятие для детей, а не для тех, кто пришел понаблюдать, учет потребностей детей, желание прийти к ним на помощь поможет вам добиться успеха. Помните, что пришедшие коллеги готовы поддержат вас делом, советом, участием в профессиональном становлении.

   На последней неделе практики студенты участвуют в итоговом педагогическом совещании, оформляют документацию.

  При подготовке к педсовету важно сосредоточить внимание студентов-практикантов на анализе деятельности детского сада и собственной педагогической деятельности во время практики.

  На педсовете рекомендуется обсудить следующие вопросы:

- особенности педагогического процесса детского сада, материально-техническая оснащенность;

- впечатления студентов о работе воспитателей, учете особенностей детей, материальной оснащенности групп;

- анализ и самоанализ педагогической деятельности студентов-практикантов;

- предварительная оценка воспитателя групп деятельности студентов-практикантов; помощь студентов-практикантов в оснащении педагогического процесса детского сада (наглядными пособиями, игрушками, атрибутами к играм; конспекты, сценарии, оформление помещений, участков и др.)

- успехи и трудности при прохождении педагогической практики.

- предложения по совершенствованию педагогической практики.

 

- Заключительный этап практики

На последних неделях практики студенты проводят зачетные виды деятельности, анализируют результаты практики, составляют отчетную документацию. На последних неделях практики каждый студент проводит на оценку:

- открытый вариант ОД;

- организует один из видов деятельности детей (игровая, трудовая, художественная, деятельность общения);

- проводит развлекательное или физкультурно-оздоровительное мероприятие (вечер досуга, физкультурный досуг и т.п.);

- участвует в конкурсе на лучшее оформление уголка для родителей, групповой комнаты;

- готовит родительское собрание, беседу, консультацию для родителей и т.д.;

- изготавливает пособия для группы;

- участвует в итоговом педагогическом совещании при дошкольном учреждении: выступает с сообщением о результатах работы; состоянии воспитательно-образовательного процесса в группе.

- оформляется отчетная документация.

Третий этап – итоговая конференция, которая проводится руководителем от организации после того, как обучающиеся сдали отчетную документацию; заслушиваются отчеты студентов по итогам прохождения производственной практики «Педагогической практики»; выставляются итоговые оценки.

5.2. Базы практики:

Производственная практика «Педагогическая практика» бакалавров по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (направленность (профиль) Психология и педагогика дошкольного образования) проводится на базе муниципальных бюджетных дошкольных образовательных организаций г. Ельца Липецкой обл. в группах детей дошкольного возраста.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 225.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...