Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Структура самосознания по В.С. Мухиной




Структура самосознания – совокупность устойчивых связей в сфере ценностных ориентаций и мировоззрения человека, обеспечивающая его уникальную целостность и тождественность самому себе. Структура самосознания предполагает сохранение основных значений и смыслов при внешних и внутренних изменениях. Эта структура строится внутри порождающей её системы – той человеческой общности, к которой принадлежит личность.

Самосознание находит свое выражение в каждом из пяти звеньев:

1. Имя собственное. Имя – личное название человека, даваемое ему при рождении; знак, позволяющий причислить человека к определенному социальному слою, этносу, месту в общественных отношениях, полу. Имя идентифицировано с телесной и духовной индивидуальностью человека. Психологически имя, является катализатором, который содействует накоплению положительных (или отрицательных) эмоций, обращенных к человеку с первых дней его появления на свет. Это содействует формированию базового доверия (недоверия) к людям и ценностному отношению к самому себе. На этапах онтогенетического развития это звено определяет ценностные ориентации человека в его притязаниях на признание, особенностях половой идентификации, в характере построения жизненных перспектив, в системе прав и обязанностей.

Депривация имени (оскорбление, насильственная смена) приводит человека к дискомфорту, при этом возможны психастенические реакции или депрессивные состояния. Ребенок лишается уверенности в себе, снижается чувство доверия к взрослому.

2. Притязание на признание – предъявление человеком своих прав на общественное уважение со стороны других людей. Первоначально оно удовлетворялось при выполнении обычаев и законов. В онтогенезе притязание на признание формируется благодаря пристрастному отношению взрослого к проявлениям ребенка. Так как все хорошее эмоционально поощряется, то у ребенка возникает стремление быть хорошим, начинается развития стремления научиться тому, что одобряется окружающими его людьми. При этом происходит усвоение положительной самооценки – «Я хороший» и социального интереса. Взрослый человек реализует притязание на признание в деятельности, включенной в три сферы человеческого бытия: 1)природа, 2)предметный мир, 3)общество. Реализуя притязание на признание в сфере обыденной жизни, человек утверждает чувство собственного достоинства и самоценности, одновременно выступая, как социальный индивид.

Депривация реализации притязаний (неодобрение, порицание, отчуждение) приводит к эмоциональному напряжению, фрустрации, к развитию таких негативных образований, как ложь, зависть, агрессивность, неуверенность в себе, пассивность, конформность и т.п.

3. Половая идентификация – единство самосознания, мотивов поведения, поступков в обыденной жизни человека, причисляющего себя к определенному полу и принимающего на себя предписанную традициями соответствующую половую роль. Половая идентификация – ценностная ориентация человека на свой пол как социальную роль, сексуальную потенцию и сексуальное поведение,    включающая признание своей идентичности со своим полом в физическом, социальном и психологическом аспектах.

Депривация человека со стороны половой тождественности приводит к эмоциональному напряжению, фрустрации, неврозам.

 4. Психологическое время личности – индивидуальное переживание своего физического и духовного изменения в течении времени, представленного прошлым, настоящим и будущим, в отрезке объективного времени жизни. Человек в своем самосознании относительно своей персоны мыслит в трех временах: индивидуальном прошлом, настоящем и будущем. Человек с помощью психологического времени измеряет свой жизненный путь. Психологическое время личности динамично в зависимости от значимости для человека обстоятельств – настоящее может менять интерпретации прошлого и будущего, трансформировать прежние их образы.

В условиях депривации развивающейся личности происходит формирование человека без ответственного отношения к собственному времени жизни, без сформированного психологического времени. Депривация ценностного отношения человека к его прошлому, настоящему и будущему или отсутствие структурированного прошлого в истории развивающегося человека и неопределенность перспективы жизни, разрушают внутренний статус личности. 

 5. Социальное пространство личности – условия развития и бытия человека, которые психологически вводят его в сферу прав и обязанностей.

В качестве условий выступают: 1) место, где протекает жизнь человека; 2) стиль и содержание общения, в контексте культуры, к которой принадлежит человек; 3) внутренняя позиция самого человека, по отношению к истории своего этноса, к культуре как целостному исторически обусловленному явлению. Социальное пространство как феномен культуры определяется значениями и смыслами прав и обязанностей, сформированных в истории этноса [32 ].         










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 1047.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...