Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Структура самосознания И.И. Чесноковой
В реальной жизнедеятельности личности, самосознание проявляется в неразрывном единстве своих отдельных внутренних процессов: самопознания, эмоционально-ценностного отношения к себе, саморегулирования поведения в различных формах взаимодействия людей в обществе. Таким образом, самосознание: • представляет собой динамическое образование психики; • дает возможность понять реально действующие результаты познания себя, эмоционально-ценностного отношения к себе и уровня саморегулирования, выявить причины той или иной формы их проявления; • дает возможность учитывать внутреннюю динамику процессов самосознания, различное соотношение его внутренних составляющих, которое влияет на детерминацию поведения; • его процессуальность дает возможность преодолеть толкование самосознания как статичного явления. Процесс самопознания – начальное звено самосознания, основа существования и проявления самосознания. Через самопознание человек приходит к определенному знанию о себе, которое входит в содержание самосознания как его сердцевина. Познание себя происходит опосредованно – в процессе взаимодействия с внешним миром человек, выступая активно действующим лицом, познает его, вместе с тем познавая и себя. Основным условием, определяющим непрерывность изменения знаний о себе, является динамизм самой реальной действительности и взаимодействий с другими людьми. В связи с необходимостью адекватной адаптации человека в окружающих его социальных условиях, он должен все время обращаться к своему «Я», совершенствовать знания о себе, прежде всего с целью более дифференцированного регулирования поведения. Эмоционально-ценностное отношение к себе выражается в собственном отношении индивида к тому, что узнает, «открывает» относительно самого себя, т.е. в самых разнообразных самоотношениях. Переживания, связанные с отношением к собственной личности, к отдельным её особенностям и проявлениям в поведении и деятельности, могут протекать в форме непосредственной эмоциональной реакции, или как переживания в «инактуальной форме» (П.Я. Якобсон), когда живая эмоциональная реакция отсутствует и заменяется оценочным суждением, за которым стоит в данный момент не актуализированное устойчивое чувство, свернутая, в определенное время пережитая эмоциональная реакция. Саморегулирование как процесс организации личностью своего поведения. Саморегулирование поведения – такая форма регуляции, которая предполагает момент включенности в него результатов самопознания и эмоционально-ценностного отношения к себе. Причем эта «включенность» актуализирована на всех этапах осуществления поведенческого акта – начиная от его мотивирующих компонентов и заканчивая собственной оценкой достигнутого эффекта. Последняя субъективно связана с переживанием удовлетворения или неудовлетворения, подкрепляющими или отрицающими исходные основы того содержания самосознания, которое включено в данный поведенческий акт [59]. Структура самосознания В.С. Мерлина Автор выделяет четыре стадии развития самосознания ребенка: • сознание тождественности – происходит самовыделение и принятие себя в расчет (примерно 1-й год жизни); • сознание «Я» - осознание себя как субъекта деятельности (происходит примерно в 2-3 года); • осознание своих психических свойств, происходящее в результате обобщения данных самонаблюдения; • социально-нравственная самооценка, возникающая в юношеском возрасте [56 ]. . Особый интерес представляет концепция самосознания В. В. Столина. В качестве «единицы самосознания», по его мнению, выступает смысл Я, который содержит когнитивный, эмоциональный и отношенческий компоненты. Общая логика рассуждений Столина сводится к тому, что множественность деятельностей приводит к множественности смыслов Я, пересечение деятельностей – к поступкам, поступки – к конфликтным смыслам Я. Конфликтный смысл Я, в свою очередь, дает ход развитию и дальнейшей работе самосознания [49]. . |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 846. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |