Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

III. ФОРМЫ ОТЧЕТНОСТИ ПО ПРАКТИКЕ




ПРОГРАММА

Производственной практики педагогической практики

Направление подготовки (код, наименование):44.03.02 Психолого-педагогическое образование

Направленность (профиль):  Психология и педагогикадошкольного образования

Квалификация (степень):бакалавр (академический)

 

Форма обучения: очная (заочная)

Институт: психологии и педагогики

Кафедра: дошкольного и специального образования

Курс: 4

Семестр: 7

 

Всего часов: 324          

Трудоемкость: 9 зачетных единиц.

 

ЕЛЕЦ – 2017

 


 Программа производственной практики «Педагогическая практика» для обучающихся направления подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование; направленность (профиль) – Психология и педагогика дошкольного образования):

 

1. Разработана на кафедре дошкольного и специального образования ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина» в соответствии со следующими нормативными документами:

– Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденный Приказом Минобрнауки РФ от 19.12.2013 г. № 1367.

– Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Психолого-педагогическое образование (уровень бакалавриат), утвержденный Приказом Минобрнауки РФ от 14 декабря 2015 г. № 1457.

– Положение о порядке проведения практики обучающихся ФГБОУ ВО «ЕГУ им. И.А. Бунина» от  30.12. 2016 г. № 405

 

2. Одобрена на заседании кафедры дошкольного и специального образования (протокол № 8, от «17» января 2017 г.)

Зав. кафедрой: ____________/ И. В. Сушкова /

 

Согласована с директором института психологии и педагогики.

Директор: ____________/И. А. Карпачева /

 

 

Разработчик рабочей программы

(кандидат педагогических наук, доцент) __________________/ О.Н. Бакаева /

 

Представитель работодателя или

объединения работодателей

по направлению подготовки:

_________________                     подпись__________________/Ф.И.О./

 

Рецензент:

(кандидат педагогических наук, доцент)  ______________/ С.Н.  Гамова/
I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

1.1. Вид практики (в соответствии с ФГОС ВО): производственная

1.2. Тип практики:педагогическая  

1.3. Цель практики: закрепление теоретических знаний, полученных при изучении естественно научных и профессиональных дисциплин; обеспечение условий социальной и профессиональной адаптации студентов, освоение ими норм и ценностей педагогической профессии, функциональных обязанностей педагога периода детства; формирование у обучающихся профессионально значимых качеств личности будущего педагога дошкольного образования; профессионально-педагогических умений планирования, организации, анализа и контроля педагогического процесса в   дошкольных образовательных организациях; овладение функциями деятельности воспитателя в группах дошкольного возраста, практическими навыками и компетенциями в сфере профессиональной деятельности.

1.4. Задачи практики:

1. формирование профессионально-педагогических знаний, умений, навыков, соответствующих квалификационным требованиям к воспитателю дошкольной организации;

2. развитие у студентов способности выбирать педагогические технологии, адекватные приоритетным задачам воспитания детей на данной возрастной ступени и индивидуальным особенностям ребенка;

3. овладение тактикой общения, обеспечивающей установление личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком;

4. способности к педагогической рефлексии.

1.5. Способы проведения практики:стационарная (выездная для заочной формы обучения)

1.6. Формы проведения практики:непрерывная


Перечень планируемых результатов обучения при прохождении практики, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.

В результате прохождения практики у обучающихся формируются следующие компетенции:

а) общекультурные (ОК): -

б) общепрофессиональные (ОПК):

- готовность организовывать различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую (ОПК-5);

-готовность использовать знание нормативных документов и знание предметной области в культурно-просветительской работе (ОПК-7);

- способность понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики (ОПК-8);

- готовностью применять в профессиональной деятельности основные международные и отечественные документы о правах ребёнка и правах инвалидов (ОПК-11);

- способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учётом основных требований информационной безопасности (ОПК-13).

в) профессиональные (ПК):

- способность  организовывать игровую и продуктивные виды деятельности (ПК-1);

- готовность реализовывать профессиональные задачи образовательных, оздоровительных и коррекционно- развивающих программ (ПК-2);

- способностью обеспечивать соответствующее возрасту взаимодействие дошкольников в соответствующих видах деятельности (ПК-3);

- готовность обеспечивать соблюдение педагогических условий общения и развития дошкольников в образовательной организации» (ПК- 4):

- способность осуществлять сбор данных об индивидуальных особенностях дошкольников, проявляющихся в образовательной деятельности и взаимодействии со взрослыми и сверстниками (ПК-5);

-способность осуществлять взаимодействие с семьёй, педагогическими работниками, в том числе с педагогом-психологом, образовательной организации по вопросам воспитания, обучения и развития дошкольников (ПК-6).

