Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

История развития психологических знаний. К теме 1.3.




Вопросы:

1. Основные этапы развития представлений о предмете психологии.

2. Основные направления и научные школы зарубежной психологии.

3. Вклад отечественных психологов в развитие психологической науки.

Вопросы для самоконтроля.

1. Какие основные этапы развития психологии Вам известны?

2. Понятие «бессознательного» в психоанализе.

3. В чем исследовательская сила и методологическая слабость бихевиоризма?

4. Каковы особенности понимания личности в рамках гуманистической психологии?

5. Что же считать «корнями» и целями трансперсональной психологии?

6. В чем смысл и значение деятельностного подхода в психологии?

Задание.

1. Заполнить таблицу: «Основные направления зарубежной психологии».

 

Направление Представители Предмет психологии   Основные теоретические положения Методы исследования Значение и критика
Бихевиоризм:          
§ классический          
§ необихевиоризм          
Психоанализ:          
§ фрейдизм          
§ неофрейдизм          
Гештальтпсихология          
Когнитивная психология          
Гуманистическая психология          
Трансперсональная  психология          

 

Развитие психики и происхождение сознания. К теме 1.4.

Вопросы:

1. Понятие психической деятельности.

2. Развитие психики в процессе филогенеза.

3. Стадия элементарной сенсорной психики.

4. Перцептивная стадия эволюционного развития психики.

5. Развитие психики на стадии интеллекта.

6. Сознание как высшая стадия развития психики.

7.Понятие о сознании. Сознание как высший уровень психического отражения и высший уровень саморегуляции.

8. Структура сознания.

9. Соотношение сознания и бессознательного.Измененные состояния сознания.

10. Классификация психических явлений: психические процессы, психические состояния, психические свойства.

Вопросы для самоконтроля.

1. Как взаимосвязано развитие форм поведения и отражательной функции в процессе эволюции?

2. Почему элементарную чувствительность принято считать исходной формой проявления психики?

3. В чем качественное отличие интеллектуальных форм поведения высших животных и мышления человека?

4. Почему сложное поведение муравьев или пчел нельзя назвать трудом?

5. Почему звуковую и другую сигнализацию животных нельзя отождествлять с речью человека?

6. Можно ли закономерности психики, выявленные на животных, переносить на психику человека? Почему?

7. Как соотносятся психика и сознание?

8. Выделите основные предпосылки и условия возникновения сознания в филогенезе и онтогенезе.

Задание.

Составьте таблицу «Стадии развития психики и особенности поведения живых существ».

Стадия развития психики Особенности нервной системы и органов чувств Особенности психического отражения Особенности поведения Представители
         

Личность, ее структура и проявления. К теме 2.1.

 Вопросы:

1. Понимание личности в психологии.

2. Личность в философии, педагогике, юриспруденции, социологии и психологии.

3. Соотношение понятий: «человек», «индивид», «личность», «субъект», «индивидуальность».

4. Факторы формирования и развития личности.

5. Соотношение понятия «социализация», «развитие» и «формирование» личности.

6. Вклад различных теорий личности в современное понимание личности.

7. Структура личности и ее компоненты в различных отечественных и зарубежных психологических теориях.

Вопросы для самоконтроля.

1. Дайте определение личности и раскройте содержание этого понятия.

2. Раскройте соотношение понятий «человек», «индивид», «субъект деятельности», «личность», «индивидуальность».

3. Раскройте проблему соотношения биологического и социального в личности.

Задание 1. Найти фразеологизмы (пословицы, поговорки), характеризующие человека как индивида, индивидуальность, личность.

Задание 2. Попробуйте схематически изобразить структуру личности, предлагаемую в разных психологических теориях. Сравните и проанализируйте эти схемы.

Психологический практикум.

Методика 1. Исследование особенностей самооценки личности. (Методика С.А. Будасси).

Методика 2. Исследование экстраверсии-интроверсии и нейротизма. (Опросник Г. Айзенка).

 

Возрастная периодизация психического развития человека.

К теме 2.2.

Вопросы:

1. Проблемы возрастной периодизации в психологии.

2. Понятие возраста. Виды возраста.

3. Природа, особенности протекания и значение возрастных кризисов в психическом развитии человека.

3. Социальная ситуация, ведущая деятельность и основные новообразования подросткового и юношеского периодов развития.

5. Особенности когнитивного развития в подростковом и юношеском возрасте.

6. Эмоциональное развитие подростка.

7. Развитие самосознания и образа «Я» подростка.

8. Психологические особенности профессионального самоопределения и формирование мировоззрения в юношеском возрасте.

9. Роль общения в развитии личности в подростковом и юношеском возрасте.

Задание.

1. Каким факторам развития придает первостепенное значение каждый ученый? Каково Ваше мнение по поводу их высказываний?

А. З. Фрейд считал, что развитием личности человека движет сексуальный инстинкт и что через подавление его и формируется личность человека.

Б. Джон Локк сравнивал ребенка с «чистой доской, на которой жизнь пишет свои узоры».

2. Из нижеперечисленных понятий выберите ведущий вид деятельности и основные новообразования, соответствующие следующим возрастам: дошкольному, младшему школьному, подростковому. Поясните свой выбор. Непосредственное эмоциональное общение, учебная деятельность, учебно-профессио-нальная деятельность, игровая деятельность, предметно-орудийная деятельность, общение в системе общественно-полезной деятельности, сенсорные эталоны, готовность к обучению в школе, рефлексия, чувство взрослости, внутренний план действий, абстрактное критичное мышление, мировоззрение, убеждения, стремление к самовоспитанию волевых качеств, освоение функций предметов, прямохождение, наглядно-образное мышление.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 348.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...