Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Инфраструктура бюджетного процесса. Аналитический, учетный, организационный и программно-технический компоненты




Для внедрения в практику предприятий системы бюджетирования необходим ряд обязательных условий, без которых эта система не сможет работать. Существует четыре компонента бюджетного процесса, которые тесно связаны между собой и составляют инфраструктуру бюджетирования на предприятии:

1) аналитический блок;

2) учетный блок;

3) организационный блок;

4) программно-технический блок.

Во-первых, предприятие должно располагать соответствующей методологической и методической базой разработки, контроля и анализа исполнения сводного бюджета, а работники управленческих служб должны быть достаточно квалифицированными, чтобы уметь применять эту методологию на практике. Это условие составляет аналитический блок бюджетного процесса. В рамках данного блока определяются виды и форматы бюджетов, система целевых показателей и нормативов, порядок консолидации бюджетов различных уровней управления и функционального назначения.

Во- вторых, для того, чтобы разрабатывать бюджет, контролировать и анализировать его исполнение, нужна соответствующая количественная информация. Следовательно, на предприятии должна существовать система управленческого учета, обеспечивающая информацией, необходимой для обеспечения бюджетного процесс. Система управленческого учета на предприятии составляет основу учетного блока бюджетного процесса.

     В-третьих, важное значение при реализации бюджетного процесса имеет организационный блок бюджетного процесса.

Он  включает в себя:

- финансовую структуру предприятия (структуру по центрам ответственности, либо по сегментам бизнеса предприятия, которые являются объектами бюджетирования);

- процесс распределения функций между функциональными службами и структурными подразделениями различных уровней управления;

- бюджетный регламент и механизмы контроля (процедуры составления бюджетов, их представления и согласования, порядок последующей корректировки, сбора и обработки данных об исполнении бюджетов).

Регламент взаимодействия служб аппарата управления и структурных подразделений, закрепляющий в соответствующих внутренних нормативных актах и инструкциях обязанности каждого подразделения на каждой стадии бюджетного процесса. Так как бюджетный процесс является непрерывным и повторяющимся, регулярно в соответствующие сроки в аппарат управления из структурных подразделений должна поступать учетная информация, необходимая для его обеспечения.

 С другой стороны, структурные подразделения должны своевременно получать из аппарата управления бюджетное задание и коррективы, вносимые в него в течение бюджетного периода. Следовательно, важнейшей составляющей регламента бюджетного процесса является внутренний документооборот – совокупность регулярных, закрепленных в соответствующих внутренних нормативных актах и инструкциях, информационных потоков подразделений предприятия в процессе бюджетирования.

В- четвертых, процесс бюджетирования предполагает регистрацию и обработку информации, что затруднительно, особенно на средних и крупных предприятиях, сделать вручную. При использовании программно-технических средств существенно повышается уровень оперативности и качества учетно-аналитической работы, а количество ошибок сокращается. Программно-технические средства, используемые предприятием в процессе бюджетирования, составляют программно-технический блок.

 

3. Назначение внутрифирменного бюджетирования

В самом общем виде назначение бюджетирования в организации заключается в следующем:

1) Повышение финансовой обоснованности принимаемых управленческих решений на всех уровнях управления.

2) Повышение эффективности использования имеющихся в распоряжении фирмы и ее структурных подразделений ресурсов, активов и ответственности руководителей различного уровня управления за предоставленные в их распоряжение ресурсы и активы.

3) Создание возможности для оценки привлекательности отдельных сфер хозяйствования, которые реализует или которыми собирается заняться в будущем предприятие или фирма.

4) Более точное определение направлений инвестиционной политики, направлений реструктуризации предприятия.

5) Укрепление финансовой дисциплины и сочетание стимулирования более эффективной работы структурных подразделений в интересах всей организации.

 

Виды бюджетов

В зависимости от поставленных задач различают следующие виды бюджетов:

1) Статическиеи гибкие.

Статический– бюджет, который составляется на определенный уровень деловой активности. (объем продаж, объем выпуска. Данные это бюджета используются выявления общего отклонения, по скольку он обязателен к исполнению.

Гибкий– определяется на диапазон уровня деловой активности, в нем затраты подразделяются на переменные и постоянные. Он используется как на стадии планирования так и на стадии контроля. На стадии планирования – для выработки альтернативных вариантов, на стадии контроля – для определения составляющий общего отклонения: контролируемого и по объему.

2) Генеральные (сводные)и частные.

Бюджет развития и скользящий бюджет

 Бюджет развития составляется на определенный бюджетный период, обязателен к исполнению, в нем присутствует контрольно-стимулирующая функция и может существовать возможность корректировки

Индикативный «скользящий» бюджет (1год) – методика, которая используется для целей непрерывности бюджетирования (по окончанию минимального бюджетного периода текущего года разрабатывается бюджет на следующий год). Он не обязателен к исполнению, в нем отсутствует контрольно-стимулирующая функция и присутствует корректировки.

Принципы бюджетирования

1) Непрерывность составления и корректировки бюджетов.

2) Соблюдение конфиденциальности.

3) Унификация форматов, процедур и регламентов.

4) Следование постулатам теории финансового менеджмента в сочетании с национальной спецификой.

5) Наличие стратегии и четкая взаимосвязь между ней и текущим планом.

6) Индивидуальность ответственности за полученные результаты.

7) Наличие четких критерий качества.

8) Реальность показателей (они не должны быть занижены, но и не должны быть завышены) и их взаимосвязь с поставленными целями.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 229.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...