 

Планируемые результаты прохождения практики

Код формируемой компетенции по ООП ВО Знать Уметь Владеть
ОПК-5 -особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте; -современные методы и приемы организации различных видов деятельности (игровой, учебной, предметной, продуктивной, культурно-досуговой) в соответствии с возрастными нормами их развития.   - организовывать виды деятельности, осуществляемые в раннем и дошкольном возрасте: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечения игрового времени и пространства; -организовывать конструктивное взаимодействие детей в разных видах деятельности, создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов; -планировать различные виды деятельности (игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую) в группах детей раннего и дошкольного возраста. - методами и приемами, необходимыми для организации различных видов деятельности (игровой, учебной, предметной, продуктивной, культурно-досуговой) с детьми раннего и дошкольного возраста.    уважением, ведущий научный сотрудник ФИРО Куртеева Л.Н.ч  
ОПК-7 -основные законодательные акты по вопросам психолого-педагогической деятельности; -принципы формирования нормативно-правового обеспечения психолого-педагогической деятельности, структуру и виды нормативных правовых актов; -основные направления совершенствования законодательства Российской Федерации в области психолого-педагогической деятельности. -анализировать нормативно-правовые акты в сфере психолого-педагогической деятельности; -условия развития и механизмы формирования законодательства в сфере психолого-педагогической деятельности; -выявлять противоречия в законодательстве Российской Федерации в области психолого-педагогической деятельности;  -применять полученные знания в социально-педагогической деятельности.   -навыками анализа законодательных актов Российской Федерации и документы международного права по вопросам психолого-педагогической деятельности с их последующим использованием при решении профессиональных задач.  
ОПК-8 -содержание, особенности, социальную значимость педагогической профессии; -содержание, виды и структуру будущей профессиональной деятельности; -специфику профессиональной ответственности в области педагогической деятельности     -дать характеристику педагогической профессии; -оценивать социальную значимость своей профессии; анализировать результаты           своей педагогической деятельности с позиции этики педагогического профессионализма -приемами анализа образовательной практики и определения социальной значимости педагогической профессии; -навыками ответственного отношения к выполнению своего профессионального долга; -способами осмысления и осознания собственных действий в работе с детской аудиторией.
ОПК-11 -содержаниемеждународных и отечественных документов о правах ребёнка и правах инвалидов; -области применения международных и отечественных документов о правах ребёнка и правах инвалидов спецификуприменения международных и отечественных документов о правах ребёнка и правах инвалидов в различных типах образовательных учреждениях и различных видах психолого-педагогической деятельности -классифицировать международные и отечественные документы о правах ребёнка и правах инвалидов; -применять международные и отечественные документы о правах ребёнка и правах инвалидов в различных типах образовательных учреждениях и различных видах психолого-педагогической деятельности; -разъяснять участникам образовательного процесса о мерах по соблюдению основных международных и отечественных документов о правах ребёнка и правах инвалидов -способами отбора международных и отечественных документов о правах ребёнка и правах инвалидов для профессиональной деятельности для защиты прав ребёнка навыками и способами применения международных и отечественных документов о правах ребёнка и правах инвалидов в различных типах образовательных учреждениях и различных видах психолого-педагогической деятельности
ОПК-13 -основные информационные технологии и специфику их использования в педагогической деятельности; - базовые понятия, связанные с использованием методов и средств получения, хранения, и трансляции информации посредством современных компьютерных технологий; -современные информационно коммуникационные технологии; -требования информационной и библиографической культуры и информационной безопасности; - способы и алгоритмы решения профессиональных задач; - информационное законодательство, международные соглашения и договоры, другие национальные и международные нормативные правовые акты;   - применять базовые понятия естественных наук, математики и информатики в познавательной и профессиональной деятельности;  - использовать естественнонаучные и математические знания для ориентирования в современном информационном пространстве; - умение разрабатывать тематические электронные ресурсы, использовать математические методы и информационные технологии в психолого-педагогических исследованиях; - проводить измерения и наблюдения, составлять описания проводимых исследований, обрабатывать, анализировать и систематизировать психолого-педагогическую информацию по теме исследования, выбирать методики и средства решения задач; - решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности; - способностью к применению современных информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе; -естественнонауч-ными и математическими знаниями для управления движением информации в информационном поле; -информационными ресурсами на машинных носителях – специализированными информационными массивами в виде автоматизированных баз данных (АБД), а также информационными ресурсами, распределенными по WEB-сайтам в сети Internet. - методами и средствами защиты информации, правовыми нормами – информационным законодательством, международными соглашениями и договорами.  
ПК-1 -сущность, содержание, формы, методы, средства воспитания дошкольников; - психологические и педагогические основы игровой и продуктивной деятельностей детей; -теории и технологии организации игровой и продуктивной деятельностей детей дошкольного возраста;   - проектировать и реализовывать игровую и продуктивную деятельности с использованием современных технологий, соответствующих общим и специфическим закономерностям и особенностям возрастного развития личности; - создавать педагогически целесообразную игровую и художественно-эстетическую образовательную среду; - организовать процесс игровой и продуктивной деятельностей в условиях ДОО -способами отбора, проектирования и реализации содержания, форм, методов игровой и продуктивной деятельностей детей дошкольного возраста. -способами организации игровой и продуктивной деятельностей детей в ДОО.   
ПК-2 - профессиональные задачи образовательных, оздоровительных и коррекционно- развивающих программ; -структуру образовательных, оздоровительных и коррекционно-развивающих программ; - специфику образовательных, оздоровительных и коррекционно-развивающих программ   -проводить сравнительный анализ структуры образовательных, оздоровительных и коррекционно-развивающих программ; -реализовывать профессиональные задачи образовательных, оздоровительных и коррекционно- развивающих программ в педагогическом процессе ДОО; - анализировать и определять эффективность реализации образовательных, оздоровительных и коррекционно- развивающих программ -методами анализа, оценивания и прогнозирования эффективности реализациипрофессиональных задач образовательных, оздоровительных и коррекционно- развивающих программ; - технологиями проведения разных форм работы по реализации профессиональных задач образовательных, оздоровительных и коррекционно- развивающих программ  уважением, ведущий научный сотрудник ФИРО Куртеева Л.Н.ч
ПК-3 -сущность современных форм, методик и технологий обеспечения соответствующее возрасту взаимодействие дошкольников в соответствующих видах деятельности; - требования кобеспечению соответствующее возрасту взаимодействие дошкольников в соответствующих видах деятельности; - формы, методики и технологии обеспечения соответствующее возрасту взаимодействие дошкольников в соответствующих видах деятельности;  -особенности обеспечения соответствующее возрасту взаимодействие дошкольников в соответствующих видах деятельности; -виды деятельности соответствующие возрасту детей.   -использовать современные формы, методики и технологии обеспечения соответствующее возрасту взаимодействие дошкольников в соответствующих видах деятельности; - учитывать требования кобеспечению соответствующее возрасту взаимодействие дошкольников в соответствующих видах деятельности; - отбирать современные формы, методики и технологии организации взаимодействия дошкольников в детских видах деятельности; -обеспечивать взаимодействие дошкольников в соответствующих видах деятельности в соответствии с возрастом.   - современными формами, методиками и технологиями обеспечения соответствующее возрасту взаимодействие дошкольников в детских видах деятельности; - навыками отбора современных форм, методик и технологий обеспечения соответствующее возрасту взаимодействие дошкольников в соответствующих видах деятельности; -современными диагностическими средствами и методами обеспечения соответствующее возрасту взаимодействие дошкольников в соответствующих видах деятельности; -способами обеспечения соответствующее возрасту взаимодействие дошкольников в соответствующих видах деятельности.
ПК-4 -специфику дошкольного образования и особенности организации работы с детьми дошкольного возраста; -современные образовательные технологии, обеспечивающие общение и развитие детей дошкольного возраста в образовательной организации; -педагогические условия, обеспечивающие процесс общения и развития детей в ДОО. -конструировать педагогический процесс в ДОО, направленный на соблюдение педагогических условий общения и развития детей дошкольного возраста; - применять современные образовательные технологии в организации педагогического процесса в ДОО; -реализовывать педагогические условия общения и развития дошкольников в образовательной организации. -методами и современными образовательными технологиями дошкольного образования; -готовностью обеспечивать соблюдение педагогических условий общения и развития дошкольников в образовательной организации.    
ПК-5 -индивидуальные особенностидошкольников, проявляющихся в образовательной деятельности и взаимодействии со взрослыми и сверстниками; методы сбора данных об индивидуальных особенностях дошкольников, проявляющихся в образовательной деятельности и взаимодействии со взрослыми и сверстниками; -методы математической обработки результатов сбора данных об индивидуальных особенностях дошкольников, проявляющихся в образовательной деятельности и взаимодействии со взрослыми и сверстниками возможности, ограничения и требования, предъявляемые к методам сбора данных об индивидуальных особенностях дошкольников, проявляющихся в образовательной деятельности и взаимодействии со взрослыми и сверстниками   -применятьметоды сбора данных об индивидуальных особенностях дошкольников, проявляющихся в образовательной деятельности и взаимодействии со взрослыми и сверстниками; с использованием методов сбора данных об индивидуальных особенностях дошкольников выявлять особенности и возможные причины дезадаптации с целью оказания психологической помощи; -с использованием методов сбора данных об индивидуальных особенностях дошкольников осуществлять диагностику одарённости, структуры способностей дошкольников, проявляющихся в образовательной деятельности; -с использованием методов сбора данных об индивидуальных особенностях дошкольников диагностировать интеллектуальные, личностные, эмоционально-волевые особенности дошкольников, проявляющихся в образовательной деятельности и взаимодействии со взрослыми и сверстниками -технологией составления психолого- педагогического заключения по результатам использования методов сбора данных об индивидуальных особенностях дошкольников в образовательной деятельности и взаимодействии со взрослыми и сверстниками; -навыками проведения психолого-педагогической диагностики с использованием методов сбора данных об индивидуальных особенностях дошкольников, проявляющихся в образовательной деятельности и взаимодействии со взрослыми и сверстниками навыками интерпретации данных, полученных с помощью сбора данных об индивидуальных особенностях дошкольников, проявляющихся в образовательной деятельности и взаимодействии со взрослыми и сверстниками  
ПК-6 - основные понятия, сущность семейного и общественного воспитания и условия их эффекти вного взаимодействия; -научные, психолого-педагогические основы семейного воспитания детей; -методы и приемы диагностики проблем детско-родительских отношений, особенностей семейного воспитания детей и взаимодействия членов педагогического коллектива; -формы взаимодействие с семьей, педагогами и психологами образовательной организации по вопросам воспитания, обучения и развития дошкольников. -осуществлять взаимодействие с семьей, педагогами и психологами образовательной организации по вопросам воспитания, обучения и развития дошкольников; -подбирать и проводить диагностические методики по изучению детско-родительских отношений, особенностей семейного воспитания детей, общения и взаимодействия членов педагогического коллектива; -организовывать разнообразные формы взаимодействия с семьей и педагогическими работниками.   -технологиями взаимодействия с семьей, педагогами и психологами образовательной организации по вопросам воспитания, обучения и развития дошкольников; -современными методами и приемами диагностики и контроля деятельности педагога в работе с семьей и педагогическими работниками; -ИКТ-компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки деятельности ДОО в работе с семьей, педагогическими работниками.

1.8. Место практики в структуре основной образовательной программы высшего образования (ООП ВО):

Производственная практика «Педагогическая практика» (Б.2.П.2) является обязательным видом учебной работы бакалаврианта, входит в раздел Б.2.П «Производственная практика» ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование».

   Производственной практике предшествует изучение дисциплин учебного плана ФГОС ВО:

- дисциплин  «Общая психология» (Б1.Б.10), «Возрастная психология» (Б1.Б.11), «Социальная психология» (Б1.Б.12), «Психология дошкольного возраста» (Б1.В.ОД.8),  (изучение данных дисциплин позволит студентам в ходе практики организовать и проанализировать игровую деятельность детей, особенности общения со сверстниками и взрослыми и т.д.).

- дисциплин «Дошкольная педагогика» (Б1.Б.15), «Психология семья и семейного воспитания» (Б1.В.ОД.9) и др. (изучение данных дисциплин позволит студентам в ходе практики организовать работу с родителями, игровую и трудовую деятельность детей); «Теория и технологии экологического образования детей» (Б1.В.ОД.20), «Технологии развития речи детей» (Б1.В.ОД.21), «Теория и технологии физического воспитания детей» (Б1.В.ОД.22), «Технологии развития детской изобразительной деятельности» (Б1.В.ОД.23), «Технологии развития математических представлений у детей» (Б1.В.ОД.24), «Теория и технология музыкального воспитания детей» (Б1.В.ОД.25), (изучение данных дисциплин позволит студентам создать развивающую среду, использовать разнообразные технологии развития дошкольников, организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста).

Производственная практика «Педагогическая практика» является логическим завершением изучения данных дисциплин.

«Педагогическая практика»является продолжением работы по углублению и расширению профессионально-педагогических знаний, умений и навыков, сформированных у студентов-бакалавров в процессе предыдущей учебной практики «Практики по получению первичных профессиональных умений и навыков» (Б2.У.1) и производственной «Практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (летней психолого-педагогической практики» (Б2. П.1) в 6 и 7 семестрах.

В процессе практической работы студент ставится в условия, максимально приближенные к профессиональной деятельности воспитателя. Основная деятельность студента-практиканта направлена на:

· организацию режимных моментов;

· организацию непосредственно образовательной деятельности;

· организацию свободной от занятий деятельности (самостоятельная изобразительная деятельность, проведение математических, музыкально-дидактических игр, экскурсии и т.д.);

· организацию общения детей;

· проведение консультаций для родителей по вопросам воспитания здорового ребенка в семье;

· организацию досуговых мероприятий.

 

1.9. Объем и продолжительность практики в зачетных единицах и ее продолжительность в неделях либо в академических часах:

Объем практики – 9 зачетных единиц.

Продолжительность практики – 6 недель.

II. СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ

 2.1. Содержание заданий, раскрывающих основные виды деятельности обучающихся во время прохождения практики:

На начальном этапе осуществляется ознакомление студентов с дошкольной организацией, детьми и педагогическим коллективом; осуществляется распределение студентов по возрастным группам, выбор старосты. Обычно этот этап длится 5 дней, когда студенты знакомятся с условиями воспитания и развития детей в дошкольной организации, содержанием и методами работы воспитателей, изучают уровень развития детей, их психологические особенности.

Задание № 1. Предметно-пространственная среда дошкольной организации

Методические рекомендации

При характеристике материальных условий дошкольной организации необходимо обратить внимание на предметную среду детского сада в целом и отдельных групп для детей дошкольного возраста.

В процессе экскурсии по детскому саду, обратите внимание на наличие физкультурного и музыкального залов; участков детского сада, методического кабинета. Опишите оснащение этих помещений.

   Оцените оборудование групп детского сада:

- наличие зон для разных видов деятельности (игровой, трудовой, учебной и др.), уголка природы, книжного уголка;

- условия хранения оборудования группы, дидактических материалов, игрушек, доступность их детям.

- соответствие оборудования гигиеническим и эстетическим требованиям.

Анализируя пространственно-предметную среду, сделайте вывод о том, подчинена ли она ребенку, его психологическому здоровью, носит ли она развивающий характер.  

Задание № 2. Специфика труда воспитателя детского сада.

Методические рекомендации

1. В процессе беседы познакомьтесь с воспитателем группы и установите «доверительно-деловой контакт».

2. Проанализируйте содержание работы воспитателя в первую и вторую половину дня, проделав хронометраж его деятельности. Внести полученные результаты в дневнике педагогической практики.

3. Проанализируйте, как проявляется сотрудничество между воспитателем и помощником воспитателя.

4. Дайте заключение о том, какая из функций педагогической деятельности воспитателя реализуется наиболее успешно.

5. Проанализируйте особенности речевого общения воспитателя с детьми по следующим позициям:

а) содержание общения;

б) культура речи воспитателя в общении.

С этой целью проведите запись слов воспитателя на протяжении 0,5 часа в утренний и вечерний отрезок времени.

Помните, что опыт профессионала в организации детей, решении конфликтных ситуаций, использовании определенных средств и методов работы с детьми – неоценимая помощь при формировании индивидуального стиля педагогической деятельности студента-практиканта.

Задание № 3. Особенности взаимодействия воспитателя с детьми дошкольного возраста в группе ДОО.

Методические рекомендации

С первого дня пребывания студента-практиканта в группе детского сада рекомендуется расположить к себе детей, попытаться сделать общение с ними личностно-ориентированным. Придумайте, что можно провести с детьми, чтобы заинтересовать их своей личностью:

- заранее посмотрите сборники игр и выберите из них самые занимательные;

- подберите веселые забавы, которые можно провести с детьми на прогулке;

- посмотрите альбом с поделками и выберите те, какие вы сделаете с детьми;

- подберите интересные книги, которые вы могли бы почитать детям;

- запомните имя ребенка и обращайтесь к нему только по имени.

- подключайтесь к деятельности детей в каждый удобный момент.

1. В процессе общения с детьми изучайте их поведение, особенности взаимоотношений.

Выберите одного ребенка для изучения его проявлений в различных видах деятельности и составления характеристики. Проведите наблюдения за ним на протяжении всей практики.

2. Обратите внимание, как воспитатель взаимодействует с детьми в разных видах деятельности:

- организован ли каждый режимный момент;

- не создается ли напряженная эмоциональная обстановка в группе при организации жизни детей и соблюдении распорядка дня;

- помогает ли воспитатель детям в выполнении сложных бытовых процедур, трудных поручений;

- обратите внимание на особенности организации педагогом игровой, трудовой, познавательной деятельностей.

В беседе с педагогом выясните, как налаживает воспитатель отношения с детьми, что особенного в организации различных режимных моментов и видов деятельности.

Проанализируйте собранные материалы в дневнике.

Задание № 4. Особенности воспитательной работы с дошкольниками.

Методические рекомендации

1. Проанализируйте программные требования к воспитательной работе с детьми в данной группе.

2. Побеседуйте с воспитателем о направлениях воспитательной работы в данной группе, о тех задачах, которые стоят перед воспитателем.

3. Познакомьтесь с перспективным планом воспитательно-образовательной работы с детьми данной группы и выпишите из него необходимую информацию для оформления своего перспективного календарного плана. Ознакомьтесь с календарным планом воспитательно-образовательной работы с детьми на протяжении недели.

Подробно фиксируйте в дневнике, какие воспитательные задачи ставятся и как реализуются воспитателем вашей возрастной группы.

4. В процессе наблюдений и беседы с воспитателем выясните особенности организации воспитательной работы с детьми данной группы.

 

Задание № 5. Особенности организации образовательной деятельности дошкольников.

Методические рекомендации

1.Проанализируйте программные требования к организации и содержанию образовательной деятельности с дошкольниками данной возрастной группы.

2. Выясните содержание знаний, которое осваивают дети в ОД и в повседневной жизни в данный период времени. Познакомьтесь с перспективным планом по разделу «организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста в ДОО», с календарным планом воспитателя по данному разделу и на протяжении недели подробно фиксируйте в дневнике, какие задачи ставятся и как реализуются воспитателем при организации образовательной деятельности дошкольников.

Побеседуйте с воспитателем о формах образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста, особенностях организации образовательной деятельности в дошкольниками в повседневной жизни и в ОД.

3. Проведите наблюдение за организацией воспитателем ОД с детьми данной группы (предварительно познакомьтесь с их программным содержанием). В процессе наблюдения обратите внимание на:

- способы организации детей;

- структуру ОД, его логику (последовательность, виды развивающих заданий детям, их содержание);

- методы и приемы образовательной деятельности дошкольников, использованные педагогом (особо выделите приемы активизации умственной деятельности детей; способы закрепления и использования имеющихся знаний);

- виды наглядности, способы ее использования;

- деятельность детей на ОД (выполнение заданий, решение поставленных задач, проявление самостоятельности и активности, проявление интереса и внимания);

- сочетание фронтальной и индивидуальной работы на занятии;

- форма педагогической оценки деятельности детей.

Студенту важно оценить, степень трудности заданий, действенность используемых методов и приемов, реализацию программных задач, степень умственной и речевой активности.

 

Задание № 6. Особенности организации и руководства игровой и трудовой деятельностью дошкольников.

Методические рекомендации

I. 1. а) Пронаблюдайте за организацией и руководством сюжетно-ролевыми играми дошкольников. Проанализируйте результаты своих наблюдений:

- какие взаимоотношения взрослых отражают дети в своих сюжетно-ролевых играх;

- какова структура сюжетов (однотемные, многотемные, одноперсонажные, многоперсонажные);

- какие роли исполняют дети в своих играх;

- какие виды игр встречаются чаще у детей группы;

- верна ли стратегия и тактика игрового взаимодействия воспитателя с детьми.

б) Чтобы включиться в детскую игру и установить соответствующую «тактику взаимодействия» выясните следующие вопросы:

- какие методы руководства игрой необходимо использовать, чтобы обогатить содержание игры?

- как можно преобразовать предметно-пространственную среду, чтобы повлиять на сюжет и содержание игры?

- можно ли повлиять на ролевое поведение детей в игре?

- как развивать творчество детей в игре?

в) Попытайтесь подключиться к игре детей, взяв на себя определенную роль. Ответьте на следующие вопросы:

- удалось ли подключиться к игре детей, не нарушив ее развития?

- какие чувства проявляли дети по отношению к вам?

- насколько получилось у вас обыграть взятую на себя роль?

Помните, что инициатива в игре всегда принадлежит детям!

2. а) Пронаблюдайте за организацией и руководством дидактическими играми детей. Ответьте на вопросы:

- Какие виды дидактических игр используются в педагогическом процессе?

-  Какова степень освоения детьми содержания и правил игры?

-  В чем занимательность и новизна содержания, увлеченность детей игрой?

- Каков стиль и тон общения воспитателя с дошкольниками в процессе игры, эмоциональное состояние детей?

