Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Защитное поведение целостно, интегративно и представляет общую форму реагирования на значимую для субъекта ситуацию.




Можно сделать вывод, что в структуре психологической защиты необходимо различить следующие интегративные уровни: метасистемный (защитная направленность личности), системный (собственно психологическая защита), уровень отдельных подсистем, или субсистемный уровень (комплексы, диады защитных механизмов), компонетный уровень (элементная структура механизмов защиты, отдельные механизмы).

Таким образом, психологическая защита многомерна. Психологическая защита - и свойство, и состояние, и процесс. Но в каждом из этих статусов она имеет свое специфическое содержание и значение. Тот факт, что психологическая защита включает в себя характеристики всех вышеперечисленных категорий, что свидетельствует о ее более высокой системной организации.

 Все, что мы называем психологической защитой, можно разделить на собственно защитные механизмы и состояния защиты. Первые являются средством достижения вторых.

Степень ответственности  как носитель возможной угрозы является стрессогенным фактором, вызывает повышенное эмоциональное напряжение и стимулирует проявление психологической защиты. В профессиональных группах, выделенных по критерию профессиональной угрозы и высокой ответственности (работники МВД, руководители, рабочие) структура защиты сходна. Чем выше ответственность деятельности, тем меньше используется защитных механизмов. Гиперответственность часто выступает как детерминанта деформации системы психологической защиты (милиционеры, руководители). Чем дольше человек находится в стрессовых условиях, тем меньше у него активных защитных механизмов и они более изолированы друг от друга. Люди, долго находившиеся в экстремальных условиях (или работающие в условиях, приближенных к экстремальным), имеют тенденцию к уменьшению числа моделей поведения и снижению адаптационных возможностей.

Защитные механизмы и совладающее поведение. Представления о психологической защите первоначально сформировались в рамках психоанализа. В наиболее законченном виде, т.е. как концепция они были представлены в работах Анны Фрейд, в частности в книге "Эго и механизмы защиты" (1936). Защитные механизмы - это функции Я, которые оно использует для достижения компромисса между инстинктивными желаниями Оно и требованиями Сверх-Я. Эти механизмы направлены на уменьшение тревоги и являются бессознательными способами ее устранения с целью сохранения единства и адаптивности личности.

Современное толкование защит опирается на представление о том, что это  механизмы нормально функционирующей личности, но только в том случае, если она использует большой репертуар защит, применение которых не вызывает фиксации на проблеме и склонности к их ригидному повторению. Считать защиты проявлением психически нездоровой личности означает   упрощенно понимать данную проблему.

В отечественной психологии и психотерапии понятие защиты рассматривается как важнейшая форма реагирования сознания индивида на психическую травму. При этом имеется в виду защитная перестройка, происходящая в системе отношений и иерархии ценностей, которая снижает эмоциональную напряженность и приводит к временному облегчению, удержанию самооценки. Обеспечение внутреннего комфорта, уверенности в себе, снятие тревоги и беспокойства позволяют человеку обрести силы для конструктивного (не защитного) решения проблемы.

Существует несколько подходов к классификации психологических защит. Самым обычным делением является классификация защит на зрелые и примитивные. К первым относятся рационализация, интеллектуализация, юмор, сублимация и др., а ко вторым - диссоциация, всемогущий контроль, обесценивание, отрицание, изоляция, идентификация с агрессором и др.

Разделить защиты можно и по другому принципу, согласно которому одни из них действуют на уровне восприятия (например, вытеснение), а другие - на уровне трансформации, переработки материала (например, рационализация).
По мнению Карвасарского Б.Д., все защиты можно разделить на несколько групп.
В первую группу входят защиты, которые не производят переработки информации, но либо ее вытесняют, либо подавляют, либо блокируют или отрицают. Вытеснение - механизм, описанный Фрейдом в 1895 г.,   означает перевод травматического содержания из сознания в бессознательное. Как и другие защитные механизмы, вытеснение начинает создавать проблемы, во-первых, если оно не справляется со своей функцией - удержания мыслей вне сознания; во-вторых, если оно стоит на пути позитивных аспектов жизни; в-третьих, если действует при исключении других, более удачных способов преодоления трудностей. С экономической точки зрения этот механизм является дорогостоящим, т.к. вытесненный материал должен удерживаться в области бессознательного. Близкими к вытеснению считаются механизмы перцептивной защиты (искажение информации, повышение порогов чувствительности), подавление как более сознательное, чем при вытеснении, избегание тревожной информации; в отличие от вытеснения, которое направлено на репрезентации, подавление направляется на аффекты, блокирование - торможение мыслей, эмоций, действий, отрицание - отвергание ситуаций, конфликтов, игнорирование неприятной информации.

Во вторую группу входят защиты, направленные на искажение содержания мыслей, чувств, поведения личности. Это - рационализация, при помощи которой субъект стремится дать логически связное и морально приемлемое объяснение той или иной установки, поступка, идеи, чувства, подлинные мотивы которых остаются в тени. Этот термин был введен Э. Джонсом в статье "Рационализация в повседневной жизни". Традиционным примером защиты является рационализация по типу "сладкого лимона" и "кислого винограда". Иными словами, если с человеком случается неприятность, он может ее "подсластить", сделав не такой травматической (например, рассматривать свой неуспех как важную составляющую жизненного опыта), или наоборот, если он не получает чего-то приятного, то может сделать его менее значимым, "кислым" (например, желаемую, но недоступную работу оценить как неинтересную и малооплачиваемую).

К понятию рационализации близко понятие "интеллектуализация", но их следует различать.

Интеллектуализация - процесс, посредством которого субъект стремится выразить в дискурсивном виде свои конфликты и эмоции, чтобы овладеть ими. Одна из наиболее ясных трактовок механизма принадлежит Анне Фрейд, который понимается как стремление выразить свои влечения, облекая их в мыслительные конструкции, логически выстраивая. Переживание заменяется рассуждением. Характерным признаком интеллектуализации является рассудочный способ представления и попытки решения конфликтных тем без ощущения связанных с ситуацией аффектов.

Изоляция - механизм, похожий на интеллектуализацию,   означает разрыв мысли или поступка с другими мыслями или сторонами жизни субъекта. Проявлениями изоляции могут быть остановки в процессе мышления, применение формул и ритуалов. Она выступает как нежелание говорить на ту или иную тему, запрет на ее обсуждение. Нередко изоляция рассматривается как отделение аффекта от содержания и присоединение его к менее значимому представлению. Изоляция, по мнению Ж. Бержере, возникает у больных с навязчивыми состояниями.
Формирование реакции (реактивное образование) характеризуется совладанием с неприемлемыми импульсами, эмоциями, личностными свойствами посредством замены их на противоположные. Так, пациент с вытесняемой враждебностью по отношению к окружающим неосознанно принимает установку и поведение послушного человека, а, например, безразличие может скрываться за демонстрируемым вниманием и участием.

