Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Разграничение предметов ведения федерации и субъектов Российской Федерации.




В сфере гос. строительства к предметам ведения, принадлежащим исключительно РФ, относятся принятие и изменение К. РФ и фед. законов, а также контроль за их соблюдением; федеративное устройство и территория РФ; регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в РФ; регулирование и защита прав национальных меньшинств.

РФ устанавливает систему фед. органов законодательной, исп-ной и судебной власти, порядок их организации и деят-ти. Она формирует федеральные органы гос. власти.

В исключительном ведении РФ находятся судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодат-во; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодат-во; правовое регулирование интеллектуальной собственности; федеральное коллизионное право.

РФ устанавливает гос. награды и почетные звания РФ. В ее искл. ведении находятся федеральная гос. служба, установление основ фед. политики и фед. программ в области гос-ного и нац. развития РФ.

В сфере экон-кого и социально-культурного строительства в искл. ведении РФ находятся федеральная гос. собственность и управление ею; установление основ фед. политики и фед. программ в области экон-кого, экологического, социального, культурного развития РФ.

РФ определяет правовые основы единого рынка; ведает финансовым, валютным, кредитным, таможенным регулированием, денежной эмиссией. РФ устанавливает основы ценовой политики. В ее исключительном ведении находятся федеральные экон-кие службы, включая фед. банки.

РФ устанавливает фед. бюджет; фед. налоги и сборы; фед. фонды регионального развития. В ее ведении находятся федеральные энергетические системы; ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; фед. транспорт, пути сообщения, информация и связь; деят-ть в космосе.

К предметам искл. ведения РФ принадлежат метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет.

В сфере внешних отношений и защиты гос. суверенитета РФ ее ведению подлежат внешняя политика и международные отношения РФ, международные договоры РФ; вопросы войны и мира; внешнеэкон-кие отношения РФ.

К ведению РФ относятся также оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования.

На РФ возложены определение статуса и защита гос. границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экон-кой зоны и континентального шельфа РФ.

Все другие имеющиеся у нее полномочия РФ осуществляет совместно с ее субъектами.

По предметам ведения РФ принимаются фкз и фз, имеющие прямое действие на всей тер-рии РФ. По предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются фз.

Согласно К. РФ (ст. 78) фед. органы исп. власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. Фед. органы исп. власти по соглашению с органами исп. власти субъектов РФ могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит К. РФ и фед. законам. В свою очередь органы исп. власти субъектов РФ по соглашению с фед. органами исп. власти могут передавать им осуществление части своих полномочий.

Объем полномочий Федерации и ее субъектов корректируется договорами и соглашениями о перераспределении полномочий между ними.

Остаточный принцип. Вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ субъекты РФ обладают всей полнотой гос. власти.

 

Понятие и основные формы территориальной организации государства.

Территориальной организации гос-ва- это не только деление единой тер-рии гос-ва на отдельные ее части, но и система взаимоотношений центральной власти и власти в территориальных составляющих и правовой статус последних. В содержание понятия входят: 1) внутреннее деление единой тер-рии гос-ва на отдельные ее части и определенный порядок такого деления; 2) правовой статус территориальных образований гос-ва, которые могут иметь форму политико-территориальных или адм-но-территориальных единиц; 3) система взаимоотношений между гос-вом в целом (центральной властью) и властью, организованной в отдельных частях гос-ва, между территориальными единицами гос-ва.

Суть не в том, на сколько частей будет разделена единая тер-рия гос-ва, а в том, как будут распределены властные полномочия между центром и территориальными единицами гос-ва, какими властными полномочиями будут наделены последние и какими будут их взаимоотношения. Именно эта система признаков является существенной и отличает одну конкретную форму территориальной организации гос-ва от другой: федеративную от унитарной.

Основой территориального образования, как обособленной составной части территории гос-ва, в которой функционируют соответствующие органы власти, является его определенная тер-рия и проживающее в ней население- территориальный коллектив (часть населения гос-ва). Можно выделить такие элементы правового статуса территориальных образований: соц. назначение; компетенция (функции и полномочия); порядок формирования (способ легитимизации), изменения и ликвидации; четко определенные адм-но-территориальные границы; внутренняя организация (организация власти и ее взаимоотношения с центральной властью, а также с другими территориальными образованиями); ответственность. Конкретное содержание этих элементов в их взаимосвязи позволяет определить место и роль каждого территориального образования в системе территориальной организации гос-ва.

В зависимости от своего статуса территориальные образования могут быть адм-но-территориальными или политико-территориальными. Адм-но-территориальные единицы характерны для унитарных государств и субъектов федерации. Политико-территориальные единицы составляют территорию федеративных государств.

Выделяют 2 основные формы территориальной организации гос-ва: унитарную и федеративную. За всю многовековую историю политической эволюции человеческого общества разнообразие форм территориального устройства государств свелось к унитаризму и федерализму.

 

Территория РФ.

Согласно ст. 67 Кю РФ, тер-рия- один из основных признаков гос-ва, определяющий пространство, на которое распространяется суверенитет и власть гос-ва. Каждое гос-во заинтересовано в ясном определении пределов своей тер-рии, поскольку территориальные споры с соседями рождают много трудностей, а порой чреваты военными конфликтами. Для федеративных государств правовое закрепление своей тер-рии имеет не только международно-правовое, но и внутреннее, государственно-правовое значение. От этого зависят границы федю суверенитета, т.е. поле действия фед. законодат-ва.

В КП России есть понятия «тер-рия РФ» и «территория субъекта Федерации». Первая включает в себя тер-рии ее субъектов. Однако Федерация не вправе по собственному усмотрению менять границы ее субъектов. Границы между ними могут быть изменены только с их взаимного согласия. Под тер-рией понимается не только ее сухопутная часть, но также внутренние воды, территориальное море, воздушное пространство над тер-риями субъектов (ч. 3 ст. 67 К. РФ). Внутренние воды состоят из рек, озер, заливов и др. Территориальное море - это примыкающий к сухопутной тер-рии морской пояс шириной до 12 морских миль. Воздушное пространство, по сложившейся правовой практике, включает высоту до 100 км.

Под сухопутной и водной тер-рией расположены недра, о которых К. РФ не упоминает. Тем не менее, по сложившемуся обычаю, они также входят в понятие гос. тер-рии до технически доступной глубины. К тер-рии морских государств непосредственно примыкают, хотя в нее и не входят, континентальный шельф и исключительная экон-кая зона. К. РФ закрепляет в отношении указанных свои суверенные права и юрисдикции, которые, однако, осуществляются в порядке, установленном не только внутренним законом, но и международным правом (ч. 2 ст. 67 К. РФ).

Континентальный шельф РФ включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящихся за пределами территориального моря РФ на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной тер-рии или на расстоянии 200 миль от берега.

Исключительная экономическая зона - это морское пространство шириной до 200 миль от берега.

Охрана территории, континентального шельфа и исключительной экон-кой зоны входит в ведение фед. властей. Они призваны обеспечивать территориальную целостность Федерации и ее субъектов. Режим границы РФ установлен Законом РФ о Гос. границах РФ от 1 апреля 1993 г., а также рядом других нормативных актов и международных договоров с сопредельными гос-вами.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 220.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...