Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Реформирование налоговой системы в РФ




Сущность налогов и их отличительные признаки.

Сущность налога: характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами, которые имеют специфическое назначение – мобилизацию средств в распоряжение государства. Налоги используются для регулирования поведения экономических агентов побуждая (снижение налогов) или препятствуя (повышение налогов) в осуществлении определенной деятельности. Обладая законным правом принуждения, государство имеет возможность получать в свое распоряжение значительные денежные средства, собираемые в виде налогов. Налоги можно определить как доходы государства, собираемые на регулярной основе с помощью принадлежащего ему права принуждения. Также, налоги можно определить какобязательные, безвозмездные, невозвратные платежи, взыскиваемые государственными учреждениями с целью удовлетворения потребностей государства в финансовых ресурсах.

К специфическим признакам налогов можно отнести:

· Тесная связь налогов с государственной властью, для которой они являются важнейшим источником доходов;

· Принудительный характер платежей, осуществляемых на основе законодательства;

· Участие в экономических процессах общества.

· Финансовые отношения между государством и населением (физическими и юридическими лицами) по формированию централизованного денежного фонда называются налоговыми отношениями.

Отличительные признаки налогов:

· Обязательность - т.е. каждое лицо-налогоплательщик должно уплачивать законом установленные налоги и сборы

· Индивидуальная безвозмездность - т.е. каждое лицо уплатившее налог взамен не получает на его сумму какие-либо блага

· Уплата в денежной форме - т.е. налоги не могут быть уплаченным, взысканы в натуральной форме, в виде так называемых налоговых зачётов

· Финансовое обеспечение деятельности государства - это налоги иные сборы и платежи, которые являются источниками доходов соответствующих бюджетов

· Общее условие установления налогов и сборов - т.е. налог считается установленным только в том случае, когда определены следующие элементы налогообложения: налогоплательщик, объект налогообложения, налоговая база, ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налогов.

Прямые налоги. Краткая характеристика.

Прямой налог - налог, взимаемый непосредственно с доходов и имущества налогоплательщика. К прямым налогам относятся НДФЛ, налог на прибыль, налог на имущество. Объектом прямого налогообложения являются доход (заработная плата, прибыль, процент, рента и т.п.) и стоимость имущества (земля, дом и т.п.) налогоплательщика. Прямые налоги подразделяются на:

- налоги с фактического дохода, уплачиваемые с действительно полученного дохода в соответствие с фактической платежеспособностью налогоплательщика (налог на прибыль, подоходный налог);

- налоги с предполагаемого дохода, который может быть получен от того или иного объекта налогообложения (налог на имущество, транспортный налог, земельный налог и др.). 

Прямые налоги подразделяются на реальные и личные. Прямыми реальными налогами облагается само имущество независимо от его доходности. Они взимаются на основе кадастра, учитывающего не фактическую, а среднюю доходность объектов (земли, домов). К прямым реальным налогам относятся: земельный налог, налог на имущество. Прямые личные налоги взимаются с доходов. К ним относятся: НДФЛ, налог на прибыль.

Косвенные налоги. Краткая и сравнительная характеристики.

(НДС, акцизы, таможенные пошлины) Косвенные налоги - это налоги, перекладываемые путем надбавки в цене на потребителя товара, который становится окончательным плательщиком. Они не связаны с доходом или имуществом непосредственного плательщика - потребителя продукции - или услуги, и уклониться от него невозможно, так как практически весь объем продукции (услуг) широкого потребления содержит в себе косвенные налоги. Преимущества косвенных налогов:

- анонимность налога, т.е. его изъятие связано с движением товаров (работ, услуг), а не с доходами физических и юридических лиц;

- простота взимания налогов;

- время реализации товаров (работ, услуг) и уплаты налога практически совпадает;

- за потребителем не остается права выбора платить или не платить налог.

Косвенные налоги выполняют две функции:

- по оперативной мобилизации доходов граждан в государственную казну;

- фискальную функцию - по регулированию экономики страны.

Для государства косвенные налоги являются наиболее простыми с точки зрения их взимания. Эти налоги привлекательны для государства еще и тем, что их поступления в казну прямо не привязаны к финансово-хозяйственной деятельности субъекта налого­обложения и фискальный эффект достигается даже в условиях спада производства и убыточной работы предприятий.

Реформирование налоговой системы в РФ

Основной целью налоговой реформы является достижение оптимального соотношения между стимулирующей и фискальной ролью налогов.

Основные принципы налоговой реформы заключаются в выравнивании условий налогообложения, снижении общего налогового бремени и упрощении налоговой системы. При этом система администрирования налогов должна обеспечивать снижение уровня издержек исполнения налогового законодательства как для государства, так и для налогоплательщиков.

Изменения налоговой системы, предусмотренные налоговым кодексом РФ, направлены на решение следующих важнейших задач:

– построение стабильной, понятной и единой в границах РФ налоговой системы, установление правовых механизмов взаимодействия всех ее элементов в рамках единого налогового пространства;

– развитие налогового федерализма при обеспечении доходов федерального, региональных и местных бюджетов закрепленными за ними налоговыми источниками;

– создание рациональной налоговой системы, обеспечивающей сбалансированность общегосударственных и частных интересов, содействующих развитию предпринимательства, активизации инвестиционной деятельности и наращиванию национального богатства России и благосостояния ее граждан;

– уменьшение числа налогов и снижение общего налогового бремени;

– формирование единой налоговой правовой базы;

– совершенствование системы ответственности за налоговые правонарушения;

– совершенствование налогового администрирования.

Актуальным и наиболее сложным на сегодняшний день является вопрос о налоговом федерализме, о распределении полномочий федеральных органов власти, органов власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления. При рассмотрении этих вопросов необходимо найти такое решение, которое смогло бы обеспечить оптимальное сочетание общегосударственных, региональных и местных интересов.

Рациональности в налоговой системе предполагается достичь путем отмены налогов, дающих незначительные поступления, и налогов, взимание которых сопряжено с большими материальными издержками, а также путем объединения налогов, имеющих сходную налоговую базу.

А ограничение налогового бремени предполагается реализовать за счет установления оптимальных размеров ставок федеральных налогов и предельных ставок по основным региональным и местным налогам.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 355.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...