Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ БИБЛЕЙСКИХ ТЕКСТОВ




*Внутренние противоречия в Ветхом Завете* Противоречия начинаютсяв Ветхом Завете с самого сказания о сотворении мира и человека. Бог,сообщается в Библии, создал сначала животных, потом - человека, и всеэто было сделано в один день - в шестой день творения[См. Бытие, гл.I, ст. 24-27.]. А в следующей же главе рассказывается другая история.Уж после создания человека, после его поселения в саду Едемском, послетого, как ему было запрещено есть плоды с древа познания добра и зла,вспомнил бог, что "не хорошо быть человеку одному", и решил: "сотворимему помощника, соответственного ему"[Там же, гл. II, ст.18.]. И ужезатем произошло следующее: "Господь бог образовал из земли всехживотных полевых и всех птиц небесных, и привел (их) к человеку, чтобывидеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душуживую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицамнебесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника,подобного ему"[Бытие, гл.II, ст.19-20.]. Противоречие явное. Конечно, в данном случае оба библейскихрассказа неистинны, ибо никакого сотворения богом человека и животныхникогда не было вообще и не могло быть. Но даже человек, верующий втакое сотворение, должен признать, что по меньшей мере один из двухрассказов ложен. В первой главе книги Бытия говорится, что мужчина и женщинасозданы богом одновременно, притом в виде обоеполого существа: "Исотворил бог человека по образу своему, по образу божию сотворил его;мужчину и женщину сотворил их"[Там же, гл.I, ст.27.]. А в следующейглаве[См. там же, гл.II, ст.7-23.] подробно рассказывает о том, какбог сотворил женщину спустя длительное время после сотворения мужчины,как он усыпил Адама, взял у него ребро и т.д. Еще более непоследовательно сказание о всемирном потопе. Богвелел Ною взять с собой в ковчег животных всех существующих видов:"Введи также в ковчег... из всех животных, и от всякой плоти по паре,чтоб они остались с тобою в живых; мужеского пола и женского пусть онибудут"[Там же, гл.VI, ст.19.]. И еще раз подчеркивается: "Из всех попаре войдут к тебе". А через десять строчек говорится о новомраспоряжении бога: "И всякого скота чистого возьми по семи, мужескогопола и женского"[Там же, гл.VII, ст.2.]. По одной паре или по семи парприказано было взять Ною? Такая же картина получается со сроком, в течение которогопроисходил потоп. В одном случае говорится, что дождь лил 150 дней, вдругом - что это продолжалось только 40 дней. В одном случаеговорится, что вода убывала пять с половиной месяцев, в другом - 21день. Широко известна легенда о том, как юноша Давид убил филистимскогобогатыря Голиафа. И менее известно то обстоятельство, что в другомместе Библии убийство Голиафа приписывается совсем не Давиду. Приведемэто место: "Тогда убил Елханан, сын Ягаре-Оргима Вифлеемского, ГолиафаГефинянина, у которого древко копья было, как навой к ткачей"[II книгаЦарств, гл. XXI, ст.19.]. Может быть, это какой-нибудь другой Голиаф?Нет, все приметы совпадают: "Голиаф из Гефа" (т.е. гефянин. - И.К.),"древко копья его, как навой у ткачей"[I книга Царств, гл. XVII,ст.4,7.]. Понятно, что и Давид и Елханан не могли убить одного и тогоже человека, значит по меньшей мере, в одном из этих двух случаев вБиблии говорится неправда. Интересно, что в другой "исторической" книге Ветхого Завета -Паралипоменоне видна попытка как-то устранить противоречие между двумясвидетельствами книги Царств. В ней говорится, что "Елханам, СынИаира, поразил Лахмия, брата Голиафова, у которого древко копья было,как навой у ткачей"[I книга Паралипоменон, гл.XX, ст.5.]. Здесь уженалицо третья версия одного и того же события. Обращает на себявнимание то обстоятельство, что такое имя как Лахми, больше нигде невстречается; видимо, его не было у семитических народов Палестины.Похоже на то, что автор Паралипоменона, стараясь спасти версию огеройском подвиге Давида, придумал для Елханана (он называет егоЕлханамом) другого противника и назвал его первым попавшимся словом. Царь Давид воевал с царем сувским Адраазаром. Об исходе этойвойны рассказывается во II книге Царств и I книге Паралипоменона. Но впервом рассказе сообщается, что "взял Давид у него тысячу семьсотвсадников и двадцать тысяч человек пеших"[II книга Царств, гл.VIII,ст.4]. Во втором случае сказано: "И взял Давид у него тысячу колесниц,семь тысяч всадников и двадцать тысяч пеших"[I книга Паралипоменон,гл.XVIII, ст.4.]. Всадников, значит, было взято 1700 или 7 тысяч? Противоречива история о том, как царь Давид производил переписьнаселения. В одном случае говорится, что побудил его к этому бог[См.II книгу Царств, гл. XXIV, ст.1.], во втором - что это совершил не ктоиной, как сатана[См. I книгу Паралипоменон, гл.XXI, ст.1.]. То, чтоДавид, проведя перепись, совершил страшный грех, ясно из II книгиЦарств, где рассказывается о том, как бог наказал за этот грех егоподданных. Но в следующей же книге Царств категорически заявляется:"Давид делал угодное перед очами господа и не отступал от всего того,что он заповедал ему, во все дни жизни своей, кроме поступка с УриеюХеттеянином"[III книга Царств, гл.XV, ст.5.]. Выходит, что с переписьюДавид никакого греха не совершил? А за что же было богом истреблено 70тысяч человек? У иудейского царя Саула, говорится в Библии, была дочь Мелхола."И у Мелхолы, дочери Сауловой, не было детей до дня смерти ее"[IIкнига Царств, гл.VI, ст.23.]. А немного дальше, в той же книге Царств,говорится о "пяти сыновьях Мелхолы, дочери Сауловой, которых онародила Адриэлу, сыну Верзеллия"[Там же, гл. XXI, ст.8.]. Знаменитые десять заповедей существуют в Библии в двух разныхслучаях. Первые две заповеди совпадают в обоих вариантах. О третьей жезаповеди в одном случае говорится: "не произноси имени господа богатвоего напрасно"[Исход, гл.XX, ст.7.], в другом - "праздник опреносковсоблюдай[Там же, гл.XXXIV, ст.18]. Четвертая заповедь совпадает вобоих вариантах. Пятая опять дается по-разному: в первом случае:"почитай отца твоего и мать твою"[Там же, гл.XX, ст.12.], во второмречь идет о посвящении седмиц, праздника начала жатвы и праздникасобирания плодов[См. там же, гл. XXXIV, ст.19-22.]. Шестая заповедь впервом варианте - знаменитое "не убивай"[Там же, гл.XX, ст.13.], вовтором - "три раза в году должен являться весь мужеский пол твой предлице владыки, господа бога израилева"[Там же, гл.XXXIV, ст.23.]. Также различны все остальные заповеди в этих двух вариантах. Например,десятая заповедь в первом варианте гласит: "не желай дома ближнеготвоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, нивола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего"[Там же, гл.XX,ст.17.]. Во втором же варианте вдруг появляется нечто довольнонеожиданное: "не вари козленка в молоке матери его"[Там же, гл. XXXIV,ст.26.]. Может быть, в одном случае мы имеем дело с заповедями, а в другомпросто с каким-нибудь указанием бога людям, ведь в Библии много разповествуется о таких назидательных беседах бога с людьми? Нет, в обоихслучаях речь идет о письменах,  которые, как говорится в Библии, богвысек на каменных скрижалях, сделанных Моисеем. Первые скрижали, какмы знаем, Моисей разбил в гневе на евреев за то, что они поклонилисьзолотому тельцу. Тогда бог сказал Моисею: "Вытеши себе две скрижаликаменные, подобные прежним, и я напишу на сих скрижалях, которые тыразбил"[исход, гл.XXXIV, ст.1.]. Но слова-то оказались совсем непрежние! Какие же заповеди надо считать входящими в знаменитый десяток- первые или вторые? *Внутренние противоречия в Новом Завете* Если мы обратимся кНовому Завету, в частности к евангелиям, то увидим, что тампротиворечий отнюдь не меньше. Каждый из четырех евангелистов излагаетсобытия по-своему. Между тем все евангелия считаются богодухновенными,так что ни в одном не должно быть ошибочных положений ни по одномувопросу. Разногласия начинаются с родословной Иисуса Христа. В евангелииМатфея эта родословная ведется от Авраама, в евангелии луки - отсамого Адама. Попытаемся сравнить эти родословные. По Луке, от Авраамадо Иисуса прошло 56 поколений, по Матфею - 42. Отцом Иисуса в обеихродословных именуется одно и то же лицо - плотник Иосиф (впрочем, поевангелиям, его отцовство - только формальное, так как богородицазачала от духа святого). А начиная с деда, предки Иисуса указаны вдвух евангелиях разные: по Матфею - Иаков, Матфан, Елезар, Елуид,Ахим, Садок и т.д., по Луке - Илия, Матфат, Левий, Мелхия, Ианная,Иосиф и т.д. В самой биографии Иисуса, как она рассказана в евангелиях, тожемного расхождений. По Матфею, Иисус провел свое детство в Египте, гдеродители спасали его от козней царя Ирода; по Луке, никакого бегства вЕгипет не было. Согласно первым трем евангелиям, Иисус провел своюжизнь в Галилее, по Иоанну - в Иерусалиме. По Матфею и Марку, он былкрещен Иоанном Крестителем, по Луке же, в это время Иоанн находился втюрьме, и Иисус крестился без него. После своей смерти и воскресенияИисус, как сообщается в евангелиях, явился некоторым людям: комупервому он оказал такую честь? Все четыре евангелиста рассказывают обэтом по-разному: Матфей говорит, что он явился Марии Магдалине и"другой Марии", Марк и Иоанн утверждают, что вначале он явился толькомарии Магдалине[См.  евангелие от Марка, гл.XVI, ст.9; евангелие отИоанна, гл.XX, ст.14.]. Лука уверяет, что вначале он явился двумнеизвестным, одного из которых звали Клеопа[См. евангелие от Луки,гл.XXIV, ст.15.]. Не менее противоречиво выглядит история с явлением Иисусаапостолу Павлу, с тем самым явлением, которое превратило гонителя иненавистника христиан в ревностного последователя Христа. Савл, он жеПавел, шел в Дамаск, и на дороге ему вдруг явился Христос, которыйобратился к нему с целой речью. "Люди же, шедшие с ним, стояли воцепенении, слыша голос, а никого не видя"[Деяния святых Апостолов,гл.IX, ст.7.]. Через несколько глав тех же Деяний приводится рассказсамого Павла об этом событии: "Бывшие же со мною свет видели, и пришлив страх, но голоса говорившего мне не слыхали"[Там же, гл.XXII,ст.9.]. Слышали, но не видели? Наоборот, видели, но не слышали? Аможет быть, и не видели и не слышали? Речь, с которой обратился Христос к Павлу, приводится в Деянияхтрижды и каждый раз - по-другому. Казалось бы, уж слова самого богабогодухновенное новозаветное произведение должно было бы привеститочно! В самом повествовании о событиях говорится, что Иисус приказалПавлу только идти в город, а там сказано ему будет, что надо делать, итолько уже в городе старец Анания объяснил Павлу, что от неготребуется[См. там же, гл.IX, ст.6]. Потом Павлу самому приходитсярассказывать о чудесном событии, с ним происшедшем. Первый раз [См.там же, гл.XXII, ст.10.] он передает обращение к нему Иисуса примернотак, как оно освещено в Деяниях, а во второй раз он уже сочиняетдлинную речь, с которой к нему якобы обратился Христос. Еще большее количество противоречий существует между Ветхим иНовым Заветами. Приведем некоторые из них. "Бога не видел никтоникогда"[Евангелие от Иоанна, гл.I, ст.18.]. Кажется, сказанодостаточно ясно. Но праотец Иаков не менее ясно сообщает на: "Я виделбога лицем к лицу"[Бытие, гл.XXXII, ст.30.]. "Никто, - сообщает тот жеевангелист Иоанн, - не восходил на небо, как только сошедший с небессын человеческий"[Евангелие от Иоанна, гл.III, ст.13.]. Но в IV книгеЦарств подробно описывается, как Илия-пророк понесся на огненнойколеснице "в вихре в небо"[IV книга Царств, гл.II, ст.11.]. Довольно серьезное противоречие имеется между Ветхим и НовымЗаветами по такому существенному вопросу, как вопрос о будущностинашей планеты: будет ли она существовать беспрепятственно до скончаниявеков или ей предстоит более печальная судьба. В Ветхом Завете мынаходим утверждения о том, что "земля пребывает во веки"[КнигаЕкклесиаста, или Проповедника, гл.I, ст.4] и что бог "утвердил землюна основаниях ее, так что она не колеблется во веки и веки"[Псалтирь,пс.103, ст.5]. Но в Новом Завете сказано другое: земля и небеса"погибнут, а ты пребываешь"[Послание к Евреям, гл.I, ст.11.]; коротко,но выразительно предсказывается в другом месте: "земля и все дела наней сгорят"[Второе послание Петра, гл. III, ст.10.]. Чему же верить? *О чем свидетельствуют библейские противоречия* Наличие такоймассы противоречий в Ветхом и Новом Заветах свидетельствует преждевсего о том, что нельзя считать истиной все, рассказываемое в Библии.Мы употребляем слов "нельзя" не в том смысле, что это запрещается, а втом, что это просто невозможно. Если считать правильным одно, значит,само собой приходится считать неправильным то, что ему противоречит. Истина по каждому вопросу может быть только одна. Если говорят поповоду какого-нибудь предмета, что он черный и что он белый, тозначит, по меньшей мере, одно из этих высказываний ложно, ибо данныйпредмет может быть или черным или белым, но не тем и другимодновременно; возможно, однако, что оба высказывания неверны и чтопредмет - зеленый или красный. Наличие противоречия ужесвидетельствует о том, что где-то в данном случае истина искажена. Не такое уж редкое явление, когда в тех или иных книгах, особеннов книгах древнего происхождения, некоторые события оказываютсяпо-разному или даже противоречивым образом освещенными. Дело историка- привлечь всевозможные дополнительные материалы и, изучив вопрос совсех сторон, установить, какой вариант истинен, какой - ложен. Когда же разногласие относится не к фактическому описанию тогоили иного исторического события, а к изложению каких-нибудь взглядов,верований, точек зрения, то здесь надо выяснить, какие взгляды и идеисуществовали в той или другой общественной группе, какие классовые илииные интересы питали те или иные взгляды. Это единственный научныйподход. Но для верующего человека такой подход невозможен, ибо длянего библейский текст представляет собой нечто неприкосновенное инепогрешимое. Библия - книга глубокой древности. На протяжении целоготысячелетия она формировалась, складывалась, обрастала различныминаслоениями. Каждая эпоха окрашивала Библию своей "злобой дня", своимдухом, своими настроениями. В каждую эпоху различные идеологиразличных общественных классов и классовых группировок вносили вБиблию свою идеологию с присущими этим классам чертами. И если даже водной, например, книге Бытия оказываются не только отрывки Яхвиста,Элохиста и Жреческого кодекса, но и следы многих других напластований,то что же удивительного в том, что в ней оказалось два вариантасказаний о сотворении мира, два варианта мифа о потопе и т.д.? Наличие большого количества противоречий в Библии можно объяснитьтолько в том случае, если рассматривать ее как человеческоепроизведение, имеющее определенную историю. При таком подходе мы можемвыделить в Библии сообщения о некоторых действительно имевших местособытиях, отмежевав их от фантастики, указав, что можно считатьдостоверным, что - малодостоверным и что - просто неправильным. Еслиже подходить к Библии, как это делают верующие люди, т.е.рассматривать ее как божественное произведение, созданное самим богоми потому непогрешимо истинное, то разобраться в клубке библейскихпротиворечий окажется просто невозможным.

ИСТОРИЯ И ФАНТАСТИКА

Многие сказания библии, имеющие вид исторических повествований,на поверку   оказываются по своему содержанию совершеннофантастическими. К числу их относится сказание о том, как древниеевреи жили в египетском плену и как они под руководством Моисеяосвободились от этого плена. *Египетский плен и исход евреев из Египта* В ветхозаветнойидеологии легенда о египетском плене и исходе из него играетцентральную роль. Чуть ли не во всех книгах Ветхого Завета евреямпостоянно напоминается, что они были в египетском рабстве и что Яхвевызволил их оттуда, а это свидетельствует о мощи иудейского бога и оего благоволении к избранному им народу. Именно с исходом из ЕгиптаБиблия связывает заключение основного завета бога Яхве с евреями идарование им закона через Моисея на горе Синай. С другой стороны, дляустановления фактов подлинной истории евреев в Палестине разбор этойлегенды тоже имеет большое значение. По Библии, евреи поселились в Палестине после исхода из Египта исорокалетнего блуждания в пустыне. Значит, если установить дату этогоисхода, то тем самым можно выяснить, когда и в какой обстановкеначался палестинский период еврейской истории. Попытаемся жеразобраться в исторических данных, связанных с этим вопросом. Как известно, Египет   раскопан в археологическом отношениичрезвычайно основательно, и историческая наука знает прошлое этойдревней страны лучше, чем прошлое многих других стран и народов.Однако в колоссальном количестве расшифрованных надписей, в массеживописных и прочих найденных археологами изображений нет и намека нина пребывания евреев в египетском плену, ни на исход из него. Казалосьбы, например, о Моисее, который, по Библии, так активно действовал вЕгипте, среди египетских древностей должны были найтись какие-нибудьсведения или упоминания. Нет абсолютно ничего! Православный богослов А. Лопухин писал по этому поводу: "Несмотряна то, что история рабства израильтян в Египте отражается, таксказать, в каждом иероглифе древних египетских памятников, по страннойслучайности доселе однакоже на этих памятниках не найдено ни одногоимени, которое-бы прямо относилось к евреям и называло-бы их одним изусвоенных ими наименований. Ученые египтологи прилагают все усилияоткрыть что-либо подобное названию "евреев", "иудеев", или"израильтян", и усилия остаются безуспешными"[А. Лопухин, Библия инаучные открытия на памятниках древнего Египта. СПБ 1885, стр. 56.].Что касается "каждого иероглифа", в котором якобы отражается историярабства евреев в Египте, то богослов не смог привести примера хотя быодного из них. Но его огорчение по поводу "странной случайности"вполне убедительно: действительно, ничего подтверждающего библейскоюлегенду не было найдено ни в его время, ни за семьдесят лет, прошедшихпосле издания его книги. Современный американский археолог Финеган тоже вынужден признать,что "Египет не дает нам прямых свидетельств о пребывании в немизраильтян". Правда, здесь же добавляется:  "но он дает много такого,что делает это пребывание и исход из него вполне вероятным". В чем жеэто многое состоит? "Нет ничего невозможного ни в том, чтобысемитический народ нашел убежище в Египте, ни в том, чтобы он былпоставлен на тяжелую работу на больших стройках, проектировавшихсяфараонами"[Jack Finegan, Light from the Ancient Past. TheArcheological Background of the Hebrew-Christian Religion, N.J. 1946,p. 116.]. Вместо конкретных исторических свидетельств  буржуазныйархеолог, всеми силами старающийся доказать историчность библейскойлегенды, вынужден ограничится заявлением о том, что события, о которыхв ней говорится, {могли} когда-нибудь происходить... В гробнице правителя одной из египетских провинций былообнаружено изображение, которое окрылило было защитников историчностибиблейского рассказа: группа мужчин с характерными семитскимибородками вместе с женщинами и детьми пришла на поклон к египетскомучиновнику и преподносит ему дань. При желании можно истолковать этукартину, как изображение прихода праотца Иакова с его семьей в Египет.Оказалось, однако, что такое истолкование извращает суть дела. Надписьгласит, что на картине изображено семейство некоего Абши, состоящее из37 человек. Археологическое исследование установило, что изображениеотносится примерно к 1900 г. до н.э. Ясно, что к библейскому рассказуо переселении Иакова в Египет картина не имеет никакого отношения, темболее что в Библии говорится о приходе с Иаковом не 37 человек, азначительно большего количества. Изданный в Америке в 1956 г. атлас побиблейской истории, публикуя изображение семейства Абши, пытаетсякак-то объяснить, почему не обнаружено никаких данных,свидетельствующих о приходе семейства Иакова. Автор статьи пишетбуквально следующее: "И на протяжении последующих столетий многиетакие семьи должны были быть допущены в страну. Неудивительно поэтому,что свидетельств о Иакове не сохранилось в египетских писаниях"[G.E.Wright, The Westminster Historical Atlas to the Bible, Philadelphia1956, p.29. Несмотря на полную ясность положения с изображением Абши,некоторые защитники Библии пытаются все же "наводить тень на ясныйдень". Так, например, в русском издании Всеобщей истории Иегера снимокс картины, о которой идет речь, сопровождается надписью: "Переселениеевреев в Египет" (Оскар Иегер, Всеобщая история в 4-х томах, СПБ 1894,т.I, иллюстрация после 28 стр.).]. Но если бы пребывание евреев вегипетском плену действительно имело место, как и события, связанные сих исходом из Египта, было бы, безусловно, удивительно, что несохранилось никаких данных об этих событиях. Во всяком случае, авторвынужден заявить, что "четыре столетия, которые Израиль провел вЕгипте, являются "темным периодом" его истории"[G.E. Wright, TheWestminster Historical Atlas to the Bible, p.27.]. Прямых свидетельствнет, но можно, дескать, удовлетвориться косвенными... Неисторичность легенды о египетском рабстве становится еще ясней,если попытаться поставить соответствующие события в хронологическиерамки. Когда произошел пресловутый исход евреев из египетского плена? Библия дает на этот счет некоторые указания, которые на первыйвзгляд могут показаться довольно точными. В III книге Царств сказано,что царь Соломон начал строить иерусалимский храм в четвертый годсвоего царствования и через 480 лет после исхода из Египта[См. IIIкнигу Царств, гл.VI, ст.1.]. Соломон вступил на престол около 965 г.до н.э., значит, постройка храма началась примерно в 961 г. Если евреивышли из Египта за 480 лет до этого срока, стало быть, это событиепроизошло около 1441 г. до н.э. Произведя такой расчет времени, самибуржуазные историки и богословы вынуждены признать, что он не внушаетособого доверия. Тот же Финеган, например, говорит о "серьезныхвозражениях", имеющихся против него. К тому же, в Библии содержатся и другие сведения о времени пленаи исхода. Книга Исход сообщает, например, что народ израильский"построил фараону Пифом и Раамсес, города для запасов"[Исход, гл. I,ст.11.]. Известно, что город Пер-Рамсес или "дом Рамсеса" был построенв царствование фараона Рамсеса II, длившееся с 1317 по 1251 г. до н.э.Если исходить из этого библейского указания, то дату, установленную наосновании III книги Царств (1441 г.), нужно считать неправильной иуход евреев из Египта отнести ко времени правления преемника Рамсесафараона Меренптаха, может быть, около 1230 г. Противореча друг другу,оба библейских варианта одинаково не согласуются с историческимифактами, опровергаются конкретными археологическими данными. На воротах (пилонах) древнеегипетского храма в Карнакесохранилась надпись, перечисляющая те города и местности, которые былизавоеваны фараоном Тутмосом III в Палестине. Там сказано и о такихместностях, которые расшифрованы египтологами, как "Иакоб-эл" и"Иосиф-эл". Эти местности, названные по именам библейских персонажейИосифа и Иакова. Относится надпись примерно к 1470 г. до н.э. Такимобразом, в начале XV века до н.э. еврейские имена были уже в ходу вПалестине и даже использовалось для обозначения местностей, чтоговорит об их давнем происхождении в этих местах. Значит, в это времяевреи уже были в Палестине. Следовательно, отпадает вариант датировкиих исхода из Египта 1480 г., в особенности если учесть еще те сороклет блуждания по пустыне, на которых настаивает Библия. Существуют и  другие не менее убедительные факты,свидетельствующие о несостоятельности данного варианта. Вупоминавшейся уже нами книге Финегана сообщается, например, следующеео последних раскопках палестинского города Давир: "Был  найденпрекрасный царский скарабей Аменхетепа III, который, безусловно,употреблялся египтянами официально в Кириат-Сефере (древнее названиеДавира. - И.К.). Это ясное свидетельство того, что в царствованиеАменхетепа III Египет был еще в силе здесь и израильтяне еще невступали во владение страной"[Jack Finegan, Light from the AncientPast. The Arheological Background of the Hebrew-Christian Religion,p.139-140]. Аменхетеп III занимал египетский трон примерно с 1445 по 1419 г.Это значит, что, хотя евреи в это время уже были в Палестине,библейские повествования о том, как они после исхода из Египта исорокалетнего блуждания по пустыне победоносно овладели Ханааном, явноне могут относится к XV веку. Тогда, может быть, более соответствует действительности вариант сисходом в XIII веке, при Меренптахе или несколько ранее - в 1290 г. дон.э., как настаивают некоторые богословы и буржуазные историки? Нет, издесь дело обстоит не лучше. В конце прошлого века археологи нашли в египетской деревнеТелль-Амарна большую коллекцию глиняных табличек с клинописныминадписями. Это оказался архив фараонов Аменхетепа III и Аменхетепа IV,живших во второй половине XV века и, может быть, в начале XIV века.Находка оказалась исключительно важной для историографии древнегоВостока. По интересующему нас здесь вопросу она также дает интересныйматериал. На многих табличках оказались письма и донесения, адресованныефараонам их наместникам в различных подвластных им местностях.Некоторые из этих наместников, в особенности некто Абдихиба, жалуютсяна то, что им приходится выносить постоянный военный натиск со сторонынарода хапиру. После многих споров историки пришли к выводу о том,что, по всей вероятности, хапиру - это предки древних евреев. Такимобразом, оказывается, что уже в XV веке до н.э. предки евреевнаходились в Палестине. Неверно, стало быть, что они вступили тудатолько в XIII веке. Особенно убедительным свидетельством в этом отношении являетсязнаменитый археологический памятник, найденный в Египте в 1896 г., -стела (памятный камень с надписью) фараона Меренптаха, или израильскаястела, названная так потому, что в надписи на ней говорится обИзраиле. Фараон Меренптах описывает на стеле свои военные победы. Онсообщает: "Цари повергнуты и просят пощады. Нет никого, возносящегосвою главу среди девяти племен; опустошены левийцы, хетты спокойны; вплену Ханаан, как всякий злой, уведен Аскалон; попал под власть Гезер;Иеноам приведен в небытие; Израиль - его людей нет, его посевыуничтожены". Из этой надписи следует, что во времена Меренптаха Египетвел войну с Израилем на территории последнего, значит, евреи уже жилив Палестине; а из этого вытекает, что вариант с исходом из Египта приМеренптахе тоже не выдерживает критики. И еще одна деталь. По Библии,фараон, погнавшийся за бежавшими евреями, утонул в Черном море. Номумия фараона Меренптаха была найдена целехонькой отнюдь не на днеморском, а в собственной его гробнице... На конгрессе по библейской археологии и востоковедению,происходившем в 1954 г. в Париже, французский археолог, он жекатолический священник, Этьенн Дриотон выступил с докладом, в которомпопытался дать какое-то решение вопроса. Он собрал и изложил тедоводы, которые можно высказать в пользу того и другого из вариантов.Выход получился довольно неутешительным и для него, и для всех другихзащитников достоверности Библии. Даже новейшие археологическиеоткрытия в Египте, пишет ученый церковник, "не позволяют ещеопределенно решить научный вопрос, имел ли место исход евреев приАменхетепе II, в 1480 г., или при Меренптахе, в 1230 г. Оба мненияимеют за собой веские доводы"[Etienne Drioton, La date de I'Exode. Всб.: "La Bible et I'orient. Travaux du premier congres d'archeologieet d'orientalisme bibliques", Paris 1955, p.49.]. В заключение Дриотонзаявляет, что ему представляется более правдоподобной гипотеза исходапри Меренптахе. Сказать, однако, что два противоречащих друг другуварианта имеют одинаковую ценность, равносильно тому, чтобы заявить онепригодности и недостоверности их обоих. Американский археолог М.Б.  Роутон попытался найти совсем новоерешение вопроса[M.B. Rowton, The problem of the Exodus, "PalestineExploration Quarterly", 1953, p.46 ff.]. Он считает, что было дваисхода евреев из Египта. В первый раз ушло только племя Иосифа, этобыло в 1290 г. Исход произошел мирно, фараон ему не препятствовал.Руководителем "иозефитов" был Аарон, они не были поклонниками Яхве.Когда Меренптах совершил свое нападение на Палестину, как сообщается визраильской стеле, его намерением было, согласно Роутону, взять в пленвсех ушедших из Египта евреев и отправить их обратно. Остальныееврейские племена под предводительством левитов и Моисея ушли изЕгипта только около 1165 г., что и было уже окончательным "исходомевреев из Египта".     Исследователь Библии Роулей, разобрав эту голословную и натянутуюгипотезу, меланхолически заявляет: "Проблема исхода будет, вероятно,еще долго оставаться наиболее трудным и неприятным вопросомветхозаветной истории и хронологии"[H.H. Rowley, A Recent Theory onthe Exodus. "Orientalia Suecana", v.IV, Uppsala 1955, p.85.].Буржуазный ученый вынужден в связи с вопросом об исходе признать, что,"пытаясь распутать различные нити традиции (библейской. - И.К.),необходимо что-нибудь отбросить" и что "невозможно примирять одно сдругим все библейские положения, пренебрегая внешнимисвидетельствами"[H.H. Rowley, A Recent Theory on the Exodus."Orientalia Suecana", v.IV, Uppsala 1955, p.86.]. Крах ветхозаветной легенды о пребывании евреев в Египте и исходеиз него чрезвычайно существенен. Без этой легенды лишается всякойпочвы христианское и иудейское учение о Моисее, выведшем якобы евреевиз Египта и давшем им закон. Моисей оказывается мифической личностью;не может быть, следовательно, и речи о нем как авторе Пятикнижия. Да ивообще вся картина древней истории приобретает совсем другой вид, чемтот, который она имеет в Ветхом Завете. Что касается, в частности, Моисея, то его мифичность не вызываетсомнений у подавляющего большинства даже буржуазных историков. Такойкрупный представитель буржуазной исторической науки, как Эдуард Мейер,был вынужден заявить: "Тот Моисей, которого мы знаем, - предок жрецовКадеша, т.е. фигура из генеалогического предания, стоящая в связи скультом, а не историческая личность. Ведь из тех, кто разбирал егоисторическую фигуру, никто (если не считать таких, которые принимаюттрадицию без разбора за историческую истину) не сумел наполнить еекаким-нибудь содержанием, представить его как конкретнуюиндивидуальность или указать хоть что-нибудь, что он создал и чтоявилось бы его историческим трудом"[Ed. Meyer. Israeliten, S.451,прим. 1, Цит. по кн.: А.Б. Ранович, Очерк истории древнееврейскойрелигии, стр.82-83.]. *Археология и библейские повествования* В разгар успеховархеологических экспедиций в Палестине и Месопотамии английскийархеолог Сэйс выражал надежду, что скоро будут найдены многочисленныематериалы, которыми ветхозаветные сказания будут полностьюподтверждены. Он писал: "Пришло время, когда сокрытые в недрахпалестинской почвы памятники прошлого расскажут нам, может быть, о техднях, когда Авраам раскинул свою палатку в окрестностях Хеброна изаключил союз с царем Иерусалима"[Цит. по кн.: В. Бузескул, ОткрытияXIX и начала XX века в области истории древнего мира, ч.I, Петербург1923, стр.196.]. Надежды эти до сих пор не оправдались и, конечно,никогда не оправдаются. Никаких следов Авраама, Исаака и Иакова, как иследов других ветхозаветных персонажей, не обнаружено. Это вынужденыпризнать и богословствующие археологи. Представляет известный интерес такой факт. В цитированном выше"Вестминстерском историческом атласе к Библии" утверждается, что"главный источник наших знаний (о "веке патриархов". - И.К.) - городМари, столица наиболее значительного государства того времени". Тамподробно рассказывается об архиве царя этого государства Зимрилима, о20 000 документов, найденных там, о дворце Зимрилима, состоявшем из300 комнат, и т.д. Читатель может ждать, что вот, наконец, из"главного источника наших знаний" польются сведения об Аврааме идругих патриархах, но - тщетно! Поговорив на разные посторонние темы,автор статьи в заключение сообщает: "До сих пор современныхсвидетельств об Аврааме не было обнаружено во внебиблейскихисточниках. Но фон повествований о нем и его потомках основательноосвещен"[G.E. Wright, The Westminster Historical Atlas to the Bible,p.25.]. И дальше начинается изложение библейских рассказов об "Авраамеи его потомках"... Для того чтобы признать исторически достоверныйматериал фоном, на котором происходили какие-то события, нужно найтиисторически достоверный материал об этих событиях. А его-то и нет!Поэтому рассуждения о "фоне" оказываются беспредметными. Недавно выступил с книгой на тему об историческом существованииАвраама известный английский археолог Леонард Вулли. Мнение этогоученого должно было, казалось, представить особый интерес, так какименно он на протяжении двадцатых годов руководил знаменитымираскопками древневавилонского города Ура, из которого, каксвидетельствует Библия, был родом праотец Авраам. Можно подумать, чтоархеолог Вулли опирается в своей книге на найденные имархеологические памятники. Но нет, дело обстоит совсем не так. С самого начал он заявляет: "Никаких конкретных памятников,относящихся к Аврааму, в Уре не было найдено"[Sir Leonard Woolley,Abraham. Decouvertes recentes sur les origines des hebreux, Paris1949, p.5.]. Дальше идет рассуждение о том, что вообще мало былошансов найти что-нибудь подобное. И сам Вулли предупреждает вопросчитателя: "Но, скажут, если раскопки в Месопотамии не дали никакихсувениров Авраама, что же они (раскопки) могут сообщить о его истории?Какой смысл упоминать Ур в книге, предположительно трактующей обАврааме?" И дальше Вулли сообщает: "Наш единственный исходный пункт -категорическое утверждение, много раз повторяемое в Ветхом Завете, чтоАвраам происходил из Ура"[Ibid., p.6.]. Нельзя сказать, что этозаявление крупного буржуазного археолога выглядит особенноубедительно... Палестина уже давно подвергается  систематическомуархеологическому изучению. Известный американский археолог и библеистОлбрайт пишет, что "Святая Земля была первой страной в Юго-ЗападнойАзии, которую начали систематически изучать" в археологическомотношении[W.F. Albright, The Rediscovery of the Biblical World. В кн.:"The Westmister Historical Atlas to the Bible", p.10.]. Особенноширокий размах получили археологические раскопки в Палестине впоследние десятилетия, причем большие средства на это дело отпускаютсякрупнейшими капиталистами мира, в том числе Ротшильдами. Вполнепонятно, что особую роль как в финансировании работ, так и внаправлении их играют не только и в ряде случаев не столько научныесоображения, сколько стремление во что бы то ни стало найти материалы,свидетельствующие о достоверности библейских сказаний. Результаты раскопок систематически публикуются в специальныхжурналах, в частности, в американском журнале "The BiblicalArchaeologist" ("Библеист-археолог"), а также в большом количествеиздающихся за рубежом монографий и обзорных работ. Общий итог всехработ до 1947 г. подводит в своей монографии американский археолог Д.Финеган. Он подробно рассказывает о раскопках городов Иерихон, Лахиш,Давир, Бетэль, Бет-Шан, Таанах, Мегиддо, Гезер, Бет-Шемеш, Рас-Шамра,Иерусалим, Эцион-Гебер, Самария. Он выискивает малейшую возможность,чтобы опровергнуть научную библейскую критику и подтвердитьдостоверность церковно-библейских построений. Таких возможностей,однако, не оказывается. В 1925 г. крупнейший английский исследователь палестиныМакалистер, подводя итоги столетию археологического изучения этойстраны, выражал удивление по поводу того, что библейское повествованиев такой ничтожной доле подтверждается археологическим материалом."Нигде, - пишет он, - во всей стране мы не можем обнаружить нималейших следов Авраама, Исаака и Иакова, Самуила, Саула, Давида,Исаии"; "Давид, Иоав, Авессалом, Натан, Гад и прочие значительные инезначительные лица того времени известны нам только по упоминаниям вБиблии. Ни внутри, ни вне пределов их древней страны не найденоникаких других упоминаний об их деятельности"[Цит. по кн.: А. Ранович,Очерк истории древнееврейской религии, стр.8.]. Заодно Макалистерязвительно издевается над мнимыми "находками", которыми издавнапытались подкрепить Библию легковерные или недобросовестные люди. "Нетнадобности повторять, - пишет он, - что все эти "башни Давида" и"колодцы Вирсавии", которые средневековые энтузиасты (имеются в видукрестоносцы времен крестовых походов. - И.К.) открыли в Иерусалиме,столь же иллюзорны, как и "мумия одной из тощих коров фараона",которую, как утверждают злые языки, некий гражданин Соединенных Штатоввывез из Египта, чтоб украсить ею свой частный музей"[Цит. по кн.: А.Ранович, Очерк истории древнееврейской религии, стр.8.]. Десятилетия,протекшие после этого заявления Макалистера, не изменили положения. Сказания о завоевании израильтянами Ханаана под руководствомИисуса Навина находятся в непосредственной связи с легендой об исходеиз Египта и играют не меньшую роль в ветхозаветной "исторической"концепции, чем эта легенда. Раскопки городов Иерихона, Бетэля и многихдругих, перечисляемых в книге Иисуса Навина, должны были обнаружитьбольшое количество материалов, свидетельствующих о таком важнейшемсобытии в истории этих городов. Но и здесь библейские сказания неполучают подтверждения со стороны археологии. Каждый из раскопанных в Палестине городов когда-нибудь переживалвоенную невзгоду, подвергался разрушению или погибал от огня. Этонеудивительно, ибо за такой длительный исторический период всякоебывало в жизни любого поселения. Большинство из них подвергалосьразрушению несколько раз в разное время, и археологи раскапывают неодин, а несколько последовательных "культурных слоев", постепеннонапластовывавшихся в ходе истории. Но ни в одном случае не оказываетсявозможным установить, что эти разрушения имели место в результатезавоевания Ханаана Иисусом Навином. Например, раскопан город Иерихон, о разрушении которого ИисусомНавином подробно рассказано в Библии. Если бы можно было на основаниираскопок доказать, что Иерихон был разрушен именно в то время, ккоторому Библия приурочивает завоевание Ханаана израильтянами,Финеган, конечно, всячески использовал бы это для возвеличиванияисторической достоверности Библии. Но он вынужден написать: "Кнесчастью... дата катастрофического разрушения стен города бронзовоговека не может быть точно определена[Jack Finegan, Light from theAncient Past. The Arheological Background of the Hebrew-ChristianReligion, p.135.]. Иногда положение его оказывается еще более трудным.В Библии упоминается, например, о завоевании израильтянами городаБетэля. Но раскопки, произведенные в 1933-1934 гг., показали, чтооколо 2200 г. до н.э. он был разрушен и покинут, а потом только между1200 и 1000 гг. на его месте существовало маленькое поселениедеревенского типа. Поэтому, признается Финеган, "в период еврейскогозавоевания никакого города на этом месте не было"[Jack Finegan, Lightfrom the Ancient Past. The Arheological Background of theHebrew-Christian Religion, p.137.]. Приходится пустится в поиски"наиболее вероятного объяснения этой трудности". Оказывается, что неБетэль следует считать разрушенным израильтянами в этот период, а Аи.Опять историческую достоверность богодухновенной Библии приходитсяпризнать весьма относительной... В журнале "The Biblical Archaeologist" по поводу раскопок Бетэлясообщается, что он был разрушен "войсками Иисуса Навина". Заодноговорится то же самое о городах Давир, Лахиш и Газор. Но никакогоподтверждения этого положения археологическими данными в статье неоказывается, если не считать указания на то, что эти города были явнокем-то разрушены. И к сему дается в сноске сконфуженная оговорка начеттого, что "проблемы, связанные с завоеванием Иисуса Навина,многообразны и сложны"[James L. Kelso, Excavations at Bethel, "TheBiblical Archaeologist" No.2, May 1956, p.39.]. Еще бы не сложны,когда никакие поиски не дают возможности обнаружить ничегоконкретного, подкрепляющего библейское сказание! В статье о результатах раскопок города Газор [См. "The BiblicalArchaeologist" No.2, May 1957, v.XX, p.35.]. израильский археолог И.Иадин настойчиво оперирует утверждениями, что этот город был разрушеневреями при завоевании ими Ханаана под руководством Иисуса Навина вXIII веке до н.э. На чем он при этом основывается? Только наархеологические свидетельствах того, что город был разрушен в XIIIвеке. Одно это Иадин считает достаточным для утверждения о том, чтоевреи именно в XIII веке вышли из Египта и пришли в Ханаан.  И онсовсем не утруждает себя заботой о согласовании этого утверждения смногочисленными историческими данными о том, что евреи жили вПалестине уже в XV веке до н.э. А главное, ведь нет никаких основанийсчитать, что именно во время еврейского нашествия был разрушен Газор.Как и во многих других случаях, мы имеем здесь дело с богословскойспекуляцией, а не с объективным научным исследованием. Известно, что американские капиталисты и церковники несколько разснаряжали экспедиции на гору Арарат для поисков остатков Ноеваковчега. Никакими находками ни одна из этих экспедиций до сих пор немогла похвастать. Нет никаких сомнений, что они и впредь ничего ненайдут, ибо ни Ноя, ни ковчега никогда не было. А был ил потоп?Наводнения в древности бывали довольно часто, правда, не столько вПалестине, сколько в Месопотамии. У людей, которые пережили такоенаводнение, могло сложится впечатление, что оно охватило все землю. Неисключено, что одно из наводнений и послужило основой сказания опотопе, распространившегося среди населения Месопотамии и потомперешедшего в Палестину. Во всяком случае, искать Ноев ковчег -занятие в достаточной степени бесполезное. Впрочем, известно, чтоамериканские экспедиции в районе горы Арарат больше занималисьшпионажем, чем археологическими поисками. Недавно в католической прессе было с большим шумом объявлено, чтов Ватикане идут археологические раскопки с целью обнаружить гробницу иостатки апостола Петра, там якобы похороненного. Одно время появилисьдаже сообщения о том, что найдено все интересовавшее церковь. Вдействительности ничего реального папским археологам обнаружить неудалось. Апостол Петр, как и остальные, за отдельными исключениями,евангельские персонажи, является мифической фигурой, порождениемрелигиозной фантазии. Мы сказали об исключениях. Действительно, в евангелияхупоминаются и исторические фигуры, например царь Ирод, первосвященникиАнна и Каиафа, римский наместник Понтий Пилат. Было бы совершеннонеправильно представлять себе, что в Библии все от начала до концавыдумано, что в ней нет ни одного исторического лица; здесьисторическая истина уживается с явной фантастикой. В любом религиозномсказании фантастическим образом отражена действительность. Каким быфантастическим извращениям ни подвергалось в религии отражение тогообщественного бытия, которое ее породило, нельзя забывать, что воснове религии, как формы общественного сознания, в конечном счетележит реальная жизнь людей. Поэтому и в Библии обязательно должна былаотразиться, хотя и фантастическим образом, жизнь людей тогоисторического периода, когда соответствующие библейские произведенияпоявились. В этом отношении научный подход к Библии заключается в том,чтобы тщательно отделить исторические факты, отразившиеся в ней, отрелигиозно-фантастических легенд. Археологические материалы оказывают науке большую помощь.Отдельные библейские сообщения, в основе которых лежат историческиефакты, подтверждаются данными раскопок. Когда археологи раскапываютгорода, построенные древними ассиро-вавилонскими царями, египетскимифараонами и другими властителями, имена которых фигурируют в Библии,когда находят многочисленные таблички с перепиской этих людей изаписями об их деяниях, библейские рассказы о них приобретают значениеисторического источника. Навуходоносор, Тиглатпаласар, Асархаддон,Шеншок и другие - это уже теперь не только и не столько библейскиеперсонажи, сколько реальные исторические фигуры, а то, что сообщает оних Библия, включилось в общую сумму исторических источников,касающихся этих личностей. В Библии рассказывается о том, как древний Израиль воевал противмоавитского царя Меши. Раскопки обнаружили каменную стелу Меши, накоторой описана его деятельность. Там, в частности, сказано: "Омри,царь израильский, - тот теснил Моава много дней, потому что гневалсяКемош (бог, в которого веровали моавитяне. - И.К.) на страну свою. Инаследовал ему сын его, и сказал также он: "буду теснить Моава"... ноя усладил мой взор на нем и на его доме, и Израиль совершенно погибнавеки". Можно отвлечься от того, что Меша в данном случае несколькопреувеличил свои успехи. Важно, что мы имеем документальноеподтверждение того, что на этот раз библейское сказание связано среальным историческим фактом. Бывает, что такое совпадение имеет место в менее существенныхвопросах, но и эти случаи важны для исторической науки. Так, например,в Библии говорится, что царь Соломон любил лошадей и имел большоеколичество их. В результате раскопок древнееврейского города Мегиддо в1928 г. были обнаружены остатки сооружений, которые по времениотносятся к царствованию Соломона, а по характеру похожи на конюшни состойлами на 228 лошадей. Многие археологи считают, что это развалиныконюшен царя Соломона[Д. Финеган относится к этой гипотезе осторожно.Он считает, что найденные в Мегиддо сооружения скорей следует признатьпринадлежавшими царю Ахаву, но не исключает и возможности того, чтоэто конюшни Соломона (см. Jack Finegan, Light from the Ancient Past.The Archeological Background of the Hebrew-Christian Religion,p.152).]. Не исключено, что это и так; значит, мы имеем в данномслучае любопытное археологическое подтверждение одной из сторонбиблейской характеристики Соломона. Некоторые археологические открытия в Месопотамии дали материал кобъяснению отельных ветхозаветных легенд. Возможно, например, чтолегенда о строительстве вавилонской башни имеет в своей основе нечтореальное. Исследование главного вавилонского храма Эсагилу показало, чтопри храме была в свое время ступенчатая башня, или зиккурат, какобычно назывались в Вавилоне такие башни. Они служили различным целям,как военным (наблюдение за возможным приближением врага), так инаучным (астрономические   наблюдения)   и,   вероятно,религиозно-культовым. Башня при храме Эсагилу называлась Этеменанки,или "Дом основания неба и земли"; ее высота доходила до ста метров.Еще до того, как пленные евреи были приведены в Вавилон, она быларазрушена, потом ее начали восстанавливать при царе Асархаддоне. Рядученых считает, что именно об Этеменанки идет речь в библейскомсказании о вавилонской башне. Они основываются на надписи, котораябыла вложена в стену при восстановлении здания. Там было сказано, чтобашня воздвигается "на груди преисподней так, чтобы ее вершинадостигала неба", а в Библии, как известно, тоже говорится о построениибашни "высотою до небес"[См. Бытие, гл.XI, ст.4.]. Когда евреи попалив Вавилон, реставрация башни еще не была закончена, поэтому у нихмогла возникнуть легенда о том, что первоначальный замысел заключалсяименно в достижении неба и что этот замысел не был осуществлен врезультате вмешательства бога[См. В. Бузескул, Открытия XIX и началаXX века в области истории древнего мира, ч.I, стр.163-164.]. В некоторых случаях археологические находки подтверждают ииллюстрируют наиболее мрачные и ужасающие своей жестокостью страницыВетхого Завета. Мы имеем в виду человеческие жертвоприношения и преждевсего приношение в жертву детей, о чем в Ветхом Завете много разговорится с полной определенностью. Аврааму, например, какрассказывается в Библии, только вмешательство ангела помешало принестив жертву Яхве своего сына Исаака. Известен обычай приношения детей вжертву при закладке здания или городской стены. В Библиирассказывается, как некто Ахиил Вефилянин построил город Иерихон послеего разрушения: "на первенце своем Авираме он положил основание его ина младшем своем сыне Сегубе поставил ворота его"[III книга Царств,гл.XVI, ст.34.]. Раскопки установили, что построение городских стен иотдельных зданий на костях приносимых в жертву младенцев были отнюдьнередким явлением. В постройках ряда древнееврейских городов (Мегиддо,Гезер, Иерихон) были найдены скелеты замурованных в стены детей. Неисключено, что найденные в Иерихоне скелеты и есть останки несчастныхдетей Ахиила Вефилянина, действовавшего, как уверяет Библия, "по словугоспода"[Там же]. *Исторически невозможное в Библии* Современная историческая наукарасполагает огромной массой точно установленных и проверенных фактов,относящихся к различным историческим периодам и ко всевозможнымстранам и народам. В свете этих знаний исторические повествованияБиблии могут быть подвергнуты достаточно точной проверке. Каковы итогиэтой проверки? Оказывается, что в библейском "историческом" материалесодержится огромное количество ошибок, много случаев прямого искаженияистины или простого вымысла. Приведем несколько примеров. В том месте книги Паралипоменон, где говорится о временах царяДавида, в еврейском подлиннике Библии сообщается, что евреи вносили напостроение храма дарики. Эта персидская монета была пущена в ход царемДарием, от которого и получила свое название. Но Дарий жил почти наполтысячелетия позже Давида, стало быть, при Давиде никаких дариковне могло быть. В евангелиях рассказывается о том, что Иисус Христос родился "водни царя Ирода"[См. евангелие от Матфея, гл.II, ст.1.] и что в этовремя Сирией правил наместник Квириний. Известно, однако, что царьИрод умер за четыре года до того момента, к которому церковь относитрождение Христа, а Квириний в это время Сирией не управлял. Дальшесообщается, что этот самый Квириний предпринял перепись населения вовсей стране и что родители Христа должны были прийти в город Бетэльпройти перепись. Это тоже неверно. Первая перепись в Иудее былапроведена в 7 г.н.э., т.е. через семь лет после событий, к которым ееприурочивают евангелия, притом это была не перепись населения, аперепись имущества. Никаких поездок для того, чтобы пройти перепись,не могло быть: важно было записать жилище, скот, землю и т.д., а этоможно было сделать только на месте. Авторы евангелия обнаруживают незнание исторической обстановкиИудеи того времени, о котором пишут. Они рассказывают, например, чтодочь царицы Иродиады Саломея плясала на пиру перед гостями,собравшимися у царя Ирода. Этого не могло быть, ибо по обычаямвосточных стран того времени такое поведение опозорило бы царевну, таккак плясали на пирах танцовщицы-проститутки из рабынь. Иисус, поевангелиям, изгоняет бичом торговцев, продававших в храме свои товары,опрокидывает их прилавки, "столы меновщиков" и т.д. Этого не моглобыть, ибо в храме торговля никогда не производилась. В другом местеевангелий рассказывается о том, как Иисус, встретив бесноватого,изгнал из него огромное количество бесов и приказал им вселится встадо свиней, которых было около 2 тысяч. В Палестине того времени немогло быть свиных стад, тем более таких больших, так как религиязапрещала евреям свиноводство, как запрещает и сейчас. В суде над Иисусом, рассказывают авторы евангелий, будто быучаствовало много первосвященников[См. евангелие от Матфея, гл.XXVI,ст.59; гл.XXVII, ст.1; евангелие от Марка, гл.XV, ст.31; евангелие отЛуки, гл.XXII, ст.52.]. Между тем в Иудее мог быть только одинпервосвященник. В расправе над Иисусом, по евангелиям, участвуют всевремя римские солдаты. В то время их в Иудее не было. Гарнизон римскихсолдат был оставлен в Иерусалиме только после подавления иудейскоговосстания 60-х годов н.э., т.е. через несколько десятков лет послеэпохи, к которой относятся описываемые события. Римский прокураторПонтий Пилат, который будто бы принимает непосредственное участие врасправе над Иисусом, не мог этого делать по той причине, что егорезиденция была не в Иерусалиме, где все это происходило, а в Цезарее,на берегу моря - далеко от Иерусалима. Насколько трудно добраться в Библии до исторической истины, можновидеть хотя бы на тех многочисленных фактических несообразностях,которые мы там находим.  Рассказывается, например, о войне, происходившей между иудейскимцарем Авией и израильским царем Иеровоамом. Об армии первогоговорится, что она состояла из 400 тысяч отборных бойцов, а об армиивторого - что таких же отборных бойцов в ней было 800 тысяч[См. IIкнигу Паралипоменон, гл.XIII.]. Значит, помимо этих отборных сил,были, надо полагать, еще и войска. Но в древности никогда такихогромных армий не было - это, безусловно, фантастические цифры. Среди евреев, вышедших из Египта, было, как рассказывается вБиблии, ни больше ни меньше, как 600 тысяч мужчин. Принято считать,что количество взрослых мужчин обычно составляет около одной пятойвсего населения. Если исходить из этого расчета, то надо считать, чтовсего евреев из Египта вышло около 3 миллионов. Эта колоссальная массанарода за одну ночь прошла по территории Египта, перешла Красное море,сгруппировалась вокруг горы Синай, потом сорок лет единым потокомбродила по пустыне и, наконец, форсировав Иордан, вторглась вПалестину. Все это совершенно невероятно. Немецкий военный историк Дельбрюк подверг проверке данныедревнегреческого историка Геродота о численности войск Ксеркса вгреко-персидской войне. Геродот дает точную цифру - 4200 тысяч вместес обозами. Когда Дельбрюк произвел соответствующие подсчеты,оказалось, что такая колонна персов в походе должна была растянутся неменее чем на 3 тысячи километров. Попробуем воспользоваться даннымиэтого авторитетного исследователя в нашем случае. Колонна евреевдолжна была занять в походе не менее 2 тысяч километров при условиисоблюдения современной маршевой дисциплины, что само по себемаловероятно. По прямой линии расстояние от реки Нил даже в верхнем еетечении до северных границ Палестины составляет примерно около 1000километров. Если даже удвоить эту цифру и считать, что вместе сизгибами караванного пути, по которому должна была следовать колонна,она составляет 2 тысячи километров, то и в этом случае получится, что,когда голова колонны уже прошла всю Палестину, ее хвост должен был ещенаходится в исходном пункте. Блуждать по Синайской пустыне такая массанарода не могла, ибо весь Синайский полуостров представляет собоймаленькую территорию, на которой 3 миллиона человек не могли бы дажекак следует разместится. Что же касается перехода через Красное моревсей колонны в течение одной ночи, то это тоже фантастика. Подсчетыпоказывают, что для этого понадобилось бы не менее недели, даже приусловии, что воды моря, действительно, расступились, как написано вБиблии. Конечно, верующие нам могут возразить: для бога все возможно; ужесли он заставил расступится воды Красного моря и дал возможностьевреям пройти по воде, как по суху, то что ему стоило даже не в однуночь, а в одну минуту переправить миллионы через это море. Мы, однако,не занимаемся здесь вопросом о возможности или невозможности чудес -об этом мы поговорим дальше. Покамест мы рассматриваем реальнуюисторическую возможность описанных в Библии событий и устанавливаем, вкакой мере можно всерьез принимать ее историческое повествование. Еслиисходить из возможности чудес, то вообще никакие рассуждения и никакойанализ невозможны. Какой вопрос ни поставишь, на все можно ответить,что это чудо, чуду же никакая логика не присуща... Фактические несуразности наблюдаются в Библии и по сравнительномелким вопросам. Например, когда царь Герарский соблазнился красотоюжены Авраама Сарры, ей было, судя по библии, ни мало ни много, какдевяносто лет[См. бытие, гл.XVII, ст.17.]. Довольно любопытен и такойфакт: Иаков старается не отпускать от себя младшего сына Вениамина ивсе время держит его при себе; сам Вениамин именуется отроком, но этот"отрок" имеет уже, оказывается, десять человек детей - все ониперечислены по именам[См. там же, гл.XLVI, ст.21.]. При такойнебрежности в освещении фактов, конечно, любые ошибки и любыеискажения могли иметь и, действительно имеют место в Библии. Одним словом, с исторической истиной в Библии дело обстоит весьманеблагополучно. Исторические ошибки и искажения в библии становятся вполнеобъяснимыми, если рассматривать библия как произведение, созданное наземле самими людьми и если как следует разобраться в ее истории. Нет ничего удивительного в том, что книга, которая составлялась втечение целого тысячелетия огромным количеством авторов, содержит всебе много ошибок и неувязок; было бы странно, если бы все библейскиеавторы оказались одинаково знающими и добросовестными людьми. Важнуюроль играет еще одно обстоятельство. Многочисленные авторы библейскихкниг исходили в своей работе из определенных религиозно-назидательныхцелей, поэтому они старались подгонять исторические факты под своисхемы и укладывать в эти схемы распространенные в народе мифы исказания. Когда же оказалось, что для обоснования данной религиознойидеи не хватает исторических фактов, даже подтасованных, не хватаеттакже существующих уже и распространенных в народе мифов, тогда авторысами выдумывали факты и сочиняли мифы. В результате получалосьневообразимо запутанное смешение исторического с фантастическим,истины с вымыслом. Хоть и с большой неохотой, но признать это вынуждены и богословы.