Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Общение как социально-психологическое явление




 

Под общением понимается процесс передачи и приема сообщений с помощью вербальных и невербальных средств, направленный на установление взаимоотношений, оказание взаимовлияния, на регуляцию совместной деятельности. Общение характеризуется содержанием, функцией, манерой, стилем и структурой.

Содержание общения различно и выражается в передаче информации, восприятии друг друга партнерами по общению, в их взаимооценке, взаимовлиянии, взаимодействии.

Функции общения выделяют в соответствии с содержанием общения. Различают 4 основные функции общения: 1) инструментальную, которая характеризует общение как социальный механизм управления и передачи информации, необходимой для исполнения действий; 2) интегративную, раскрывающую общение как средство объединения людей; 3) трансляционную – функцию передачи конкретных способов деятельности; 4) функцию самовыражения, определяющую общение как форму взаимопонимания психологического контекста. Среди других функций общения можно отметить: экспрессивную (функция взаимопонимания переживаний и эмоциональных состояний), социального контроля (регламентация поведения и деятельности), социализации (формирование навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми норами и правилами).

Манера общения определяется тоном общения (спокойным, властным, вкрадчивым, взволнованным) и дистанцией в общении, которая определяет характер отношений в общении. Интимная и личная дистанции свидетельствуют о том, что общающиеся являются близкими людьми, друзьями. Социальная дистанция указывает на официальный характер общения. Публичная дистанция указывает на интеллектуально-демонстрационный характер общения. Манера общения может быть уважительной или пренебрежительной, в шутливой или серьезной, озлобленной или доброжелательной форме.

Стиль общения – индивидуально-типологические особенности взаимодействия между людьми. В стиле общения находят выражение особенности коммуникативных возможностей человека, сложившийся характер отношений с конкретными людьми, индивидуальность человека, особенности партнера по общению. Фундаментом стиля общения личности являются ее нравственно-этические установки и оценки социально-этических установок общества. К стилям общения относятся ритуальный, манипулятивный, дружеский, популистский, деловой.

Выделяются сферы общения: интимно-личностное общение, бытовая, деловая, профессиональная.

Профессиональное общение характеризуется тем, что оно: 1) регламентировано нормативными документами (положениями, приказами, уставами; 2) носит функционально-ролевой характер, обусловленный необходимостью соблюдения этикета, церемоний, процедур, что выражается в определенных правилах «игры», официальной одежде, профессиональной лексике, кастовости и пр.; 3) позиционно оформлено, субординационно, что отражается в отношениях между начальником и подчиненным; 4) атрибутивно (проходит в специальных помещениях, пространственно декорировано, предполагает соответствующую среду, мебель, оргтехнику, освещение).

Общение возможно лишь при помощи знаковых систем. Различают  средства общениявербальные (устная и письменная речь) и невербальные (неречевые) средства общения.Вербальные или речевые средства образуют в общении существенную логико-смысловую линию, определяющую характер его содержания. Речь является самым универсальным средством коммуникации, т.к. в этом случае менее всего теряется смысл сообщения, но при этом должна сопутствовать высокая степень общности понимания ситуации. Совокупность определенных мер, направленных на повышение эффекта речевого воздействия, получила название «убеждающей коммуникации».

К невербальным средствам общения относят:

· оптико-кинетическая система знаков – жесты, мимика, пантомимика, а также различные визуальные средства: кинесика (движение рук, ног, головы, туловища); направление взгляда и визуальный контакт; выражение глаз; выражение лица; поза; кожные реакции (покраснение, испарина); дистанция (расстояние до собеседника, угол поворота к нему, персональное пространство); вспомогательные средства общения, в том числе особенности телосложения (половые, возрастные) и средства их преобразования (одежда, косметика, очки, украшения, татуировка, усы, борода, сигарета и т.п.);

· паралингвистическая система знаков: качество голоса, его диапазон, тональность, интонация, громкость, тембр, ритм, высота звука, речевые паузы и их локализация в тексте;

· экстралингвистическая система знаков (не связанная с речью)– смех, плач, вздохи, покачивания головой. Экстралингвистическая и паралингвистическая системы увеличивают семантически значимую информацию «околоречевыми» приемами;

· проксемика – это специальная область, рассматривающая пространственную и временную организацию общения (дистанция, время, место, ситуация общения).

