Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Теория федерализма и ее значение для образования СССР как многонационального гос-ва.




Федерализм- принцип, доктрина, положенные в основу политико-территориального и национально- территориального устройства ряда современных государств. Федерализм выступает в виде совокупности способов, целей и задач, конституционно-правовых норм и принципов, направленных на установление пределов централизации и децентрализации властных и управленческих функций гос-ва и его субъектов путём разграничения предметов ведения и полномочий между ними, а также между их органами гос. власти.

Федерализм является, прежде всего, способом обеспечения и сохранения единства, территориальной целостности гос-ва, учёта и сочетания многообразных интересов гос-ва и его частей, их самоорганизации и саморегулирования, противостояния региональному и этническому обособлению.

По своим целям и задачам федерализм не замыкается на принципах устройства гос-ва, поскольку им охватывается значительно более широкий круг общественных связей и отношений, касающихся практики становления и функционирования гражданского общества, политической, экон-кой, социальной и иных систем. В сущности федерализм отражает стремление территориальных, этнических и иных сообществ к интеграции, взаимовыгодному сотрудничеству.

 Теория федерализма как совокупность теоретических знаний и представлений о федеративной форме гос. устройства призвана не только дать ответ на вопрос о том, что есть федерализм и федерация, но и на вопрос о причинах такой формы гос. устройства.

При образовании СССР не было какой-либо стройной концепции федерализма. Если СССР был федерацией, то почему в официальных документах, и прежде всего в К., это не нашло отражения? В то же время РСФСР в составе СССР- по сути своей унитарное гос-во- именовалось федерацией.

Созданный в 1922 г. СССР являл собой совершенно иное федеративное гос-во, ибо состоял из равных субъектов с правом выхода из федерации. Это объединение народов было тесно увязано с антидемократической сущностью тоталитарного гос-ва и являло собой фиктивную федерацию. Считалось, что субъекты федерации являются национальными по форме и социалистическими по содержанию, но главное звено реального управления, каковым была Коммунистическая партия, рассматривалось как сила интернациональная, что и превращало формально федеративное гос-во в фактически унитарное.

Унитаристское начало было слишком велико, административно-командные методы определяли направления всех видов гос-ной и хоз-ной деят-ти, тоталитарный режим не оставлял возможностей для развития демократических институтов, столь необходимых для нормального функционирования федеративной системы отношений. Известное ленинское положение о том, что партия все поправит, было тем политическим алгоритмом, который и определял унитарный по своей сути характер созданного гос-ва. Поэтому федерализм был только внешней его оболочкой и не являлся системообразующим принципом.

СССР обладал признаками федерации. 1) он был единым гос-вом, состоящим из нескольких гос. образований - союзных республик. 2) союзные республики имели собственную территорию, которая, хотя и чисто теоретически, не могла быть изменена без их согласия, свою конституцию, органы гос. власти. 3) несмотря на огромную власть федерального центра и широкую его компетенцию, в ведении субъектов Союза находился широкий круг вопросов, требующих учета национальных особенностей и конкретных нужд населения для их разрешения.

Самым заметным результатом такого устройства как СССР, так и РСФСР явился развившийся национализм, особенно опасный там, где он проявился в этнически смешанном обществе и на произвольно определенных территориях. Национальная государственность в таком обществе неизбежно порождала дискриминацию других национальностей, поскольку в руководящие органы назначались или «избирались» преимущественно лица титульной национальности.

Образование и развитие федерации в России. Основные модели ее федеративной организации.

Возникшая в результате победы Октябрьской революции Российская Советская Республика являлась унитарным гос-вом. Она была провозглашена в границах дореволюционной, царской России. Однако многонациональность России и провозглашение советской властью права наций на самоопределение активизировали тенденцию к распаду России, возникшую еще до Октября, когда усилилось национально-освободительное движение народов, разбуженных Февральской революцией 1917 г.

Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, принятая III Всероссийским съездом Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов в январе 1918 г., провозгласила Россию федерацией. Декларация провозгласила: "Советская Российская Республика учреждается на основе свободного союза свободных наций, как федерация советских национальных республик". Она предоставляла возможность рабочим и крестьянам каждой нации самостоятельно решить, желают ли они войти в состав РФ или нет, а если желают, то на каких основаниях. Это же положение содержалось и в резолюции "О федеральных учреждениях Российской Республики", которая также уточняла способ установления отношений между центральной властью и органами будущих республик.

Вскоре после Съезда началось практически формирование РФ, гос. строительство ее составных частей.

Принятая в июле 1918 г. К. РСФСРзакрепила федеративный принцип организации гос. единства РСФСР. К. РСФСР твердо определила форму федерации, складывающейся в России. РСФСР должна была стать федеративным гос-вом с автономными образованиями.

В первой половине 1918 г. основной и единственной формой автономии была автономная республика. Однако уже во второй половине 1918 г. создается новая форма автономии - трудовая коммуна, а с 1920 г. начинает широко применяться еще одна форма автономии - автономная область.

Высшей формой автономии была автономная республика, которая являлась гос-вом, имеющим свой гос. механизм, свою конституцию (или закон, выполняющий ее функции). В отличие от автономной республики автономные трудовые коммуны не имели атрибутов государственности. Аналогичный с трудовыми коммунами правовой статус имели и автономные области.

Вступление РСФСР в состав СССР совпало с завершением становления самой РФ. С 1923 г. начинается новый этап в развитии формы гос. единства Республики. Он прежде всего характеризуется изменением форм автономии. В 1923 г. упраздняются автономные трудовые коммуны. Обе существовавшие трудовые коммуны - немцев Поволжья и Карельская - преобразуются в автономные республики. Вскоре возникает новая форма автономии - национальный округ.

К. СССР 1924 г. предусмотрела необх-ть приведения союзными республиками своих конституций в соответствие с К. СССР.

Важным этапом в гос. строительстве РСФСР стало принятие 21 января 1937 г. новой К. РСФСР. Эта К. закрепила наличие в составе Федерации 17 автономных республик и 6 автономных областей, которые перечислялись в К., а также. После принятия К. РСФСР 1937 г. во всех автономных республиках были приняты конституции этих республик.

Конституция РСФСР 1978 г. вновь зафиксировала суверенный статус РСФСР и ее право свободного выхода из СССР. В соотв. с К. в составе РФ находились 16 автономных республик, 5 автономных областей и 10 автономных округов (так стали называться бывшие нац. округа), которые были перечислены в ней поименно.

Декларация "О гос. суверенитете РСФСР", принятая 12 июня 1990 г.первым Съездом народных депутатов РСФСР провозгласила гос.суверенитет РСФСР на всей ее тер-рии и заявила о решимости создать демократическое правовое гос-во в составе обновленного СССР.

Стремление всех союзных республик к независимости привело к трагедии - распаду СССР.

10 апреля 1992 г. в К. РФ был включен в качестве ее составной части Федеративный договор, подписанный его участниками 31 марта 1992 г. Договором признается суверенитет республик в составе РФ. Субъектами РФ были признаны также края, области, автономная область и автономные округа, города Москва и Санкт-Петербург. Существенно расширены права всех субъектов РФ. Договором предусмотрено разграничение предметов ведения и полномочий между фед. органами гос. власти и органами гос. власти республик, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области и автономных округов в составе РФ.

21 апреля 1992 г. шестой Съезд народных депутатов РФ своим Законом внес изменения в официальное название страны. Вместо РСФСР она стала называться "РФ - Россия"

Новая К. РФ, принятая 12 декабря 1993 г., закрепила федеративное устройство России в составе 89 субъектов, которыми были признаны республики в составе РФ, края, области, города фед. значения, автономная область и автономные округа и которые, как установлено в ст. 5 К., между собой равноправны во взаимоотношениях с федеральными органами гос. власти.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 270.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...