Смещение проявляется в том, что реальный объект, на который могли бы быть направлены чувства негативного содержания, заменяется менее безопасным. Например:   агрессивные действия против отца вызывают страх кастрации, вследствие этого фигура отца заменяется другим объектом - лошадью. Смещение наблюдается у фобических больных.

Проекция - операция выделения и локализации в другом лице или вещи техкачеств, чувств, желаний, которые субъект не признает и отвергает в самом себе. Этот механизм обнаруживается при паранойе. Проекция имеет несколько значений. В первом смысле проекция означает уподобление окружающего мира себе, т.е. готовность отвечать на возбуждения сообразно своим мыслям, чувствам, настроениям и способностям. Проекция в таком понимании носит название атрибутивной. Она положена в основу работы проективных тестов (Теста Роршаха и Тематического апперцептивного теста). Во втором значении проекция означает уподобление одного человека другому, например, в фигуре своего начальника человек видит своего отца. Считается, что это не очень удачная иллюстрация проекции, поскольку она ближе к понятию переноса. Третий смысл проекции состоит в отождествлении себя с другими людьми, героями, персонажами, реально существующими личностями. И в четвертом значении проекция употребляется также часто, как в первом, и практически совпадает с тем, что понимал под проекцией З. Фрейд. Это - приписывание другим людям побуждений, желаний, мыслей, которые человек не замечает у себя. Многие психоаналитики, прежде всего сам Фрейд, считали, что проекция и интроекия играют важную роль в возникновении противоположности между субъектом и внешним миром. Интроекция означает принятие в себя, поглощение всего того, что вызывает удовольствие, а проекция - вынесение вовне, отторжение неприятного и пугающего.

Идентификация - приписывание себе чувств, мыслей, настроений, свойственных другому человеку. Существует первичная и вторичная идентификация. Первичная связана с поглощением объекта с целью установления базовой идентичности. Вторичная возникает на фаллической стадии и связана с установлением половой идентичности. Одним из видов этого механизма является идентификация с агрессором. Она означает, что для того, чтобы избавиться от чувства страха, который вызывает враждебная фигура, субъект устанавливает с ней контакт, либо принимая роль, либо поглощая сам объект. Другим видом рассматриваемого механизма является проективная идентификация как проекция себя на какой-либо объект с целью установления контроля над ним.

Третью группу составляют психологические защиты, приводящие к разрядке эмоционального напряжения. Один из таких механизмов - реализации в действии, при котором аффективная разрядка осуществляется посредством активации экспрессивного поведения. Реализация в действии может служить основой для развития различных зависимостей - алкогольной, наркотической и других вариантов фиксации личности.

Соматизация тревоги проявляется в вегетативных и конверсионных синдромах путем трансформации психоэмоционального напряжения в соматические, моторные и чувственные симптомы. Это - телесное выражение вытесненных представлений.
Сублимация - направление сексуальной энергии на несексуальную деятельность, например, на художественное творчество, интеллектуальное исследование и другие социально значимые объекты.

К четвертой группе могут быть отнесены механизмы манипулятивного типа. При регрессии происходит возвращение на более ранние стадии личностного развития, проявляющееся в демонстрации беспомощности, зависимости, инфантильных чувствах, мыслях и действиях. Это - своеобразный уход от реальности, от проблем, которые вызывают тревогу.
Уход в фантазии - удовлетворение фрустрированной потребности в области воображения, приукрашивания, переоценка своих возможностей с целью придания значимости собственному Я.

Уход в болезнь - стремление отказываться от ответственности и самостоятельности решения проблем; механизм связан с феноменом "вторичной выгоды". Принятие роли больного освобождает человека от необходимости действовать, позволяет быть зависимым и нуждающимся в сочувствии и поддержке.
Существуют и другие защиты - всемогущий контроль, идеализация и обесценивание, расщепление и диссоциация и проч., которые выделяются в иных классификациях.
Современные исследования в этой области направлены на разграничение "механизмов защиты Я", которые являются достаточно хорошо проработанными, и механизмов "Себя". В первом случае мы имеем дело с такой организацией, которая является частью субъекта, направленного на объект. Во втором случае субъект выступает объектом для самого себя (Ж. Бержере).
Существуют большие сложности в разграничении механизмов защиты и совладания (coping behavior). Наиболее распространенной является точка зрения, согласно которой психологическая защита характеризуется отказом индивида от конструктивного решения проблемы, а способы совладания подразумевают необходимость проявлять продуктивную активность, стремление справиться с трудностями.Можно сказать, что предметом психологии совладания является изучение механизмов эмоциональной и рациональной регуляции человеком своего поведения с целью оптимального взаимодействия с жизненными обстоятельствами или их преобразования в соответствии со своими намерениями.

Согласно С.К. Нартовой-Бочавер, совладание    есть индивидуальный способ взаимодействия с ситуацией в соответствии с ее собственной значимостью в жизни человека и его психологическими возможностями.  Исследование проблемы совладания в психологии привело к целому ряду выводов. Во-первых, необходимо изучать ситуативные переменные, или так называемые трудные жизненные ситуации (Анцыферова Л.И., Лазарус Р. и Фолькман С.). Во-вторых, следует исследовать те личностные свойства, которые во многом определяют стиль реагирования на ситуацию (Коста П., Маккрей Р., Стреляу Я.). Например, проблемно-ориентированный стиль направлен на рациональный анализ проблемы и состоит в разработке плана разрешения трудной ситуации. Он основан на таких действиях человека, как поиск необходимой информации, самостоятельная проработка ситуации, обращение за помощью к другим, более компетентным людям. Субъектно-ориентированный стиль является следствием эмоционального реагирования на ситуацию и проявляется в виде нежелания разбираться в проблеме, смещение на другие, релаксирующие виды деятельности - употребление пищи, алкоголя и проч.

В отечественных исследованиях (А.В. Либин) было определено, что стиль поведения связан с темпераментальными и личностными свойствами. Так, стратегия избегания соотносится с низкой предметной активностью и высокой эмоциональностью, как чувствительности к несовпадению ожидаемого и полученного результата (В.М. Русалов), а также негативным отношением к себе и низким уровнем контроля. Стратегию сотрудничества предпочитают люди, характеризующиеся высокой предметной эргичностью (то есть потребностью в напряженной работе), более низкими показателями эмоциональности, интернальностью локуса контроля. Стиль соперничества коррелирует с высоким уровнем эмоциональности в коммуникативной сфере, экстернальным локусом контроля и негативным отраженным самоотношением.

Существует множество подходов к классификации способов психологического преодоления.Так, согласно одной из них, совладание включает такие формы, как:

1) реальное (поведенческое или когнитивное) решение проблем;

2) поиск социальной поддержки;

3) перетолкование ситуации в свою пользу;

4) защиту и отвержение проблем;

5) уклонение и избегание;

6) сострадание к самому себе;

7) понижение самооценки;

8) эмоциональную экспрессию.

Широко дискутируются такие вопросы, как эффективность coping-стратегий, влияние половых и возрастных особенностей на психологическое преодоление, специфика трудных ситуаций и ее связь с совладанием. Отдельно формулируется задача диагностики форм совладающего поведения. Многие вопросы здесь уже решены, некоторые еще предстоит подробно проанализировать [50,56].  

 









Саморегуляция личности

В физиологии, психофизике, работах по изучению психических процессов и состояний саморегуляция определяется в виде психологического механизма приспособления к изменяющимся условиям жизнедеятельности, управления собой и своим поведением, мобилизации сил и опыта, изменения направления и содержания своей активности. 

Исходя из этого положения, можно выделить несколько уровней саморегуляции:

1. непроизвольное или сознательно не направляемое приспособление к изменениям среды;

2. саморегуляция посредством неосознаваемых в данный момент установок, привычек, навыков, опыта;

3. сознательное изменение своего состояния, усиление или снижение активности, регулирование своих действий в соответствии со своими целями и особенностями обстановки.

Разработка проблемы саморегуляции личности в направленности «функции гомеостаза» или «индивидного уровня саморегуляции» содержит акцент на восстанавливающе-регуляторной функции саморегуляции. Целью саморегуляции является достижение субъектом определенного психического состояния (О.А. Прохоров, 2005; и др.), эмоциональной устойчивости (М.А. Кулыгина, 1992 и д.р.), осознанной саморегуляции деятельности (О.А. Конопкин, 2004; В.И. Моросанова 2002, А.К. Осницкий 1996; и др.).

Субъектно-деятельностное направление рассматривает саморегуляцию как процесс активного преобразования.  Высшим уровнем саморегуляции субъекта является тот, на котором человек самоопределяется в своей свободе (С.Л. Рубинштейн, 1973). Субъект сам разрушает установившееся равновесие, направляя свою активность на новые формы взаимодействия. Именно субъект саморегуляции нарушает «ход вещей», проявляя «надситуативную активность» (А.В.Петровский, 1984), проявляя себя «не в адаптации, а преодолении» [29]. Целью саморегуляции выступает регуляторная деятельность в условиях изменения субъекта деятельности, регуляции своего соотношения с действительностью.

На основе данных положений в литературе представлены следующие определения саморегуляции:

· процесс изменения личности через совершенствование ее структурных компонентов и функциональных связей;

· процесс продвижения субъекта от «Я-реального» к «Я-идеальному»;

· сложное личностное решение, в котором учитываются желательное и нежелательное и их конкретно изменяющееся отношение по ходу деятельности.

Адаптивность и активное преодоление, рассматриваемые как две направленности саморегуляции, могут быть объединены в саморегуляции личности.

Осознанная саморегуляция представляет собой системно-организованный процесс внутренней психической активности человека по инициации, построению, поддержанию и управлению разными видами и формами произвольной активности, непосредственно реализующей достижение принимаемых человеком целей (О.А.Конопкин, 1996). 

В рамках концепции осознанной саморегуляции деятельности В.И. Моросановой была сформулирована теория стилей произвольной саморегуляции. Под стилем саморегуляции понимается типичный способ регулирования, устойчиво проявляющийся в различных деятельностных ситуациях и видах психической активности субъекта - индивидуально-типическое своеобразие саморегуляции и реализации произвольной активности человека.

А.К.Осницким (1986)  проводено разделение собственно личностной саморегуляции и саморегуляции деятельности. 

1. Саморегуляция деятельности обнаруживает себя в феноменологии предметных преобразований и в преобразованиях прилагаемых усилий.

2. Саморегуляция личностная связана преимущественно с определением и коррекцией своих позиций (в рамках культурно-исторической традиции, закрепленной в нормах социума).

И хотя субъектом саморегуляции деятельности и личностной саморегуляции является один и тот же человек, не всегда можно обнаружить и исследовать связи между предметными и личностными преобразованиями в самом субъекте.   

Предметом саморегуляции личности, по Осницкому, выступают действия, направленные на преобразование отношений человека (отношение к другим людям, к самому себе и к тем видам деятельности, к которым он оказывается приобщенным).

Традиционно вопросы, связанные с регуляцией поведения, деятельности личностью, рассматриваются в рамках проблемы мотивации.

Абульханова-Славская определяет мотивационную направленность саморегуляции личности в пространстве эгоцентризма – социоцентризма.   

Эгоцентрическая мотивация характеризует направленность человека на самого себя. Стремление к самоусовершенствованию, интерес к деятельности, совесть, дисциплинированность, ответственность и многие другие субъективные причины обуславливают процесс саморегуляции. Социоцентрическая мотивация определяет общественную направленность саморегуляции. 

Качества, способствующие саморегуляции: целеустремленность, ответственность, самокритичность, сила воли.

Ответственность понимается как базовое свойство личности, гарантирующее достижение субъектом результата, собственными силами, на основе самостоятельно принятого решения, осознанного долга и совести (В.П. Прядеин 2001).  Ответственность определяет субъективные критерии принимаемой субъектом цели, обеспечения процесса достижения и принятие результата саморегуляции.

Самокритичность понимается нами как качество личности, обеспечивающее критическую позицию по отношению к самому себе. Самокритичность, в словаре Ожегова, рассматривается как «определение собственных достоинств и недостатков их оценка, разбор». Высокий уровень самокритичности характеризуется высоким уровнем самоанализа, наличием адекватных критериев самооценки, сформированностью системы самоконтроля и самопроверки результатов.

Ильин определяет целеустремленность как волевое качество, проявляющееся в умении ставить ясные цели и задачи, планомерно и сосредоточенно действовать, непреклонно стремясь к достижению поставленной цели (Е.П.Ильин, 2003). 

Важнейшим качеством личности в осуществлении саморегуляции является воля. Воля в этом качестве понимается как способность человека к сознательной намеренной активности или к самодетерминации через работу во внутреннем плане, обеспечивающей дополнительное побуждение (торможение) к действию на основе произвольной формы мотивации.

Волевой компонент саморегуляции личности рассматривается в континууме «воля - безволие».

Волевой человек работает на пределе возможности, преодолевая трудности, подчиняя свои интересы интересам дела, мобилизуя все возможные ресурсы на достижение поставленной цели, выполнения намеченной задачи.

Безволие проявляется в отсутствии организации процесса выполнения задачи: откладывании дел напоследок, на потом, подверженность настроению, низкую помехоустойчивость.

Теоретические подходы к исследованию воли.Прежде чем переходить к обсуждению отдельных теорий и проблем психологии воли, хотелось бы отметить неудовлетворительное состояние этого вопроса в современной психологии. Проблема воли, длительное время занимавшая значительное место в психологических концепциях, теряет свою актуальность. В современных учебниках по психологии не всегда встретишь соответствующий параграф, где бы обсуждалось темы, имеющие отношение к волевому действию, волевым качествам личности, волевой регуляции.

Традиционно воля определяется как сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.

Среди наиболее популярных направлений в исследовании проблемы воли выделяются так называемые гетерономные и автономные (или волюнтаристские) теории воли.

1. Гетерономные теории сводят волевые действия к сложным психическим процессам неволевого характера - ассоциативным и интеллектуальным процессам. Так, например, в исследованиях, посвященных запоминанию, устанавливается ассоциативная связь между объектами А и В таким образом, что если я слышу А, то воспроизвожу В. Но естественно выглядит и обратная последовательность, т.е. если В, то А. В первом случае человек действует непроизвольно, а во втором, где действует закон обратимости ассоциаций, произвольно. Г. Эббингауз приводит пример: ребенок инстинктивно, непроизвольно тянется к пище, устанавливая связь между пищей и насыщением. Обратимость этой связи основана на таком явлении, при котором, почувствовав голод, он будет целенаправленно искать пищу. Подобный же пример можно привести из другой области - психологии личности. Так, Эрих Фромм полагал, что когда родители ведут себя агрессивно по отношению к своему ребенку (прибегая к такому механизму "бегства от свободы", как садизм), они нередко оправдывают свое поведение словами: "Я это делаю, потому что тебя люблю". Ребенок устанавливает ассоциативную связь между наказанием и проявлением любви в виде вербального высказывания. Повзрослев, юноша или девушка (по принципу обратимости ассоциаций) будут ждать от своего партнера, сделавшего признание в любви, садистических поступков. Это ожидание будет иметь целенаправленный характер.
По Эббингаузу, воля - инстинкт, который возникает на основе обратимости ассоциаций или на основе так называемого "зрячего инстинкта", сознающего свою цель.
Для других гетерономных теорий волевое действие ассоциируется со сложной комбинацией интеллектуальных психических процессов (И. Гербарт). Предполагается, что сначала возникает импульсивное поведение, затем на его основе актуализируется действие, вырабатываемое на основе привычки, а уже после этого - действие, контролируемое разумом, т.е. волевое действие. Согласно этой точке зрения, каждый поступок является волевым, т.к. каждое действие разумно.
Гетерономные теории имеют достоинства и недостатки. Их достоинством является включение фактора детерминизма в объяснение воли. Тем самым они противопоставляют свою точку зрения на возникновение волевых процессов точке зрения спиритуалистических теорий, полагающих, что воля есть некая духовная сила, не поддающаяся никакой детерминации. Недостатком этих теорий является утверждение, что воля не субстанциональна, не имеет собственного содержания и актуализируется только в случае необходимости. Гетерономные теории воли не объясняют явлений произвольности действий, феномен внутренней свободы, механизмов образования волевого действия из не-волевого.
Промежуточное место между гетерономными и автономными теориями воли занимает аффективная теория воли В. Вундта. Вундт резко возражал против попыток выводить побуждение к волевому действию из интеллектуальных процессов. Он объясняет волю с помощью понятия аффекта. Самое существенное для возникновения волевого процесса - активность внешнего действия, которое непосредственно связано с внутренними переживаниями. В простейшем волевом акте Вундт выделяет два момента: аффект и связанное с ним действие. Внешние действия направлены на достижение конечного результата, а внутренние - на изменение других психических процессов, включая эмоциональные.

2. Теории автономной воли объясняют этот психический феномен исходя из законов, заложенных в самом волевом действии. Все теории автономной воли можно разделить на три группы:

· мотивационный подход;

· подход свободного выбора;

· регуляционный подход.

Мотивационный подход означает, что воля, так или иначе, объясняется с помощью категорий психологии мотивации. В свою очередь он делится на: 1) теории, которые понимают волю как сверхчеловеческую, мировую силу, 2) теории, рассматривающие волю как начальный момент мотивации действия и 3) теории, понимающие волю как способность преодолевать препятствия.
Воля как мировая сила, воплощенная в человеке, была предметом исследования Э. Гартмана и А. Шопенгауэра. Шопенгауэр считал, что сущностью всего является мировая воля. Она - совершенно иррациональный, слепой, бессознательный, бесцельный и притом никогда не прекращающийся и не ослабевающий порыв. Она универсальна и является основанием для всего существующего: порождает все (путем процесса объективации) и управляет всем. Лишь творя мир и глядясь в него, как в зеркало, она получает возможность осознавать себя, прежде всего в том, что она есть воля к жизни. Воля, существующая в каждом человеке - просто объективация мировой воли. Значит, учение о мировой воле является исходным, а учение о человеческой воле - вторичным, производным. Шопенгауэр представляет разные способы избавления от мировой воли. Общим является положение о том, что все способы реализуются через духовную деятельность (познавательную, эстетическую, нравственную). Оказывается, что познание, эстетическое созерцание способно избавлять от "служения" мировой воле. Большое внимание он уделяет нравственным способам.

Такое же приблизительно понимание воли как активной силы, обеспечивающей действия человека, было характерно для Г.И. Челпанова. Он считал, что душа обладает собственной силой совершать выбор и побуждать действие. В волевом акте он выделял стремление, желание и усилие; позднее стал связывать волю с борьбой мотивов.

Воля как начальный момент мотивации действия - предмет исследования разных авторов (Т. Гоббса, Т. Рибо, К. Левина). Общим для всех концепций является положение о том, что воля обладает способностью побуждать действия. Т. Рибо добавлял, что она может не только побуждать к действию, но и тормозить какие-то нежелательные поступки. Отождествление Куртом Левиным побудительной функции воли с квазипотребностью как механизмом побуждения к намеренному действию привело западную психологию к отождествлению мотивации и воли. Левин различал волевое поведение, осуществляемое при наличии особого намерения, и полевое поведение, совершаемое в соответствии с логикой (силами) поля. В понимание воли Левин вкладывал в основном динамический аспект. Это - внутреннее напряжение, вызванное каким-то незавершенным действием. Реализация волевого поведения состоит в том, чтобы снять напряжение посредством определенных действий - движений в психологической среде (локомоций и коммуникаций).

Воля как способность преодолевать препятствия исследовалась в работах Ю. Куля, Х. Хекхаузена, Д.Н. Узнадзе, Н. Аха, Л.С. Выготского. В данном случае воля не совпадает с мотивацией, а актуализируется в трудной ситуации (при наличии препятствий, борьбы мотивов и проч.), такое понимание воли в первую очередь ассоциируется с волевой регуляцией.

Ю.Куль связывает волевую регуляцию с наличием затруднений при осуществлении намерений. Он различает намерение и желание (мотивацию). Активная намеренная регуляция включается в момент возникновения препятствия или конкурирующих тенденций на пути желания.

Х.Хекхаузен выделяет четыре стадии мотивации действия, на которые приходятся разные механизмы - мотивационные и волевые. С первой стадией соотносится мотивация до принятия решения, со второй - волевое усилие, с третьей - осуществление действия, с четвертой - оценка результатов поведения. Мотивация обусловливает выбор действия, а воля - его усиление и инициацию.
Д.Н.Узнадзе соотносит формирование воли с деятельностью, которая направлена на создание независимых от актуальных потребностей человека ценностей. Удовлетворение актуальной потребности происходит с помощью импульсивного поведения. Другой вид поведения не связан с импульсом актуальной потребности и называется волевым. Волевое поведение отличается, по Узнадзе, от импульсивного тем, что оно имеет предшествующий акту принятия решения период. Поведение становится волевым только благодаря мотиву, который так видоизменяет поведение, что последнее становится приемлемым для субъекта.

Преодоление препятствий, согласно Н. Аху, возможно при актуализации волевых процессов. Мотивация и воля не совпадают. Мотивация определяет общую детерминацию действия, а воля усиливает детерминацию.

В волевом акте выделяется две стороны: феноменологическая и динамическая. Феноменологическая включает в себя такие моменты как 1) ощущение напряжения (образный момент), 2) определение цели действия и ее соотношение со средствами (предметный), 3) совершение внутреннего действия (актуальный), 4) переживание трудности, совершение усилия (момент состояния). Динамическая сторона волевого акта заключается в реализации, воплощении мотивированного (волевого) действия.

Л.С. Выготский рассматривает преодоление препятствий как один из признаков воли. В качестве механизма усиления побуждения к действию он определяет операцию введения вспомогательного мотива (средства). Таким дополнительным мотивом может быть жребий, счет на раз, два, три и др. В своих ранних работах Л.С. Выготский объясняет произвольную форму регуляции психических процессов через намеренную организацию внешних стимулов. "Если вы заставляете ребенка часто делать что-нибудь по счету "раз, два, три", то затем он сам привыкает делать точно так же, как, например, мы делаем, бросаясь в воду. Нередко мы знаем, что нам нужно что-либо сделать, скажем, по примеру У. Джемса, встать с постели, но нам не хочется вставать… И вот в такие моменты предложение к самому себе извне помогает нам встать… и мы незаметно для самих себя находим себя вставшими" [цит. по: 56]. В более поздних работах он меняет свой взгляд на волю, используя понятие смысловых образований сознания, которые, если в них изменить смысловой акцент, могут усилить/ослабить побуждение к действию. По его мнению, интересна тенденция, которая обнаруживается при выполнении бессмысленных поручений. Она состоит в том, чтобы путем создания новой ситуации, внесения изменений в психологическое поле, прийти к ее осмыслению.

Подход свободного выбора состоит в соотношении волевых процессов с проблемой осуществления выбора, с ситуацией, в которой нередко оказывается любой человек. И. Кант интересовался вопросом о совместимости, с одной стороны, детерминированности поведения, а с другой - свободы выбора. Причинность материального мира сопоставлялясь им с детерминированностью поведения, а нравственность предполагала свободу выбора. Воля становится свободной при подчинении ее нравственному закону. "Короче говоря, парадокс свободной воли разрешается, а вернее сказать, устраняется в системе Канта очень просто. Стремление Воли к самоуничтожению существует лишь в мире явлений. Но в этом мире нет свободы, нет свободной воли, стало быть, последняя никакой ответственности за этот парадокс нести не может (и он по сути дела оказывается не более чем видимостью). Что же касается того мира, где она обитает, - мира вещей самих в себе, - то в нем властвует "закон долга", категорически препятствующий тому, чтобы одна свободная воля каким бы то ни было образом ограничивала, а тем более уничтожала другую" [цит. по: 56]

Кроме философской точки зрения, существует ряд психологических трактовок воли в русле проблемы свободного выбора. Так, У. Джемс считал, что основная функция воли состоит в принятии решения о действии при наличии двух или более идей. В такой ситуации главнейший подвиг воли заключается в направлении сознания на привлекательный объект. Выбор как одну из функций воли рассматривает и С.Л. Рубинштейн.  

Регуляционный подход соотносит волю не с определенными содержаниями, а с функцией осуществления контроля, управления и саморегуляции. М.Я. Басов понимал волю как психический механизм, через который личность регулирует свои психические функции. Волевое усилие определяется как субъективное выражение регулятивной волевой функции. Воля лишена способности порождать мыслительные или иные действия, но она их регулирует, обнаруживаясь во внимании. По К. Левину, воля действительно может осуществлять управление аффектами и действиями. Этот факт доказали многие эксперименты, проведенные в его школе.

Исследования регуляции психических процессов, осуществленные в рамках проблемы воли, породили совершенно самостоятельное направление в психологии, занимающееся проблемой саморегуляции личности. Несмотря на тесную связь с волей и волевыми процессами, предметом исследования в этой области психологического знания являются приемы и способы регуляции поведения, состояний и чувств.

Волевое и произвольное действие.Исследования воли в психологии строятся вокруг следующих четырех феноменов: волевого действия, проблемы выбора мотивов и целей, волевой регуляции психических состояний, волевых качеств личности.

Рассмотрим проблему волевого действия. Как относительно самостоятельная область исследования волевое действие, в первую очередь, изучается с точки зрения имманентно присущих ему свойств. Не все действия могут быть охарактеризованы как волевые. В.А. Иванников подробно рассматривает различные признаки, которые прямо или косвенно относятся к волевому действию. Он, например, выделяет свойство сознательности и целенаправленности действия, которое является необходимым, но не достаточным признаком волевого действия. Есть целенаправленные действия, которые не обязательно являются волевыми, например, передвижение из одного пункта в другой. Такое действие действительно не сопряжено с волевым усилием, но при этом является целенаправленным. Еще одним свойством, которое может быть присуще волевому действию, является направленность на создание идеальных целей  в ситуации, в которой отсутствуют актуальные потребности, а также актуализация усилий при наличии препятствия на пути достижения жизненной цели.

Утверждается, что в качестве таких гипотетических признаков волевого действия выступают  наличие отдаленной цели или мотива, относительная независимость действия от текущих обстоятельств, подчиненность действий устойчивым, постоянным мотивам, которые противостоят ситуативным мотивам и проч. Правда, надо сказать, что не все из перечисленных категорий действительно могут претендовать на статус признака. Можно заметить, что многие из них имеют отношение не к свойствам действия, а к условиям его возникновения (например, наличие препятствий на пути достижения цели и др.).

Общими признаками волевого действия являются: 1) осознанность, целенаправленность, намеренность действия; 2) необходимость его совершения; 3) наличие дефицита побуждения/торможения. Следует уточнить, что недостаток побуждения может возникать в разных по характеру ситуациях. Недостаток побуждения наблюдается в ситуации действия без актуальной потребности, либо при слабом социальном мотиве, либо в ситуации борьбы (конкуренции) мотивов.
Волевое и произвольное действие. Соотношение понятий «воля» и «произвольность» понимается в психологии по-разному. Одни исследователи считают, что воля - более общее явление, а произвольность - лишь некоторый ее аспект, например, первая стадия развития волевого качества. Другие исследователи, наоборот, именно произвольность выбирают в качестве базовой категории. При этом воля понимается как произвольное действие, совершаемое в определенных (трудных) условиях. Встречается и такая точка зрения, согласно которой волевая и произвольная регуляция - два абсолютно разных и независимых процесса.

Произвольное действие определяется как нерефлекторное и неинстинктивное действие, в основе которого лежат: 1) намерения и план действия, 2) осознание причин поведения, 3) регуляция процесса его осуществления. Одним из признаков произвольного действия является отсутствие пускового сигнала для возникновения или изменения хода деятельности. Этот признак связан с отсутствием вынужденности поведения, что и указывает на его намеренность. Произвольное действие нельзя считать недетерминированным, оно обусловлено актуальной потребностью человека. Другим признаком произвольного действия является приобретение индивидом, личностью нового жизненного смысла. Условные рефлексы у животных, привычное действие, наделенное новым смыслом у человека, указывают на существенность этого признака произвольного действия. Третьим признаком произвольного действия является его осознанность.

По сравнению с произвольным действием волевое обладает всеми чертами произвольного процесса: оно приобретает новый смысл, редко определяется самой ситуацией, развертывается как следствие актуальной социальной необходимости. Отличие волевого действия от произвольного состоит в том, что первое связано с регуляцией смысловых ценностей. Волевая регуляция - последняя стадия в овладении человеком собственными процессами, наивысшим из которых является мотивационный. Волевая регуляция представляет собой произвольную форму мотивационного процесса, направленного на создание социально необходимого действия.

Иначе говоря, волевая регуляция - одна из форм произвольной регуляции, заключающаяся в создании дополнительного побуждения на основе произвольной (интринсивной) мотивации, которой является самодетерминация.
       Волевая регуляция личности. Под волевой регуляцией понимают намеренно осуществляемый контроль побуждения к действию, сознательно принятому по необходимости и выполняемому человеком по своему решению. При необходимости торможения желательного, но социально не одобряемого действия имеют в виду не регуляцию побуждения к действию, а регуляцию действия воздержания.

Механизмами волевой регуляции являются: механизмы восполнения дефицита побуждения, совершение волевого усилия и намеренное изменение смысла действий. Механизмы восполнения дефицита побуждения состоят в усилении слабой, но социально более значимой мотивации посредством оценки событий и действий, а также представлений о том, какую выгоду может принести достигнутая цель. Усиление побуждения связано с эмоциональной переоценкой ценности на основе действия когнитивных механизмов. Особое внимание роли интеллектуальных функций в восполнении дефицита побуждения уделяли когнитивные психологи. С когнитивными механизмами связана опосредствованность поведения внутренним интеллектуальным планом, который выполняет функцию сознательной регуляции поведения. Усиление мотивационных тенденций происходит за счет мысленного построения будущей ситуации. Предвидение положительных и отрицательных последствий деятельности вызывает эмоции, связанные с достижением сознательно поставленной цели. Эти побуждения и выступают дополнительной мотивацией к дефицитарному мотиву.

Необходимость совершения волевого усилия обусловливается степенью трудности ситуации. Волевое усилие - это способ, с помощью которого происходит преодоление трудностей в процессе совершения целенаправленного действия; оно обеспечивает возможность благополучного протекания деятельности и достижение ранее поставленных целей. Данный механизм волевой регуляции соотносят с различными видами самостимуляции, в частности с ее речевой формой, с фрустрационной толерантностью, с поиском положительных переживаний, связанных с наличием препятствия. Обычно выделяют четыре формы самостимуляции: 1) прямая форма в виде самоприказов, самоободрения и самовнушения, 2) косвенная форма в виде создания образов, представлений, связанных с достижением, 3) абстрактная форма в виде построения системы рассуждений, логических обоснований и выводов, 4) комбинированная форма как сочетание элементов трех предыдущих форм

Намеренное изменение смысла действий возможно в силу того, что потребность жестко не связана с мотивом, а мотив не однозначно связан с целями действия. Смысл деятельности, по А.Н. Леонтьеву, состоят в отношении мотива к цели. Формирование и развитие побуждения к действию возможно не только благодаря восполнению дефицита побуждения (с помощью подключения дополнительных эмоциональных переживаний), но и благодаря изменению смысла деятельности. Можно вспомнить эксперименты Аниты Карстен (школа К. Левина) на пресыщение. Испытуемые продолжали выполнять задание, не имея инструкции, когда его можно закончить, просто потому, что они изменили смысл деятельности, переформулировали задачу. Работа со смыслами была предметом логотерапии В. Франкла. Поиск такого смысла либо его переформулировка давали возможность, по собственным наблюдениям В. Франкла, узникам концентрационных лагерей справиться с нечеловеческими трудностями и выжить. Изменение смысла деятельности обычно происходит:

1) путем переоценки значимости мотива;

2) через изменение роли, позиции человека (вместо подчиненного стать лидером, вместо берущего дарующим, вместо отчаявшегося отчаянным);

3) с помощью переформулировки и реализации смысла в области фантазии, воображения.

Волевая регуляция в своих наиболее развитых формах означает подключение незначимого или малозначимого, но обязательного для исполнения действия, к смысловой сфере личности. Волевое действие означает превращение прагматического действия в поступок вследствие его присоединения к моральным мотивам и ценностям.

Проблема волевой регуляции личности тесно связана с вопросом о волевых качествах человека. Под волевыми качествами понимают такие особенности волевой активности человека, которые способствуют преодолению внешних и внутренних трудностей и при определенных обстоятельствах и условиях проявляются как устойчивые личностные черты.

Наиболее важными волевыми свойствами являются - целеустремленность, настойчивость, решительность, инициативность, смелость и др.

Целеустремленность понимается как способность человека подчинять свои действия поставленным целям. Она проявляется в умении быть толерантным, т.е. устойчивым к возможным препятствиям, стрессам, неожиданным поворотам событий при ориентации на определенную цель.

Настойчивость - способность мобилизоваться для преодоления трудностей, умение быть сильным, а также разумным и творческим в сложных жизненных ситуациях.
Решительность - умение принимать и претворять в жизнь своевременные, обоснованные и твердые решения.

Инициативность - способность к принятию самостоятельных решений и их реализации в деятельности, спонтанное выражение побуждений, желаний и мотивов человека.

Нарушения волевого контроля.Волевая регуляция личности может быть нарушена, вследствие чего возникает нежелание совершения какой-либо деятельности, либо, наоборот, неумение справиться с неконтролируемой импульсивной активностью.

Наблюдаются следующие виды нарушения волевой регуляции деятельности:
Апатия (от греч. apatheia - бесстрастие) - отсутствие чувств, а нередко желаний и интересов; при апатии не наблюдается нарушения ориентировки в ситуации, но отсутствует эмоциональная оценка событий. Безразличие вызывают и радостные, и опасные жизненные эпизоды. Апатия, возникшая вследствие отсутствия побудительного импульса, может приводить к абулии.
Абулия ( от греч. аbulia - нерешительность) - психопатологический синдром, характеризующийся вялостью, отсутствием инициативы и побуждений к деятельности, ослаблением воли. В зависимости от вызывающих ее причин, абулия может быть кратковременным, ситуативным или периодически возвращающимся, длительно переживаемым состоянием. Тяжелая абулия - симптом, часто сопровождающий кататоническую форму шизофрении. Нередко абулия возникает при поражениях лобного отдела мозга, ответственного за регуляцию поведения.
Могущество воли (по К. Ясперсу) обнаруживается в ощущении собственной силы, способности управлять событиями и собой. Как защитный механизм могущество воли может проявляться в виде всемогущего контроля, т.е. ощущения, что другие люди, силы природы, неодушевленные предметы - все подчинено власти человека и находится под его контролем. Например, осадки, политические события, достижения конкретного человека оцениваются как результат собственной деятельности и личного вклада, при этом часто наблюдается обратное, т.е. безволие и бездействие.

Расстройство контроля над импульсами обнаруживается в неспособности сопротивляться импульсам, побуждениям, искушениям. Подобный вид расстройства может проявляться в различных патологически привычных, ставших побудительными действиями. Примерами таких нарушений являются клептомания, пиромания, трихотилломания.

Клептомания - периодически возникающие у субъекта непреодолимые импульсы украсть предметы, которые ему не нужны для личного пользования и которые не имеют для него материальной ценности. Такие действия сопровождаются возрастающим чувством напряжения, облегчением и удовольствием во время совершения кражи. В психоаналитической литературе называются следующие предполагаемые причины таких поступков: способ восстановления утраченных взаимоотношений с матерью, акт агрессии, защита от страха повреждения, способ получить наказание, способ восстановить и усилить самооценку, реакция на семейную тайну, достижение определенного уровня возбуждения, в том числе и сексуального.

Пиромания - обдуманные и целенаправленные поджоги, совершаемые неоднократно. Так же как и в случае клептомании при пиромании наблюдается возрастание внутреннего напряжения перед совершением поджога, зачарованность огнем, интерес, любопытство или влечение к нему, выраженная радость, удовлетворение, облегчение при виде пожара или участия в нем. Фрейд придавал огню бессознательную значимость, видя в нем символ сексуальности. Тепло, которое распространяется огнем, возбуждает те же самые чувства, которые сопровождают чувство сексуального возбуждения. Другие авторы рассматривают пироманию как патологическое стремление к силе и социальному престижу. Возможно, акт поджога - способ освободиться от накопленной ярости, от фрустрации, обусловленной чувством социального, физического и сексуального унижения. В ряде работ отмечено, что у пироманов часто не бывает дома отца, и их действия связаны с желанием его возвращения как спасителя.
Трихотилломания - периодически наступающая неспособность сопротивляться импульсам вырывать собственные волосы, в результате чего наблюдается значительное уменьшение числа волос. Действия предвосхищаются увеличением напряжения и сопровождаются чувством облегчения и удовольствия. Данное заболевание не имеет соматических причин (например, воспаления кожи). Трихотилломанию относят к патологически привычным действиям, которые приобрели самостоятельную побудительную силу. Причинами трихотилломании могут быть стрессовые ситуации, нарушение связи мать-ребенок, страх остаться одному, недавно перенесенная утрата. Действия, которые мы называем замещающими (почесывание, покачивание, потирание лба и проч.), выполняют функцию кратковременного снятия напряжения. Став патологически привычными, они приобретают для человека собственную значимость и магический смысл, которые по принципу "обходного пути", редуцируют накопленную энергию.

Все случаи патологически привычных действий нуждаются в своевременном выявлении и тщательной психотерапевтической проработке [10,56].














Личностный потенциал

Личностное в личности. Личностный потенциал как основа самодетерминации. Личностный потенциал – это интегральная, системная характеристика личности, которая лежит в основе способности исходить из устойчивых внутренних критериев и ориентиров в своей жизнедеятельности и сохранять стабильность деятельности на фоне давления ситуации и изменения внешних условий (Д.А.Леонтьев).

Современная психология личности представляет собой весьма эклектичную область, специфическое предметное содержание и границы которой весьма нечетко определены. Если открыть практически любой из учебников под названием «Психология личности», «Теории личности» или «Развитие личности», мы найдем там все что угодно, от конституции до смысла жизни. Именно отсутствие четкого представления о специфическом содержании личности, в отличие от психических процессов, состояний и других составных частей предмета психологии, и является, по мнению Д.А.Леонтьева, основным барьером для развития этой области научного знания, которое движется сейчас очень быстрыми темпами, но направление этого движения не совсем понятно.

Ряд авторов в разное время и в достаточно разных контекстах пытались вычленить специфическое содержание личности. Можно сослаться на идею А.Н. Леонтьева (1983) о личности как особом измерении, несводимом к тому, в котором ведется изучение психических процессов, на идею В. Франкла (1990) о поэтическом, духовном измерении, которое надстраивается над измерением собственно психологическим, идею Б.С. Братуся (1988) о разведении личности в узком смысле слова, характеризующуюся особым содержанием, и личности в широком смысле слова. Во всех этих случаях под специфическим содержанием личности подразумевалось ее смысловое измерение, смысловая ткань, ее внутренний мир, что нашло отражение в перекликающихся между собой вариантах моделей структуры личности (Асмолов, 1990; Братусь, 1988; Д.А. Леонтьев, 1993), которые достаточно близки. Во всех трех моделях вычленяется смысловая сфера личности как специфическая ее ткань.

Для обозначения этого базового измерения — собственно личностного в личности — Д.А.Леонтьев вводит рабочее понятие «личностный потенциал» (ЛП), который прямо не коррелирует с интеллектуальным развитием, с глубиной содержательностью внутреннего мира и с творческим потенциалом.

Уже повседневный опыт дает нам интуитивное представление о подобной базовой индивидуальной характеристике, стержне личности. Если мы посмотрим на общепризнанных гениев, то в первых их рядах мы часто видим чувствительные, ранимые, болезненные, сложные, постоянно страдающие натуры, такие как Ван Гог, Достоевский, Кафка и Мандельштам. Но наряду с ними мы видим и таких, хорошо владеющих собой и продуктивно и творчески строящих свою жизнь людей, хотя порой и в неблагоприятных условиях, как Микеланджело, Пикассо, Бернард Шоу или Солженицын. К ним применима известная формула «цветущая сложность»; им свойственна способность уверенно структурировать не только культурный, эстетический материал, но и материал собственной жизни.

Феноменологию, отражающую эффекты ЛП или его недостаточности, в разных подходах в психологии обозначали такими понятиями, как воля, сила Эго, внутренняя опора, локус контроля, ориентация на действиеи некоторые другие. Лучше всего, пожалуй, ему соответствует понятие «жизнестойкость» (hardiness), введенное С. Мадди (Maddi, 1998) в качестве операционального аналога «отваге быть» по П. Тиллиху (1995). Мадди определяет жизнестойкость не как личностное качество, а как систему установок или убеждений, в определенной мере поддающихся формированию и развитию — установки на включенность в противовес отчуждению и изоляции, установки на контроль за событиями в противовес чувству бессилия и установки на принятие вызова и риска в противовес стремлению к безопасности и минимизации напряжений. Разработав тест жизнестойкости и проведя с его помощью большое количество исследований, Мадди подтвердил, что жизнестойкость является той базовой характеристикой личности, которая опосредует воздействие на ее сознание и поведение всевозможных благоприятных и неблагоприятных обстоятельств, от соматических проблем и заболеваний до социальных условий.

Вместе с тем все упомянутые понятия, хоть и имеют самое прямое отношение к ЛП, однако описывают лишь отдельные ег грани. Когда мы говорим о личностном потенциале, речь идет не столько о базовых личностных чертах или установках, сколько об особенностях системной организации личности в целом, о сложной ее архитектонике, основанной на сложной схеме опосредствования. Например, В.А. Иванников (1991) убедительно показал, чтоволя обнаруживает себя не столько как сила, сколько как техника саморегуляции через опосредствование мотивации. Путь к решению проблемы личностного потенциала лежит через смычку, с одной стороны, экзистенциальной психологии, которая на сегодняшний день уделяет наиболее внимание феноменологии личностного потенциала и попыткам его концептуализировать, и, с другой стороны, культурно-исторической психологии Л.С. Выготского. Основной вклад Выготского в психологию личности заключается в четком и развернутом формулировании идеи о том, что сущностной психологической характеристикой личности является овладение собственным поведением через его опосредствование (Выготский, 1983). Хотя Выготский не оставил теории личности, то, что он говорил про личность, позволяет рассматривать личность как наиболее интегральную высшую психическую функцию (см. Леонтьев Д. А., 2001), а основной характеристикой высших психических функций является, как известно, произвольность[15].

С этим перекликается еще одна теоретическая идея экзистенциальной персонологии С. Мадди (Maddi, 1971). Мадди вводит понятие психологических потребностей личности, наряду с биологическими и социальными. К психологическим Мадди относит потребности в символизации, суждении и воображении — ранее никто не связывал эти познавательные процессы с потребностями. Мадди показал, что в тех случаях, когда доминируют биологические и социальные потребности, человек воспринимает себя как воплощение социальных нужд и ролей и плывет «по течению», то есть строит жизнь адаптивным образом. Когда же на первое место выходят психологические потребности, тогда человек задается вопросом о смысле, строит образ будущего и у него возникает мощная опора для опосредствования своей жизни в виде жизненных целей, смыслов и т.д., что полностью перестаивает структуру регуляции его деятельности.

 Д.А.Леонтьевым и   Е.Р.Калитеевской предложена интерпретация свободы как формы активности и ответственности как формы регуляции; построена модель развития механизмов свободы и ответственности с критической точкой в подростковом возрасте, в период второго рождения личности. Изначально, в раннем онтогенезе, активность и регуляция развиваются по своим линиям, но, начиная с какой-то точки, они идут навстречу друг другу. В точке, в которой активность и регуляция смыкаются друг с другом, различия между ними исчезают, они становятся одним. Свобода как определенная форма активности и ответственность как определенная форма регуляции, слившись, порождают феномен самодетерминации — свободной саморегулируемой активности зрелой личности.

Личностный потенциал предстает как интегральная характеристика уровня личностной зрелости, а главным феноменом личностной зрелости и формой проявления личностного потенциала является как раз феномен самодетерминации личности, то есть осуществление деятельности в относительной свободе от заданных условий этой деятельности — как внешних, так и внутренних условий, под которыми понимаются биологические, в частности телесные предпосылки, а также потребности, характер и другие устойчивые психологические структуры.

В. Франкл (1990) подробно описывал такое проявление человеческой свободы, как свободу по отношению к собственным потребностям и к собственной телесности. Это замечательно было выражено еще Гегелем (1971): «Обстоятельства и мотивы господствуют над человеком лишь в той мере, в какой он сам позволяет им это». В этой фразе заключена квинтэссенция психологии личности, содержащая две истины: первая — обстоятельства и мотивы могут господствовать над человеком, и вторая — они могут не господствовать над человеком, если он им этого не позволит. Другими словами, существуют разные формы и механизмы регуляции и детерминации человеческого поведения, которые могут «включаться» и «выключаться», в том числе механизмы самодетерминации. Д.А.Леонтьев предполагает, что что усилие, создающее человеческую реальность, раскрывается через механизмы активности и регуляции, то есть свободы и ответственности, развивающейся согласно механизмам, описанным Л.С. Выготским: расширение активности, во-первых, интериоризация регуляции, во-вторых, и, в-третьих, опосредствование этих механизмов регуляции, на чем стоит остановиться отдельно [29].

Личностный потенциал отражает меру преодоления личностью заданных обстоятельств, в конечном счете преодоление личностью самой себя.Д.А.Леонтьев ссылается  на общую антропологическую модель Э. Фромма (1995), которая представляется весьма точным и полным образом человека. Фромм констатирует фундаментальную двойственность человека. С одной стороны, человек вышел из мира природы и его тянет по начертанному природой пути наименьшего сопротивления. Это путь возвращения в лоно матери-природы, путь слияния с родом, кланом и так далее, путь отказа от самостоятельности, от собственного принятия решения, в конечном счете от сознания и бегства от свободы. Но поскольку человек не может вернуться в это лоно, он изгнан из рая, он должен искать свой, уже человеческий путь, в чем ему никто не может помочь; он должен идти по краю и создавать основания для своей жизни, поскольку он лишен тех оснований, которые есть у всех прочих живых существ. Собственно говоря, в том, в какой мере человек самоопределяется по отношению к этой дихотомии, также находит свое проявление личностное в личности, личностный потенциал.

На сегодняшний день ключевыми в культурно-историческом, деятельностном подходе выступают понятия «регуляция» и «опосредствование», что впервые четко сформулировала Б.В. Зейгарник (1981). Понятие «опосредствование» всегда было в этом подходе в центре внимания, однако сейчас в новом для него контексте регуляции жизнедеятельности оно обнаруживает новые объяснительные возможности.

Можно говорить, по крайней мере, о двух видах опосредствования. Первый — это традиционно изучавшийся, но еще недостаточно раскрытый механизм опосредствования нашей деятельности тем, что мы заимствуем из мира культуры, мира человека — опосредствование ценностями, образцами, орудиями. Второй вариант - то, что можно условно назвать внутреннее опосредствование в противоположность первому, внешнему.

Одна из специфических форм проявления ЛП — это проблематика преодоления личностью неблагоприятных условий ее развития. Существуют заведомо неблагоприятные условия для формирования личности, они могут действительно роковым образом влиять на развитие, но их влияние может быть и преодолено, опосредовано, прямая связь разорвана за счет введения в эту систему факторов дополнительных измерений, прежде всего самодетерминации на основе личностного потенциала.

В свете вышеизложенных представлений о личностном в личности встают проблемы конкретных теоретических и экспериментальных исследований. Первая из них — проблема психологической структуры и диагностики личностного потенциала, проблема операционализации этой идеи. Во-вторых, это проблема формирования личностного потенциала и условий, способствующих и, наоборот, препятствующих его формированию.

Третья проблема — собственно функционирование личностного потенциала, который в этом контексте выступает как базовая независимая переменная, отвечающая за достаточно много эффектов в плане реального поведения[29, 15].










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 478.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...