В структуре общения выделяют три компонента или стороны общения: коммуникативную, интерактивную и перцептивную.

Коммуникативная сторона общения связана с выявлением специфики информационного процесса между речевыми партнерами.

Психологическое взаимодействие партнеров концентрируется вокруг проблемы контакта. На стадии возникновения контакта заметная роль принадлежит внешней привлекательности человека, благодаря которой он приобретает особый, более высокий коммуникативный потенциал. Поддержанию контакта способствует обратная связь – процесс взаимонаправленных ответных действий, однако ее наличие не всегда свидетельствует о прочности и психологической глубине общения.

Информационные функции общения можно трактовать как своеобразный механизм наследования способов адаптивного поведения человека и передачи видового опыта, поэтому информация приобретает наибольшую ценность в любой сфере человеческой деятельности, а статус знающего человека растет в наших глазах. Информация кодируется в каналах связи в виде знаков и их комплексов (сообщений, слов, жестов и т.д.), за которыми закреплены определенные значения. Системы знаков образуют естественные и условные языки, с помощью которых и совершается процесс общения. Знание языков расширяет информационные возможности человека.

По целям сообщения информация может подразделяться на осведомительную, регуляторную и эмоциональную. Если передаются только сведения об объекте, то информация имеет осведомительное назначение. Если же общение рассчитано на побуждение партнера к действию, то информация приобретает регуляторную нагрузку. Эмоциональная информация адресуется к чувствам и переживаниям реципиентов – людей, ее воспринимающих.

Осведомительная беспристрастность сообщений требует жесткой логики, лаконичности, лексической выверенности с точки зрения смысловой идентичности, наибольшей однозначности в понимании сообщения партнерами. Побуждающий эффект регуляторной информации в большей степени связан с мотивационной заинтересованностью участников общения в том или ином сообщении. Эмоциональность информации приобретается в основном за счет экспрессивной аранжировки сообщения. В этом большую роль играют выразительные движения и интонация участников общения.

Эффективность информационных функций общения зависит от успешного решения проблемы соотношения языковых средств со смыслом сообщения, что обеспечивает уровень взаимопонимания партнеров. В информационном аспекте общения появляются два направления психологического взаимодействия речевых партнеров. Одно из них связано с восприятием и пониманием смысла сообщения, другое – с восприятием и пониманием личности партнера. Эти процессы находятся в сложных взаимоотношениях. Известно, что с большим доверием воспринимается сообщение, передаваемое речевым партнером с более привлекательным внешним обликом, профессиональным и возрастным статусом.

Интерактивная сторона общения (общение как взаимодействие) представляет собой построение общей стратегии взаимодействия, т.е. устойчивого систематического выполнения действий, которые направлены на то, чтобы вызвать ответную реакцию партнера, при этом вызванная реакция в свою очередь порождает реакцию воздействующего.

Межличностный характер общения выводит партнеров на проблему взаимопознания, которое направлено в первую очередь на понимание тех качеств партнера, которые наиболее значимы для участников общения в данный момент их взаимодействия. Существует ряд механизмов взаимопонимания в общении: 1) идентификация – способ понимания другого человека через осознанное или бессознательное уподобление его характеристикам самого себя; 2) стереотипизация – классификация форм поведения и интерпретация их причин путем отнесения к уже известным или кажущимися известными явлениям, категориям, социальным стереотипам;  3) рефлексия – это осмысление субъектом, какими средствами, почему он произвел то или иное впечатление на партнера по общению; 4) обратная связь – получение адресантом информации о том, какое воздействие он оказал на адресата и корректировка на этой основе дальнейшей стратегии общения.

В процессе совместной жизнедеятельности происходит постоянное согласование мыслей, чувств, отношений партнеров. При этом формы общения могут быть различными: одни побуждают партнеров к действиям (приказ, просьба, предложение), другие санкционируют действия партнеров (согласие или отказ), третьи вызывают на дискуссию (вопрос, рассуждение).

