Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
История развития психологических знаний. К теме 1.3.
Вопросы: 1. Основные этапы развития представлений о предмете психологии. 2. Основные направления и научные школы зарубежной психологии. 3. Вклад отечественных психологов в развитие психологической науки. Вопросы для самоконтроля. 1. Какие основные этапы развития психологии Вам известны? 2. Понятие «бессознательного» в психоанализе. 3. В чем исследовательская сила и методологическая слабость бихевиоризма? 4. Каковы особенности понимания личности в рамках гуманистической психологии? 5. Что же считать «корнями» и целями трансперсональной психологии? 6. В чем смысл и значение деятельностного подхода в психологии? Задание. 1. Заполнить таблицу: «Основные направления зарубежной психологии».
Развитие психики и происхождение сознания. К теме 1.4. Вопросы: 1. Понятие психической деятельности. 2. Развитие психики в процессе филогенеза. 3. Стадия элементарной сенсорной психики. 4. Перцептивная стадия эволюционного развития психики. 5. Развитие психики на стадии интеллекта. 6. Сознание как высшая стадия развития психики. 7.Понятие о сознании. Сознание как высший уровень психического отражения и высший уровень саморегуляции. 8. Структура сознания. 9. Соотношение сознания и бессознательного.Измененные состояния сознания. 10. Классификация психических явлений: психические процессы, психические состояния, психические свойства. Вопросы для самоконтроля. 1. Как взаимосвязано развитие форм поведения и отражательной функции в процессе эволюции? 2. Почему элементарную чувствительность принято считать исходной формой проявления психики? 3. В чем качественное отличие интеллектуальных форм поведения высших животных и мышления человека? 4. Почему сложное поведение муравьев или пчел нельзя назвать трудом? 5. Почему звуковую и другую сигнализацию животных нельзя отождествлять с речью человека? 6. Можно ли закономерности психики, выявленные на животных, переносить на психику человека? Почему? 7. Как соотносятся психика и сознание? 8. Выделите основные предпосылки и условия возникновения сознания в филогенезе и онтогенезе. Задание. Составьте таблицу «Стадии развития психики и особенности поведения живых существ».
Личность, ее структура и проявления. К теме 2.1. Вопросы: 1. Понимание личности в психологии. 2. Личность в философии, педагогике, юриспруденции, социологии и психологии. 3. Соотношение понятий: «человек», «индивид», «личность», «субъект», «индивидуальность». 4. Факторы формирования и развития личности. 5. Соотношение понятия «социализация», «развитие» и «формирование» личности. 6. Вклад различных теорий личности в современное понимание личности. 7. Структура личности и ее компоненты в различных отечественных и зарубежных психологических теориях. Вопросы для самоконтроля. 1. Дайте определение личности и раскройте содержание этого понятия. 2. Раскройте соотношение понятий «человек», «индивид», «субъект деятельности», «личность», «индивидуальность». 3. Раскройте проблему соотношения биологического и социального в личности. Задание 1. Найти фразеологизмы (пословицы, поговорки), характеризующие человека как индивида, индивидуальность, личность. Задание 2. Попробуйте схематически изобразить структуру личности, предлагаемую в разных психологических теориях. Сравните и проанализируйте эти схемы. Психологический практикум. Методика 1. Исследование особенностей самооценки личности. (Методика С.А. Будасси). Методика 2. Исследование экстраверсии-интроверсии и нейротизма. (Опросник Г. Айзенка).
Возрастная периодизация психического развития человека. К теме 2.2. Вопросы: 1. Проблемы возрастной периодизации в психологии. 2. Понятие возраста. Виды возраста. 3. Природа, особенности протекания и значение возрастных кризисов в психическом развитии человека. 3. Социальная ситуация, ведущая деятельность и основные новообразования подросткового и юношеского периодов развития. 5. Особенности когнитивного развития в подростковом и юношеском возрасте. 6. Эмоциональное развитие подростка. 7. Развитие самосознания и образа «Я» подростка. 8. Психологические особенности профессионального самоопределения и формирование мировоззрения в юношеском возрасте. 9. Роль общения в развитии личности в подростковом и юношеском возрасте. Задание. 1. Каким факторам развития придает первостепенное значение каждый ученый? Каково Ваше мнение по поводу их высказываний? А. З. Фрейд считал, что развитием личности человека движет сексуальный инстинкт и что через подавление его и формируется личность человека. Б. Джон Локк сравнивал ребенка с «чистой доской, на которой жизнь пишет свои узоры». 2. Из нижеперечисленных понятий выберите ведущий вид деятельности и основные новообразования, соответствующие следующим возрастам: дошкольному, младшему школьному, подростковому. Поясните свой выбор. Непосредственное эмоциональное общение, учебная деятельность, учебно-профессио-нальная деятельность, игровая деятельность, предметно-орудийная деятельность, общение в системе общественно-полезной деятельности, сенсорные эталоны, готовность к обучению в школе, рефлексия, чувство взрослости, внутренний план действий, абстрактное критичное мышление, мировоззрение, убеждения, стремление к самовоспитанию волевых качеств, освоение функций предметов, прямохождение, наглядно-образное мышление. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 395. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |