Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

БИБЛИЯ И НЕКОТОРОЕ ВОПРОСЫ ЛИЧНОЙ МОРАЛИ




Нравственные нормы личного поведения человека менялись напротяжении истории человечества в соответствии с изменениемобщественных условий. То, что в условиях первобытного илирабовладельческого общества считалось вполне нравственным, в нашевремя может выглядеть как совершенно неприемлемое в нравственномотношении, и наоборот. Неудивительно, что на протяжении того большогоисторического периода, в течение которого создавались библейскиекниги, в них нашли свое отражение самые различные морально-этическиевзгляды. Однако верующий человек подходит к Библии совсем не так. Возьмем,например, вопрос о моральном облике Авраама или любого другого изветхозаветных патриархов. Если мы хотим подойти к нему научно, мыдолжны рассмотреть его в связи с условиями общественного бытия тоговремени. Тогда окажется, что черты морального облика данного человеканаходятся в непосредственной зависимости от этих условий. Дляверующего человека такой исторический подход неприемлем. Библейскиепатриархи в его глазах - абсолютные совершенства, до того праведные,что бог избрал их орудием своей деятельности среди остальных людей.Значит, их моральный облик есть образец, которому должен следоватькаждый верующий. Посмотрим же, каков этот образец. Начнем с некоторых вопросов семейной морали. *Отношение к женщине* Из Библии не видно, за что бог так возлюбилАвраама, за что сделал его потомков своим избранным народом. Ни окаких проявлениях особо праведной жизни этого человека в Библии нерассказывается. Зато там приводятся некоторые детали его биографии,которые нельзя назвать иначе, как постыдными. Когда Авраам со своей семьей прибыл в Египет он выдал свою женуСарру за сестру, с тем чтобы не мешать египтянам вступать с ней  винтимные отношения. А это ему было нужно для того, чтобы в полнойбезопасности была его жизнь. Сарра "взята была в дом фараонов", "иАврааму хорошо было ради нее; и был у него мелкий и крупный скот, иослы, и рабы, и рабыни, и лошаки и верблюды"[Бытие, гл.XII,ст.15-16.]. Так торговал великий праведник своей собственной женой,получая чистоганом - мелкий и крупный скот, лошаков и верблюдов.Интересно, как отнесся к создавшейся деликатной обстановке сам бог. Онрассердился и "поразил тяжкими ударами"... но не Авраама, а "фараона идом его"[Там же, ст.17.]. Какое воспитательное воздействие может иметьпример гнусного поведения человека, которого изображают замечательнымправедником, да еще к тому же описание того, как бог наказал не этогоосновного виновника, а человека невинного? Любопытно, что торговля собственной женой практиковаласьАвраамом, как видно из Библии, не один раз. В той же книге Бытиярассказывается, как Авраам пытался совершить с герарским царем ту жесделку в отношении Сарры, какую он совершил с фараоном, и как этомупомешало только вмешательство бога, который пригрозил смертью царю,если он посмеет дотронутся до Сарры. Авраама божья кара не касается,он и здесь оказывается совершенно праведным человеком, хотя вина завсе лежит только на нем. История с торговлей собственной женой еще разповторяется в Библии, но уже в отношении сына Авраама Исаака, который,как рассказывается там, идет по стопам своего отца и тоже, выдаваясвою жену Ревекку за сестру, пытается торговать ею[См. там же,гл.XXVI, ст.7-8.]. Правда, здесь говорится не о материальных благах,которых добивался Исаак, а о страхе его за свою жизнь: как бы люди,которым понравится его жена, не захотели убить его, чтобы владеть ею.Но и это не свидетельствует о великой доблести праотца Исаака. Как правило, в Библии изображается жизнь божьих избранников илюбимцев весьма нелестно. Праведником, например, являлся племянникАвраама Лот, которого бог спас при разрушении Содома и Гоморры. Богрешил истребить население этих городов за то, что оно погрязло вразврате, но спасти при этом Лота с его семьей. Это и было сделано,правда, не без ущерба для семьи Лота: его жена, не сумевшая преодолетьженского любопытства, оглянулась назад вопреки запрещению ипревратилась в соляной столп. Но так ли уж был праведен сам Лот,которого спас бог и который не пострадал? Он "только" сожительствовалсо своими двумя дочерьми...[См. Бытие, гл.XIX, ст.31-36.] Вообще поведение ветхозаветных праведников в отношении к женщиневыглядит весьма не праведно. Родоначальник и глава крупнейшего изеврейских "колен" Иуда, увидев на улице "блудницу", немедленновступает в переговоры, сторговывается о цене и сходится с ней; потомоказывается, что это его сноха[См. там же, гл.XXXVIII, ст.15-18].Многоженство у ветхозаветных праведников - совершенно обычная вещь. УАвраама, судя по Библии, было две или три жены, одна из них, Сарра,считалась полноправной, другие - наложницами[См. там же, гл.XVI,ст.3.]. У Иакова было две жены и две наложницы[См. там же, гл.XXIX,XXX.]. У Моисея было две жены[См. Исход, гл.II, ст.21; Числа, гл.XII,ст.1.]. У Давида было шесть жен и 10 наложниц[См. II книгу Царств,гл.III.]. Все рекорды побил, однако, царь Соломон, у которого было неболее и не менее, как 700 жен и 300 наложниц[См. III книгу Царств,гл.XI, ст.3.]. Мы упомянули выше о царе Давиде с его женами и наложницами.Библия сообщает и о том, какими способами он завоевывал приглянувшихсяему женщин. Удивительно просто, как о чем-то вполне естественном онарассказывает о таком деянии праведника Давида, всегда "ходившего передгосподом". "Однажды под вечер, Давид, встав с постели, прогуливался покровле царского дома и увидел с кровли купающуюся женщину; а таженщина была очень красива. И послал Давид разведать, кто эта женщина.И сказали ему: это Вирсавия, дочь Елиама, жена Урии Хеттеянина. Давидпослал слуг взять ее; и она пришла к нему, и он спал с нею"[II книгаЦарств, гл.XI, ст.2-4.]. Но этого было Давиду мало: он решил убитьмужа Вирсавии. Несчастный был отправлен на войну с письмом ккомандующему, а в письме было написано, по Библии, следующее:"Поставьте Урию там, где {будет} самое сильное сражение, и отступитеот него, чтоб он был поражен и умер"[II книга Царств, гл.XI, ст.15.].Все было разыграно, как по нотам: Урия был предательски погублен, аВирсавия стала добычей праведного царя, настолько благочестивого, чтоему приписывается авторство псалмов. Следует сказать, что Библия осуждает поступок Давида с Вирсавиейи Урией. Больше того, она рассказывает о том, как бог покарал за негоДавида: "поразил господь дитя, которое родила жена Урии Давиду"[Тамже, гл.XII, ст.15.]. Не Давид понес наказание, а дитя, которое ужникак нельзя считать виноватым в том, что оно появилось на свет. Чтоже касается самого преступника, то... "утешил Давид Вирсавию, женусвою, и вошел к ней, и спал с нею; и она родила сына, и нарекла емуимя Соломон. И господь возлюбил его"[Там же, ст.24.]. Первоговозненавидел так, что убил немедленно после рождения, а второго стольже немедленно возлюбил... Логики в этих поступках бога не видноникакой, но в данном случае нас интересует другое - вопрос о том, каквыглядит моральный облик библейских праведников. Как было уже сказано выше, если подойти к этому вопросу научно,то ничего удивительного в безнравственных, с нашей точки зрения,поступках библейских героев не окажется. В те времена, к которымотносится библейское повествование, эти поступки считалисьнравственными или, во всяком случае, не так уж сильно нарушающиминравственные нормы. В период разложения родового общества искладывавшегося рабовладельческого строя женщина считалась неполноправным человеком, а собственностью главы рода или семьи. Иметьнесколько жен и наложниц считалось не менее естественным, чем иметьопределенное количество скота. Подходя к вопросу исторически, мы этопонимаем. Но принимать это за норму поведения - кому придет в головутакая мысль? Между тем религия учит видеть именно в жизни библейскихгероев образец морального поведения! *Проповедь себялюбия* Какие бы мы ни взяли стороны личностичеловека, образцы, находимые в Библии, никак не дают того идеала,которому следует подрожать, на который можно было бы равняться. Библейские праведники - прежде всего эгоисты, себялюбцы. Мы нигдене найдем в Библии рассказа о том, чтобы тот или иной поступок делалсячеловеком для другого человека из любви к нему. Когда в евангелияхговорится о любви к ближнему, то это остается словами, а вся Библия,как и религия вообще, направлена против существа этого лозунга, противсодержания этих слов. Почему надо любить своего ближнего? Потому, чтоза это полагается награда на том свете. Это "любовь" с корыстнойцелью. Основной заботой для верующего человека является спасение егодуши. С учением религии о боге это, правда, плохо вяжется. Почему, всамом деле, всеведущий и всемилостивый бог создал мир таким образом,чтобы человеку приходилось постоянно опасаться за судьбу своей души?Ведь буквально из-за любого пустяка ему грозят вечные мучения в гееннеогненной! И когда человек умирает, близкие его должны прилагать оченьсерьезные усилия, чтобы избавить его от печальной участи прозябания вюдоли плача, - только соответствующее количество панихид и другихзаупокойных молитв в состоянии "упокоить" несчастную душу. Это учениеподрывает миф о всемогуществе бога: он не смог создать такого мира, вкотором людям жилось бы не то чтобы очень хорошо, а просто нормально,без вечного страха за будущее своей души. Но в данной связи насинтересует другой вопрос: это учение совершенно обесцениваетевангельские призывы к любви, ибо придает им характер призывов к любвипо расчету. Надо прощать людям нанесенные ими обиды. Почему? Потому, что"если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам отец вашнебесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и отец вашне простит вам согрешений ваших"[Евангелие от Матфея, гл.VI,ст.14-15.]. Совершил доброе дело - значит, заработал благо на томсвете. Этих благ там можно скопить очень много, ибо там их ни ржавчинане есть, ни воры не крадут. Верующий и должен копить добрые дела, этодаст ему спокойную жизнь на том свете. Разве это не идеологиясебялюбца, думающего только о себе и своем будущем? Даже апостолы Христа расчетливо соображают, достаточную ли ониполучат плату за то, что примкнули к новому учению. Апостол Петрставит Иисусу вопрос в упор: "вот, мы оставили все и последовали затобою; что же будет нам?" И Христос дает ему точную справку: "вы,последовавшие за мною, - в пакибытии, когда сядет сын человеческий напрестоле славы своей, сядете и вы на двенадцати престолах судитьдвенадцать колен Израилевых. И всякий, кто оставит домы, или братьев,или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, радиимени моего, получит во сто крат, и наследует жизнь вечную"[Евангелиеот Матфея, гл.XIX, ст.27-29.]. Прямой расчет примкнуть к новойрелигии! Библия учит людей жадности не только в отношении царстванебесного, но и в отношении самых обычных земных благ. *Алчность; стремление к наживе* Мы приводили выше евангельскуюпритчу о талантах; ее непосредственный смысл заключается в пропагандестяжательства, в жадном кулацком азарте наживы. Больше того, в рядемест Ветхого Завета людям прямо рекомендуется самый обычный грабеж. Когда евреи собирались уходить из Египта, бог инструктировалМоисея: "Внуши народу (тайно), чтобы каждый у ближнего своего и каждаяженщина у ближней своей выпросили серебряных и вещей золотых"[Исход,гл.XI, ст.2.]. Так и было сделано: "И сделали сыны израилевы по словуМоисея, и просили у Египтян вещей серебряных и вещей золотых и одежд.Господь же дал милость народу (своему) в глазах Египтян; и они давалиему, и обобрал он Египтян"[Там же, гл.XII, ст.35-36.]. Самая обычнаяжульническая проделка, за которую привлекают к уголовнойответственности. А здесь сам бог учит людей преступлениям. И почему-тоэто должно считаться нравственным и даже священным! Большим специалистом по части обирания людей Библия изображаетИосифа, сына Иакова. При помощи одной ловкой спекулятивной комбинациион буквально обобрал весь Египет и превратил египтян в фараоновыхрабов. Разгадав знаменитый сон фараона с семью коровами тощими и семьюжирными, Иосиф понял, что семь ближайших лет будут урожайными, послечего последует семь лет неурожайных. В течение урожайных лет он скупилпо низким ценам огромные массы зерна - "весьма много, как пескуморского, так что перестал и считать"[Бытие, гл.XLI, ст.49.]. А когданаступили голодные годы, он использовал свои запасы для ограбления изакабаления египтян. Вот как об этом рассказано в Ветхом Завете: "И небыло хлеба по всей земле; потому что голод весьма усилился, и изнуреныбыли от голода земля Египетская и земля Ханаанская. Иосиф собрал всесеребро, какое было в земле Египетской и в земле Ханаанской, за хлеб,который покупали, и внес Иосиф серебро в дом фараонов. И сереброистощилось в земле Египетской и в земле Ханаанской. Все Египтянепришли к Иосифу и говорили: дай нам хлеба; зачем нам умирать предтобою, потому что серебро вышло у нас? Иосиф сказал: пригоняйте скотваш, и я буду давать вам (хлеб) за скот ваш, если серебро вышло у вас.И пригоняли они к Иосифу скот свой; и давали им Иосиф хлеб за лошадей,и за стада мелкого скота, и за стада крупного скота, и за ослов"[Тамже, гл.XLVII, ст.13-17.]. Когда же у египтян ничего не осталось, кромеземель, "продали Египтяне каждый сове поле; ибо голод одолевал их. Идосталась земля фараону. И народ сделал он рабами от одного концаЕгипта до другого"[Там же, ст.20-21.]. Самый крупный и самый бессовестный кулак и ростовщик мог быпозавидовать тому, как Иосиф провел эту кабальную операцию. Правда, онэто сделал не в свою пользу, а в пользу фараона, но нампредставляется, что такой образец верноподданнического рвения ничем нелучше, чем любые "подвиги" любых других царских прихлебателей всехвремен и народов, направленные на то, чтобы всеми правдами инеправдами ограбить и поработить народ. Здесь это было достигнуто припомощи классических приемов ростовщического вымогательства. А делалэто один из излюбленных героев библейского повествования, праведник,которому, с точки зрения религии, надо подражать... Есть в Библии и еще более яркие примеры. Когда бог, рассказывается в Библии, привел евреев в Ханаан, онотдал им всю страну с землями и городами, садами и виноградниками.Дело было только за тем, чтобы истребить хозяев всего этого добра -людей, которые своим трудом все создали, и воспользоваться ихимуществом. Так и было сделано при непосредственной помощи самогобога. И бог через Иисуса Навина напоминает об этом людям: "И дал я вамземлю, над которою вы не трудились, и города, которых вы не строили, ивы живете в них; из виноградных и масличных садов, которых вы ненасаждали, вы едите {плоды}"[Книга Иисуса Навина, гл.XXIV, ст.13.].Оказывается, убивать людей и пользоваться потом их имуществом - вполнесогласуется с библейской моралью! *Вероломство и коварство* Вернемся к истории исхода евреев изЕгипта. Фараон не отпускает их. Почему? Потому что бог специальновнушает ему такое упорство. "Я ожесточу, - говорит он Моисею, - сердцефараоново, и явлю множество знамений моих и чудес моих в землеЕгипетской. Фараон не послушает вас, и я наложу руку мою наЕгипет"[Исход, гл.VII, ст.3-4.]. Потом бог удовлетворенно говорит:"упорно сердце фараоново; он не хочет отпустить народ"[Там же,ст.13-14.]. Много раз повторяется, что бог ожесточает фараоново сердцеи, для того чтобы смягчить это им же ожесточенное сердце, бог насылаетна фараона и на египтян всевозможные "казни", вплоть до поголовногоистребления всех первенцев. За что, собственно, бог наказываетегиптян? За то, что он же искусственно вызывает непримиримостьфараона? А причем тут египтяне, которые так жестоко наказываются приэтом?! Если брать бога за образец нравственного и достойногоповедения, то надо, видимо, следовать ему и в таких поступках. А что вних хорошего? В истории исхода евреев из Египта обращает на себя внимание ещеодно обстоятельство. Всемогущий бог, конечно, может заставить египтянотпустить евреев из плена. Однако он не делает этого, а людей, которыхон хочет освободит, учит, как добиться обманными путями своегоосвобождения. Он приказывает, например, Моисею сказать фараону, чтоевреи хотят отправится в пустыню только на три дня, чтобы принести тамжертву богу. На самом деле они должны, обманув египтян, уйти навсегда.Избранному народу, таким образом, дается урок лжи и вероломства. Вспомним кстати, как евреи при исходе из Египта обобрали египтян.Вместо того, чтобы прямыми и честными путями добиваться удовлетворениясвоих требований, люди, наученные богом, ведут какую-то жульническуюигру, которая, кстати сказать, совсем не вызывается необходимостью.Неважный, мягко выражаясь, урок нравственного поведения... Все библейское учение о боге буквально насыщено представлением онем как о существе, которое непрестанно хитрит, всегда что-товыдумывает с тем, чтобы "испытать" людей, насылает на них с этой цельювсякие бедствия. Он схитрил уже с Адамом и Евой, создав для них такиеусловия, при которых они обязательно должны были согрешить. Ведь вкачестве всеведущего он заранее знал, чем дело кончится! Да и всесотворение человечества выглядит, с этой точки зрения, довольностранно: бог заранее знал, что творит людей несовершенных и греховных,что он обречет их на всевозможные бедствия. В книге Исаии он прямоговорит: "Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия;я, господь, делаю все это"[Книга пророка Исаии, гл.XLV, ст.7.].Допустим, что действительно это так. Но для чего же бог творит тьму ибедствия? - этот вопрос был бы вполне резонным в устах каждоговерующего. Обычно бедствия, происходящие с людьми, приписываются защитникамирелигии козням сатаны. Пресловутый змей, соблазнивший нашихпрародителей, тоже, видимо, означает сатану. Но удивительно инепонятно отношение бога к этому воплощению зла. Во-первых, по смыслурелигиозного учения, бог же и создал сатану, как и все егомногочисленное воинство - чертей различных разрядов и рангов. Правда,он создал их ангелами, и они только впоследствии превратились вдьяволов, восстав против бога, но всеведущий бог не мог, конечно, непредвидеть этого заранее. Значит, он сотворил источник злапреднамеренно. Во-вторых, между богом и сатаной, по учению какиудаизма, так и христианства, существует самое   обыкновенноесотрудничество. Сатана со всем своим штатом постоянно выполняет божьипоручения, приводит в исполнение божьи приговоры, мучая осужденныхгрешников, и т.д. Это мы видели на примере с Иовом. То же самое сучением о попущении богом зла на земле. Бог не мешает злу творится наземле, ибо он предоставил человеку свободную волю и дает ему вольныйвыбор между злом и добром, тем самым испытывая его. Но для чего нужныему эти испытания? К тому же далеко не все церковники разделяют учение о свободеволи человека. Есть течение, отстаивающее предопределенность каждогопоступка человека и каждого последствия этого поступка. Согласно ему,вообще все зло, творящееся на земле, должно быть безраздельно отнесеноза счет бога, за счет какого-то совершенно непонятного его коварства иникому не нужной хитрости. Примеры криводушия, вероломства, низкопробной хитростивстречаются в Библии на каждом шагу. Мы приводили выше пример того,как сыновья Иакова воспользовались простотой и доверчивостью жителейСихема и, добившись того, что те произвели над собой операциюобрезания, истребили их всех. Не очень разборчивым в средствахизображает Библия и их отца Иакова. Он был младшим в семье после братасвоего Исава. Поскольку Исаву принадлежало "первородство", он имелправо на наследство. Иаков поставил себе целью захватить у братапервородство. Для этого он первым делом ухитрился выманить у негосамого за чечевичную похлебку клятву о том, что он отказывается отпервородства в пользу Иакова. Но этого мало: нужно еще добитьсяблагословения старика отца. С помощью матери, такой же высоко чтимойверующими "праведницы" Ревекки, Иаков бессовестно обманывает слепогоотца, выдав себя за Исава и прибегнув для этого к настоящему маскарадус переодеванием, чтобы старик на ощупь не сумел обнаружить обман. Библейские герои жестоки, развратны, страшно мстительны,вероломны, неразборчивы в средствах. Но и в этом отношении, как и вовсех других, Библия не является исключением из остальных древних"священных" книг. *Образцы нравственности" в других древних религиях* Еслирассмотреть под этим углом зрения ассиро-вавилонскую мифологию илимифы древних греков, то мы увидим, что поведение богов там изображенотоже достаточно странно. Ассиро-вавилонские боги не менее, чем Яхве, жестоки, мстительны,хитры, коварны. Любопытны, например, некоторые детали легенды опотопе, рассказанной в табличках эпоса о Гильгамеше. Почему-то богирешили устроить потоп и истребить таким способом весь род людской.Никакой мотивировки этого решения легенда не содержит - очевидно, людине считали, что боги принимают свои решения на основании каких-торезонных соображений. И столь же произвольно решил бог Эа спасти отгибели одного человека, по имени Утнапиштим, вместе с его семьей иимуществом. Когда бог Эа рассказал Утнапиштиму о грядущем потопе ипосоветовал ему устроить ковчег, Утнапиштим спросил бога, как ему бытьс теми согражданами, которые начнут его расспрашивать, для чего онстроит ковчег. Бог советует ему обмануть их, сказав, что он собираетсяуехать жить к океану. По этому совету праведник сулит своимсоотечественникам всякие блага в будущем и привлекает их на помощь встроительстве ковчега. Весь народ Шуриппака строит ковчег, даже малыедети вносят свою лепту труда. Простодушные люди с радостью помогаютобманщику спасти свою жизнь, не подозревая, что им всем уготованагибель и что человек, которому они бескорыстно помогают, хорошо этознает. Потом разыгрывается потоп, все человечество гибнет, остается вживых только неизвестно чем понравившийся богу Эа Утнапиштим с семьейи скотом. Очень интересно описывается в мифе поведение богов во времяпотопа. Оказывается, великие и бессмертные боги не только мстительны икровожадны, но и непостоянны в своих решениях, капризны, трусливы.Ниспослав на землю потоп, они сами перепугались: "Боги испугалисьпотопа и поднялись на небо Ану; они присели в оцепенении, как псы".Довольно яркий образ, но как непочтительно в отношении богов выглядитэто место мифа! Дальше изображается раскаяние, охватившее богов привиде тех бедствий, которые вызвал потоп. Богиня Иштар начинает "вопитькак рожающая", вместе с нею плачут и остальные боги. А потом, когдапотоп кончился и Утнапиштим вышел из ковчега и принес им жертву, "богиобоняли воню благоухания; они собрались, как мухи, над жертвователем".Явился, однако, бог Энлиль и разгневался по поводу того, чтоУтнапиштим спасся от потопа. Тогда Эа обманул Энлиля, сказав ему, чтоУтнапиштим во сне увидел грядущий потоп и понял тогда, что надоспасаться. Этого оказалось достаточным, чтобы удовлетворить великогобога, и тот, неизвестно за какие заслуги Утнапиштима, сделал егобессмертным. Боги греческого пантеона изображены в мифах еще более красочно -как жестокие, не очень умные, кровавые, развратные люди. Крон, отецЗевса, оскопляет собственного отца Урана, съедает своих детей, кактолько они рождаются, и лишь благодаря тому, что жене бога Рее удаетсяобмануть его, подсунув вместо младенца камень, завернутый в пеленки,младенец Зевс остался в живых и, выросши, свергает своего отца Крона.В дальнейшем, как рассказывается в мифах, обитатели Олимпа, в томчисле и главный бог Зевс, совершают поступки, которых никак нельзяназвать моральными. Боги постоянно вмешиваются в земные дела, преимущественно длятого, чтобы ссорить людей между собой и вызывать среди них войны.Долголетняя и кровопролитная война произошла из-за того, что, какрассказывается в мифах, три богини поспорили между собой по"важнейшему" вопросу: кто из них самая красивая. Для решения этоговопроса они привлекли земного юношу Париса, и богиня Афродита внаграду за то, что он признал ее самой красивой, дала ему возможностьпохитить прекрасную Елену, жену спартанского царя Менелая. Врезультате вспыхнула война. Афродита всеми силами помогала Парису иего лагерю, остальные участницы "конкурса красоты", Гера и Афина,помогали противоположному лагерю. Другие боги тоже не остались встороне - вплоть до того, что нередко самолично принимали участие всражениях, причем иногда даже бывали ранены обыкновенными смертнымилюдьми... Олимпийцы изображены в мифах часто воюющими и враждующими междусобой. Их взаимоотношения ничем не отличаются от взаимоотношенийлюдей, в фантазии которых возникли данные мифы. Характеры богов весьмаразнообразны, им соответствует и их деятельность. Есть срединебожителей такой вор-рецидивист, как Гермес; он украл у Апполоназолотые лук и стрелы, а Ареса - меч, у Посейдона - трезубец и даже усамого Зевса умудрился стащить его скипетр. Еще будучи грудныммладенцем, он угнал у Апполона стадо коров. В отличие от Гермеса богГефест - честный ремесленник-кузнец. Есть среди богов пьяница Дионис.Главный же бог Зевс отличается своей склонностью к романтическимпохождениям как с богинями, так и с земными женщинами. Другие боги ибогини тоже весьма склонны к легкомысленному образу жизни: Афродита,например, изменяет своему мужу Гефесту с Аресом. Почему же религиозная фантазия изображает богов в таком совсем невозвышенном виде? Потому, что человек всегда строил свое представлениео боге по своему образу и подобию. А этот образ и это подобие всегдаотражали наличный уровень развития производительных сил, характерсуществующих производительных отношений и общественного строя,сложившиеся формы общественного и личного быта, сложившийся умственныйи моральный облик людей. Таковы были люди, в сознании которыхсложились мифы, и герои этих мифов могли отличаться от людей тоговремени лишь настолько, насколько религиозная фантазия в состоянииизвратить отражение действительной жизни в человеческом сознании. То же относится и к библейскому образу бога Яхве. Почему онвыглядит в таком неприглядном свете? Разве не могли иудейские ихристианские священники изобразить в Библии своего бога образцом всехдобродетелей? Это было бы возможно только в том случае, если Библия создаваласьбы той или иной группой современных церковников единовременно и, таксказать, "по специальному заказу". Но, как мы видели выше, онаформировалась постепенно на протяжении тысячелетия, и в ней отразилисьнравственные представления людей того исторического периода, когдасоответствующие библейские тексты появлялись. Единственное, что могуттеперь сделать церковники, - это пытаться при помощи всяких натяжек ипрежде всего при помощи произвольных аллегорических "истолкований"придать нравственному облику библейского бога и других библейскихперсонажей благообразный вид. Стоит, однако, подойти к вопросу припомощи методов беспристрастного и научного исторического анализа, какнесостоятельность попыток приукрашивания библейского и всех прочихбогов делается очевидной. Научить людей нравственному и достойному поведению на библейскихпримерах даже в рамках и нормах, которые требуются религией,невозможно. Не все, правда, решается примером. Можно сказать, что в Библииесть определенные предписания, требования, заповеди, и что именно ониучат человека добру. Неважно, дескать, как ведут себя библейскиегерои, а важно, чему учит Библия в своих поучениях. Попробуемрассмотреть вопроси и с этой стороны. *Слово и дело* Свод нравственных правил Библии дан в знаменитыхдесяти заповедях. Мы уже говорили о том, что в Ветхом Завете онисодержатся в двух разных вариантах. В данной связи это не имеетрешающего значения, и мы возьмем те заповеди, которые представляютсянаиболее соответствующими представлению о нравственном поведении. В самом деле, разве плохое нравственное правило - "непрелюбодействуй", т.е. не развратничай? Не убивай, не кради, непроизноси ложного свидетельства, не желай имущества ближнего своего,почитай отца и мать - совсем, казалось бы, неплохие нравственныенормы. И любой верующий или служитель религии скажет в связи с этим,что нужно не критиковать эти библейские заповеди, а, наоборот,пропагандировать их и распространять. Но дело обстоит здесь совсем нетак просто. В заповеди сказано "не убивай", а люди, которые считаютсяобразцом выполнения заповедей, убивают на каждой странице Библии и водиночку, и в массовых масштабах. Сказано "не прелюбодействуй" - и тутже описывается такая прелюбодейная практика самых "праведных"библейских персонажей, что и сама заповедь выглядит каким-то пустымзвуком. Не кради, не желай чужого имущества - и в то же времяправедники только и делают, что присваивают чужое имущество, притом сполного благословения бога, а чтобы легче это было осуществлять,владельцев имущества уничтожают, тоже с божьего благословения. Такоесистематическое и вопиющее расхождение слова с делом само по себевлияет отрицательно на нравственность. Когда человек видит, что на словах проповедуется одно, а на делепрактикуется нечто прямо противоположное, он перестает верить в какуюбы то ни было проповедь. Самые благонамеренные заповеди превращаются вего глазах в пустую болтовню, которой не следует придавать значение.Слова - для формы, для "вывески", для обмана легковерных людей, а наделе - поступай, как тебе выгодно и не стесняй себя никакимиограничениями. Лицемерие глубоко развращает людей, оно лишает их нетолько определенных норм морали, но и вообще всякой морали. Такойчеловек может с чувством проповедовать любые заповеди, можетпроизносить прочувствованные речи на возвышенные темы и в то же времязаниматься самыми грязными делами. Именно так поступает любой ханжа,уверяющий всех в своей абсолютной преданности заповедям и безколебания нарушающий их не только тайно, но иногда и явно. То вопиющее расхождение слова с делом, которое мы видим в Библии,не может научить людей ничему хорошему, оно в состоянии только научитьих изощренному лицемерию, воспитать в них лживость и ханжество. Дело,однако, не только в расхождении слова с делом. Само это "слово"таково, что его никак нельзя рассматривать как руководство кнравственному поведению. *Мораль рабовладельцев* Как мы уже говорили, не существует единойморали для всех времен, даже для различных классов одного и того жеобщества. Это и имеется ввиду, когда мы говорим, что мораль имеетисторический и в классовом обществе классовый характер. Нормы морали,выраженные в Библии, носят на себе отпечаток той эпохи, в которуюсоответствующие библейские книги возникали. Возьмем, например, такуюзаповедь: "Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнеготвоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего,что у ближнего твоего"[Исход, гл.XX, ст.17.]. Самый текст этойзаповеди ясно говорит о тех общественных условиях, в которых онавозникла. Это условия рабовладельческого общества, основанногопреимущественно на земледельческом производстве с применением тягловойсилы волов и ослов; женщина в этом обществе по существу являетсясобственностью главы семьи наряду с такой собственностью, как рабочийскот, жилище и т.д. Любая другая из заповедей также исторически обусловлена. "Неукради" - это значит не посягай на собственность рабовладельца.Заповедь "не убивай" означала в условиях того времени запрещение неубийства вообще, но только убийства своих соплеменников, а в еще болееранние времена - членов своего рода. Заповедь о почитании родителейимеет в Ветхом Завете совсем другое содержание, чем то уважение кстаршим и к родителям, которое мы воспитываем у нашего молодогопоколения. Там это была норма родового строя - требованиебеспрекословного повиновения главе рода или семьи вплоть до того, чтоон имел полное право принести своего сына или свою дочь в жертву богуили богам, и никакое сопротивление несчастной жертвы не могловстретить чьей-либо поддержки: в Ветхом Завете много рассказано ожертвоприношении детей. Какой смысл имеют попытки доказать, чтоисполнение заповедей библейской морали в наше время может иметькакое-то положительное значение?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Нет, не может рабовладельческая мораль Библии научить чему-либохорошему трудящегося человека, сознающего свое классовое ичеловеческое достоинство. В нашу эпоху только то, что способствуетпостроению коммунистического общества, является нравственным исоответствует понятию добра. Но, конечно, не Библия и не какая бы тони было другая религиозная книга может научить людей бороться закоммунизм. Построить такой общественный порядок, при котором навсегда отошлибы в прошлое войны и эксплуатация человека человеком, вражда междулюдьми, жестокость и грубость нравов, несчастное и придавленноеположение людей, - построить такое общество трудовое человечествосможет, только руководствуясь марксистско-ленинской наукой. Амарксизм-ленинизм по существу своему чужд всякой мистике и религии.Библия для него есть, как и всякая религиозная книга, человеческоепроизведение, созданное в те времена, когда над сознанием людейтяготели религиозные кошмары. Сознательный трудящийся человекосвобождает свое сознание от религиозного ига и устремляет все своисилы на овладение наукой, дающей ему возможность с наибольшим успехомучаствовать в строительстве новой счастливой жизни для себя и для всехдругих людей.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 246.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...