В процессе общения особая роль принадлежит психологическому влиянию, под которым понимается воздействие на психическое состояние, чувства, мысли и поступки других людей с помощью исключительно психологических средств: вербальных или невербальных, включая ссылки на возможность применения социальных санкций или физических средств воздействия. К основным видам психологического влияния относятся:

· убеждение – сознательное аргументированное воздействие на другого человека или группу людей, имеющее своей целью изменение их суждения, намерения, решения;

· самопродвижение – объявление своих целей и предъявление свидетельств своей компетентности и квалификации для того, чтобы быть оцененным по достоинству и благодаря этому получить преимущества, например, на выборах, при назначении на должность и т.д.;

· внушение – сознательное неаргументированное воздействие на человека или группу людей, имеющее своей целью изменение их состояния, отношения к чему-либо и предрасположенности к определенным действиям;

· заражение – передача своего состояния или отношения другому человеку или группе людей, которые перенимают это состояние или отношение;

· пробуждение импульса к подражанию – способность вызывать стремление быть подобным себе;

· формирование благосклонности – привлечение к себе непроизвольного внимания другого человека путем проявления собственной незаурядности и привлекательности, высказывания благоприятных суждений об адресате, подражания ему или оказания ему услуги;

· манипуляция – скрытое побуждение адресата к переживанию определенных состояний, принятию решений и/или выполнению действий, необходимых для достижения инициатором своих собственных целей.

Психологическое противостояние влиянию также имеет несколько специфичных форм, к которым относятся:

· контраргументация – сознательный аргументированный ответ на попытку убеждения, опровергающий или оспаривающий доводы инициатора воздействия;

· конструктивная критика – подкрепленное фактами обсуждение целей, средств или действий инициатора воздействия и обоснование их несоответствия целям, условиям и требованиям адресата;

· энергетическая мобилизация – сопротивление адресата попыткам внушить или передать ему определенное состояние, отношение, намерение или способ действий;

· уклонение – стремление избегать любых форм взаимодействия с инициатором воздействия, в том числе случайных личных встреч и столкновений;

· психологическая самооборона – применение речевых формул и интонационных средств, позволяющих сохранить присутствие духа и выиграть время для обдумывания дальнейших шагов в ситуации деструктивной критики, манипуляции или принуждения;

· игнорирование – действия, свидетельствующие о том, что адресат не принимает во внимание слова, действия или выраженные адресантом чувства;

· конфронтация – открытое и последовательное противопоставление своей позиции и своих требований инициатору воздействия.

Важной составной частью процессов взаимодействия и взаимовлияния является психологическая совместимость партнеров по общению. Под психологической совместимостью понимают взаимное приятие партнеров по общению и совместной деятельности, основанное на оптимальном сочетании (сходстве или взаимодополняемости) значимых для межличностного взаимодействия индивидуальных психологических характеристик. Выделяют три основных типа совместимости:

· психофизиологическая совместимость – предполагает удовлетворенность людей друг другом на основе схожести таких индивидных характеристик, как время реакции, скорость и интенсивность протекания психических процессов и пр. На этом уровне совместимость зависит в основном от темперамента взаимодействующих людей;

· психологическая совместимость – предполагает удовлетворенность людей друг другом на основе подобия или различия характерологических свойств, качеств личности, способностей, интеллектуального потенциала;

· социально-психологическая совместимость – предполагает сходство ценностных ориентаций, идеалов, принципов, уровня профессиональной подготовки и образования.

Перцептивная сторона общения (общение как восприятие людьми друг друга) включает в себя процесс формирования образа другого человека.

Существуют устойчивые установки людей в отношении друг друга – аттитюды. При сходстве или взаимодополняемости отдельных качеств у общающихся людей возникают положительные установки; при неприемлемых качествах, психологической несовместимости – отрицательные установки.

Воспринимаемый индивид также не пассивен, он стремится создать определенное впечатление, формирует свой образ – имидж, отражающий социальные ожидания речевого партнера, определенных социальных групп, обеспечивающий успех взаимодействия.