Например, лютеранский ученый богослов Эйсфельдт пишет: "Что касаетсяданной в Новом Завете исторической картины, то надо признать, что онадля современных людей не является безоговорочно авторитетной, многимиона может приниматься с еще большими оговорками, чем физическаякартина. Если в Послании к Галатам (III, 16) говорится, что междуАвраамом и Моисеем прошло 430 лет, то это ни в коем случае не даеттакой ветхозаветной хронологии, которая может быть принята ученымтеологом"[Otto Eissfeldt, Geschichtliches und Ubergeschichtliches imalten Testament, S. 39.]. Любопытный обмен репликами по поводу исторической достоверностиВетхого Завета произошел на парижском конгрессе библейской археологиии ориенталистики. Католический священник Коппенс заявил в своемвыступлении: "Не следует преувеличивать историческую ценность книгВетхого Завета. Только автор биографии Давида заслуживает своейобъективностью названия историка"["La Bible et L'orient. Travaux dupremier congres d'archeologie et d'orientalisme bibliques", p.35.].Ему ответил на это богослов М. Дорм, причем ответ оказался весьманеубедительным. В протокольной записи он выглядит так: "М. Дорм указална значение жреческого источника, который сообщает чисто светскиесведения, например географические и этнографические отрывки,содержащиеся в главе X книги Бытия"["La Bible et L'orient. Travaux dupremier congres d'archeologie et d'orientalisme bibliques", p.35.].Какие же географические и этнографические сведения содержатся в главе,на которую ссылается Дорм? "Вот родословие сынов Ноевых, - начинаетсяэта глава, - Сима, Хама и Иафета. После потопа родились у них дети.Сыны Иафета: Гомер, Магог, Мадай..." После этого идет совершенномифическая родословная остальных сыновей Ноя и их детей, а взаключение сказано: "Вот племена сынов Ноевых, по родословию их, внародах их. От них распространились народы по земле послепотопа"[Бытие, гл.X.]. Можно сказать, что представления об этнографиии географии, которыми оперирует богослов Дорм, недалеко ушли отдопотопных. Не следует искать истину и в так называемых пророчествах Библии. *Пророчества* О них ходит много всяких разговоров среди верующих.И, как правило, все эти разговоры основаны на незнании сути дела, чащевсего на незнании Библии. Есть в Библии много пророчеств о давно прошедших временах.Например, в книгах, которые так и называются книгами Пророков (Исаии,Иеремии и др.), будто бы было предсказано покорение Иудеи Ассирией иВавилоном, и все эти события потом действительно произошли. На самомделе подавляющее большинство подобных пророчеств было сделано заднимчислом, после того, как события уже совершились. Большинство пророческих книг было написано в эпоху вавилонскогоплена и после нее, а их выдавали за книги, написанные еще в древности.Некоторые из пророчеств были сделаны незадолго до тех событий, окоторых в них говорится, и фактически были основаны на трезвом расчетеобстановки. Например, пророк Иеремия жил до завоевания Иудеи Вавилономи во время этого завоевания. Учитывая складывавшуюся международнуюобстановку, он делал вполне обоснованные выводы о неизбежностизавоевания маленькой Иудеи мощным Вавилоном. Больше того, исходя изэтого, он вел активную пораженческую агитацию среди своихсоотечественников; по существу он был настоящим агентомпаработителей-вавилонян. Но дело здесь совсем не в пророчестве, а втрезвом и, может быть, корыстном расчете, учитывавшем реальноесоотношение сил. Основное из пророчеств, которое повторяется во многих библейскихкнигах, заключается в том, что после тяжелых времен плена, рассеяния ирабства для избранного богом народа наступит, наконец, избавление исчастливая жизнь, причем в некоторых библейских книгах эта счастливаяжизнь представляется как господство над другими народами. Последнееникак не сбывалось. Были пророчества об избавлении от вавилонскогогосподства, они как будто сбылись, но тут же на смену вавилонскомугосподству пришло персидское, потом греческое, которое сменилосьримским, и т.д. Пророки занимались по существу тем, что непрестаннооткладывали платеж по векселю, но этот платеж так и не наступил, хотявсе указывавшиеся сроки давным-давно прошли. В Новом Завете пророчества этого рода выглядят несколькопо-иному. Здесь уже имеется в виду спасение не еврейского народа, авсего человечества. Должен наступить конец света, должен прийтиАнтихрист и вступить в борьбу с богом; после сильнейших потрясенийпобедит Христос, и наступит на земле царство небесное; воскреснут всемертвые и предстанут перед Страшным Судом, который осудит одних людейна вечные муки, других - на вечное блаженство. В Новом Завете этотмотив постоянно повторяется, причем даются категорические заверения отом, что это наступит очень скоро: "не прейдет род сей, как все сиебудет"[Евангелие от Матфея, гл.XXIV, ст.34.]. Это значит, что конецсвета наступит на протяжении жизни одного поколения, иначе говоря, ондолжен был наступить уже тысячу девятьсот лет тому назад. Но светсуществует до сих пор! Основное пророчество Библии оказалосьнесостоятельным. Много раз в истории нашей страны и стран Запада христианскиецерковники и сектантские руководители заявляли, что наступили илинаступают "последние времена" перед концом света. Они  производиливсякие сложные вычисления по библейским текстам и устанавливалибезошибочные, по их мнению, сроки, в которые следует ждатьнеизбежного, светопреставления. К 1000 г. христианское духовенствоЗападной Европы приурочивало  абсолютно неизбежный конец света.Верующие не считали нужным даже засевать поля осенью 999 г., врезультате чего разразился, конечно, страшный голод, и для многихпогибших от голода людей, действительно, наступил конец света. Послеэтого светопреставление много раз откладывалось. Оно "должно" былосостоятся в 1198 г., потом - в 1524, 1532, 1819, 1832, 1836, 1843,1896 гг. и, наконец, в наше время - в 1925, 1932 гг. и т.д. Убеждениев том, что конец света наступит, и сейчас в достаточной мерераспространено. Церковные деятели, сектантские руководители, еврейскоедуховенство и теперь многозначительно говорят о "знамениях"приближающегося конца света, но факт остается фактом: до сих порбиблейские пророчества о конце света регулярно проваливались. Мы подчеркиваем, что в данном случае речь идет о действительномпредсказании, хотя и провалившемся, потому что во многих случаях запредсказание или пророчество в Библии принимается то, что совсем неявляется таковым. Выше уже говорилось о тех "пророчествах", которыеделались {после} соответствующих событий. Но есть в Библии и другаяразновидность мнимых пророчеств. Когда, например, говорится, что будетглад и мор, будут войны, пойдет брат на брата и т.д., то это вообще непредсказание. В обществе, основанном на эксплуатации человекачеловеком, голод и эпидемии были обычным явлением. То же относится и квойнам, в частности, к гражданским войнам, когда восстает "брат набрата". Заявление о том, что будут голод или войны, всегда можно былосделать без всякого риска ошибиться. Пророчества здесь нет никакого. Среди верующих распространены нередко слухи о пророчествах,которых вообще нет в Библии. Как правило, из верующих мало кто знаетБиблию, поэтому люди не всегда могут проверить распространяемые слухи.А иногда эти слухи такого рода: в Библии, мол, предсказано все, чтотеперь на свете происходит: и самолеты, и телевидение, и чуть ли неатомная бомба... Ничего этого в Библии нет, а подобные разговорырассчитаны на чересчур легковерных людей. Да и откуда люди, которых именуют библейскими пророками, моглиузнать истину о последующих временах вплоть до нашей эпохи? Религияговорит, что пророки были не обыкновенными людьми, а исключительными,отмеченными самим богом, и что поэтому бог сообщал им свою волю и своинамерения как насчет ближайших времен, так и насчет отдаленных.Действительно,








Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 227.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...