Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
История развития психологических знаний
Зарождение психологии как науки. Основные этапы развития представлений о предмете психологии. История научной психологии. Развитие психологии в рамках философии. Концепция души в античной культуре. Представления о душе в эпоху Средневековья. Естественнонаучные идеи о психическом в XVII веке. Сознание как предмет психологии. Развитие эмпирического направления в психологии. Естественнонаучные и философские предпосылки возникновения научной психологии. Становление психологии как самостоятельной отрасли знания. Основные направления и научные школы зарубежной психологии. Психоанализ, бихевиоризм, гештальтпсихология, гуманистическая, когнитивная и трансперсональная психология. Основные направления и научные школы отечественной психологии. Становление отечественной психологии. Школы Л.С. Выготского, С.Л. Рубин-штейна. Деятельностный подход А.Н. Леонтьева. Проблема человекознания в работах Б.Г. Ананьева. Теория отношений В.Н. Мясищева. Проблемы индивидуальных различий в работах Б.М. Теплова, В.Н. Небылицина. Теория установки Д.Н. Узнадзе. Современное состояние и проблемы развития психологии в России. Развитие психики и происхождение сознания Психика как свойство высокоорганизованной живой материи. Развитие мозга как органа психического отражения действительности. Психика как продукт и фактор эволюционного процесса. Общее понятие о филогенетическом и онтогенетическом развитии. Развитие психики в филогенезе. Раздражимость. Чувствительность. Концепция Леонтьева – Фабри. Стадии развития психики. Элементарная сенсорная психика, ее особенности. Инстинкты и инстинктивное поведение. Врожденные и приобретенные формы поведения. Характеристика перцептивной психики. Интеллектуальное поведение и его виды. Антропогенез. Качественные преобразования психической деятельности в антропогенезе. Предпосылки и условия возникновения сознания: совместная продуктивная деятельность людей, распределение труда, ролевая дифференциация и активизация общения, выработка и использование языка, других знаковых систем, становление человеческой материальной и духовной культуры. Развитие сознания. Понятие «сознание». Сознание как высший уровень психического отражения и высший уровень саморегуляции. Психологическая характеристика сознания человека. Значение и смысл как составляющие сознания. Роль речи в функционировании человеческого сознания Рефлексия и мотивационно-ценностный характер сознания. Роль труда в формировании и развитии сознания человека. «Я-концепция». Сознание и самосознание. Неосознаваемые механизмы и действия. Классификация неосознаваемых процессов. Проявления бессознательного начала в психических процессах, свойствах и состояниях человека. Бессознательное в личности человека. Измененные состояния сознания. Раздел 2. Основы психологии личности Личность, ее структура и проявления Проблема человека в психологии. Человек как предмет исследования в различных областях научного знания. Человек как индивид. Индивид как биосоциальная целостность. Генотипическое и фенотипическое, биологическое и социальное в индивидуальном развитии человека. Понятие «личность». Личность в философии, педагогике, юриспруденции, социологии и психологии. Естественная природа и социальная сущность человека как личности. Соотношение понятий: «человек», «индивид», «личность», «субъект», «индивидуальность». Личность как субъект активности. Индивидуальность, как своеобразие психики и личности индивида. Психология личности. Общее представление о личности в психологии. Многозначность понятия личность в современной психологии. Основные психологические теории личности. Зарубежные подходы к изучению личности: социогенетический, биогенетический, психогенетический. Основные направления теоретического изучения личности в отечественной психологии. Проблема личности в отечественной психологии (С.Л. Рубин-штейн, А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов, А.В. Петровский и др.). Системно-структурное представление о личности. Противоречия в структуре личности как движущие силы ее развития. Проблемы структуры личности в отечественной психологии (В.Н. Мясищев, А.Г. Ковалев, К.К. Платонов, А.Н. Леонтьев и др.). Основные подходы к личности как объекту психологического анализа. Методы экспериментального исследования личности. Использование педагогом психологических знаний о личности в профессиональной деятельности. Возрастная периодизация психического развития человека Понятие личности и проблемы периодизации возрастного развития. Соотношение понятий развитие, формирование, становление. Движущие силы психического развития. Ведущая деятельность, социальная ситуация развития, психические новообразования. Дошкольное детство. Социальная ситуация развития, ведущая деятельность и основные потребности. Кризисы развития. Школьный возраст: младший школьный возраст, подростничество, ранняя юность. Социальная ситуация развития, ведущая деятельность и основные потребности на этих стадиях становления. Основные психологические новообразования. Профессиональное самоопределение в школьном возрасте. Кризисы развития. Юность. Социальная ситуация развития. Ведущая деятельность и основные потребности. Основные психологические новообразования. Профессиональная адаптация молодых специалистов. Кризис профессиональных экспектаций. Молодость. Социальная ситуация развития, ведущая деятельность и основные психологические новообразования. Приобретение профессионального опыта и развитие профессионально важных качеств. Кризис социально-профессионального роста. Зрелость. Социальная ситуация и ведущие потребности. Зрелость как акмеологический период развития личности. Индивидуальный стиль деятельности. Профессиональные деформации. Кризисы зрелости. Потребностно-мотивационная сфера личности Активность как одна из проблем современной психологии. Потребности как источник активности. Виды потребностей и их классификация. Социальность человеческих потребностей. Основные этапы формирования и развития потребностей. Классификация уровней потребностей по А. Маслоу. Мотивация как проявление потребностей личности. Мотивационная сфера личности ее иерархическое строение. Виды мотивов. Самооценка и уровень притязаний как факторы становления, развития и мотивации личности. Ценности, интересы, нормы как мотивационные образования. Содержательность, устойчивость, широта и глубина интересов как показатель уровня развития личности. Роль профессиональных интересов в деятельности. Понятие «направленность». Направленность как иерархическая система потребностей и целей личности. Основные формы направленности личности: мировоззрение, убеждение, идеалы, интересы, склонности, желания, влечения. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 247. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |