Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

МИЛОСЕРДИИ И НЕПРОТИВЛЕНИЯ ЗЛУ




Служители всех религий неустанно твердят о том, что религиясмягчает нравы, учит людей хорошо относится друг к другу, любить другдруга, прощать обиды, делать добро ближнему. В особенности многоговорят об этом представители христианской религии, ссылаясь наевангелия. Мы рассмотрим здесь, как решается вопрос об отношенияхмежду людьми в книгах Ветхого и Нового Заветов. Действительно ли учитБиблия мягкости в людских взаимоотношениях и любви к человеку? *Пример бога* Как известно, наилучшее поучение - это пример. ВБиблии очень много рассказывается о боге - о его действиях, о егоотношении к людям. Сам бог   характеризуется церковниками каквсемилостивый, милосердный, всепрощающий. Очевидно, именно в егодействиях и следует искать образец отношения людей друг к другу. В евангелиях Христос прямо призывает людей следовать примерубога. "Будьте совершенны, - говорит он, - как совершенен отец вашнебесный"[Евангелие от Матфея, гл.V, ст.48.]. Посмотрим, как жеизображается в Библии совершенный бог - образец нравственногоповедения для людей. За то, что Адам с Евой нарушили богов запрет и съелинедозволенное яблоко, наказаны были не только они, но и все их будущеепотомство. Если история человечества изобилует страшными страницамиистребительных войн, голода, эпидемий, то это результат наказаниялюдей богом за грех Адама и Евы. Если подавляющее большинствочеловечества всегда "в поте лица своего добывало хлеб свой", внепосильном труде надрывалось с одной только целью - прокормиться, тоэто опять-таки из-за знаменитого грешка с яблочком. Если люди страдаюти погибают раньше времени от туберкулеза, рака, гипертонии, болезнейсердца, то причина опять-таки в том же самом. Если, наконец, дажетакой естественный акт, как рождение человека, сопровождаетсячудовищными болями, которые переживает роженица, то это тоже наказаниеза грехопадение прародителей. Не слишком ли много за такой грех? В евангелиях не раз говорится о том, что надо прощать человекувсе обиды, нанесенные им, притом прощать многократно. А здесь богоказался так обижен, так кровно оскорблен, что жестоко наказал нетолько обидчиков, но и миллиарды других людей, которые никакогоотношения к греху Адама и Евы не имели. Это выглядит, пожалуй, нетолько чересчур жестоко, но и в высшей степени несправедливо. Одна из заповедей Ветхого Завета гласит коротко, но выразительно:не убивай. По поводу ее защитниками религии говорилось и теперьговорится много красноречивых проповедей, в которых восхваляется этагуманная заповедь, призывающая щадить все живое. НО как противоречитей все, что рассказывается в Библии о делах бога, а также егоизбранников и любимцев! Почему вдруг бог решил истребить все человечество, за исключениемНоя и его семьи? О причине такого страшного гнева в Библии говоритсядовольно туманно: "Увидел господь (бог), что велико развращениечеловеков на земле и что все мысли и помышления сердца их были зло вовсякое время"[Бытие, гл.VI, ст.5.]. Снова ни милосердия, нивсепрощения! Потом подробно рассказывается о том, как бог уничтожилнаселение городов Содом и Гоморра: он пролил на них "дождем серу иогонь... с неба"[Там же, гл.XIX, ст.24.]. Иначе говоря, сжег живьемнаселение двух городов. А когда жена Лота, не удержав своеголюбопытства, нарушила запрет и оглянулась на горящие города, богнемедленно превратил ее в соляной столп. Милосердие его и здесь непроявилось... Ветхий Завет буквально пестрит рассказами о многочисленныхрасправах бога с людьми. Рассказывая легенду о странствовании евреев во главе с Моисеем впустыне, Библия сообщает, что против Моисея восстал некто Корей ивместе с ним еще двести пятьдесят человек. "Восстание" это выражалосьв том, что они "собрались против Моисея и Аарона, и сказали им: полновам; все общество, все святы, и среди их господь! Почему же вы ставитесебя выше народа господня?"[Числа, гл.XVI, ст.3.]. Результат былтакой: "И разверзла земля уста свои, и поглотила их и домы их, и всехлюдей Кореевых и все имущество. И сошли они со всем, что принадлежалоим, живые в преисподнюю, и покрыла их земля, и погибли они из средыобщества"[Там же, ст.32-33]. Но это, видимо, оказалось недостаточным,потому что тут же "вышел огонь от господа  и пожрал еще двестипятьдесят мужей"[Там же, ст.35.]. Дело не кончилось и этим. Народвозроптал на Моисея и Аарона и предъявил справедливую претензию поповоду того, что они "умертвили народ господень". Тогда бог опятьвмешался в ход событий. Он стал без разбора убивать людей, и тольковмешательство Аарона, который возложил куда следует соответствующиежертвенные курения, остановило истребление людей. Но за это время богуспел перебить не много не мало, как 14 700 человек[Числа,  гл.XVI,ст.49.]. Через короткое время милосердный бог опять счел нужным прибегнутьк истреблению людей. Они шли по пустыне, изнывая от жары и усталости,питаясь надоевшей им манной небесной. "И стал малодушествовать народна пути", стал говорить: "Зачем вывели вы нас из Египта, чтоб умереть(нам) в пустыне? Ибо {здесь} нет ни хлеба, ни воды, и душе нашейопротивела эта негодная пища"[Там же, гл.XXI, ст.5.]. В ответ на это"послал господь на народ ядовитых змеев, которые жалили народ,  иумерло множество народа из (сынов) израилевых"[Там же, ст.6.]. Когда главную святыню евреев - ковчег Завета - переносили стерритории филистимлян в Иудею, была сделана остановка в городеВефсамисе. Некоторые жители этого города  не сдержали своеголюбопытства и заглянули в ящик. Это обошлось им дорого: "И поразил он(бог. - И.К.) жителей Вефсамиса за то, что они заглядывали в ковчеггоспода, и убил из народа пятьдесят тысяч семьдесят человек; изаплакал народ..."[I книга Царств, гл.VI, ст.19.]. Еще бы незаплакать! Царь Давид приказал произвести перепись населения в стране. Носогласно Библии это грех. Царедворцы всячески отговаривали Давида, ноцарь настоял на своем. Перепись была проведена. И тут же Давидраскаялся в своем деянии и обратился к богу с мольбой о прощении. Богпредложил ему на выбор одно из трех наказаний: "Быть ли голоду встране твоей семь лет, или чтобы ты три месяца бегал от неприятелейтвоих, и они преследовали тебя, или чтобы в продолжении трех дней быламоровая язва в стране твоей?"[II книга Царств, гл.XXIV, ст.13.]. Давидответил довольно уклончиво: "Пусть впаду я в руки господа, ибо великомилосердие его; только бы в руки человеческие не впасть мне"[Там же,ст.14.]. Тогда Яхве за преступление Давида наказал его довольносвоеобразным образом: "И послал господь язву на израильтян до утраназначенного времени; и умерло из народа, от Дана до Вирсавии,семьдесят тысяч человек"[Там же, ст.15.]. Действительно, великобожеское "милосердие" и велика "справедливость" его! За грех Давидабог убивает 70 тысяч ни в чем не повинных людей, но сам Давид остаетсяего любимцем. А каков, собственно, грех? Если кто-нибудь из верующихнаходит в Библии божественно-разумное руководство к жизни, пустьпопробует объяснить, в чем греховность и безнравственность такойразумной и необходимой меры, как перепись населения. Иногда Библия приписывает богу такие поступки, которыесвидетельствуют о какой-то беспредметной жестокости, не вызваннойникакими серьезными причинами. Уже после того, как бог поставил Моисеяво главе еврейского народа, вдруг происходит следующее: "Дорогою наночлеге случилось, что встретил его (Моисея. - И.К.) господь и хотелумертвить его. Тогда Сепфора (жена Моисея. - И.К.), взяв каменный нож,обрезала крайнюю плоть сына своего и, бросив к ногам его, сказала: тыжених крови у меня. И отошел от него {господь}"[Исход, гл.IV,ст.24-26]. Возникает вопрос: почему вдруг бог решает убить человека, которыйни в чем не провинился? Причин не было, просто захотел умертвить.Такой блестящий образец выполнения богом заповеди "не убий!" должен,очевидно, и верующих вдохновлять на подобные действия... *Жестокость как принцип* Жестокий бог Яхве, истребляющий людейдесятками тысяч, требует и от верующих в него такой же жестокости.Характерны наказания, которые от имени бога устанавливает Второзакониеза преступление против божественных установлений. Если кто-нибудьпоклонится "солнцу или луне или всему воинству небесному", то "выведимужчину того или женщину ту, которые сделали зло сие, к воротам твоими побей их камнями до смерти"[Второзаконие, гл.XVII, ст.3,5.]. Такойже участи требует Второзаконие для того "кто поступит так дерзко, чтоне послушает священника"[Там же, ст.12.]. Если вышедшая замуж девушкаоказалась не девственной, то "отроковицу пусть приведут к дверям домаотца ее, и жители города ее побьют ее камнями до смерти"[Там же,гл.XXII, ст.21.]. Смертная казнь полагается за непослушание вотношении к родителям: "Если у кого, - говорится во Второзаконии, -будет сын буйный или непокорный, неповинующийся голосу отца своего иголосу матери своей, и они наказывали его, но он не слушает их; тоотец его и мать его пусть возьмут его и приведут его к старейшинамгорода своего... И скажут старейшинам города своего: "сей сын наш буени непокорен, не слушает слов наших, мот и пьяница"; тогда все жителигорода пусть побьют его камнями до смерти"[Там же, гл.XXI, ст.18-21]. Даже за нарушение субботнего отдыха полагается смертная казнь. ВБиблии рассказывается о случае, когда в пустыне был обнаружен человек,собиравший дрова в субботу. Он был взят под стражу, и сначала незнали, что с ним делать. Но бог рассеял все сомнения, сказав Моисею:"Должен умереть человек сей; пусть побьет его камнями все общество внестана". Так учит библейский бог людей человеколюбию и исполнениюзаповеди "не убивай"... Когда ведешь войну, говорится во Второзаконии, убивай без разборавсех мужчин вражеского лагеря, "только жен и детей и скот и все, что вгороде, всю добычу его возьми себе"; но только в том случае, еслипротивник твой живет далеко, "а в городах сих народов, которыхгосподь, бог твой, дает тебе во владение, не оставляй в живых ни однойдуши"[Второзаконие, гл.XX, ст.14,16.]. Божьи избранники и любимцы, включая таких, как Моисей, Давид,ветхозаветные пророки, верно следуют, как рассказывается о них вБиблии, божьим требованиям неукротимой жестокости. Еще в период странствования по пустыне избранный богом народпокорно выполнял его требование поголовного истребления всех, с кемоказывался в состоянии войны. Одержали, например, победу над Огом,царем Васанским, "и поразили они его и сынов его и весь народ его, такчто ни одного не осталось (живого), и овладели землею его"[Там же,гл.XXI, ст.35.]. Когда же они под предводительством Иисуса Навинаприбыли в Ханаан и стали завоевывать эту землю, поголовное истреблениевсего населения страны рассматривалось буквально как непременноетребование бога Яхве. Вот характерная формула из книги Иисуса Навина: "...Взял ИисусМакед, и поразил (его) мечом и царя его, и предал заклятию их и вседышащее, что находилось в нем; никого не оставил, кто бы уцелел"[КнигаИисуса Навина, гл.X, ст.28.]. Это стандартная формула - онаприменяется потом во многих случаях. Победили Ливну, "и истребил ееИисус мечом и все дышащее, что {находилось} в ней"[Там же, ст.30.]. Тоже сделано и с Лахисом, и с Газером, и с Еглоном, и с Хеброном, и сДавиром. В заключение "священная" книга подводит итог: "И поразилИисус всю землю нагорную и полуденную, и низменные места, и землю,лежащую у гор, и всех царей их; никого не оставил, кто уцелел бы, ивсе дышащее предал заклятию, как повелел господь, бог израилев"[Тамже, ст.40.]. Исторические факты говорят о том, что изображенная выше  картинаневерна по существу. Когда древние евреи обосновались в Палестине, онине истребили все население, а нашли формы мирного сожительства с ним.Но нельзя не отметить, что Библия приведенными выше легендамипропагандирует идеологию человекоистребления. Библейские "праведники" ведут себя часто как вероломные икровожадные убийцы. В Ветхом Завете рассказывается, например,любопытная историйка о сыновьях праотца Иакова. Однажды сестра их Динавстретилась с юношей чужого племени из города Сихем; имя юноши былотоже Сихем. Он, как рассказывается в Библии, "сделал ей насилие".Юноша горячо полюбил девушку: "И прилепилась душа его к Дине, дочериИакова, и он полюбил девицу, и говорил по сердцу девицы". Отец СихемЕммор пришел к Иакову и сделал как ему, так и сыновьям такоепредложение: "Сихем, сын мой, прилепился душою к дочери вашей; дайтеже ее в жену ему. Породнитесь с нами; отдавайте за нас дочерей ваших,а наших дочерей берите себе. И живите с нами; земля сия пред вами,живите и промышляйте на ней, и приобретайте ее во владение". Не менеедружественно и добропорядочно вел себя и сам претендент на руку Дины.Он сказал Иакову и его сыновьям: "Только бы мне найти благоволение вочах ваших, я дам, что ни скажете мне. Назначьте самое большое вено идары; я дам, что ни скажете мне: только отдайте мне девицу в жены".Сыновья Иакова, по видимости, пошли на соглашение, они толькопотребовали того, чтобы все мужчины города Сихем совершили обрядобрезания. Те простодушно согласились. А "на третий день, когда онибыли в болезни, два сына Иакова, Симеон и Левий, братья Динины, взяликаждый свой меч, и смело напали на город, и умертвили весь мужескийпол; и самого Еммора и Сихема, сына его, убили мечом"[Бытие,гл.XXXIV.]. Справедливости ради следует сказать, что Иаков не одобрилэтого поступка своих сыновей, но отнюдь не из моральных соображений, аиз боязни мести со стороны "жителей сей земли". Что же касается самогоВетхого Завета, то ни тени осуждения гнусному поступку сыновей Иаковав нем не содержится, а общий тон всего повествования вполнесочувственный в отношении виновников массового истребления. *"Кротость" библейских праведников* Моисей аттестуется в Библиикак "кротчайший из людей". Но кротость эта, надо сказать, выглядитвесьма своеобразной. В войне с мадианитянами евреи, руководимыеМоисеем, одержали победу. Всех мужчин противника они перебили, а "женмадиамских и детей их сыны израилевы взяли в плен"; "и доставилипленных и добычу и захваченное к Моисею и к Елезару священнику". Какже отнесся к этому Моисей? "И прогневался Моисей на военачальников,тысяченачальников и стоначальников, пришедших с войны, и сказал имМоисей: (для чего) вы оставили в живых всех женщин?.. Убейте всехдетей мужеского пола, и всех женщин, познавших мужа на мужском ложе,убейте"[Числа, гл.XXXI, ст.7,12,14,15,17.]. Где же знаменитое "неубивай"? Или на детей и женщин оно не распространяется?! Пока Моисей на горе Синай получал от бога скрижали с заповедями,оставшиеся на равнине евреи решили помолится другому богу. Ониобратились к Аарону, брату Моисея, с просьбой "сделать им бога". Тотнемедленно принял это предложение "и сделал... литого тельца, иобделал его резцом"[Исход, гл.XXXII, ст.4.]. После этого он поставилперед ними жертвенник и пригласил людей молится ему. Это богослужениевызвало ярость бога Яхве. Моисей решил умилостивить божий гнев припомощи расправы над виновными. И он принялся за дело, собрал к себелевитов и приказал им: "Возложите каждый свой меч на бедро свое,пройдите по стану от ворот до ворот и обратно, и убивайте каждый братасвоего, каждый друга своего, каждый ближнего своего"[Там же, ст.27.]. В тот день было убито около 3 тысяч человек. Так обернуласьзаповедь - "не убивай". А бог, по Библии, остался весьма доволендействиями Моисея и в знак особого благоволения даже показался ему,верней, показал свою спину[Там же, гл.XXXIII, ст.23.]. Умилительное впечатление должен производить на читателябиблейский рассказ о том, как пророк Елисей воскресил умершегоребенка. Но почти непосредственно перед ним идет следующееповествование: "Когда он (Елисей. - И.К.) шел дорогою, малые детивышли из города, и насмехались над ним, и говорили ему: иди, плешивый!иди, плешивый! Он оглянулся и увидел их, и проклял из именемгосподним. И вышли две медведицы из леса, и растерзали из них сорокдва ребенка"[IV книга Царств, гл.II, ст.23-24.]. Вот так "не убивай"! Впрочем, Елисей идет по стопам своего учителя пророка Илии. Опоследнем рассказывается в Библии такая историйка. Израильский царьОхозия послал за Илией "пятидесятника с его пятидесятком". Илия сиделна горе, царский посланец попросил его сойти вниз. Илия послал на него"огонь с неба" с спалил его вместе с пятьюдесятью подчиненными. Охозияпослал других пятьдесят человек, Илия сделал с ними то же самое. Итолько третьему пятидесятку удалось уговорить божьего человекаспуститься с горы и прийти к царю. Мы не касаемся здесь фактическойстороны дела, ибо говорить всерьез о сошедшем с неба огне неприходится, как не приходится говорить и о медведицах, вышедших послову Елисея из леса, чтобы растерзать детей. Здесь существеннопредставление о достойном пророка поведении, характерное для времени,в которое возникала Библия. И стоит отметить, что заповедь озапрещении убийства совершенно не относится к тем людям, которыеизображаются, как идеальные образы для подражания. Они убивают, есливерить Библии, всякий раз, как только им этого захочется. Недостаточная жестокость, проявляемая тем или иным из "людейбожьих", вызывает, как видно из Библии, серьезное недовольство состороны бога. Вот что рассказывается в Библии о царе Сауле. Он воевалс амаликитянами, причем получил от бога через пророка Самуила такойнаказ: "Иди и порази Амалика, и истреби все, что у него; и не давайпощады ему, но предай смерти от мужа до жены, от отрока до грудногомладенца, от вола до овцы, от верблюда до осла"[I книга Царств, гл.XV,ст.3.]. Указания достаточно определенные, хотя не совсем понятно,зачем понадобилось поголовное истребление людей вплоть до грудныхмладенцев, а тем более, зачем понадобилось истребление скота. Нооставим этот вопрос в стороне. В данном случае существенно то, чтоСаул выполнил инструкцию недостаточно точно: "Агата,  царя Амаликова,захватил живого, а народ весь истребил мечом. Но Саул и народ пощадили Агата и лучших из овец и волов и откормленных ягнят, и все хорошее,и не хотели истребить"[Там же, ст.8-9.]. Тогда бог сообщил Самуилу освоем недовольстве и о сожалении по поводу того, что он поставил Саулацарем. Самуил явился к Саулу и потребовал, чтобы привели к нему Агата."И подошел к нему Агат дрожащий, и сказал Агат: конечно, горечь смертиминовалась? Но... разрубил Самуил Агата пред господом в Галгале"[Iкнига Царств, гл.XV, ст.32-33.]. Саулу это, однако, не помогло."Преступление", которое он совершил, пощадив человека, стоило емупрестола, ибо бог окончательно решил, что такого человека, которыйспособен на воздержание от убийства, нельзя держать на царском троне.Дело кончилось тем, что Саул погиб и его место занял Давид, никогда неостанавливающийся ни перед какими жестокостями. Как известно, книга Псалмов пользуется репутацией назидательногои благочестивого чтения, не лишенного поэтических красот и, во всякомслучае, смягчающего душу человеческую. Особенной известностьюпользуется знаменитый псалом "При реках Вавилона". Стоит, однако,вдуматься в его содержание. Разбитые в войне евреи следуют в вавилонский плен. Враги неистребили их, остались в живых не только женщины и дети, но и мужчины.Настроение пленных подавленное: они "плачут, вспоминая о Сионе", даютклятву Иерусалиму не забыть его и т.д. История знает, что вавилонянеобошлись с пленными евреями по тому времени весьма гуманно, известно,что в плену им были отведены земли и пастбища. В самом псалме, окотором идет речь, не видно, чтобы вавилоняне особенно плохообращались с пленниками, они их только просят: "пропойте нам из песнейСионских". Но псалом кончается проклятиями по адресу Вавилона ифразой, для которой трудно найти подходящую характеристику: "Блажен,кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень!"[Псалтирь, пс.136,ст.9.] Пусть бы дело касалось даже самых злых и свирепыхпритеснителей, но почему же - "младенцев о камень"?! Есть личто-нибудь более бессмысленно жестокое во всей мировой литературе,религиозной или светской? На этом фоне заповедь "не убивай" производит впечатление какой-тослучайно обмолвки, которой сами авторы Ветхого Завета не придавалисерьезного значения. Это тем более следует отметить, что в самом жеВетхом Завете этой заповеди противостоят не только конкретные примерысистематического убийства, совершаемого как богом, так и людьми по егоприказанию, но и общие законодательные нормы, прямо требующиеубийства. Знаменитое "око за око и зуб за зуб" фигурирует в том жеВетхом Завете. И если верующий захочет найти в библии норму поведениядля самого себя, он может руководствоваться и тем и другим - что ему вданном случае будет удобно. Но если по одному и тому же вопросусказано и "делай" и "не делай", значит, вообще ничего не сказано. *"Милосердие" Нового Завета* До сих пор мы разбирали вопрос о"человеколюбии" Библии только в рамках Ветхого Завета. Как же с этимобстоит дело в Новом завете? Ведь богословы и идеологи христианстваосновывают свои утверждения о гуманности этой религии именно на НовомЗавете и в особенности на евангелиях! Действительно, в евангелиях словесная проповедь любви к человеку,милосердия и прощения обид развернута очень широко. Там рекомендуетсяотносится с любовью не только к друзьям, но и к врагам, никому неделать и не желать зла,  даже самым плохим людям, не противится злу,прощать все обиды. Когда у Христа спрашивают, сколько раз можнопрощать обиду, может быть до семи раз, он отвечает, что не до семи, адо седмиджы семидесяти. Безграничны должны быть терпение и кротостьчеловека. Нельзя даже гневаться на "брата своего", нельзя обижать егоне только действием, но и словами: "кто скажет брату своему "рака"(пустой человек. - И.К.), подлежит синедриону; а кто скажет"безумный", подлежит геенне огненной"[Евангелие от Матфея, гл.V,ст.22.]. Пусть тебя обижают, но ты-то не должен отвечать на этообидой: "Кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему идругую"[Там же, ст.39.]. Эти тексты Нового Завета получили широкуюизвестность, и именно на их основании христианство считается религиейлюбви и милосердия. Если, однако, вникнуть в вопрос поглубже, то картина резкоменяется. Прежде всего, остается неясным вопрос о том, как относится НовыйЗавет к драконовым предписаниям Ветхого Завета. Только в одном местемы находим в Новом Завете текст, который звучит, как отмежевание отжестокости ветхозаветной морали. Иисусу приписываются такие слова: "Выслышали, что сказано: "око за око и зуб за зуб". А я говорю вам:  непротивиться злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати кнему и другую"[Евангелие от Матфея, гл.V, ст.38-39.]. И несколькодальше: "Вы слышали, что сказано: "люби ближнего твоего, и ненавидьврага твоего". А я говорю вам: любите врагов ваших..."[Там же,ст.43-44.] Однако в ряде других мест Нового Завета мы находимвысказывания совершенно другого рода. Даже в той самой "нагорнойпроповеди", из которой взяты приведенные выше слова с "поправками" кветхозаветному закону, от имени Иисуса сказано: "Не думайте, что япришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел я, ноисполнить"[Там же, ст.17.]. Таким образом, даже формальноветхозаветные законы не отменяются евангелием. Действительно, в Новом завете мотивы милосердия и любви кближнему выражены значительно сильней, чем в Ветхом. Но нельзя невидеть того, что и в Ветхом и в Новом Заветах проповедь братскогомилосердия и любви к ближнему раскрывает только одну из сторон тойпротиворечивой религиозной морали, обратной стороной которой являетсякак раз проповедь жестокости и бессердечия в отношениях между людьми. Что касается собственно новозаветной морали, то ее характернойчертой является ярко выраженная двойственность. То, что рекомендуетсяугнетенным и эксплуатируемым, не рекомендуется рабовладельцам и другимсильным мира сего. Мы уже говорили выше о проповеди всепрощения инепротивления. Но если проанализировать все содержание Нового Завета,то легко увидеть, что прощать обиды, подставлять щеки под удары, несопротивляться предписывается только угнетенным. Угнетателям же,наоборот, рекомендуются кровавые расправы со всеми, кто попытаетсяоказывать им сопротивление. Вот, например, получившее общую известность место из ПосланияПавла к Римлянам: "Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибонет власти не от бога; существующие же власти от бога установлены.Посему противящийся власти противится божию установлению... Ибо{начальник} есть божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло,бойся, ибо он не напрасно носит меч: он божий слуга, отмститель внаказание делающему злое"[Послание к Римлянам, гл.XIII, ст.1,2,4.].Трудно выразиться более  ясно: запрещается сопротивление угнетенныхвластям и "начальникам", но сами начальники уполномочены богом, вкачестве его слуг, вооруженной рукой подавлять всякое сопротивление.Они "недаром носят меч", этим мечом они должны мстить ("отомстители"!)и наказывать, т.е. убивать. И греха в этом никакого нет, ибо делаетсяво исполнение божьих полномочий. А как же запрещение убийства,проповедь прощения обид и т.д.? Здесь все это оказываетсянедействительным. Зверские расправы рабовладельцев с рабами не вызывают никакогоосуждения у авторов новозаветных книг. Наоборот, они рассматриваютсяими как совершенно естественное дело, вполне соответствующеехристианскому учению. "Раб же тот, - говорится в евангелии, - которыйзнал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его,бит будет много"[Евангелие от Луки, гл.XII, ст.47.]. Но почему жеевангелие здесь не говорит, что бить человека нельзя, что его надолюбить, что ему надо прощать все не до семи, а до седмижды семидесятираз? Нет, рабовладельцам оно дает другие рекомендации: "Негодного рабавыбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов"[евангелиеот Матфея, гл.XXV, ст.30.]. Если раб осмеливается не выполнять всехтребований своего хозяина, то на него никак не распространяетсяпроповедь любви и милосердия. Христос, проповедующий, согласно евангелиям, милосердие, в другихместах тех же евангелий выступает проповедником жестокости ибесчеловечности. Вот он рассылает своих апостолов по разным городампроповедовать его учение. Возникает вопрос, как им вести себя, если ихбудут плохо принимать. На этот счет Иисус дает точную инструкцию.Если, говорит он, "придете в какой город, и не примут вас, то, выйдяна улицу, скажите: "И прах, прилипший к нам от вашего города, отрясаемвам... Сказываю вам, что Содому в день оный будет отраднее, нежелигороду тому""[Евангелие от Луки, гл.X, ст.10-12.]. Как известно, поВетхому Завету, все жители города Содома, кроме Лота и его семьи, былисожжены заживо. Значит, жители того города, где ученики Христа будутплохо встречены, подвергнутся еще более страшному наказанию, чемсожжение живьем. А всепрощение на них не распространяется? Сам Христос, который изображается защитниками религии каквоплощение милосердия и любви к человеку, не раз на страницахевангелий грозит всем ослушникам его воли жестокими наказаниями.Правда, свои угрозы он не приводит в исполнение тотчас же. Обстановка,изображенная в евангелиях, такова, что у Христа нет реальныхвозможностей мстить кому бы то ни было. Можно было бы, конечно,сочинить сколько угодно легенд о том, как Иисус расправляется сосвоими врагами, прибегая каждый раз к чуду. Но тогда авторыевангельских повествований оказались бы в весьма трудном положении,ибо пришлось бы объяснять, почему же Иисус все-таки не навел порядокна земле, а, наоборот, сам пострадал и погиб. Более подходящей оказалась другая версия: в первый свой приход онне вмешивался в реальное течение жизни на земле, зато во второепришествие он всем воздаст по заслугам. И что же будет? Праведники,конечно, получат сполна от всех возможных благ. Что же касаетсягрешников, то "ввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежетзубов"[Евангелие от Матфея, гл.XIII, ст.42]. Этой угрозе с печьюогненной, с плачем и скрежетом зубов придается особое значение, таккак она повторяется несколько раз на  протяжении новозаветногоповествования. Страшным будет суд, которому подвергнутся люди послевторого пришествия Христа, он так и называется - Страшный Суд.Грешники будут осуждены на вечные муки в аду и никогда не смогутзаслужить прощение. А почему же на них не распространяетсябезграничное милосердие бога, проповедь всепрощения и любви? Труднопредставить себе, чтобы именно из любви к людям бог обрек их набесконечные страдания в аду. Они виноваты? Но ведь рекомендуется всепрощать! К тому же эта вина должна быть, если рассуждать мало-мальскилогично, переложена на самого бога, ибо он создал их греховными исклонными к порокам, он же и управляет их действиями, ибо ничто непроисходит без божьей воли... Так оказывается, что вместо милосердия илюбви, вместо всепрощения и забвения обид Новый Завет, так же как иВетхий, проповедует бесчеловечную, притом несправедливую, жестокость.И отделить в этом отношении Новый Завет от Ветхого невозможно. В своем личном поведении Христос отнюдь не всегда придерживаетсяпроповедуемых им же норм. Кто скажет ближнему своему "безумный",подлежит геенне огненной - это выдается за изречение Христа. Но в устатого же Христа евангелия вкладывают весьма крепкие  ругательства поадресу его противников. Он называет их "лжепророками", которыеприходят "в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные"[Евангелие отМатфея, гл.VII, ст.15.]; он уподобляет их "худому дереву" и заявляет,что "всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают вогонь"[Там же, ст.19.], фактически призывая к расправе с"лжепророками". И не скупится Иисус на обращения вроде таких, как"змии", "порождения ехидны", "род лукавый и прелюбодейный" и т.д. Хотяон и рекомендует себя как кроткого человека ("я кроток и смиренсердцем"[Там же, гл.XI, ст.29.]), но неоднократно и с большиможесточением грозит своим противникам всеми карами Страшного Суда. Невозможно увязать новозаветное учение о милосердии сновозаветным же учением о загробном воздаянии, о Страшном Суде и онаказании грешников после Страшного Суда. Мы уже приводили выше притчуо Лазаре, в которой рассказывается о том, как был наказан человек забогатство. В других местах Библии богатство отнюдь не признаетсягрехом, а в ряде случаев даже провозглашается делом божьим. Ноотвлечемся сейчас от этого вопроса. Допустим, что, действительно,обладание богатством, с точки зрения Библии, является тяжким грехом.Почему же, однако, бог не может простить человеку этого греха? Ведь онвсемилостив, его милосердие безгранично! Никак не проявляется божие милосердие и в учении о Страшном Суде.До второго пришествия Христа еще можно каяться, упрашивать бога опрощении грехов и, может быть, получать это прощение. Но уже послевторого пришествия, к моменту Страшного Суда, не помогут никакиепокаяния, никакие молитвы: наказание грешников будет окончательным ивечным. Без какого бы то ни было просвета, без какой бы то ни былонадежды люди должны будут по милосерднейшему приговору бога без концавыносить жесточайшие мучения, по сравнению с которыми меркнут самыеизощренные пытки средневековой инквизиции и фашистские застенкинедавнего прошлого. Беспредельно милосердный бог дарует людям бессмертие, онвоскрешает их из мертвых с тем, чтобы они жили вечно. Но для чего? Длятого, чтобы вечно длились те мучения, на которые он же, преисполненныйлюбви к людям, их обрекает... Вспомним при этом, что всесильный бог имеет полную возможностьпредохранить людей от тех грехов, которые они делают, ибо стоит емутолько пожелать, и все проникнутся самым последовательнымблагочестием, перестанут грешить, и тогда вопрос о Страшном Суде и обесконечных адских муках снимается сам собой. Но почему-то он этого неделает, и в Новом Завете с удовольствием расписываются те мучения,которые предстоит бесконечно терпеть людям по воле кротчайшего имилосерднейшего бога... Некоторые верующие, в особенности из среды баптистов, толстовцеви близких к ним религиозных толков, рассуждают примерно так: не надообращать внимания на те примеры, которые мы находим в Библии, надопросто следовать новозаветному учению, ибо дело не в том, какиепоступки там приписываются отдельным людям или даже самому богу, а втом, к чему призывает новый Завет. С этой точки зрения неважно,милосердно ли поступают отдельные библейские персонажи, важно, что сампо себе призыв к братской любви между людьми, к милосердию, к прощениюобид, к воздержанию от насилия является спасительным для человечества.Этот вопрос имеет серьезнейшее значение, и на нем следует подробноостановиться. Попытаемся выяснить, какую роль в реальной историичеловечества сыграли библейские моральные поучения.








Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 251.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...