Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методические рекомендации по подготовке к семинарским




И практическим занятиям

Научные основы настоящего учебного курса опираются на проверенные наукой и практикой положения криминалистики, уголовного процесса, уголовного права и криминологии. Сфера применения знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении данного курса, не ограничивается предварительным расследованием. Они могут быть использованы при рассмотрении и разрешении как уголовных, так и гражданских дел судебными органами Российской Федерации.

Приступая к изучению настоящего курса, следует иметь в виду, что здесь преследуется цель не только получения соответствующего объема знаний, но и приобретение определенных навыков и умений по их использованию в практической деятельности по раскрытию, расследованию и предупреждению преступлений.

Успешное усвоение данной дисциплины предопределяет необходимость присутствия студента на лекциях, обязательное ведение конспекта лекций, который поможет сориентироваться в направлении подбора литературы и правильного подхода к изучению рассмотренной на лекции темы. А его анализ позволит повторить ранее изученные темы и правильно использовать полученные знания в изучении конкретного вопроса.

Являясь необходимым элементом подготовки юристов, настоящая учебная дисциплина требует от студента дополнительного изучения нормативных правовых актов, регулирующих предварительное расследование, в рамках которого осуществляется криминалистическая деятельность; судебной и следственной практики; передового опыта работы по раскрытию, расследованию и предупреждению преступлений в других государствах.

В связи с этим при изучении данного курса рекомендуется иметь специальную общую тетрадь для подготовки к семинарским и практическим занятиям, в которой предусмотреть разделы для каждой темы, куда вносить выписки из учебной литературы и научных публикаций по изучаемым вопросам данной темы. При этом следует помнить, что наиболее часто публикации по изучаемым вопросам можно встретить в следующих периодических изданиях: «Российская милиция», «Российский следователь», «Российский судья», «Законность», «Юстиция», «Государство и право», «Человек и закон» и др. Новые нормативные акты следует изучать по сборникам законодательства Российской Федерации, издаваемым по мере их принятия, а также с использованием электронных систем «Консультант +», «Гарант» и др. Вопросы судебной практики необходимо анализировать по регулярно издаваемым бюллетеням постановлений Пленума Верховного суда Российской Федерации или по соответствующим сборникам постановлений Пленума Верховного суда Российской Федерации.  

Среди наиболее распространенных форм изучения настоящего курса  следует назвать семинарские и практические занятия, которые представляют собой групповую творческую беседу студентов на заданную тему и разрешение проблемных ситуаций посредством выполнения практических заданий. Педагогической практике известно несколько форм проведения семинарских занятий. Так, одной из таких форм является развернутая беседа с разрешением проблемных ситуаций. Настоящая форма совмещения семинарского и практического занятия предполагает подготовку всех студентов к семинару, их выступления на занятии как по собственному желанию, так и по требованию преподавателя, с последующим обсуждением выступлений. При этом преподаватель выступает со вступительным словом и комментирует положения отдельных вопросов. Достоинствами такого занятия является то, что оно позволяет выяснить готовность к занятию любого из студентов по указанным в плане вопросам, а также ставить перед студентами правильно сформулированные вопросы, концентрировать их внимание на слабых и сильных сторонах выступлений. В случае если студент допускает неточности или дает не совсем развернутый ответ, преподаватель вправе обратиться к аудитории с вопросом о наличии замечаний, исправлений или дополнений по данному вопросу. Если после такого обсуждения будут иметь место неточности и упущения, то преподаватель указывает на ошибки и дополняет ответ.

Целью любого занятия является закрепление полученных знаний, повышение своего теоретического уровня и приобретение практических навыков. На основе полученных и закрепленных знаний вырабатывается умение студента применять их в практике борьбы с преступностью. В связи с чем при подготовке к семинарскому занятию студентам предлагается самостоятельно (во время самоподготовки) разобраться с вопросами для самоконтроля, усвоение которых предполагается обсудить на семинарском занятии.

Семинарское занятие позволяет студентам проверить, а преподавателю проконтролировать уровень усвоения рассматриваемых вопросов по изучаемым темам, выявить пробелы в знаниях заслушанных студентов. Такие занятия способствуют выработке у студентов умений грамотно и четко формулировать и излагать свои мысли, проводить дискуссию, отстаивать свою точку зрения и доказывать ее правильность.

Своей цели занятие достигает лишь тогда, когда студенты будут должным образом подготовлены к его проведению. Поэтому при подготовке к занятию следует руководствоваться настоящими рекомендациями и вопросами для самоконтроля. Основным источником необходимой для подготовки к семинарскому занятию информации являются учебная или специальная литература и конспект лекций, действующее уголовно-процессуальное законодательство, а также дополнительная литература, которая подбирается студентом перед подготовкой к данному занятию самостоятельно с учетом приведенного перечня рекомендованной литературы. Готовясь к занятию, студентам следует уяснить для себя содержание каждого вопроса и мысленно воспроизвести возможный вариант ответа на каждый из них. В этих целях студенты должны внимательно проработать конспект лекции, соответствующие положения нормативных правовых актов, следственной и судебной практики и учебной литературы, рассматривающих и раскрывающих изучаемую проблему (тему). Кроме того, изучить данные вопросы и по иным источникам информации. Изучая рассматриваемые вопросы целесообразно вести конспект. Такая работа сослужит неоценимую помощь при подготовке не только к занятию, но и к зачету и экзамену по всему учебному курсу. При конспектировании изучаемых вопросов следует уделять особое внимание спорным точкам зрения и высказыванию своего мнения по данному спору. Собственное мнение должно быть аргументированным. Если при подготовке к семинару остаются не ясными отдельные положения или вопросы темы либо возникло несогласие с положениями учебника или иной литературы, целесообразно отметить их в конспекте (например, на полях) и разрешить их на занятии или посредством консультации с преподавателем. По неясным или спорным вопросам будет полезным, во время подготовки к занятию, обменяться мнениями с коллегами по учебе.

Следует иметь в виду, что не по всем темам настоящего курса предусмотрены лекционные и семинарские занятия. Такие темы должны быть изучены студентами самостоятельно, что осложняет возможность их усвоения. Вместе с тем каких-либо особых рекомендаций по изучению этих тем нет, только к их изучению следует относиться более ответственно, использовать программу курса, использовать рекомендуемую литературу и настоящих методические рекомендации. При появлении неясных вопросов обратиться за разъяснениями к преподавателю.

Важным компонентом проводимых занятий является выполнение практических заданий, где должен найти отражение правильный анализ изучаемого материала. Задания должны быть выполнены в полном объеме. Настоящие задания и рекомендации по их выполнению изложены в рабочих тетрадях.

 

 


Вопросы для повторения курса «Криминалистика»

(общие положения криминалистики, криминалистическая техника)

 

1. Возникновение криминалистики и основные направления её развития в первоначальный период.

2. Основные этапы развития отечественной криминалистики.

3. Назначение и задачи криминалистики.

4. Преступная деятельность и криминалистическая деятельность как двуединый объект криминалистического изучения.

5. Предмет криминалистического изучения в объектах криминалистики.

6. Понятие криминалистики и её место в системе юридических и иных наук.

7. Методы науки криминалистики.

8. Система и основные понятия криминалистики.

9. Информационно-структурные основы криминалистического изучения преступной деятельности и её расследования.

10. Понятие, принципы, научные основы и виды криминалистической идентификации.

11. Классификация объектов криминалистической идентификации.

12. Процесс криминалистической идентификации.

13. Общая методика экспертного идентификационного исследования.

14. Понятие и сущность криминалистической диагностики.

15. Криминалистические версии.

16. Планово-организационное обеспечение криминалистической деятельности.

17. Основы криминалистической профилактики.

18. Основы криминалистического прогнозирования.

19. Основы криминалистической диагностики.

20. Информационно-компьютерное обеспечение криминалистической деятельности.

21. Криминалистическое изучение личности.

22. Понятие, предмет и система криминалистической техники, её задачи и объекты изучения.

23. Методы технико-криминалистического исследования.

24. Понятие, значение и система криминалистической фотографии, видео- и звукозаписи.

25. Следственная фотография.

26. Экспертная (исследовательская) фотография.

27. Применение видео- и звукозаписи при криминалистической деятельности.

28. Процессуально-криминалистическое оформление применения криминалистической фотосъёмки, видео- и звукозаписи.

29. Понятие и виды следов в криминалистике. Система криминалистического следоведения.

30. Криминалистическая трасология.

31. Криминалистическое исследование материалов, веществ, изделий из них и следов их применения.

32. Криминалистическое исследование запаховых следов (криминалистическая одорология).

33. Криминалистическое исследование средств звуко-, видеозаписи и акустической информации (видеофоноскопическая экспертиза).

34. Понятие и система криминалистического исследования оружия, взрывных устройств, взрывчатых веществ и следов их применения.

35. Криминалистическая баллистика, её научные основы.

36. Криминалистическое исследование холодного оружия и холодного метательного оружия.

37. Криминалистическое исследование взрывных устройств и взрывчатых веществ.

38. Документ – вещественное доказательство как объект криминалистического исследования.

39. Почерковедческое исследование документов.

40. Автороведческое исследование документов. Криминалистическая автороведческая экспертиза.

41. Задачи и непосредственные объекты технико-криминалистического исследования документов.

42. Способы изменений в первоначальном содержании документов и методы их установления.

43. Понятие, научные основы и задачи криминалистического учения о внешности человека (габитология).

44. Признаки внешности человека.

45. Источники информации о внешнем облике человека.

46. Криминалистическая фотопортретная экспертиза.

47. Понятие, значение и система информационно-справочного обеспечения криминалистической деятельности.

48. Оперативно-справочные учёты.

49. Розыскные учёты.

50. Криминалистические учёты.

51. Экспертно-криминалистические справочно-вспомогательные коллекции и карточки.

52. Тенденции развития криминалистической регистрации.

 

 


[1] См. Рабочая тетрадь по криминалистической технике для самостоятельной работы студентов очной формы обучения. – Кострома: Изд-во КГТУ, 2009.

[2] Криминалистика: учебник для студентов высших учебных заведений / под ред. Н.П. Яблокова. – М., 2007. – С. 18.

[3] Работа с вещественными доказательствами предусматривает их обнаружение, фиксацию, изъятие, исследование, оценку результатов исследования и использование полученной информации в процессе раскрытия, расследования и предупреждения преступлений.

[4] В связи с тем, что в последнее время киносъемка практически не используется как средство фиксации, приемы ее применения в данном разделе не рассматриваются. В случае возникновения такой необходимости можно использовать рекомендации, применяемые к видеозаписи.

[5] Криминалистическая техника: учебник / отв. ред. Н.М. Балашов. – М.: Юрлитинформ, 2002. – С. 154.

[6] Данное название, происходящее от лат. odor – запах и греч. logos – учение, достаточно условно, так как криминалистика не изучает собственно запах, представленный в обонятельных ощущениях, а исследует следы пахучих веществ (ольфакторные следы). В связи с этим В.И. Старовойтов предложил иное название – ольфактроника. Однако термин «одорология», используемый в криминалистике более 30 лет, стал привычным и заменять его другим в учебнике для вуза представляется нецелесообразным.

[7] См. федеральный закон «Об оружии» // Сборник законодательства Российской Федерации. —1996.— №51. – Ст. 5681.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 226.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...