- Приемы ознакомления с игрой и руководство ею.

б) Составьте конспект дидактической игры и подготовьте наглядный материал к ней. Самостоятельно организуйте дидактическую игру.

II. 1. Пронаблюдайте организацию и руководство трудом дошкольников. В процессе наблюдения ответьте на вопросы:

1) Какие задачи трудового воспитания решает педагог вашей возрастной группы?

2) Какие виды труда используются в данной возрастной группе, соответствуют ли они возрастным и индивидуальным особенностям детей?

3) Какова степень овладения детьми данной возрастной группы разными видами труда, соответствуют ли трудовые умения и навыки требованиям, сформулированным в программах?

4) Какие методы и приемы использует воспитатель для установления личностно-ориентированного взаимодействия в труде.

2. Самостоятельно организуйте какой-либо вид труда детей:

- составьте план-конспект по организации труда дошкольников, продумайте свое участие в нем;

- организуйте труд по подгруппам, распределив детей с учетом интересов.

В процессе выполнения заданий студент-практикант знакомится с дошкольным учреждением, детьми, содержанием работы воспитателя в данной группе детского сада.

Постепенно практиканты подключаются к руководству детской деятельностью: от проведения отдельных ее видов до организации всего дня.

К концу первой, началу второй недели практики студент-практикант переходит к самостоятельной работе с детьми (сначала по плану воспитателя, а затем по плану студента-практиканта, который составлен на основе перспективного плана воспитательно-образовательной работы данной группы).

В конце первой недели практики студент совместно с групповым руководителем составляет индивидуальный план практики по форме.

Со второй недели практиканты, обобщая результаты наблюдений деятельности воспитателя и детей, проектируют свою будущую педагогическую деятельность на последующие недели практики путем составления перспективного и календарного планов воспитательно-образовательной работы.

Методические рекомендации

Перспективный план воспитательно-образовательной работы может иметь следующую форму:

Задачи_________________________________________________

_______________________________________________________

 

  1-я неделя 2-я неделя 3-я неделя 4-я неделя 5-я неделя 6-я неделя
Понедельник            
Вторник            
Среда            
Четверг            
Пятница            

 

Затем студенты составляют календарный план на каждую неделю отдельно, в котором конкретизируют позиции перспективного плана. Важно, чтобы студент-практикант научился планировать свою работу подробно, с указанием цели планируемых мероприятий, методов и приемов педагогической деятельности.

Советуйтесь с воспитателем своей группы при составлении плана работы с детьми!

Методические рекомендации

Выполнение функций деятельности воспитателя требует от студента-практиканта проявления интереса к детям, к совместной деятельности с ними. На этом этапе студенту-практиканту важно вести поиск оптимальных методов, особенностей взаимодействия с детьми и членами педагогического коллектива, это позволит вам формировать индивидуальный стиль педагогической деятельности.

Каждый день студент ведет учет-самоанализ своей педагогической деятельности, это позволит ему выявить достоинства и недостатки своей педагогической деятельности и вовремя устранить их.

1. В течение практики студенты участвуют в методической работе детского сада:

- обсуждении открытых мероприятий воспитателей;

- подготовке педсоветов;

- изучении литературы по отдельным темам.

2. Каждый практикант помогает воспитателям группы в оснащении педагогического процесса: изготавливает дидактические материалы, атрибуты к играм, игрушки, костюмы к праздникам и т.д.

3. Особое значение в работе воспитателя имеет организация взаимодействия студента-практиканта с родителями: беседы, консультации, открытые занятия, изготовление выставок, стендов. Родители – помощники воспитателя в работе с детьми. У них вы можете уточнить и выяснить, что-то важное о вашем воспитаннике. Рассказывайте им о том, чем занимался ребенок, чему научился, советуйте как вести воспитательную работу с детьми дома. Но никогда не жалуйтесь на ребенка, это свидетельствует о вашем педагогическом бессилии!

Практиканту важно принять участие в организации и проведении родительского собрания;

- подготовить доклад по актуальной проблеме воспитания дошкольника в семье;

- подобрать литературу для выставки или стенда к родительскому собранию.

4. Особое значение для практикантов имеет выполнение экспериментальной части курсовой работы. Ее задачи должны быть внесены в план работы студента-практиканта. На педагогическом или методическом совете детского сада можно сообщить воспитателям о результатах экспериментальной работы с детьми.

Организация каждодневной работы студента с детьми позволит ему подготовиться к успешному проведению зачетных видов деятельности.