Воспринимая друг друга, люди делают выводы о характере и психическом состоянии партнера, его коммуникативных и деятельностных качествах. При восприятии людьми друг друга проявляется ряд эффектов.

Эффект ореола (гало-эффект) наиболее явно проявляется тогда, когда воспринимающий имеет минимальную информацию об объекте восприятия, когда происходит направленное приписывание ему на основе специфических установок определенных качеств. Суть эффекта ореола заключается в следующем: если первое впечатление о человеке благоприятное, то возникает тенденция положительной оценки и всех его последующих поступков («эффект положительного ореола»); если же первое впечатление отрицательное, то в оценке ее последующего поведения будет преобладать, как правило, негативная тенденция («эффект отрицательного ореола»).

Эффект бумеранга проявляется в том, что при восприятии определенной информации получается результат, обратный ожидаемому: действия или информация, направленные против кого-либо, оборачиваются против тех, кто совершил эти действия или дал эту информацию.

Эффекты первичности и новизны касаются значимости определенного порядка предъявления информации о человеке для составления представления о нем. В ситуациях восприятия знакомого человека действует «эффект новизны», который заключается в том, что последняя, более новая информация оказывается наиболее значимой. Напротив, когда воспринимается незнакомый человек, действует «эффект первичности».

Явление стереотипизации наблюдается в процессе познания людьми друг друга. Очень часто стереотип возникает относительно групповой принадлежности человека, например, принадлежности его к определенной нации или профессии. Тогда ярко выраженные профессиональные черты у встреченных в прошлом представителей этой профессии рассматриваются как черты, присущие каждому представителю данной профессии. Стереотипизация приводит к возникновению предубеждения и к определенному упрощению процесса познания другого человека.

Каузальная атрибуциязаключается в том, чтокаждый из участников общения, оценивая другого, стремится построить в определенную систему интерпретацию его поведения, которая может основываться на знании причин этого поведения. Если причины неизвестны, тогда в условиях дефицита информации они начинают приписываться друг другу. Приписывание осуществляется либо на основе сходства поведения воспринимаемого лица с каким-то образцом, имевшимся в прошлом опыте, либо на основе анализа собственных мотивов, предполагаемых в аналогичной ситуации. Приписывание причин поведения и характеристик осуществляется крайне субъективно.

У личности в процессе общения формируется устойчивая схема отношений к другим людям, которая может сводиться к четырем основным схемам.

1. «Я хороший и все люди хорошие» – схема, присущая высокосоциализированному, психически устойчивому типу личности, поведение которой характеризуется открытостью, честностью, последовательностью.

2. «Я плохой, а все люди хорошие» – жизненная схема, присущая людям с пониженным уровнем притязаний, нерешительным, постоянно сомневающимся в своих возможностях, проявляющим психическую неустойчивость в трудных ситуациях, затрудняющимся в установлении социальных контактов.

3. «Я хороший, а все люди плохие» – схема, присущая людям с завышенным уровнем притязаний. Высокомерие, эгоизм, твердость, переходящая в жестокость, присвоение себе права к исключительным поступкам – таковы отличительные черты характера людей данной ориентации.

4. «Я плохой и все люди плохие» – позиция пессимистов, ожидающих от жизни одних неприятностей. Как и предыдущий, этот тип социальной ориентации порождает конфликты личности с социальной средой, но в отличие от него данный сценарий ведет не к самоутверждению, а к уходу от радостей жизни, иногда и из самой жизни. Не надеясь на лучшее в реальной жизни, человек с такой жизненной концепцией уходит в мир грез, бесплодных мечтаний и нереальных надежд или в аддиктивные формы поведения, становясь алкоголиком, наркоманом, токсикоманом.

Каждый человек имеет свои масштабы измерения других людей. Познавая другого человека в процессе общения, индивид определяет возможную стратегию его поведения и стремится к адекватному построению собственной поведенческой стратегии. При этом учитывается и то, как данная стратегия будет оцениваться партнером по общению. Нередко эффективность общения резко снижается из-за непонимания мотивов поведения партнеров, а еще чаще из-за неправильной их интерпретации.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 291.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...