Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Политизация общественных движений




На втором этапе наблюдается процесс политизации общественных движений. Многие общественные движения и организации теперь становятся политическими[34].

Сформировавшиеся во второй половине 1980-х гг. на волне политических перемен, многочисленные неформальные организации представляли собой своего рода модель демократического общества, в котором участники отстаивали свою программу развития страны[35]. Но их движения носили социальный, общественный характер. Но уже в течении нескольких лет очень многие объединения освоили политическую культуру. И учитывая, что общественные движения были очень разнообразны и имели массу сторонников и участниках во всех слоях и сферах общества, это привело к тяжелым привело к следующим событиям: к концу 1980-х — началу 1990-х гг. лидеры КПСС столкнулись с манифестациями, в которых участвовали сотни тысяч людей. Оппозиция сформировала организационные структуры и подробно разработанные программы переустройства общества.

В марте 1990 г. была отменена статья 6, Конституции СССР о руководящей роли КПСС в обществе. К этому времени в стране уже действовали многочисленные политические организации. Отмена статьи 6 явилась стимулом возникновения новых партий и движений. Видное место среди них занимали организации демократической ориентации — Крестьянская, Аграрная, Народная партии России, Республиканская партия российской Федерации, Демократическая партия России и др. В своих программах они выступали за демократическое государство, за проведение экономических и политических реформ. Многие партии признавали необходимость создания смешанной экономики, но расходились в выборе путей для ее формирования. Руководители большинства новых организаций полагали необходимым для выхода из кризиса осуществить требуемые реорганизации сверху. Раскол в рядах КПСС привел к возникновению нескольких партий социалистической (коммунистической) ориентации. Заметную роль в политической жизни страны с первых дней создания играли Коммунистическая партия РСФСР (КПРФ) и Российская партия коммунистов (РПК). Оформилась Российская коммунистическая рабочая партия (РКРП). На начальном этапе деятельности все они видели свою главную задачу в возврате к коммунистической идеологии (с учетом происшедших в стране перемен), а также в усилении роли государства в экономической жизни. Начали действовать партии социал-демократического направления. За возрождение национального самосознания и сильного государства — но в разных формах — выступали партии и движения национально-патриотической ориентации (Республиканская народная партия России и др.). Время существования многих партий оказалось кратким, они распадались, сливались с другими организациями. Возникали новые политические группы и блоки, и все они активно участвовали в общественной жизни СССР. В центре политической борьбы за власть на рубеже 80—90-х годов оказались партии коммунистической и либеральной ориентации. К концу 80-х годов наметился раскол среди сторонников реформаторского курса М. С. Горбачева. В значительной мере этому способствовало ухудшение экономической ситуации в СССР[36]. Группа политических радикалов выступила с требованием углубления политической реформы, активного проведения в жизнь идей частной собственности и многопартийности.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В середине 1980-х гг. советское общество в своем развитии подошло к определённому внутреннему рубежу, когда необходимость кардинальных перемен стала залогом успешного развития в будущем. Необходимость реформ осознавалась не только партийным руководством, но и широкими слоями советского общества, что в условиях начавшейся перестройки обусловило беспрецедентно высокий уровень социально-политической активности населения.

В работе проведен комплексный анализ эволюции социальных ожиданий советских граждан в годы перестройки 1985-1991 гг. Первоначальная эйфория от начавшихся системных реформ быстро сменилась разочарованием от их результатов. Активное общественное обсуждение застоя в партии обусловило неизбежность и необратимость дальнейших серьезных политических перемен в жизни страны.

Сформировавшиеся во второй половине 1980-х гг. на волне политических перемен, многочисленные неформальные организации представляли собой своего рода модель демократического общества, в котором участники отстаивали свою программу развития страны. Вскоре они научились выводить на улицы толпы людей, а их издания превратили гласность в свободу слова. Уникальность исследуемого периода состоит в том, что будущие политические лидеры, журналисты, общественные активисты за считанные годы освоили политическую культуру обществ с давними политическим традициями. В итоге к концу 1980-х — началу 1990-х гг. лидеры КПСС столкнулись с манифестациями, в которых участвовали сотни тысяч людей. Оппозиция сформировала организационные структуры и подробно разработанные программы переустройства общества.

Начавшаяся в 1985 г. перестройка включила в обсуждение политических проблем широкие слои советского населения. Общество проявило широкий спектр мнений по поводу путей реформирования политической системы.

На рубеже 1980-1990-х гг. в СССР произошла стремительная активизация общественно-политических и национальных движений, в определенных общественных группах наблюдалось усиление национально-патриотических и либерально-демократических тенденций. На данном этапе власть уже не могла не считаться с общественным мнением, которое стало превращаться в реальную политическую силу. Огромная поддержка народом идей перестройки, мощная волна перестроечного энтузиазма, эмоций, не имели никакого выхода на уровень принятия решений. Любое реформирование в Советском Союзе могло начаться только сверху. В данной связи в работе показано, что влияние масс на политический процесс в 1985-1991 гг. было специфическим и опосредованным.

Когда с 1989 г. быстрыми темпами пошел процесс внутреннего размежевания внутри КПСС, это самым непосредственным образом сказалось на общественно-политической ситуации в регионах. Наблюдался массовый отток рядовых членов партии, сокращение местных партийных аппаратов и резкое ослабление их работы. Размежевание по платформам и группировкам в партии вышло на уровень региона. Состоявшаяся в январе 1990 г. первая конференция Демократической платформы КПСС провозгласила принципы, близкие участникам общественно-политических движений: отказ от авангардной роли партии, превращение ее в партию парламентского типа, отмена принципа демократического централизма и передача приоритета территориальным структурам, федеративный принцип организационного строения партии и т.д.

В начале 1990-х гг. усилилось общественное сопротивление КПСС в целом и, прежде всего, ее ортодоксальному крылу. Генезис многопартийности в этот период определялся двумя основными тенденциями и направлениями. С одной стороны, набирало силу движение за создание на базе КПСС некой идеальной модели масштабной общественно-политической организации, отвечающей базовым требованиям демократии, политического и идейного плюрализма и в то же время не утратившей, но напротив, усилившей и усовершенствовавшей свою способность к эффективному руководству страной. С другой стороны, радикально настроенные оппозиционные КПСС образования стремились консолидироваться, организационно оформиться в политические партии, имея в виду взятие на себя в обозримой перспективе и конституционно-демократическим способом функций по руководству страной.

В работе рассматриваются отдельные судьбы лидеров общественного движения в процессе перестройки. С осени 1986 г. начался процесс освобождения политзаключенных и амнистирования диссидентов, многие из которых вновь вернулись к активной политической и правозащитной деятельности в роли журналистов, писателей, лидеров политических организаций, народных депутатов. Другие, не пожелав связывать себя с политикой (большей частью это классические правозащитники), к создали общество Мемориал и возобновили работу МХГ, СМОТ, Инициативной группы защиты прав инвалидов.

Главный смысл общественных движений конца 1980-х — начала 1990-х гг. заключается в том, что они выработали и закрепили систему гражданских ценностей, таких как свобода личности, права человека, независимость, общественное мнение. Изучение опыта общественно-политического движения в СССР, без сомнения, может оказаться полезным для современных уже существующих или только создаваемых в России неправительственных организаций.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 228.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...