I. На последних неделях практики студенты проводят зачетные виды деятельности, анализируют результаты практики, составляют отчетную документацию. На последних неделях практики каждый студент проводит на оценку:

- открытый вариант ОД;

- организует один из видов деятельности детей (игровая, трудовая, художественная, деятельность общения);

- проводит развлекательное или физкультурно-оздоровительное мероприятие (вечер досуга, физкультурный досуг и т.п.);

- участвует в конкурсе на лучшее оформление уголка для родителей, групповой комнаты;

- готовит родительское собрание, беседу, консультацию для родителей и т.д.;

- изготавливает пособия для группы;

- участвует в итоговом педагогическом совещании при дошкольном учреждении: выступает с сообщением о результатах работы; состоянии воспитательно-образовательного процесса в группе.

Методические рекомендации

 В процессе практики (начиная со второй недели) студент-практикант осуществляет каждодневную, заранее спланированную, работу, что позволяет ему подготовиться к проведению открытых мероприятий.

При выборе темы открытого мероприятия рекомендуется проконсультироваться с воспитателем группы, заместителем заведующей по воспитательной работе и групповым руководителем, так как ваш успех зависит от интересов и возможностей детей, ваших способностей и опыта воспитателя детского сада.

При проведении открытых мероприятий вы должны показать свои способности к педагогической деятельности, поэтому:

Начинайте подготовку открытых мероприятий с самого начала практики.

Продумайте тему, определите задачи, знания и умения, которые необходимо передать детям.

Спланируйте подготовительную работу.

Посоветуйтесь с воспитателем, заместителем заведующей по воспитательной работе о тех методах и приемах, которые вы будете использовать; о методической литературе, которую следует почитать в процессе подготовки к проведению зачетных видов деятельности.

  Составьте конспект открытого мероприятия, покажите его воспитателю, преподавателю-методисту вуза. Отработайте конспект с учетом советов.

   Важно продумать оформление помещения, размещение оборудования, наглядных пособий, технических средств. Заранее подготовить все необходимое, чтобы не терять времени на поиск в день проведения открытого мероприятия.

  При проведении открытого мероприятия сосредоточьтесь на детях. Вы проводите занятие для детей, а не для тех, кто пришел понаблюдать, учет потребностей детей, желание прийти к ним на помощь поможет вам добиться успеха. Помните, что пришедшие коллеги готовы поддержат вас делом, советом, участием в профессиональном становлении.

   На последней неделе практики студенты участвуют в итоговом педагогическом совещании, оформляют документацию.

  При подготовке к педсовету важно сосредоточить внимание студентов-практикантов на анализе деятельности детского сада и собственной педагогической деятельности во время практики.

  На педсовете рекомендуется обсудить следующие вопросы:

- особенности педагогического процесса детского сада, материально-техническая оснащенность;

- впечатления студентов о работе воспитателей, учете особенностей детей, материальной оснащенности групп;

- анализ и самоанализ педагогической деятельности студентов-практикантов;

- предварительная оценка воспитателя групп деятельности студентов-практикантов; помощь студентов-практикантов в оснащении педагогического процесса детского сада (наглядными пособиями, игрушками, атрибутами к играм; конспекты, сценарии, оформление помещений, участков и др.)

- успехи и трудности при прохождении педагогической практики.

- предложения по совершенствованию педагогической практики.

III. ФОРМЫ ОТЧЕТНОСТИ ПО ПРАКТИКЕ

3.1. Формы отчетности по итогам практики:

Перечень документов по итогам практики с требованиями к их

оформлению:

1. Заполненный и заверенный подписями и печатью рабочий график производственной практики.

2. Дневник производственной практики.

3. План воспитательно-образовательной работы в группе на 6 недель.

4. Конспекты открытых мероприятий с оценкой на титульном листе (2-3 конспекта ОД, 1-2 сценария развлечения, вечера-досуга или физкультурного досуга, 2-3 конспекта игровой деятельности, 1-2 конспекта трудовой деятельности).

5. Материалы по работе с родителями с оценкой на титульном листе: 2 сценария традиционных форм: родительское собрание, беседа, консультация для родителей и т.д.; 1 сценарий нетрадиционной формы: деловая игра, диспут, круглый стол и т.д.

6. Письменный отчет-самоанализ о прохождении производственной практики с подписью практиканта.

7. Презентация фото-материалов или видеозаписи о прохождении производственной практики (от каждого ДОО).

Каждый обучающийся распечатывает рабочий график производственной практики (в виде книжечки) и по итогам ее прохождения вкладывает в папку с отчетной документации.

 

РАБОЧИЙ ГРАФИК










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 187.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...